Задания для учащихся

Здесь вы можете посмотреть перечень тем по русскому языку, повторение которых поможет Вам укрепить ваши знания по предмету. Выполнение практических заданий позволит Вам вспомнить и  закрепить умения и навыки по русскому языку. 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический  материал для повторения  по  русскому языку

для учащихся, закончивших 6 класс

Графика и орфография

Безударные гласные в корне слова.

Чередование а-о в корнях

Чередование и-е в корнях

Правописание гласных в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц

Правописание глухих и звонких согласных

Непроизносимые согласные

Буквы  И  после  Ц

Буква Ы  после приставок на согласную

Правописание приставок пре-, при-

Морфология

Части речи. Знаменательные и служебные части речи.

Имя существительное.

Морфологические  признаки. Формы числа и падежа. Правописание падежных окончаний существительного.

Разносклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Образование имен существительных.

Правописание приставок и суффиксов имен существительных.

Сложные существительные.

Слитное, дефисное и раздельное написание существительных.

 Не с существительными.

Морфологический разбор существительного.

Имя прилагательное.

Разряды прилагательных: качественные, относительные,  притяжательные.

Степени сравнения. Сравнительная степень прилагательного.

Превосходная степень сравнения.

Морфологический разбор прилагательных.

Имя числительное как часть речи.

Разряды числительных: количественные, порядковые, собирательные

Простые, сложные, составные числительные.  

Ь в середине и на конце числительных.

Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа. Склонение числительных.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

Порядковые числительные.

Морфологический разбор числительного.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения.

Возвратное местоимение.

Вопросительные, относительные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

 Морфологический разбор.

Глагол

Виды глагола. Видовые пары.

Правописание гласных в суффиксах глаголов–ова-,-ева-,-ива-, -ыва-

Времена глаголов.

Спряжение глаголов.

Ться  и  тся в глаголах.  Разноспрягаемые глаголы

Переходные и непереходные глаголы.

Безличные глаголы. Наклонение глаголов.

Не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Общие сведения о стилях речи.



Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку

для учащихся 8-ых классов.

Повторение и закрепление изученного по теме «Односоставные предложения»

Упражнение 1. Найдите односоставные предложения, определите их типы. Проанализируйте каждое простое предложение, в том числе и в составе сложных. Почему другие предложения являются двусоставными?

1) Не говорите мне о нем, еще былое не забыто. (М.Перроте) 2) С тобою первый раз мы встретились вдвоем... То было осенью в холодный день ненастья. Но мы весны уж лучшей не найдем. (Б.Борисов) 3) Астры весенние, грусти цветы, тихи, задумчивы ваши кусты... (А.Грей) 4) Сад весь осыпался, все отцвело... Листья увядшие вдаль разнесло... (А.Грей) 5) И много лет прошло, томительных и скучных, и вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, и веет, как тогда, во вздохах этих звучных, что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. (А.Фет) 6) Мне легче горя своеволье, чем ложное холоднокровье, чем мой обманчивый покой. (Д.Давыдов) 7) Милая, ты услышь меня. Под окном стою я с гитарою! (С.Гердель) 8) Ямщик, не гони лошадей! (Н.Риттер) 9) Тихо все. Ночь нависла над сонной рекой. (Т.Толстая)

Упражнение 2. Найдите односоставные предложения. К какому типу они относятся? Если они входят в состав сложного предложения, проанализируйте эти части. Аргументируйте свой ответ.

1) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... (М.Лермонтов) 2) Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть. (М.Лермонтов) 3) И сладко и больно... И трепет безумный затих. И сердцу легко и раздольно. (Е.Ростопчина) 4) ...Лягу ли в постель – не спится, мысли бродят вдалеке... (Е.Краузе) 5) Как поздней осени порою бывает день, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас. (Ф.Тютчев)

Упражнение 3. Какие типы односоставных предложений представлены в упражнении?

1) Ведь тебе не понять моих страстных речей, сердца мук не унять блеском чудных очей! (С.Сельский) 2) Как тебя мне не узнать? (А.Григорьев) 3) Как мне вспомнить твой голос, твой взгляд, очертанья лица и ласкавшие некогда милые, нежные руки? (С.Сафонов) 4) Уже не зреть мне светлых дней весны обманчивой моей! (И.Козлов) 5) [Слова ложились бы так вольно,] но слушать уж некому их... (Е.Ростопчина)

Упражнение 4. Найдите определенно-личные предложения. Если они входят в состав сложных предложений, то назовите только эти части.

1) Смотри... очарованья нет, звезда надежды угасает... (В.Жуковский) 2) И много лет прошло, томительных и скучных, и вот в тиши ночной твой голос слышу вновь... (А.Фет) 3) Не пробуждай, не пробуждай моих безумств и исступлений, и мимолетных сновидений не возвращай, не возвращай! (Д.Давыдов) 4) Отгадай, моя родная, отчего я так грустна... (Е.Краузе) 5) Слышу звон бубенцов издалека – Это тройки знакомый разбег... (А.Кусиков) 6) Посмотри, посмотри, как чудесно смотрит луна! (Н.Греков) 7) Скажи, откуда эти слезы – ты так не плакала сперва. (В.Павлов) 8) Гори, гори, моя звезда, гори, звезда приветная! (В.Чуевский) 9) Из-под брови погляжу – без речей блестят речами! (И.Кондратьев)

Упражнение 5. Вспомните: какие предложения называются неопределенно-личными? Найдите их в упражнении.

1) Ехали на тройке с бубенцами, а вдали мелькали огоньки... (К.Подревский) 2) Пускай бранят, пускай смеются, мне все равно! (Ф.Миллер) 3) Меня не любят? И не надо! (Ф.Миллер) 4) Говорят, что мой взгляд то голубит, то жжет, как огнем. (Т.Щепкина-Куперник) 5) А видали ль, как я плачу, невозможность полюбя...? (А.Андреев)

Упражнение 6. Определите тип односоставных предложений

1) Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.Тургенев) 2) Не вымолвишь слова... Немеешь... робеешь... дрожишь.... Душа, проклиная оковы, вся в речи излиться б готова... Но только глядишь и молчишь... (Е.Ростопчина)

Упражнение 7.  Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 8.  Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1)  Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4)  Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.



Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку

для учащихся 6-х классов.

Повторение и закрепление изученного по темам «Правописание корней с чередованием. Правописание приставок».

1. Вставь пропущенные буквы.

Возг..рается, неукл..нный, сотв..рить, покл..нение, рукотв..рный, з..рница, тв..рь, дог..рать, г..рение, тв..рец, з..ренька, уг..рать, откл..ниваться, вытв..рять, самовозг..раемость, накл..нить, коленопрекл..ненный, оз..ренность, выг..рки, сотв..рить, г..рючий.

2. Вставь пропущенные буквы.

В избушке г..рел огонек. Что вы здесь натв..рили?! Иногда пламя г..рело слабее и кружок света суживался.

Просклоняйте имена существительные.

Под самым окном, накл..нясь над водой, р..сла развесистая береза.

3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква.. А

1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный;

2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись;

3) возр...ст, ел...гать, р...стовщик, произр...стать;

4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.

4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква.. О

1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...ели;

2) р...стение, прилагать, р...стительность, сл...жение;

3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти;

4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.

5. Написание безударной гласной корня какого слова нельзя проверить ударением?

а) 1) д...лекий, 2) од...рить, 3) прор...стал;

б) 1) прилагательное, 2) озл...бление, 3) загл...нуть.

6. В каком ряду на месте пропусков в словах пишутся буква...О

1) т...птать, в...зить, препод...ватель;

2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи);

3) к...рмить, подр...жать, пол...екать (щенка);

4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.

7. В каком ряду на месте пропусков в словах пишутся буква...Е

1) тр...щать, скр...петь, уд...вление;

2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение;

3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем);

4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).

8. В каком ряду на месте пропусков в словах пишутся буква...А

1) д...лекий, д...лина, р...сток;

2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить;

3) изл...гать, распл...титься, прод...вать;

4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

9. В каком ряду у всех глаголов в корне пишутся данные буквы...

1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;

2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;

3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;

4) бл...стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься.

10. В каком ряду на месте пропусков в словах пишутся буква...-Е-

1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;

2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;

3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;

4) б л... стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься

11. Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1) бл...стала, 2) прож...гать, 3) выб...рать, 4) ум...реть;

б) 1) разж...гал, 2) бл...снул, 3) раст...реть, 4) зам...р.

12. Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1) пре...сказать, 2) бе...аварийный, 3) на...писать, 4) по...ставить;

б) 1) ...беречь, 2) и...писать, 3) ра...царапать, 4) восстание;

в) 1) в...дохнуть, 2) ра...пахнуть, 3) ...дешний, 4) воззрение;

г) 1) пр…ехать, 2)пр...бить, 3) пр…интересный 4) пр…школьный.

Дополнительные задания по теме  «Словообразование. Морфемный разбор слов»

Выполните задания.

1. Подберите однокоренные слова к слову учение, произведите их морфемный разбор.

2. Что получится, если правильно выделить морфемы? Запишите.

Вы - ...

приставка как в слове прехорошенькая,

корень как в слове красавица,

суффикс как в слове вольный,

окончание как в слове счастливые;

корень как в слове ученый,

суффикс как последний суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки;

корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые;

корень как в слове подружка (ж/з),

окончание как в слове семья.

2. Постройте словообразовательные цепочки и запишите их, выделив морфемы.

1. Платить, оплачивать, платить, зарплата, плачевный.

2. Дорогой, дорожка, дороговизна, дорог, дороже.

3. Смех, смешить, смешать, смешной, меховой.

4. Вестник, весть, вести за собой, извещение, оповестить.

Тестирование по теме «Лексика и фразеология»

Найдите верные утверждения.

1. Лексика раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его...

а) смыслового значения;

б) морфологических признаков;

в) звукового состава;

г) синтаксической роли в предложении.

2. Многозначное слово...

а) обозначает одно и то же, но с разными оттенками;

б) одинаково с другим словом по звучанию и написанию, но совершенно отлично от него по лексическому значению;

в) называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.

3. Многозначными являются слова...

а) идти; в) шляпка; д) свежий,

б) варить; г) лексикон; е) гнездо.

4. В прямом смысле употреблено словосочетание...

а) железные гвозди; г) море улыбок;

б) светился от счастья; д) золотая пшеница;

в) ветер уснул; е) ледяной взгляд.

5.  Омонимы это слова...

а) разных частей речи;

б) противоположные по значению;

в) одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению .

6. Синонимы — это слова...

а) обозначающие одно и то же с разными лексическими оттенками;

б) совершенно разные по значению;

в) одинаковые по написанию.

7. В каких рядах все слова являются синонимами?

а) таинственный, загадочный, привлекательный, заманчивый;

б) большой, громадный, гигантский, необъятный;

в) метель, пурга, вьюга, холод;

г) караулить, охранять, сторожить, беречь.

8.  Антонимами являются данные пары...

а) быстро — мгновенно;

б) потерял — нашел;

в) поднимает — тащит;

г) сытый — голодный;

д) вверх — вниз.

9. В каких предложениях есть фразеологические обороты?

а) «Я тебе покажу, где раки зимуют», — сказал рассерженный папа.

б) Птицы зимуют в теплых краях.

в) Герасим стоял как вкопанный.

г)  Капли росы поблескивали на солнце.

 10. Из данных фразеологических оборотов найдите фразеологизм антонимичный   фразеологизму жить душа в душу:

а) на ночь глядя;

б) не покладая рук;

в) как кошка с собакой;

г) сидеть сложа руки;



Предварительный просмотр:

Теоретический  материал для повторения  по  русскому языку

для учащихся, закончивших 8 класс

Словосочетание и предложение

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Способы связи слов в словосочетании.

Предложение. Строение и грамматическое значение предложения.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое. Связка.

Тире между подлежащим и сказуемым

Второстепенные члены предложения

Дополнение. Определение.

Приложение.

Обстоятельство. Сравнительный оборот

Односоставные предложения

Типы односоставных предложений.

Односоставные предложения с главным членом предложения - сказуемым.

Определенно-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения

Безличные предложения.

Обобщенно-личные предложения

Назывные предложения

Неполные предложения.

Осложнённое предложение

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения, соединённые союзами.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Предложения с обособленными членами

Обособление определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Пунктуация при обособленных членах предложения.

Уточняющие обособленные члены предложения.

Предложения с вводными словами, обращениями, междометиями

Обращение

Вводные слова. Вводные предложения.

Слова-предложения. Междометия.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них.

Диалог

Цитаты и знаки препинания при них.