Самообразование "Дидактические игры"
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей с ОВЗ | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря:
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Виды дидактических игр.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
— сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин игрушек» и др.
— игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
— настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
— словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты:
— основные компоненты: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал;
-дополнительные компоненты: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом чёткое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Наблюдая за игрой детей с ОВЗ, мы видим следующее:
дети, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения;
кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека;
игры с игрушками животными тоже не вызывают заинтересованного эмоционального отношения, их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками;
редко, но встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку, надкусить пирожок-муляж. (Спросите, чем это вызвано? Да тем, что дети просто не умеют действовать с игрушками, у них отсутствует опыт использования игрушки в соответствии с функциональным назначением.);
довольно часто наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
дети с ОВЗ редко используют предметы – заместители;
в процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия.
они быстро насыщаются игрушками: длительность действий обычно не превышает 15 минут. Причина: отсутствие подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Таким образом, без специального обучения игра у детей с ОВЗ не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Дидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка.
Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.
Библиографический список:
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. - М.: Просвещение, 1989.
2 Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. № 9. С. 1063-1066.
3.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М., 1987.
4.Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992.
5.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.