Самообразование.

Шумилова Хафиза Хафазовна

Формирование элементарных экологических представлений  у младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx2.17 МБ
Файл zemli_loskutik_dragotsennyy.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  «ЗЕМЛИ  ЛОСКУТИК ДРАГОЦЕННЫЙ»

Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, по моему мнению, можно и нужно начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: ведь природные объекты и явления, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на его эмоциональную сферу.

      Использовать богатый образовательный и воспитательный материал, заложенный в ближайшем природном окружении, - вот задача, которую я пытаюсь решить.

    Наш детский сад "Сказка" находится в селе Звериноголовском, вокруг которого красивые березовые рощи, сосновые боры. Мы с детьми совершаем экскурсии в березовые рощи в разное время года, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и с целью проникнyrь в тайны леса, увидеть жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой. Мы приходом туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения. Придя на опушку рощи, обязательно здороваемся, используя стихи местных авторов, например, осенью:

Осыпают золото березы. К югу улетают ж:уравли.

По утрам цветы роняют слезы на остывшую ладонь земли.

Трепетные. нежные осинки догорают в медленном огне.

        Бабье лето тонкой паутинкой украшает ветви в тишине.

                                                                                               Л.Попкова.

              Или стихи Юрия Бугаева во время осенней прогулки:

Снова осень раздула костер, полыхают осины, как пламя.

Не зеленый, а серый ковер шелестит на лугу под ногами,

                   И опять нас куда-то зовет журавлей улетающих стая...

Самое главное правило  время таких прогулок: "Лес любит тишину!" Нельзя рвать цветы, ломать деревья, сбивать ногами грибы... В основе этого лежит не просто запрет, а попытка объяснить детям дошкольного возраста, что растения, животные, все обитатели леса, так же, как и люди, растут, дышат, питаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

        Доброе отношение к лесу, его обитателям помогает детям дошкольного возраста лучше разобраться в законах и тайнах природы. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть, слышать, наблюдать природу. В рамках экологической акции "Елочка - зеленая иголочка", дети  побывали в лесхозе, где дед Степанова Богдана работал директором, специалисты Звериноголовского лесхоза рассказали детям как из маленького семечка вырастить елочку. Сколько времени и сил необходимо, чтобы выросла красивая елочка!

В непосредственном общении с природой дети узнают о смене времен года, взаимоотношениях с природой человека, познают себя как часть природной и социальной среды. Каждая прогулка существенно пополняет знания детей. А создавая положительный эмоциональный настрой в наблюдении детей, свой рассказ дополняю чтением стихов .

В белых сарафанчиках березки на поляне водят хоровод.

        И опять лесная чудо-сказка в царстве Берендеевом живет.        

                                                                                        Л.Попкова

Постепенно от прогулки к прогулке у детей складывается прекрасный образ родного уголка природы, появляются свои любимые места. Все это закладывает  основы патриотизма

        .

Наша основная педагогическая задача - вырастить Гражданина Звериноголоской  земли и России. И я надеюсь, что, став взрослыми, мои воспитанники мысленно и наяву будут возвращаться в родной край:

Что на свете всего дороже?

Может. Родина? Может. мать?

Но не всякий  сказать это может,

И не всякий горазд понять.

Но. наверное, где бы ты ни был.

В ближнем или дальнем краю,

Будешь помнить как дивную небыль

        Деревеньку родную свою.        

                                                                                         П.Квашнин