Внеклассное мероприятие по краеведению "С малой Родины моей начинается Россия"
Общешкольное мероприятие по краеведению
Тема: «С малой Родины моей начинается Россия».
Цель: Формировать понятие малой Родины.
Задачи: Ознакомить учащихся с историей родного город; расширение зоны активного познания родного края; воспитание уважения к истории родного края.
Ход мероприятия.
Звучит тихая музыка песни «С чего начинается Родина?»
В-й 1: С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается,
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях,
Врагу никогда не отнять.
В-й 2: С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь растёт.
А может она начинается,
С весенней запевки скворца?
И с этой дороги просёлочной
Которой не видно конца.
В-й 1: Волею судьбы, мы с вами живём в самой красивой, самой богатой, самой доброй стране на свете. На её долю выпало немало испытаний, горя, бед.
В-й 2: Ребята, как называется наша страна?
Ответы детей.
В-й 1 вывешивает на доске название «РОССИЯ»
В-й 1: Среди просторов России есть край, где ты родился и вырос, где находится твой родной дом, твоя родная земля. Сегодняшнее мероприятие посвящается нашей с вами малой Родине и называется: «С малой Родины моей начинается Россия».
В-й 2 вывешивает на доске название мероприятия.
В-й 2: Ребята, как называется область, в которой мы живём?
Ответы детей.
В-й 1 вывешивает на доске название « Брянская область».
В-й 1: Как называется наш городок?
Ответы детей.
В-й 2 вывешивает на доске название города « Город Севск».
Слайд1
Чтение стихотворения о Севске учащимися.
В плеяде древних городов
Хранивших Родину, столицу,
Ты Севск, веками от врагов
Стерёг опасную границу.
Ты грозной крепостью стоял
У Поля Дикого когда-то,
Татарских ханов отражал
И злобой накалённый Запад.
Текла здесь за свободу кровь,
Клубился дым пожаров смрадный,
Но ты вставал из пепла вновь
И бил врагов страны нещадно.
В-й 2: Ребята, посмотрите ещё раз на карту Брянской области, наш городок на ней отмечен одной маленькой точкой.
Показывает на карте Брянской области Севск.
В-й 1: …Здесь природы родимой дыханье,
Колосятся хлебами поля.
И под звонкое птиц щебетанье
Вековые растут тополя.
Хоровод русской берёзки.
В-й 2: Наш город необыкновенный. Его история насчитывает более 860 лет. Возникший на южных рубежах русской Земли Севск долгое время являлся городом-воином.
В-й 1Он веками нёс нелёгкую ратную службу, боролся с многочисленными внешними врагами.
В-й 2: Так как Севск долгое время был военным городком, в нём проживало очень много служилых людей. Так вот , места, где они проживали до сих пор, сохранили свои названия.
В-й 1: Ребята, кто может назвать эти места?
Ответы детей.
- Пушкарная слобода – проживали пушкари.
- Стрелецкая слобода - проживали стрельцы.
- Казацкая слобода - проживали казаки.
- Солдатская слобода - проживали солдаты.
В-й 2: Ребята, поднимите руку те, кто проживает в пушкарной слободе ( стрелецкой, казацкой, солдатской )?
В-й 1: Севск, как и многие старинные города России, имеет свой герб.
- обращает внимание детей на изображение герба.
Слайд 2
На нём изображён Золотой ржаной сноп на зелёной земле и синее поле.
В-й 2: Герб свидетельствовал об основных продуктах торговли на севских ярмарках- зерно и хлеб.
В-й 1: Издревле Савские земли славились обильными разнотравными пастбищами, плодородными полями. НО всё же главное богатство нашего района – это лес.
В-й 2: Ребята, какие деревья растут в наших лесах?
-Дети по изображению называют вид дерева.
В-й 1: Ребята, чем ещё богаты наши леса?
- Ответы детей ( ягодами, грибами, насекомыми, птицами, животными).
В-й 2: Какие животные , живут в наших лесах, мы узнаем , отгадав загадки.
1.Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки
Кто мы – лисы или ……( волки).
2.Всех зверей она хитрей.
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост – её краса
Это хитрая…….( лиса).
3.Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней прогрызает
Шелуху на снег бросает?( белка).
4.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета ( заяц).
5.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко ( лось).
6.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке ледяной ( медведь)
7.Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот
Вот чистюля-то …….( енот).
8.Ветки носят. Глину роют.
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут ( бобры).
В-й 1: Ребята, вы наверное, обратили своё внимание на выставку, оформленную на сцене. Здесь находятся предметы быта сельских жителей севского района, а также работы народных умельцев (вышивальщиц, вязальщиц, ткачих).
В-й 2: Названия многих вы знаете, но к сожалению, названия некоторых устарели и вышли из употребления. Я хочу предложить вам игру «Угадайка».
Я вам буду показывать предмет, а вы, из предложенных вариантов названий попытаетесь выбрать правильный.
- Полотнище на пол для прохода (половик).
- Железный костыль, для мешанья в печи, сгребанья жара (кочерга).
- Горшок для варки и других нужд (чугунок).
- Железные вилы, которыми ставят в печь и достают горшки (ухват).
- Предмет, которым на плече носят пару вёдер (коромысло).
Ведущие по очереди показывают предметы, а дети подбирают их названия.
В-й 1: В работе, в горе, в радости – всегда с людьми были песни, которые складывал сам народ.
- Исполнение русской народной песни.
В-й 2: В 19 веке Севск был важным центром хозяйственной жизни России. Об этом говорит тот факт, что здесь находилась одна из первых в России красильная фабрика местного купца Л.Н. Зайцева.
В-й 1: А также здесь находились кожевенные, маслобойные, мыловаренные, клеевые, мукомольные, свечные, пенькотрепальные, кирпичные заводы, не считая кустарно-ремесленных мастерских.
В-й 2: Здесь еженедельно проводились базары, а дважды в год – довольно крупные ярмарки на которые приезжали люди со всей округи: кто продать свой товар, кто купить.
В-й 1: В настоящее время в Севском районе насчитывается 82 населённых пункта.
- Ведущий обращает внимание на карту Севского района.
В-й 2: Какие деревни и сёла Севского района вы знаете?
- Ответы детей.
В-й 1: Особенно велика была роль Севска в духовно- религиозной жизни. В городе до 1917 года находилось 13 действующих храмов. После октябрьского переворота постепенно закрываются 10, часть из них уничтожается.
- Чтение стихотворения « Колокола».
Жива святая Русь,
Жива Россия!
Горят, её сверкают купола.
От моря и до моря с новой силой,
Звонят, звонят, звонят её колокола,
И кланяясь её малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
Молись за Русь,
Пока горит свеча
Пока колокола звонят повсюду.
- Звучит Рождественский тропарь. Горит свеча.
В-й 2: В настоящее время в Севске действуют 2 монастыря:-
Крестовоздвиженский женский монастырь;
- Троицкий мужской монастырь.
И 2 приходских храма:
- Храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла;
- Храм в честь Вознесения Господня.
- Сообщение сопровождается показом.
Слайды 3,4,5,6
В-й 1: Ребята , наша школа также находится на территории бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Слайд 7
В-й 2: Душа народа, его талант и мастерство живут в старинных праздниках и обрядах, каждый из них отмечается по особенному, посвящается какому-то определённому событию или дате.
В-й 1: Но самым традиционным, желанным, любимым стал праздник «Севская частушка», который был рождён в 1989 году в память собирательницы Севского фольклора, устного народного творчества Ольги Андреевны Славяниной.
В-й 2: Ежегодно, летом, проходит этот праздник.
В-й 1: Ребята, где чаще всего проходит этот праздник?
Слайд 8
- Ответы детей.
Чтение стихотворения «Городок».
Озорных частушек пенье раздаётся с Городка,
Куда влечёт меня веселье всякий раз как земляка.
Раззелёная поляна и гармонь во всю – пляши!
Разудалая «малява» завлекает- поспеши.
В сарафанах разодеты, плывут девушки « гуськом»
И поют свои куплеты с бородатым мужиком
Гармонист играет рьяно. Сам выходит в круг-гляди!
Не робей моя беляна, на подмогу выходи.
-Исполнение частушек-веселушек.
Говорят, что без гармошки
Нет и жизни никакой,
Мы частушки-веселушки
Пропоём со всей душой.
Если б не было воды
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Меня мама родила
И в пелёночку свила
Руки, ноги завязала,
Чтоб танцоркой не была.
А мне мама говорит,
Что за танцы будет бить,
Мама милая моя
Ноги пляшут, а не я,
Ставьте ушки на макушке,
Слушай рот не разевай,
Или пой со мной частушки,
Или просто подпевай.
Мы частушки вам пропели
Так скажите ж от души,
Хороши частушки наши ,
И мы тоже хороши.
В-й 2: В народе говорят «КОНЕЦ-ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ»
Но прежде, чем закончить наше мероприятие я хочу вам пожелать: « Любите свой край, гордитесь им, его историей, его природой, его людьми».
В-й 1: Помните! Что без любви к своей маленькой Родине- Севскому краю- нет любви к большой Родине-России.
А если мы будем любить нашу Родину, то сможем сделать её богаче и счастливее.
В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля-своя,
В родных местах и солнце ярко светит,
И серебристый голос у ручья.
В-й 2: В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз стройнее и прямее,
И разноцветней радуги дуга.
В-й 1: В родных местах на капельках росинок,
Горят зари весёлой огоньки.
В родных местах всё лучше и красивей-
От звёзд ночных до утренней зари.