Мои последние публикации.


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Утро начинается с зарядки»

C:\Users\802095\Desktop\для работы\deti-delaiut-zariyadku-na-prozrachnom-fone.png

Подготовила:  

Чеботаева Г.Н.

 

                                                              Январь 2024г.

                           

                             Для чего нужна зарядка?                                                                                                                                          

                                Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать,

И весь день не уставать!

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительно значение и является обязательной частью распорядка дня!

Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам, мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным.

Утренняя гимнастика проводится в определенное время перед завтраком, поэтому старайтесь привести ребенка в детский сад без опозданий, чтобы ребенок успел её сделать.

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Воспитатели подбирают упражнения с учетом возраста: детям должно быть не только по силам выполнять их, но и интересно!

Зарядка для детей чрезвычайно важна, так как укрепляет здоровье, помогает сопротивляться ежедневной атаке всевозможных вирусов и инфекций, закалиться и укрепить силы, правильно сформировать опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, ежедневные занятия спортом помогают воспитать у малышей некоторые качества, важные для их дальнейшей жизни – упорство, желание четко и уверенно идти к намеченной цели и не бросать важные дела на половине пути. Зарядка имеет благоприятное влияние на обмен веществ в организме, а   также на поддержание мышц в тонусе.

Утренняя зарядка для малышей не просто полезна, но и несёт воспитательный момент, приучая ребенка к обязательности, также как и привычка чистить зубы, например.

Чтобы сделать зарядку весёлой и увлекательной, попробуйте метод сравнения, предложив  «походить как мишка», «побегать за хвостиком как кошечка», «потянуться ручками вверх, как деревце». Для малышей это звучит более увлекательно, чем просто «поднимем руки вверх и разведём их в стороны».

В весёлую зарядку для малышей активно включайте упражнения со стихами:

Например, «Зайка серенький сидит»

       Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

       Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть

       Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

       Надо лапочки погреть!

       Зайке холодно стоять

       Надо зайке поскакать.

       Вот так, вот так

       Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал.

Зайка «прыг» и

ускакал!

(Присесть, сделать ручками «ушки на голове» и шевелить ими)

(встать, потереть себя за предплечья)

       (хлопаем в ладоши)

(прыгаем как зайчики)

(взрослый хлопает в ладоши, а ребенок убегает)    C:\Users\802095\Desktop\для работы\b70e61711ba1e60e8a4197ca626ebe68.jpg

При выполнении зарядки для малышей  стихи можно выбирать любые и придумывать под них движения. Обязательно выполняйте упражнения вместе с детьми. Помимо хорошего настроения и физической нагрузки, такие упражнения развивают речь, память, координацию движений, имеют ознакомительную функцию.

Замечательно во время зарядки использовать музыкальное сопровождение. Так утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней.  Музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, несёт эмоциональный заряд бодрости и служит эстетическому воспитанию ребенка. Например, можно использовать танцевальные упражнения по знаменитой методике Екатерины Железновой.

В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому во время зарядки больше шутите и улыбайтесь! Позитивное настроение и детский смех прибавят Вам заряд бодрости и здоровья! Важно, чтобы каждое движение малыш выполнял без лишнего напряжения. И, конечно же, чаще хвалите маленького спортсмена за его успехи!

                    C:\Users\802095\Desktop\для работы\unnamed (3).jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развития трудолюбия в семье».          Подготовила Чеботаева Г.Н. 14.02.20234г.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест  в  общем  процессе  воспитания   детей. Трудовая  деятельность в детском возрасте  помогает формировать из ребенка  социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд  жизненно необходимое  средство существования  и нравственная  потребность человека.

-Основные  задачи трудового воспитания детей.

- Ознакомление  с  трудом взрослых.

- Воспитание уважения  к   труду.

- Воспитание интереса  к   труду.

- Обучение  простейшим  трудовым навыкам и умениям.

- Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

-  Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

Эти задачи решаются через  ознакомление детей  с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

С  какого возраста начинать трудовое   воспитание?

С раннего возраста, у детей формируют навыки   труда, направленные  на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания,  раздевания, приема пищи  и с соблюдением элементарных навыков личной  гигиены. В совместной  со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и  скамейках листву, собрать лопаткой  снег. В уголке природы  вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых  любимцев  на участке детского сада.

Обучая  детей младшего дошкольного   возраста навыкам  самообслуживания, важно  сохранить их стремление к  самостоятельности,  которое является  великим достижением  ребенка  этого возраста, важнейшим фактором формирования  трудолюбия. От взрослого требуется  огромное  терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.

Хозяйственный – бытовой  труд   детей этого возраста сводится  к выполнению простейших поручений, но этот труд  следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд  был посильным для детей. Однако уже в этом  возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует  учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход  за животными и растениями  родители должны выполнять  в  присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание  помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.

Как правильно построить трудовое воспитание?

Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает  соблюдение нескольких несложных правил:

Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной  для его возраста работой.

Каждой трудности -  по разу.

Чтобы процесс трудового воспитания  не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит  выявить индивидуальные  способности и склонности ребенка.

Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения  любого  навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду – следует  детально обрисовать ему результаты работы.

Разбудить интерес.

Кроме мотивации для освоения  трудовых  навыков необходимы такие  качества, как внимание, упорство настойчивость. Именно  этих качеств часто не достает  большинству  детей. Чтобы справиться  с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой  процесс какой – то «интерес» - «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

Не наказывайте работой.

Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает трудовое воспитание?

Дети получившие  правильное трудовое воспитание уважают   труд  других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание  на человека, нуждающегося в помощи.

Уважаемые  родители, помните, что только труд  поможет  детям вырасти самостоятельным, дисциплинированным, ответственными членами общества.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Как помочь ребёнку заговорить?»

                                            Подготовила: Чеботаева Г.Н.  Март

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

 

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

 

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

 

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

 

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного  потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

 

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

 

6. Ограничивайте просмотр телевизора! Игр с телефоном!

Не используйте телевизор, телефон в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы или как умело пользуется телефоном, планшетом. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора и различных гаджетов.

Замените телевизор, гаджеты  разговорами, интересными играми и компанией других детей.

  Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

 

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

 

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

 

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает,  пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

 

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

    Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

 

 



Предварительный просмотр:

                                                         

                                                              06.05.2024г. Консультация для родителей

Как научить ребенка различать цвета.

        С какого возраста ребенок может различать и называть цвет.

      Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые. Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.    

Правила обучения цветам ребенка.

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.

Привязывайте цвета к предметам;

Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)

Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.

Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

 

                            Учим различать и называть цвета.

                                           С 1 года до 2-х лет.

   С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

                                             С 3-х лет и далее.

    К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

   Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует          «глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

  Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам.

• Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;

• Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;

• Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;

• Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи и т.п.)

• Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая и т.п.

                 Простые игры для запоминания цветов.

    В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).

2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.

3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».

4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.

5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).

6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.

7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).

8. Читать стихи о радуге.

9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.

10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.

11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.

12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.http://mdou8.ucoz.ru/6290.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Медвежонок» города Ртищево Саратовской области

Консультация для родителей

«Оздоровление детей в домашних условиях»

Подготовила :Чеботаева Г.Н.

Ртищево 2023г. 22.11.2023г.

Укрепить и сохранить иммунитет малыша помогут несколько простых правил:

1. Здоровое питание

Правильное питание способствует укреплению всего организма, а это поддерживает функционирование иммунной системы ребенка. На столе должны всегда находится «витамины» четырёх цветов: оранжевого (апельсины, мандарины, морковь), зелёного (капуста, огурцы, зелень), красного (помидоры, яблоки, клубника) и жёлтого (перец, репа, банан). Отдавайте предпочтение овощам и фруктам, выращенными на своём огороде.

Не злоупотребляйте сладостями, ведь сахар снижает способность организма бороться с микробами на 40 процентов.

2. Режим дня

Родители должны оптимально сочетать периоды бодрствования и отдыха детей. Простое соблюдение распорядка дня способствует повышению детского иммунитета. Порой, только этот фактор может улучшить здоровье ребенка на 80-90%.

3. Свежий воздух

Уже само пребывание ребенка на свежем воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Гулять нужно в любую погоду. Полезен сон при открытой форточке. Двигательная активность детей наиболее эффективна на свежем воздухе.

4. Закаливание

Правила закаливания детей:

- закаливающие процедуры необходимо проводить систематически;

- сочетайте их с физическими упражнениями и массажем;

- увеличивайте время проведения процедуры постепенно, начиная от нескольких минут;

- одежда и обувь ребенка должны соответствовать температуре воздуха, быть из натуральных материалов;

- лучше всего проводить закаливающие процедуры в форме игры и развлечения.

5. Игры и развлечения с элементами спорта вполне доступны для детей дошкольного возраста. Важно знать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.                                                                                                              

6. Любите своего ребенка.

Замечено, что между психологическим состоянием и уровнем иммунитета имеется связь. Счастливые и уверенные в себе дети значительно реже болеют. Уделяйте своим детям больше времени, радуйте, играйте в разные игры, всесторонне развивайте.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей   11.04.2024г. Подготовила: Чеботаева Г.Н.

«Безопасность детской игрушки»

    Игрушка является предметом для игры, условным образом предметом окружающего мира. В познавательном отношении она выступает в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психологического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. http://www.igrushka24.ru/published/publicdata/IGRUSHKA242013/attachments/SC/products_pictures/aqwlp_enl.jpg

    В настоящее время наметилась тенденция роста импортной игровой продукции на фоне сокращения продукции отечественного производства. Игрушки становятся излишне натуралистичными, теряют выразительность. Часто в магазине можно встретить игрушки, повторяющие признаки манекена. Сюжетные игрушки уступают место техническим, компьютерным. Многих родителей привлекает китайская игрушка, учитывая её невысокую цену, однако следует иметь в виду её безопасность. Ведь эти игрушки не всегда прочные, наблюдается отслоение краски, выпадение наполнителей, ворса и т. д., к тому же есть китайские игрушки, которые несут опасность для психического здоровья (провоцируют ребенка на агрессивные действия, игровые сюжеты, связанные с насилием и т. д.). http://delfin58.ru/image/cache/data/25/25029-500x500.jpg

    Покупки игрушки взрослому необходимо стать своего рода экспертом, чтобы мудро оценить её возможное действие на ребенка. Для этого нужно знать требования, которые к ней предъявляются. При подборе игрушки, важно помнить, что игрушки и материалы, которые приобретаются для детей, должны быть безопасными для жизни и здоровья детей, отвечать ряду гигиенических требований. Игрушки должны содействовать нормальному физическому развитию, совершенствовать движения, укреплять нервную систему, развивать органы чувств. Игрушки должны быть прочными и надежными в действии, удобными в использовании, по весу соответствовать физическим силам ребенка определенного возраста.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1,5 - 3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.

    Радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может быть заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад, малыш почти не узнаваем, словно его «подменили»«Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре МАЛЫШ, в самом деле, заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребенка?

Ни сколько отрывом от родных, близких ему людей, сколько от несовершенства адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Утром просыпаемся, в садик собираемся!

-Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома.

- Запомните, или запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю.

-Адаптация детей может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца.

-Стресс у малыша может выплескиваться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой «потери» приобретенных навыков.

Что поможет помочь малышу справится с боязнью новой обстановки и с разлукой с родными?

-Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с друзьями. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику».

-Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение, а похвалите. Скажите: «Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно бы плакала, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т. д). Это тот случай, когда полезно заговорить ребенка. А главное, это придает ребенку уверенность, ведь сильный человек, даже если речь идет о малыше, справится с трудностями.

-Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. В семье в этот период необходимо создавать спокойный и бесконфликтный климат для вашего ребенка. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада.

-Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, чаще обнимайте и целуйте его. Главное помните, что это тот же самый любимый, самый дорогой ваш малыш!

Адаптационный период делится на несколько этапов. Он начинается за один-два месяца до поступления ребенка в детский сад:

1. Максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада.

2. Научите контактировать со сверстниками.

3. Познакомьте ребенка с воспитателями.

4. Измените домашнее меню.

5. Научите ребёнка есть ложкой и пить из кружки.

6. Научите ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»   15.09.2023г.


В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Что такое адаптация?

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);

- ухудшается сон и аппетит;

- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;

- частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень.

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень.

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания.

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию.

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка.

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья.

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков.

К началу садочной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации.

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

 

 

 

Правила успешной адаптации.

Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.

Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.

Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.

Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.

Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.

Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.

Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.

Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.