Для педагогов
Нормативно-правовая база профессионала:
1. Конституция Российской Федерации - http://www.constitution.ru/
2. Конвенция ООН о правах ребенка - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventio...
3. Закон Российской Федерации "Об образовании" - http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf
5. Семейный кодекс Российской Федерации - http://www.consultant.ru/popular/family/
6. ФГОС дошкольного образования - http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
8. СанПин 2.4.1.2660-10 Дошкольные учреждения - http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?E...
Полезные ссылки на интернет-ресурсы, консультации и др.
1. Сайт «Дошкольник» - http://doshkolnik.ru
2. Информационный портал Дошколенок.ру – http://dohcolonoc.ru/
3. Сайт «Маам» - www.maaam.ru.
4. Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» - http://doshvozrast.ru/
5. Сайт «Почемучка» - http://pochemu4ka.ru/
6. Сайт «ДЕТсад» - http://detsad-kitty.ru/
7. Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/
8. До и после трех - http://azps.ru/baby/
9. Образовательный портал «Методика» раздел Дошкольное воспитание - http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
10. Презентации, обучающие игры - http://detsadd.narod.ru/
11. Раннее развитие детей (сайт детских презентаций) - http://www.danilova.ru/storage/present.htm
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Консультация для воспитателей:
«Воспитание экологической культуры детей
через музыкальную деятельность»
Подготовил и провёл:
муз. руководитель – Федосова Е.А.
г. Богородск
2017 г.
Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Эту задачу выполняет музыка «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...» (Н.К.Крупская). Через музыку мы с Вами учим детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствуем тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д. И сегодня мы с Вами поговорим о воспитании экологической культуры у детей средствами музыки.
Отсюда у меня возникает несколько вопросов.
Первый вопрос: как связать эти два широких понятия экология и музыка, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Экология - это наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.
Искусство - это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий, искусство же говорит языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Но только искусство – это чувственное познание мира, а наука – эмпирическое (т. е. познание по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения) познание.
Таким образом искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения друг к другу».
И второй вопрос – каковы проблемы экологии, и как может музыка помочь решать эти проблемы?
Ответ сразу же напрашивается – мы будем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту.
Средствами музыки мы можем эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью выученной песни можно научить детей дружить, действовать в едином порыве, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!».
Но в наше время существует угроза, что мы можем просто не достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, когда по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Я говорю о звуковой среде, вспомните, что звучит по радио, когда вы возитесь на кухне, на какую волну настроены приемники в маршрутных такси, что транслируют музыкальные каналы телевидения. Даже если мы вроде бы не обращаем внимание, негативное воздействие не становится меньше. Происходит своего рода программирование сознания. Человеку зрелому, сформировавшемуся это повредить не может. А вот с молодежью все намного сложнее и опаснее, («Я убью тебя лодочник», «Муси-пуси», или «Невеста – честная, е….» и т.д.). А ведь еще Конфуций писал: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».
На уровне государства эта проблема пока никак не решается. Поэтому на наши плечи ложится задача просветительской деятельности как среди детей, так и среди родителей.
В нашем детском саду ведется планомерная работа по экологическому воспитанию. Осуществляя на музыкальных занятиях экологическое воспитание, мы решаем следующие задачи: эстетические, гуманно- нравственные, патриотические.
На музыкальных занятиях уже в раннем возрасте дети слушают маленькие пьески такие как «Кошечка, «Зайка», «Собачка» и др. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Пробуют пропевать звукоподражания Гав - гав, Мяу - мяу. Во Второй младшей группе дети уже сравнивают музыкальные картинки большой птицы и птенчиков, курочки и цыплят. Слушают такие произведения как «Дождик», «Ручеек», с удовольствием поют песни «Цыплята», «Серенькая кошечка», дети кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. В средней группе дети сопереживают котику, который заболел («Котик заболел» Гречанинов) и здесь же начинают слушать более серьезные классические произведения. Это цикл произведений К.Сен-Санса «Карнавал животных». Но, если в средней группе дети слушают произведения доступные для восприятия данного возраста такие как «Кукушка в чаще леса», «Длиннохвостые животные», «Слон», то в старших группах это «Королевский выход льва», «Птичник», «Лебедь». Много произведений посвящено русской природе, это «Жаворонок», «Подснежник» П.И.Чайковского, а так же альбом «Времена года», «Пение птиц» Н.М.Римского – Корсакова. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. Так же дети выполняют музыкальные этюды, исполняют танцы, изображая деревья, цветы и животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
Поэтому на каждом занятии, где затрагивается тема природы, красной нитью проходит призыв любить и оберегать родную природу, заботиться о братьях наших меньших: не ломать ветки деревьев, не бросать мусор, не рвать цветы, а любоваться тем, что подарила нам природа.
Но не только на занятиях затрагивается экологическая тема. Летом проводятся экологические праздники: «Троица» (праздник берёзки), «Карнавал цветов», различные викторины: «Знатоки природы» и др..
Но не только на музыкальных занятиях мы с вами воспитываем экологическую культуру у детей средствами музыки, но и в других режимных моментах. Например, занятия по рисованию и лепке, так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года» и т.д. Наблюдения на прогулке. Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, дует ветер», Дождик, дождик пуще...», «Солнышко лучистое» и т.д.
Для того чтобы заронить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик, нужно создать развивающую среду и в детском саду и в доме.
Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе, и поэтому здесь обязательно должно найтись место для музыкального уголка. Чем и как должен быть оборудован музыкальный уголок мы говорили с Вами уже не раз. У всех в папках взаимодействия должен быть перечень примерного наполнения музыкального уголка. Сегодня ещё раз хочу напомнить вам что в каждой группе должна быть медиатека. И я ещё раз предлагаю Вашему вниманию примерный перечень музыкальных произведений, который должен быть на группе. Как минимум это пять дисков с музыкой: для свободной деятельности; музыка для пробуждения после сна; релаксирующая (расслабляющая); организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности), ну и, конечно, диск с детскими песнями.
Примерный перечень музыкальных произведений:
Музыка для свободной деятельности детей
И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»
И. Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф. Шопен «Вальсы»
И. Штраус «Вальсы»
И. Гайдн «Серенада»
А. Лядов «Музыкальная табакерка»
А. Рубинштейн «Мелодия»
Г. Свиридов «Военный марш»
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Моцарт «Сонаты»
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сенс-Санс «Аквариум»
П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".
Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".
М.И. Глинка "Камаринская".
В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"
А. Дворжак «Славянский танец»
Ф. Лист «Утешения»
Д. Шостакович «Романс».
Р. Шуман «Май, милый май!»
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»
И. Бах «Ария из сюиты № 3»
А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
В.-А. Моцарт "Реквием".
К. Сен-Санс "Карнавал животных." « Лебедь»
Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»
И. Брамс "Вальс № 3".
Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".
Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".
Т.Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
Н. Римский-Корсаков «Море»
П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Г. Свиридов «Романс»
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И. – С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В.-А. Моцарт. "Гроза".
В.-А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П.Чайковский. "Времена года"
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,
М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).
А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классичкская музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт.д.)
Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, сострадать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Закончить хотелось бы следующими словами:
Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.
Душа ребенка – это росток. Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников посредством интерактивных и музыкально – дидактических игр»
Подготовил и провёл:
музыкальный руководитель Федосова Е.А.
г. Богородск
2017 г.
Цель:
Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников с основными музыкальными способностями, составляющими ядро музыкальности: ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями и чувством ритма.
- Совершенствовать приемы проведения музыкально-дидактических игр и последующего применения в практической деятельности.
- Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.
Материал и оборудование:
- разноцветные нотки по количеству участников;
- деревянные (ритмические) палочки, погремушки;
- детские музыкальные и шумовые инструменты;
- музыкальный центр;
- интерактивная доска;
- кукла «с живой рукой» Петрушка
Ход мероприятия:
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических и интерактивных игр». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей для развития их музыкальных и творческих способностей. Для начала я хочу раздать вам разноцветные нотки, для того чтобы разделиться на группы и поочередно поиграть в каждую из данных игр.
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Можно выделить три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Игровые приемы могут использоваться во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве и творчестве.
В процессе восприятия музыкальных произведений можно предложить детям узнать знакомую музыкальную пьесу, охарактеризовать её, назвать композитора. Но это детям будет не интересно. А можно и по-другому: педагог внесет на музыкальное занятие макет телевизора и скажет: «Мой волшебный телевизор сломался. В нем на экране появляется не то, что звучит. Вот посмотрите: Звучит пьеса «Лошадка», а на экране – изображение петуха. Помогите мне наладить телевизор!»
Дети с удовольствием прослушают предложенные произведения и подберут к ним картинки, соответствующие содержанию. А, если работа проводится со старшими дошкольниками, то они смогут подобрать и портреты композиторов. Подобные игры способствуют развитию у детей ладового чувства.
Если поставить перед собой задачу по развитию у детей чувства ритма, то можно предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:
К детям в гости приходит Гном или Петрушка. (Надевает куклу «с живой рукой»)
Гном: «Тили-тили-тили бом! К вам пришел веселый Гном.
Будем весело играть, будем ножками стучать.
Раз, два, три! (топает) А ну-ка, повтори!(участники повторяют)
А если так? А вот так?
День какой у нас хороший, будем хлопать мы в ладоши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три! (хлопает) А ну-ка, повтори! (участники повторяют)
А если так? А вот так? Молодцы!
Для развития чувства ритма можно так же использовать музыкально-дидактические игры с детскими музыкальными инструментами. Я попрошу вас взять по два карандаша из одной коробки и по одной погремушки из другой коробки.
Гном: Нам всем некогда скучать, будем с инструментами играть.
Показывает барабан.
Гном: Бум-бум, барабан. Что за шум и тара-рам?
Бум-бум, барабан. Просыпайтесь по утрам!
А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.
Гном: Погремушки у ребят очень весело гремят. (2 раза)
А теперь вторая группа вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок. А ещё я так же в своей работе использую интерактивные игры. («Ритмический дорожки»)
Ну а теперь, давайте обратимся к творчеству.
Предлагаю начать с красных ноток.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, синие.
- СОЧИНЯЕМ И ПОЕМ, (участвуют красные нотки)
Музыкальный руководитель. Каждое утро вы встречаете своих воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее заключается в том, что вы приветствуете ребенка в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»
Музыкальный руководитель. Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроенье.
Следующая игра называется «Угадай песенку по ритмическому рисунку» и я хочу поиграть в нее с синими нотками.
- УГАДАЙ МЕЛОДИЮ ПО РИТМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ (участвуют синие нотки)
Музыкальный руководитель. Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку.
Музыкальный руководитель. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Зазвучали жесты наши, а ведь так бывает координацию движений, ритм в упражнениях развиваем.
А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».
- ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ (участвуют все)
Звучит полька «Добрый жук». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».
Музыкальный руководитель. В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
- ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)
Участники с красными нотками озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А.С.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: ( Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)
И затихло всё тот час.
Музыкальный руководитель. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
- ПОЁМ МОЛЧА (участвуют синие нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Музыкальный руководитель. Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
7. ТАНЦТЕРАПИЯ (участвуют все)
Музыкальный руководитель. Приглашаю всех участников исполнить ритмическую турецкую песню с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Музыкальный руководитель. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
В заключении, мне бы хотелось прочитать стихотворение:
Играют дети во врачей, в учителей и циркачей.
Играть они весь день готовы, и будет так до самой школы.
Хотите к детству прикоснуться и в мир чудесный окунуться?
Хотите детям ближе стать, хотите лучше их понять?
Тогда, детей не наставляйте, а просто с ними поиграйте!
Я надеюсь, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии творческих способностей ваших воспитанников. Спасибо за внимание.
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули, гули, гули, гули, гули, рам зам зам, Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули гули гули гули гули рам зам зам Ариба, ариба, гули гули гули гули рам зам зам Арафи Арафи гули гули гули гули рам зам зам | 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
движения повторяются,
поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Консультация для воспитателей
«Роль музыкально-дидактических игр
в самостоятельной деятельности детей»
Подготовил и провёл:
муз. руководитель – Федосова Е.А.
г.Богородск
2017 г.
Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в художественно - эстетическом воспитании дошкольников, которые проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями, которой является развитие интереса к музыке. Вот почему на ряду с главными задачами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Одна из них это музыкальная деятельность. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах. Важнейшим средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах.
Вообще дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый; другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Основное назначение этих игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.
Наталья Алексеевна Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные.
Людмила Николаевна Комиссарова разделяет игры по видам музыкальной деятельности на три группы:
- Для различения характера музыки (веселая, грустная) и музыкальных жанрах (песня, танец, марш) (Например: «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»);
- Для различения элементов изобразительности о содержании музыки, о музыкальных образах (Например: «Узнай сказку», «Подбери картинку»);
- Для различения средств музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.) (Например: «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?»).
Элеонора Павловна Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей.
Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
- Обучающая и воспитывающая задачи;
- Игровые действия;
- Игровые правила;
- Игровое оборудование.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры используются как во время занятий, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных способностей детей. Организуя самостоятельные музыкально-дидактические игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера ребенка. Вот почему воспитатель должен пристально следить за игрой и в случае необходимости прийти детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок находиться в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребенок очень долго играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что в игре все подчиняются общим правилам.
Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны и периодически меняться, учитывая интересы и желания детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребёнок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьёзным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.
Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.
Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
В заключении хочется отметить, что систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально - дидактических игр в самостоятельной деятельности способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.