Анализ состояния педагогической деятельности учителя швейного дела Казаковой Г.И.
Анализ состояния педагогической деятельности
учителя швейного дела
ГБС (К) ОУ «Севская школа – интернат VIII вида»
Казаковой Галины Ивановны.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если он имеет только
любовь к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам
Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу
и к ученикам, он — совершенный учитель»
Л. Н. Толстой
Полностью согласна со словами Льва Николаевича, главное качество у учителя - это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Отсюда в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя: ум, культура, знание, эрудиция, дисциплинированность, коммуникативность, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, активность, креативность, любовь к детям, профессионализм, благородство.
То, что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Ты сама выбрала эту дорогу, иди по ней с уверенностью, не хнычь и не жалуйся».
И все-таки как бы ни была трудна моя профессия, мне в школе хорошо: нравится объяснять, учить, видеть заинтересованные глаза ребят, получать радость от общения с детьми и коллегами. Временные неудачи меня не смущают, я стараюсь увидеть дальнейшую перспективу в своей работе.
За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических условий, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции деятельности.
Основной целью моей педагогической деятельности при обучении учащихся швейному делу является - подготовка к трудовой деятельности учащихся с ОВЗ, всестороннее развитие личности, приводящее к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути, трудовому самоопределению, которая согласуется с целями образовательного учреждения.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
§ формирование устойчивой профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
§ коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений средствами включения в трудовую деятельность, систему трудовых отношений, общечеловеческих норм и ценностей;
§ обеспечение практической и социально-психологической готовности к труду
(с учетом современной социально-экономической ситуации в стране);
§ выявление и развитие задатков, способностей и возможностей (на основе оценки состояния здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза);
§ создание условий для освоения социального опыта, самовыражения, самопознания, трудового самоопределения.
Программы профессионально-трудового обучения построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5-9 классов коррекционной школы составлена мной на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2011 г., автор Иноземцева Л.С., которая определена государственным образовательным стандартом общего образования, утверждённым в 2004 г.
Данная программа учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников с отклонениями в развитии.
Рабочая программа рассчитана на 5 летний срок обучения и предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды.
Принципы отбора содержания учебного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Таким образом, рабочая программа по швейному делу направлена на воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания, использования дидактического и наглядного материала.
Поэтому мне бы хотелось дать краткое описание форм и методов, применяемых мною в педагогической деятельности:
- методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- методы демонстраций, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления (демонстрация приемов работы, показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ видеофильмов, анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы);
- методы практической работы учащихся, в которых источником ЗУН для учащихся являются практические действия: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся.
Решающим педагогическим условием по коррекции нарушений у обучающихся является выбор технологии обучения.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. В обучении учащихся швейному делу я использую как традиционные, так и инновационные педагогические технологии.
Традиционная педагогическая технология подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.
Основными принципами традиционной педагогической технологии являются:
· научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
· природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
· последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
· доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
· прочность (повторение - мать учения);
· сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
· наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
· связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
· учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Среди современных технологий предпочтение отдаю технологиям дифференцированного ( разноуровневого) обучения, здоровьесберегающим технологиям, технологиям интегрированного обучения, игровым технологиям, информационно – коммуникационным технологиям.
Структура и содержание трудовой подготовки в образовательных учреждениях VIII вида должны быть дифференцированы в зависимости от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. Поэтому в своей педагогической практике использую технологию дифференцированного
( разноуровневого) обучения. В начале каждого учебного года я делю детей на три группы с учетом их индивидуальных особенностей:
I группа – учащиеся наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения, задания выполняют самостоятельно, им доступен некоторый уровень обобщения, при выполнении сложных заданий требуется помощь («сильные» дети)
II группа – учащиеся достаточно успешно обучаются; в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся I группы, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, без помощи элементарные выводы и обобщения не делают («средние» дети)
III группа – учащиеся с трудом усваивают программу, нуждаются в разнообразных видах помощи, овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в выполнении большего количества упражнений, в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле («слабые»).
Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты контрольных и самостоятельных работ учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках «Швейное дело» позволило мне разнообразить формы и методы работы с учащимися, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования учащихся.
Наиболее продуктивными методами коррекционно-развивающей деятельности по отношению к данной педагогической ситуации были индивидуальные задания по выбору, создание ситуации успеха, моделирование занимательных ситуаций. Эффективность выбранной педагогической стратегии и используемых при её реализации методов достигалась рядом педагогических условий:
- учёт психологического состояния и уровня работоспособности ребенка;
-содержание учебного материала и учебная нагрузка индивидуализированы с уровнем ЗУН и психологической готовностью их выполнять;
-постепенное педагогически обоснованное повышение требований к учебной деятельности ребенка;
-разноплановостью приемов педагогической поддержки его позитивных устремлений и мягкой корректировки его негативных установок;
-обращение к субъективному опыту ребенка и развитие на его основе личностных качеств (самостоятельность, ответственность, целеустремленность).
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни .
Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
В целях реализации здоровьесберегающих технологий оборудовала учебную мастерскую в соответствии с требованиями СанПиНа. Осуществляю постоянный контроль за соблюдением правил безопасной работы в швейной мастерской при работе с ножницами, иглами, утюгом, на швейной машине. Организую регулярные уборки и проветривание мастерской. Владею информацией о состоянии здоровья учащихся. Контролирую осанку учащихся, ввожу динамические паузы. Использую различные виды деятельности для предупреждения утомляемости (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз), дозирую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями учащихся, индивидуально – психологическими и физическими данными каждого ребенка. Технологии обучения здоровому образу жизни я организую через самомассаж, точечный массаж, коммуникативные игры, проблемно-игровые игротренинги и игротерапию. Коррекционные технологии реализую через сказкотерапию и технологию коррекции поведения.
Использование данной технологии дает положительный результат. Дети меньше устают на уроках, повышается продуктивность их деятельности.
В своей работе я применяю, где это возможно, интегрированное обучение. Интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Для проведения интегрированных уроков я выдвигаю следующие аргументы:
- возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;
- широкая возможность для развития речи учащихся, расширения их кругозора;
- повышения мотивации учащихся, их желания учиться.
Кроме того, такие уроки создают условия для сохранности здоровья за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.
Технологию игровых методов использую в обучении в виде сюжетно-ролевых, деловых и других обучающих игр, позволяющих повышать кругозор, развивать познавательную деятельность, формировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развитии общеучебных знаний. Провожу открытые уроки с применением сюжетно-ролевых игр.
Информационно-коммуникационную технологию использую в целях дать детям больший объем знаний, разнообразить учебный материал, внести изюминку, повысить интерес обучающихся к предмету.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Спектр использования компьютера в обучении швейному делу очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное средство преподавания предмета.
Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;
- проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока технологии.
Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются с использованием мультимедиа.
В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются ребусы, кроссворды, анаграммы, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятие, зрительную память, цветовое восприятие.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Машиноведение», «Материаловедение», и др. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме.
С использованием компьютерных презентаций улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и креативные учительские задумки.
В связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных технологий повышается интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу.
Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала.
Новые технологии позволяют моделировать различные ситуации, что ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.
Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные учебные пособия, используются:
- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;
- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.
Для диагностики уровня знаний, в форме разноуровневого тестирования проводятся контрольные срезы по пройденным темам.
Такое применение компьютера ни в коей мере не отменяет личностно-ориентированного подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции.
Применение указанных технологий позволяет сделать уроки более насыщенными, интересными. Это приводит к тому, что дети выбирают швейное дело как самый любимый предмет в школе.
Для того, чтобы постоянно находиться в курсе изменений и нововведений, происходящих в образовании стремлюсь совершенствовать свой профессиональный уровень средством самообразования. Самообразование осуществляю по плану: изучение сборника нормативных документов по математике Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ по технологии; изучение методической копилки; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Школа и производство» и газеты « Первое сентября»; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое информирование материалами сайтов школы.
Второй год я работаю по теме самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках швейного дела». Изучение данной темы позволило мне теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения швейному делу.
Успешному усвоению программного материала способствует современно оборудованная мастерская, в которой дети чувствуют себя комфортно, с удовольствием в ней занимаются. Систематически уделяю внимание эстетике кабинета и созданию творческой лаборатории, которая постоянно пополняется и обновляется учебным и дидактическим материалом с учетом содержания образовательной программы и возраста воспитанников. Создана и систематизирована база дидактического материала, наглядные пособия систематизируются по разделам программы и используются на различных этапах обучения (при объяснении нового материала, на этапах закрепления и повторения).
Моя работа отмечена грамотами учреждения, районного отдела образования и департамента образования и науки Брянской области. Учитель швейного дела - Казакова Г.И. |