Фестиваль педагогического мастерства 2023 г

Абалян Аида Владимировна

Характеристика профессиональной деятельности

             педагога – психолога 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Характеристика профессиональной деятельности

Абалян Аиды Владимировны

педагога – психолога муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сказка»

участника заочного этапа фестиваля

педагогического мастерства в номинации

«Лучший педагог - психолог»

Я, Абалян Аида Владимировна, с 2010  года работаю в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Сказка» (далее МКДОУ «Сказка»),Звериноголовского муниципального округа  в должности педагог-психолог.                                                                                                                           Работу строю согласно утвержденным федеральным, региональным и муниципальным нормативным документам, а также на основе разработанных локальных актов ДОУ. Непрерывно повышаю свое профессиональное мастерство: участвую в работе Педагогического совета ДОУ, принимаю активное участие в вебинарах, семинарах и конференциях различного уровня по актуальным проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Являюсь председателем профсоюзной организации МКДОУ «Сказка», руководителем консультативно-методического центра, педагогом – наставником.

Дата рождения:

19 февраля 1979 года

Образование:

высшее

Общий трудовой стаж

13 лет

Стаж работы педагогом - психологом

в занимаемой должности: 4 года  8 месяцев

Квалификационная категория:

первая квалификационная категория

1.Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании

Название образовательной организации высшего образования (по диплому) и год окончания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» город Курган

29 февраля 2016 год

Специальность, квалификация по диплому

Бакалавр, Психолого-педагогическое образование

Дополнительное профессиональное образование

- диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Дошкольное образование», присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста; (10.06.2011г.)

- диплом о профессиональной переподготовке по программе «Организация деятельности педагога-дефектолога с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра в специальном образовании», квалификация Учитель-дефектолог.                                         (часов – 470, 10.02.2021г.);

Обучение на курсах, семинарах, вебинарах, способствующих повышению качества и результативности профессиональной деятельности:

- удостоверение о повышении квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Консультирование в деятельности психолога как фактор обеспечения психологической безопасности всех субъектов среды ДОО»                                                     (часов – 72, 10.06.2019г.);

- удостоверение о повышении квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Организация деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО и профстандарта» (часов – 72, 30.04.2020 г.);

- удостоверение о повышении квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция»                                                                                                        (часов – 36, 06.11.2020 г.);

- удостоверение о повышении квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми «группы риска»»                                                                                                        (часов – 72, 11.02.2022 г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ»                                    (часов – 2, № 4842 от 06.09.2018г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Ранняя реабилитация детей с нарушением слуха в различных видах деятельности»                                                                                 (часов – 4, № 2023 от 02.04.2019г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Работа воспитателя и специалистов по сопровождению детей с НОДА»                                                                                                     (часов– 4, № 3479 от 20.05.2019г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ»                                                                                                     (часов– 4, № 0011 от 16.01.2019г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ»                                                                                                     (часов– 4, № 5013 от 16.09.2019г.);

- сертификат участника вебинара «Коррекционно-педагогические подходы по использованию особых средств обучения и воспитания детей с ОВЗ»                                                      (ГАОУ ДПО ИРОСТ,  часов-2, 10.09.2020г.);

- сертификат участника вебинара «Социализация ребенка в современных условиях: направления деятельности, опыт, перспективы (управление ресурсами ДО в контексте современного законодательства и ранняя профориентация детей)»                                                                                                            (ГАОУ ДПО ИРОСТ,  часов-2, 13.11.2020г.);

- справка об участии в постоянно-действующем семинаре «Развитие критического мышления дошкольников»                                                                                                     (часов– 12, №  1189 от 02.12.2021г.);

- удостоверение «Организация правового просвещения в образовательной организации» (часов – 36, №6481676194, от 5.12.2022г.);

- сертификат «Разработка программы для детей с ОВЗ и детей - инвалидов» (часов – 2, от 19.02.2022г.)

- справка об участии в создании банка педагогического и управленческого опыта Звериноголовского района Курганской области  по теме «Лепка из соленого теста» (МКУ УО № 2, от 16.04.2018 г);

- справка об участии в создании банка педагогического и управленческого опыта Звериноголовского района Курганской области  по теме «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» (МКУ УО № 5, от 16.04.2020 г);

2. Сведения об особенностях организации (место работы конкурсанта) и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности конкурсанта

Место работы конкурсанта

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

с. Звериноголовское, ул. К. Маркса, 59

Субъекты образовательных отношений

Дети – диагностическое обследование, психопрофилактика (отслеживание динамики социально-личностного развития), коррекционная и развивающая работа, психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы ДОО по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС;

Родители – психопрофилактика (предупреждение дезадаптации, просветительская деятельность), психологическое консультирование (индивидуальные и групповые консультации);

Педагоги и администрация ДОУ -  психодиагностика, психопрофилактика (выявление случаев психологического неблагополучия педагогов, содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ, профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива), психологическое консультирование по различным вопросам, психологическое просвещение и психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы ДОО

3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог - психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н.

С учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и должностной инструкции педагога-психолога МКДОУ «Сказка» ведущими трудовыми функциями моей деятельности являются:

  1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
  2. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками.
  3. Психологическая диагностика детей.
  4. Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса.
  5. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания).

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации ООП и АОП ДОУ выполнено через:

  • разработку и проведение игр и упражнений по улучшению процесса адаптации детей к условиям ДОУ: формирование и развитие у детей раннего возраста позитивной установки к детскому саду. Используется программа А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2- 4 года в период адаптации к ДОУ», Ю. А. Афонькина «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста»;
  • участие в работе ППк  ДОУ;
  • выявление детей «группы риска», разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута детей с ОВЗ в ДОУ.

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками:

  • коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы с помощью различных методов психокоррекционной помощи
  • использование психогимнастики (специальные занятия, этюды, игры, упражнения), направлено на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально – личностной сферы;
  • коррекция нарушений развития коммуникативных навыков с помощью игровых сеансов с использованием песочной терапии (индивидуальная и подгрупповая работа). В процессе работы ребенок обогащает навыки коммуникации и сотрудничества, находит позицию в малой группе;
  • применение метода релаксации в условиях сенсорного уголка помогает снять психическое напряжение, достигнуть полного сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключение от неприятных мыслей. Специальные упражнения в стихотворной форме, и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) помогают каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации;
  • развитие и социализация воспитанников с ОВЗ, подготовка и проведение интегрированных коррекционно - развивающих занятий с учителем-логопедом, с воспитателем по физической культуре.

Психологическая диагностика воспитанников осуществляется на основе:

  • запроса родителей (законных представителей);
  • запроса педагогов и специалистов ДОУ;

Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса реализовано путем:

  • подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) вновь поступающих в ДОУ (вопросы адаптации, культурно-гигиенические навыки, режим дня);
  • подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по результатам проведенных диагностических исследований и по запросу;
  • выступления на родительских собраниях и ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития детей в каждой возрастной группе с целью обеспечения поддержки семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации с родителями (законными представителями) по принятию или возможной коррекции особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка (в соответствие с запросом);
  • индивидуальные и групповые консультации для педагогов с целью повышения эффективности воспитательной деятельности и повышения уровня психолого-педагогической компетентности в развитии и социализации воспитанников ДОУ (реакция на нежелательное поведение воспитанников, психологический климат в группе и т.д.);
  • методическое обеспечение психологической литературой и 10раздаточным материалом всех участников образовательных отношений

Психологическая профилактика реализована путем:

  • выступление на Педагогических советах по результатам анализа адаптации детей к ДОУ и по запросу;
  • разработка и проведение групповой работы с детьми по профилактике социальной дезадаптации; подготовка семинаров по актуальным темам и годовым задачам ДОУ;
  • подготовка психологических рекомендаций для всех участников образовательных отношений с целью повышения психологической компетентности по актуальным темам.

4. Перечень применяемых конкурсантом психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности конкурсанта;

Владею системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, и навыков, необходимых для осуществления профилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультационной работы с субъектами образовательного пространства.

Активно использую современные психолого-педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие (сохранение и стимулирование здоровье, обучение здоровому образу жизни, коррекционные технологии);
  • тренинговые технологии: применение элементов тренинговых занятий в рамках профилактики психоэмоционального выгорания у педагогов («Я – педагог и у меня есть чувства», «Развитие эмоциональной устойчивости педагогов»);
  • информационно-коммуникационные технологии (обучающие и развивающие игры и задания на развитие внимания, диагностические методики, использование ИКТ);
  • личностноориентированные технологии (раскрытие индивидуальности ребенка, работа в группе);
  • психолого-педагогическое сопровождение (индивидуальный маршрут воспитанников с ОВЗ, повышение мотивации, технология сотрудничества «взрослый-ребёнок»)

В своей работе применяю различные диагностические методики, используемые при обследовании воспитанников дошкольных возрастных групп:

  • Методики исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста: методика «Установление последовательности событий» А.Н. Бернштейна, методика «Предметная классификация» Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник.
  • Методики исследования эмоционально личностной сферы, детско-родительских отношений: методика «СОМОР» (аналогия теста Р.Жиля), методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров
  • Методики исследования познавательной сферы: «Экспресс диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
  • Методики изучения особенностей личности дошкольников: тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

В своей деятельности успешно реализую программы:

  • коррекционно-развивающие занятия «Психологическая подготовка детей к школе» (Автор-составитель В.Л. Шарохина);
  •  коррекция и развитие  эмоциональной сферы  детей с ОВЗ  (Автор Иванова Е. В., Мищенко Г. В.);
  • занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст, автор-составитель Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева)
  • работа психолога с застенчивыми детьми  (Автор Л. И. Катаева);
  • цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет (Автор-составитель В.Л. Шарохина);
  • программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». (Авторы: Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева и др.)

5. Перечень разработанных конкурсантом локальных и (или) методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и иное с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе (публикации, утверждение педагогическим и (или) управляющим советом организации и т.д.

Программы, разработанные участником Конкурса

  • Коррекционно-развивающая психологическая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА, ЗПР).
  • Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ

Авторские методики

Методические разработки:

- Методическая разработка «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ» (диплом победителя ИРОСТ, 2019г.);

- Родительское собрание по теме «Путешествие в песочную страну» (диплом победителя № 768146, 2020г.);

- Конспект родительского собрания «Прежде всего мы родители» (диплом победителя фестиваля «Образование и современность - 2020»);

- Лепбук по теме «Весняночка» (Грамота за 2 место, 2021г);

Перечень разработанных конкурсантом локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.

- Разработка Положения о психолого - педагогическом консилиуме МКДОУ «Сказка» (приказ № 40 от 29.09.2019 г.);

- Разработка коррекционно-развивающей психологической программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ № 36/1 от 1.09.2018 г.);

- Разработка «Рабочая программа педагога - психолога МКДОУ «Сказка» (приказ № 36 от 30.08.2019 г.)

- Разработка программы индивидуального сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. (приказ №28 от 01.08.2018г.)

Публикации:

- Публикация в журнале «Педагогическое Зауралье» -  «Использование песочной  игротерапии  в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (2020, стр. 125);

- Публикация в районной газете «Звериноголовские вести», статья в рубрике «Советы психолога» - «Как помочь детям подготовиться к началу учебного года» (30.08.2022 г.);

- Публикация методических материалов по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка/подростка с инвалидностью и ОВЗ» (сертификат, декабрь 2022г.)

Созданные медиапродукты:

- Рубрики на личной страничке на официальном сайте «Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/user/538894 

- личная страничка на официальном сайте «Инфоурок» https://infourok.ru/user/abalyan-aida-vladimirovna 

- личная страничка в социальной сети «ВКонтакте» в группе МКДОУ «Сказка» https://vk.com/club202774643

6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности конкурсанта за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности детей подготовительной группы за три года.

2019 – 2020

учебный год

2020 – 2021

учебный год

2021 – 2022

учебный год

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

Высокий уровень готовности

47%

 -

7%

36%

25%

38%

Средний уровень готовности

47%

-

71%

64%

70%

57%

Низкий уровень готовности

6%

-

22%

0

5%

5%

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране диагностика на конец учебного 2020 года не проводилась, т.к. воспитанники находились дома на самоизоляции.

В развитии познавательных, психических процессов прослеживается положительная динамика, причина которой  является слаженность в работе педагогического коллектива ДОУ( активное участие специалистов и воспитателей подготовительных групп в образовательном процессе); оптимальное сочетание различные форм и методов коррекционного воздействия привело к положительной динамике качественного и количественного изменения психических процессов.