Анализ состояния педагогической деятельности учителя швейного дела Казаковой Г.И.

Казакова Галина Ивановна

Анализ состояния педагогической деятельности

учителя швейного дела

ГБС (К) ОУ «Севская школа – интернат  VIII вида»

 Казаковой Галины Ивановны.

 

                                           «Если учитель имеет только любовь к делу, он

будет хороший учитель. Если он имеет только

любовь к ученику, как отец, мать, он будет

лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам

                     Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу

    и к ученикам, он — совершенный учитель»

Л. Н. Толстой

 

Полностью согласна со словами Льва Николаевича, главное качество у учителя - это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Отсюда  в моем сознании постепенно вырисовывается модель  значимых качеств учителя: ум, культура, знание, эрудиция, дисциплинированность, коммуникативность, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, активность, креативность, любовь к детям, профессионализм, благородство.

То, что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Ты сама выбрала эту дорогу, иди по ней с уверенностью, не хнычь и не жалуйся».

И все-таки как бы ни была трудна моя профессия, мне в школе хорошо: нра­вится объяснять, учить, видеть заинтересованные глаза ребят, получать радость от общения с детьми и коллегами. Временные неудачи меня не смущают, я стараюсь увидеть дальнейшую перспективу в своей работе.

       За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических условий, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

       Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции деятельности.

       Основной целью моей педагогической деятельности при обучении учащихся швейному делу является -   подготовка к трудовой деятельности учащихся с ОВЗ, всестороннее развитие личности, приводящее к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути, трудовому самоопределению,  которая согласуется с целями образовательного учреждения.

Достижению данной цели способствует  решение  следующих задач:

§  формирование устойчивой профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

§  коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений средствами включения в трудовую деятельность, систему трудовых отношений, общечеловеческих норм и ценностей;

§  обеспечение практической и социально-психологической готовности к труду

 (с учетом современной социально-экономической ситуации в стране);

§  выявление и развитие задатков, способностей и возможностей (на основе оценки состояния здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза);

§  создание условий для освоения социального опыта, самовыражения, самопознания, трудового самоопределения.

      Программы профессионально-трудового обучения  построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.

      Рабочая программа  по швейному делу для учащихся  5-9 классов коррекционной школы составлена мной  на  основе  Программы специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2011 г., автор Иноземцева  Л.С.,  которая определена государственным образовательным стандартом общего образования, утверждённым в 2004 г.

     Данная программа учитывает особенности психофизического развития и ин­дивидуальные возможности  воспитанников с отклонениями в развитии.     

      Рабочая программа рассчитана на 5 летний срок обучения и предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией  по профессии швея – мотористка женской и детской одежды.

    Принципы отбора содержания учебного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас­тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного про­цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль­ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка­честв, в том числе гражданственности, толерантности.

   Таким образом, рабочая программа по швейному делу направлена на  воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания,  использования дидактического  и наглядного материала.

Поэтому мне бы хотелось дать краткое описание форм и методов, применяемых мною в педагогической деятельности:

 - методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

 

- методы демонстраций, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления (демонстрация приемов работы, показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ видеофильмов, анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы);

 

- методы практической работы учащихся, в которых источником ЗУН для учащихся являются практические действия: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся.

 

         Решающим педагогическим условием по коррекции нарушений у  обучающихся является выбор технологии обучения.

 

Педагогическая  технологияспециальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. В обучении учащихся швейному делу я использую как традиционные, так и инновационные педагогические технологии.

Традиционная педагогическая технология подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.

Основными принципами традиционной педагогической технологии являются:

·  научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

· природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);

· последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

· доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

· прочность (повторение - мать учения);

· сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

· наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);

· связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);

· учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  

      Среди современных  технологий предпочтение отдаю технологиям  дифференцированного ( разноуровневого) обучения,  здоровьесберегающим  технологиям,  технологиям интегрированного обучения, игровым технологиям, информационно – коммуникационным технологиям.

      Структура и содержание трудовой подготовки  в образовательных учреждениях VIII вида должны быть дифференцированы в зависимости от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. Поэтому в своей педагогической практике использую технологию дифференцированного

( разноуровневого) обучения. В начале каждого учебного года я делю детей на три группы с учетом их индивидуальных особенностей:

I группа – учащиеся наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения, задания выполняют самостоятельно, им доступен некоторый уровень обобщения, при выполнении сложных заданий требуется помощь («сильные» дети)

II группа – учащиеся достаточно успешно обучаются; в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся I группы, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, без помощи элементарные выводы и обобщения не делают («средние» дети)

III группа – учащиеся с трудом усваивают программу, нуждаются в разнообразных видах помощи, овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в выполнении большего количества упражнений, в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле («слабые»).

    Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты контрольных и самостоятельных работ учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.  

  Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять.

 В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем  уровням.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с    практическим  заданием слабым.

        Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках «Швейное дело» позволило мне разнообразить формы и методы работы с учащимися, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования учащихся.

Наиболее продуктивными методами коррекционно-развивающей деятельности по отношению к данной педагогической ситуации были индивидуальные задания по выбору, создание ситуации успеха, моделирование занимательных ситуаций. Эффективность выбранной педагогической стратегии и  используемых при её реализации  методов достигалась рядом педагогических условий:

- учёт психологического состояния и уровня работоспособности ребенка;

-содержание учебного материала и учебная нагрузка индивидуализированы с уровнем ЗУН и психологической готовностью их выполнять;

-постепенное педагогически обоснованное повышение требований к учебной деятельности ребенка;

-разноплановостью приемов педагогической поддержки его позитивных устремлений и мягкой корректировки его негативных установок;

-обращение к субъективному опыту ребенка и развитие на его основе личностных качеств (самостоятельность, ответственность, целеустремленность).

         Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни .

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

      В целях реализации здоровьесберегающих  технологий  оборудовала  учебную мастерскую  в соответствии с требованиями СанПиНа.    Осуществляю  постоянный   контроль  за  соблюдением  правил    безопасной работы  в  швейной  мастерской  при  работе с  ножницами,  иглами,  утюгом, на швейной машине.    Организую  регулярные уборки  и проветривание мастерской.  Владею  информацией о состоянии здоровья учащихся. Контролирую  осанку       учащихся,  ввожу  динамические паузы.        Использую различные виды деятельности для предупреждения утомляемости (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз),         дозирую   нагрузку  в  соответствии  с  возрастными   особенностями   учащихся,      индивидуально – психологическими  и  физическими  данными каждого ребенка. Технологии  обучения здоровому образу жизни я организую через самомассаж,  точечный массаж, коммуникативные игры, проблемно-игровые игротренинги   и игротерапию. Коррекционные технологии  реализую через сказкотерапию и  технологию коррекции поведения.

Использование данной технологии дает положительный результат.  Дети меньше устают на уроках,  повышается продуктивность их деятельности.

      В своей работе я применяю, где это возможно, интегрированное обучение.    Интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Для проведения интегрированных уроков я выдвигаю следующие аргументы:

- возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;

- широкая возможность для развития речи учащихся, расширения их кругозора;

- повышения мотивации учащихся, их желания учиться.

Кроме того, такие уроки  создают условия для сохранности здоровья за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.

           Технологию игровых методов использую в обучении в виде сюжетно-ролевых, деловых и других  обучающих игр,       позволяющих повышать кругозор, развивать    познавательную  деятельность,  формировать  определенные  умения и  навыки,     необходимые  в  практической  деятельности,  развитии общеучебных знаний.  Провожу открытые уроки с применением сюжетно-ролевых игр.

             Информационно-коммуникационную технологию  использую в целях   дать детям больший объем  знаний,  разнообразить  учебный  материал, внести изюминку, повысить интерес обучающихся к предмету.    

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
 Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Спектр использования компьютера в обучении швейному делу очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное  средство преподавания предмета.
Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся  с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении  эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
- проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и  оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;      
- проводить словарную работу,  как способ  осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми  на каждом этапе урока технологии.
Так в подготовительную часть урока включаются  коррекционные упражнения, которые демонстрируются  с использованием мультимедиа.
В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются  ребусы, кроссворды, анаграммы,  которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятие, зрительную память, цветовое восприятие.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Машиноведение», «Материаловедение»,  и др. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний.  При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме.
С использованием  компьютерных презентаций улучшается качество преподавания  теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и  креативные  учительские задумки.
В связи с появлением  и использованием  в кабинете швейного дела компьютерных  технологий повышается  интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и  у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу.
Преподавание большинства  материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы  по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном,  ткацком  и швейном  производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично  расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного  материала.
Новые технологии позволяют  моделировать различные ситуации, что  ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих  способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.
Интерес, вызванный современными средствами обучения,  снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные  учебные пособия, используются:
- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;
- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.

Для диагностики уровня знаний, в форме разноуровневого тестирования проводятся контрольные срезы по  пройденным темам.
Такое применение компьютера ни в коей мере  не отменяет личностно-ориентированного подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции.
            Применение указанных технологий позволяет сделать уроки более насыщенными, интересными. Это приводит к тому, что дети выбирают швейное дело  как самый любимый предмет в школе.

          Для того, чтобы постоянно находиться в курсе изменений и нововведений, происходящих в образовании  стремлюсь совершенствовать свой профессиональный уровень средством самообразования.  Самообразование  осуществляю по плану: изучение сборника нормативных документов по математике Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ по технологии; изучение методической копилки; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Школа и производство» и газеты « Первое сентября»; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое информирование материалами сайтов школы.

Второй год я работаю по теме самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках швейного дела». Изучение данной темы позволило мне теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей  школьников в процессе обучения швейному делу.

Успешному усвоению программного материала способствует современно оборудованная мастерская, в которой дети чувствуют себя комфортно, с удовольствием в ней занимаются. Систематически уделяю внимание эстетике кабинета и созданию творческой лаборатории, которая постоянно пополняется и обновляется учебным и дидактическим материалом с учетом содержания образовательной программы и возраста воспитанников. Создана и систематизирована база дидактического материала, наглядные пособия систематизируются по разделам программы и используются на различных этапах обучения (при объяснении нового материала, на этапах закрепления и повторения).


Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они были интересны по содержанию, эффективны, оснащались инструкционными технологическими картами, дидактическим материалом, образцами работ, что помогает учащимся активно включаться в учебную деятельность. На уроках использую межпредметные связи, провожу индивидуальную и дифференцированную работу с детьми, расширяю и обогащаю их активный словарь, учу трудолюбию и настойчивости. Регулярно обсуждаю совместно с детьми рабочие ситуации, оставляя за учениками право, самостоятельно принимать решения, создаю условия для развития общей культуры личности.
В процессе урока развиваю и корригирую основные психические функции воспитанников, создаю коррекционную направленность уроков. При выполнении практических заданий в группах и звеньях комплектую их так, чтобы занятия проходили с наибольшей отдачей и оптимальной нагрузкой на ученика. Для этого формирую подгруппы в зависимости от интеллектуальных особенностей и возможностей учащихся. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни.
       С целью повышения мотивации к изучению предмета большое внимание уделяю внеурочной деятельности учащихся.  Ежегодно творческие работы ребят участвуют в школьных и районных выставках и становятся их лауреатами.
      С целью повышения квалификации в 2012 г. проходила обучение по модульным программам  повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений  и психолого-медико-педагогических комиссий, организованное  специалистами Научно – образовательного  центра «Социальная защита детей и молодёжи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова.    
     С 2009 года  являюсь руководителем  школьного методического объединения  учителей профессионально-трудового обучения.  Принимаю активное участие в работе  педагогических советов, психолого – педагогических семинарах.
  Мои  ученики  показывают  стабильные  результаты  освоения образовательной программы,  которые представлены в следующей таблице  ( в динамике за 3 года).

 

    Год

обучения

       Класс

в  % к количеству обучаемых

     Процент успеваемости

Процент качества знаний

     Отлично

      Хорошо

 

Удовлетв.

2010 -

2011

 

5

40

20

40

100

80

6

40

40

20

100

76

7

50

25

25

100

85

8

25

50

25

100

80

9

25

25

50

100

75

2011-

2012

5

25

50

25

100

80

6

40

20

40

100

80

7

20

40

40

100

76

8

50

25

25

100

85

9

25

50

25

100

80

2012- 2013

5

-

50

50

100

70

6

25

50

25

100

80

7

40

20

40

100

80

8

20

40

40

100

76

9

50

25

25

100

85

 

 

Моя работа отмечена грамотами учреждения,  районного отдела образования и департамента образования и науки Брянской области.

 

Учитель  швейного дела  - Казакова Г.И.