"Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов"

Павлова Августина Федоровна

Данная работа посвящена целенаправленному, методически - продуманному введению комплекса интегрированных физкультурных занятий с использованием стихотворного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx94.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сардана»

МО «Алданский район» РС (Я)

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

с использованием стихотворных текстов

Выполнила: Павлова Августина Федоровна

Инструктор по физической культуре

II квалификационной категории

с. Хатыстыр, 2015

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..………3

1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………...6

2. Средства, методы и форма работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………………………………………………………………...8

3. Стихотворные тексты как средство физического развития ДОО……………………………11

4. Работа инструктора с родителями……………………………………………………………..12

5. Экспериментальное исследование эффективности  физического развития детей старшего дошкольного возраста на основе стихотворного текста………………………………………..14

6. Система работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста...…….19

Вывод……………………………………………….........................................................................22

Заключение…………………………………………………………………………………………23

Использованная литература………………………………………………………………………24


Введение

Физическое развитие для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом развитии ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое развитие не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Также обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое развитие именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях определяет его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранении его здоровья. Как более  глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Учитывая, что дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений, и принимая во внимание огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребёнка я выбрала тему своей исследовательской работы: «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

с использования стихотворных текстов».

Цель работы:  разработка комплекса физкультурных занятий с использованием стихотворного текста.

Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:

1. Проанализировать специальную методическую литературу по данной теме;

2. Организовать интегрированные занятия для решения физического и речевого развития старших дошкольников;

3. Оценить эффективность разработанной методики развития физических данных старших дошкольников.

При подборе стихотворения  мы обратили внимание на следующее:

  1. Текст стихотворений должен быть высоко художественным;
  2. Текст стихотворений должен быть с четким  ритмом;
  3. Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом физкультурного занятия, с его программной задачей;
  4. Подбор стихотворных текстов должен опираться на ООП.

Объект исследования: процесс физического развития  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: эффективность физического развития на основе комплекса упражнений с использованием стихотворного текста.

Гипотеза исследования. Целенаправленное, методически – продуманное введение комплекса интегрированных физкультурных занятий с использованием стихотворного текста совершенствует и активизирует деятельность детей, формирует двигательное творчество.

 Теоретико-методическая база: Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия); Временный республиканский стандарт образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»; Физкультурный комплекс нормативов «КЭНЧЭЭРИ» Составители: В.П. Васильева, О.А. Уржумцева, А.В. Анахина, А.Н. Матвеева, Л.И. Павлова.

Методы исследования:

    Теоретические:

  • анализ педагогической литературы по теме исследования;
  • интерпретация литературных источников;
  • обобщение;

    Эмпирические:

  • наблюдение;
  • мониторинг;
  • беседа;
  • методы математической обработки данных исследования.

База исследования. МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр, Алданского района РС(Я)

Этапы исследования.

1. Изучение и обобщение учебной и научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с целью осознания актуальности проблемы данной темы.

2. Осуществление экспериментальной работы с целью выявления уровня физической подготовленности старших дошкольников.

3. Обобщение и интерпретация теоретического и практического исследования, выявление ценности проделанной работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Теоретическая значимость, научная новизна исследования.

1. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме физического развития старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности.

2. Разработан комплекс физкультурных занятий с использованием стихотворного текста.

Практическая значимость исследования.

1. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня физического развития старших дошкольников.

2. Предложена система проведения физкультурных занятий по народному календарю, разработаны конспекты их проведения.

3. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию стихотворных текстов для выполнения движений.

4. Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня физических развитий у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.

  1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста

Образовательные задачи физического развития детей дошкольного возраста – это формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, прыжки, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра, и  плавая дети знакомятся со свойствами воды.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Так, каждое мышечное движение характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров. Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать также и третий параметр – выносливость. Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает и улучшение координации вегетативных функций.

Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функций организма детей, обусловливающих улучшение показателей силы, скорости и выносливости, принадлежит нервной системе, и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях.

Итак, физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скорости и выносливости в детском возрасте разнообразны. Важное значение имеют условно-рефлекторные факторы.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим развитием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического развития (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

2. Средства, методы и форма работы по физическому развитию

детей дошкольного возраста в ДОО

К средствам физического развития относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Полноценное решение задач физического развития достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения - основное средство физического развития. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Классификация методов

Словесный метод.

Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

1. Объяснение

2. Пояснение

3. Указания

4. Подача команд, распоряжений, сигналов

5. Вопросы к детям

6. Образный сюжетный рассказ

7. Беседа

8. Словесная инструкция

Наглядный метод

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

1.Наглядно - зрительные приемы:

  • показ физических упражнений
  • использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
  • имитация (подражание)
  • зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)

2.Наглядно-слуховые приемы:

  • музыка, стихотворные произведения

3.Тактильно-мышечные приемы:

  • непосредственная помощь воспитателя

Практический метод

Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

  • Упражнения с опорой на стихотворное произведение
  • повторение упражнений без изменения и с изменениями
  • повторение упражнений в игровой форме
  • проведение упражнений в соревновательной форме.

В системе педагогических явлений физическое развитие имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое развитие осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма), оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:

  • телосложение;
  • основные функциональные параметры;
  • развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

При подборе методов, обеспечивающих наглядности обучения, необходимо руководствоваться сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающею мира. Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Так, если детям с высоким уровнем физической подготовленности для создания точных представлений о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низким уровнем физических возможностей необходим замедленный показ с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.

3. Стихотворные тексты как средство физического развития в ДОО

Дошкольники старшего возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Особенность дошкольника - стремление подражать. Он читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия.  Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать.

 Выразительное чтение инструктора вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

Литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (петушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.).

4. Работа инструктора с родителями

Перейдем к работе инструктора с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.

-Познакомить родителей с возрастными особенностями старших  дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

-Расширить их представления о детской литературе.

-Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно провести  лекцию «Возрастные особенности дошкольника», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Инструктор по физвоспитанию может прочитать родителям следующие лекции: «Литературно-физические игры в семейном кругу», «Читаем стишок и делаем зарядку вместе с ребенком» и др.  Может устроить семейный досуг «Рифмованная зарядка» где дети с родителями сочиняют стихи и делают зарядку по придуманным стихам. Одна семейная команда придумывает начало стихотворения, а другая продолжает ее и т.д. Особое внимание родителей следует обратить на необходимость руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд.

Для заучивания наизусть следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопереживать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

Заучивание наизусть, как правило, сопровождается демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин. В одних случаях наглядность используется для инсценировки стихотворения, в других она побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает, читая стихотворные строчки, и малыш, повторив их, без труда запоминает.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами различные виды театров с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или в перчаточном театре.

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего - и так до конца». Распределяя строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой -- короткие.

Структура занятий по пересказу художественных произведений имеет много общего с заучиванием наизусть. Сюда входят: чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части; чтение воспитателем после беседы; чтение стихотворения детьми.

Читая стихотворение самостоятельно, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Подсказать ему следует тихо, так, чтобы было слышно только рассказчику. Тогда для слушателей его чтение будет относительно плавным. Не следует требовать от детей громкого чтения. Нужно приучать их декламировать, не напрягая голоса, с естественными интонациями.

Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание - сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Практическое исследование эффективности использования комплекса занятий под стихотворения для развития физических качеств и чувства ритма. В результате проведения комплекса упражнений и подвижных игр сделан анализ исследовательской  работы.

   


  1. Экспериментальное исследование эффективности физического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием   стихотворного текста

В исследовательской работе было охвачено 10 детей старшей группы МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана» село Хатыстыр Алданского  района.

Цель: диагностика уровня физического развития детей дошкольного возраста.

В процессе диагностики физической подготовленности воспитанников детского сада, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, анализируем и обрабатываем полученные данные.

Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом:

К первой группе здоровья относятся здоровые дети и с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.

Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.

К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.

Таблица 1. Состав экспериментальной группы.

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Рост, см

Вес, кг

Группа здоровья

01

5

111

21,0

II

02

6

102

19,5

I

03

6

114

23,0

II

04

5

111

20,0

II

05

5

112

20,0

II

06

5

110

19,0

II

07

5

109,5

20,0

I

08

5

109

17,5

II

09

6

110,5

19,0

II

10

6

111

22,0

II

Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 102 до 114 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства.

Описание применяемого диагностического инструментария

Методы исследования, применяемые в работе по данному направлению:

1. Контрольные испытания (тесты)

2. Педагогическое исследование

Успешное решение задач развития физических качеств во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств. В своём педагогическом исследовании мы выявили степень физического состояния дошкольников

Контрольные испытания (тесты).

Физическая подготовленность детей оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) мальчики, Поднимание туловища из и.п. лежа на спине (количество) девочки. Метание мешочков (200гр) на дальность правой и левой рукой. Метание набивного мешочка (1кг.)  на дальность, стоя из-за головы. Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки – Таблица 2.

Критерии и минимальные требования физической подготовленности детей дошкольного возраста

Таблица 2 – Оценочная шкала физической подготовки детей дошкольного возраста:

Физические способности

Контрольные упражнения

5-6

м

д

Скоростные

Бег

20 м. (сек)

7,0

7,5

30 м. (сек)

-

-

Координационные

Челночный бег, 3X10 (сек)

13,0

14,0

Скоростно-силовые

Прыжок с места в длину (см)

90

85

Прыжок с разбега в высоту (см)

40

35

Метание на дальность набивного мяча –

 1 кг (м)

1,0

0,9

Метание мешочка с песком (200 гр) на

дальность (м):

Левой

2,5

2,0

Правой

2,0

1,8

Гибкость

Наклон вперед из и.п. стоя

Пальцы

Кулак

Кисти

Силовые

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество)

2

-

Поднимание туловища из и.п. лежа на спине (количество)

-

2

Выносливость

Бег (без учета времени)

300 м

Ходьба на лыжах (без учета времени)

600 м

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

Результат контрольных тестов до начала педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.

По данным диагностики 10 детей за предыдущий 2012-2013 учебный год нами были выявлены следующие показатели по физическому воспитанию на сентябрь месяц: Высокий показатель – 8%; средний показатель – 25%; низкий показатель – 67%.

А в конце учебного года высокий показатель – 36%; средний показатель – 29%; низкий показатель – 35%.

Для улучшения физических показателей здоровья и физических качеств детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны физкультурные занятия с применением стихотворных текстов и использованы в экспериментальной группе.

Таблица 3 - Экспериментальная группа в начале учебного года на 2013-2014г.г.

Фамилия, имя  ребенка

Бег на скорость

20м (сек)

Челночный бег 3х10 (сек)

Прыжок с места в длину (см)

Метание правой рукой  наб. мешочка  200 гр. м/см

Метание правой рукой  наб. мешочка  200гр. м/см

Бросок набивного мешочкаиз-за головы стоя

Динамометр кистевой

Гибкость (пальцы, кулак, ладонь)

Правая

Левая

01

6,8

12,6

61

3,16

2,08

1,24

2

1

пальцы

02

7,4

13,1

65

3,28

1,26

1,11

2,5

2

пальцы

03

6,9

12,3

75

4,17

3,21

1,68

3

3

кулак

04

6,3

12,0

78

4,34

2,88

3,35

2

3,5

пальцы

05

6,6

12,3

80

3,81

3,54

2,66

2,5

2,5

пальцы

06

6,8

12,7

59

2,90

2,67

1,47

1

1

пальцы

07

7,1

14,0

68

5,13

3,68

2,12

3,5

3

кулак

08

7,3

13,6

63

3,18

3,43

2,69

3

2,5

кулак

09

6,2

12,0

83

5,92

4,65

3,86

3,5

3,0

кулак

10

7,7

14,8

62

2,76

3,82

2,33

2,5

2,5

пальцы

По результатам сдачи нормативов физкультурного комплекса  «КЭНЧЭЭРИ» были выявлены следующие результаты:

Сентябрь 2013г    

Высокий уровень – 14%; Средний уровень – 34%; Низкий уровень – 52%

Таблица 4 -  Экспериментальная группа в конце учебного года

 на 2013-2014г.г.

Фамилия, имя  ребенка

Бег на скорость

20м (сек)

Челночный бег 3х10 (сек)

Прыжок с места в длину (см)

Метание правой рукой  наб. мешочка  200 гр. м/см

Метание правой рукой  наб. мешочка  200гр. м/см

Бросок набивного мешочкаиз-за головы стоя

Динамометр кистевой

Гибкость (пальцы, кулак, ладонь)

Правая

Левая

01

5,9

11,6

87

5,19

3,14

3,17

5

4

кулак

02

5,9

10,9

74

4,08

3,36

3,65

4,5

4

ладонь

03

5,7

11,3

1,11

7,44

5,18

4,32

6,5

5

ладонь

04

5,4

10,8

1,09

6,32

7,53

4,26

4,5

7

кулак

05

5,3

10,9

1,23

6,64

4,22

3,98

5

3

кулак

06

5,6

12,3

98

4,72

4,05

2,96

3,5

3,5

кулак

07

5,6

12,5

1,05

6,83

6,07

4,10

5

3,5

ладонь

08

6,0

12,0

84

5,53

5,28

3,26

5

4

ладонь

09

5,5

10,7

1,18

10,73

5,82

5,32

6

5

ладонь

10

6,3

12,9

93

4,36

5,12

2,86

4,5

4

кулак

По результатам сдачи нормативов физкультурного комплекса «КЭНЧЭЭРИ»       были выявлены следующие результаты:

Высокий уровень – 51%; Средний уровень – 33%; Низкий уровень – 16%.

Причины повышения показателей:

- за счет естественного роста;

- за счет целенаправленной системы физического воспитания;

- за счет применения художественных стихотворных текстов в разных частях  физкультурных занятий.

  1.  Система работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Цель формирующего этапа: повышение уровня физического развития детей путем введения комплекса физкультурных занятий на основе стихотворного текста.

Занятия проводились 1 раз в месяц; продолжительность каждого занятия -25 минут.

Цели занятий: использование стихотворных текстов в двигательной деятельности для развития общей моторики и координации движений.

Задачи занятий:

  • развитие общей моторики;
  • пространственной ориентации;
  • физиологического дыхания;
  • координации движений со стихотворным текстом.          

Занятия проводились на базе МБДОУ ДС КВ «Сардана» в течение 2013-2014 учебного года. Данное дошкольное учреждение не имеет отдельного от группы физкультурного зала. Физкультурные занятия проводятся в группе (В ограниченном пространстве).

Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей старшей группы были разработаны физкультурные  занятия по сюжету стихотворных текстов «Хитрые старушки» Э.Э.Мошковской  и «Алданский сияющий иней…» Э.Багрицкого. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Хитрые старушки» Э.Э. Мошковской применяются упражнения дыхательной гимнастики «и охать понарошку», упражнения для глаз «А сами только ждут, Когда же все уйдут!»; общеразвивающие упражнения «Наверное у старушек полным – полно игрушек! Матрешек, и петрушек»» и др., подвижные игры  «Кто больше соберет клубки  хитрых старушек», игра малой подвижности «Хитрые старушки припрятали игрушки» и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея сюжетного занятия в принципе не новая. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке комплекса сюжетных занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разработанный нами комплекс физкультурных занятий с использованием стихотворных текстов направлен на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей, подбор стихотворных текстов ведётся с учетом ООП. Для решения поставленных задач используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (они представлены в приложении), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 5 до 6 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен, но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям некоторых валеологов, упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

На занятии используется музыка. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий. Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 недель, что обосновывается результатами исследований на применение коротких тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.

Вывод

В результате практического исследования эффективности использования комплекса занятий под стихотворения для развития физических качеств и чувства ритма можно сделать следующие выводы:

  1. Целенаправленное, методически – продуманное введение комплекса физкультурных занятий на основе стихотворного текста совершенствует и активизирует деятельность детей, формирует двигательное творчество.
  2.   Использование стихотворного текста способствует формированию пытливого ума ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким.

Таким образом, цель нашего исследования - повышение уровня физического развития детей путем введения комплекса физкультурных занятий с использованием стихотворного текста достигнута.

 

         


Заключение

Физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.

Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.

По новым федеральным государственным образовательным стандартам физическое развитие включает   приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, и практического применения, мы выделили для себя, один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективных, метод применения литературных текстов на физкультурных занятиях для развития физических качеств в интеграции образовательных областей (физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое) в процессе физической подготовки детей. Речевое сопровождение стихотворного текста может произноситься только взрослым,  и с детьми.

Таким образом, можно сказать, что занятия по развитию физической культуры детей старшего дошкольного возраста будут более интересными и эффективными, если на физкультурных занятиях использовать стихотворные тексты.

Список литературы

  1. Алданский улус: История. Культура. Фольклор. Ин-т гуманит. исслед. АН РС(Я) С. Е Никитина  - Якутск: Бичик, 2004.-280 с
  2. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
  3. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
  4. Васильева В.П., Уржумцева О.А., Анахина А.В., Матвеева А.Н., Павлова Л.И. Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия);
  5. Васильева В.П., Уржумцева О.А., Анахина А.В., Матвеева А.Н., Павлова Л.И. Временный республиканский стандарт образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»;
  6. Васильева В.П., Уржумцева О.А., Анахина А.В., Матвеева А.Н., Павлова Л.И. Физкультурный комплекс нормативов «КЭНЧЭЭРИ»
  7. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.
  8. Гербова В.В., Н.П. Ильчук Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5 – 7 лет – М.: Оникс – XXI век, 2005.
  9. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
  10. Кэскил: Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго хомуурунньук / А.А.Егорова, М.П.Захарова – Дьокуускай: Бичик, 2002. – 168 с.
  11. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.
  12. Лучшая книга для чтения от 3 до 6 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 160 с.
  13. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: и
  14. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.