дополнительное образование
Предварительный просмотр:
Кружок «Здоровый малыш»
Подготовила:
Климова С. Б.
Подготовила
СОДЕРЖАНИЕ:
1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОГРАММЫ
2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
3. АКТУАЛЬНОСТЬ
4. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
5. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
7. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
8. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
9. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (мониторинг)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Кружок «Здоровый малыш» для второй младшей группы «Белочки» |
Цель программы | - формирование представлений о своем физическом «я» - строении и функции тела ребенка; - формирование умения показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста. |
Задачи программы | - развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры); - формирование умения устанавливать связь между органами тела человека, их назначение; - развитие коммуникативных способностей, правил гигиены и безопасности. |
Автор программы | Климова Сауле Батырбековна |
Направление деятельности программы | построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральным государственным стандартом структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
Сроки реализации программы | 2 года |
Участники программы | Педагог – дети - родители |
Ожидаемый результат |
Научно-педагогическая обоснованность программы
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша (Е.Власова).
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Для того, чтобы ребенок рос и развивался, он должен быть здоровым. Здоровье – основа жизни и развития ребенка. На занятиях дети о себе узнают не достаточно, поэтому я разработала рабочую программу кружка «Здоровый малыш»
Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральным государственным стандартом структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Актуальность программы
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Цели:
- формирование представлений о своем физическом «я» - строении и функции тела ребенка;
- формирование умения показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры);
- формирование умения устанавливать связь между органами тела человека, их назначение;
- развитие коммуникативных способностей, правил гигиены и безопасности.
Ожидаемый результат
Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста. У детей прослеживается сформированное представление о своем физическом «Я», умение показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью. Повышение индекса здоровья.
Характеристика структуры программы
В занятия кружка входят: загадывание и разгадывание загадок, рассказывание стихов, беседы – рассуждения, рассказывание сказок и рассказов о частях тела и лица человека, знакомство с правилами гигиены и безопасности, упражнения для частей лица, дыхательная гимнастика, закаливающие комплексы для носа и других частей лица, подвижные игры, упражнения для предупреждения плоскостопия, игры – физкультминутки, сюжетно-ролевые игры.
Особенность занятия кружка заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Полученные на занятиях кружка знания и умения устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни. Поэтому их успехи на занятиях кружка определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к занятиям кружка, заинтересованностью.
Конспекты занятий кружка в представленной программе позволят организовать и проводить работу с младшими дошкольниками по разделу программы дошкольного образования и воспитания «Здоровьесбережение».
Тема кружка «Здоровый малыш» также актуальна для родителей. В программе разработаны консультации на тему: «Организация ухода за детьми младшего возраста (туалет носа, умывание, полоскание рта и чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
Приложена картотека дополнительного материала к занятиям кружка «Здоровый малыш».
Программа кружка разработана на два года. Дети от 3 до 4 лет и дети от 4 до 5 лет. Два занятия в месяц. 18 занятий на учебный год. Занятия кружка рассчитаны на 15 минут во второй младшей группе и 20 минут в средней группе.
Мониторинг реализации программы
В дошкольном возрасте у детей чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание – восприятие, наглядное мышление.
Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Нормально развивающиеся дети пятого года жизни при выполнении практических задач пользуются методом практического примеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При решении мыслительных задач в основном пользуются оперированием образами-представителями, то есть решают задачи в наглядно-образном плане.
Тематический план занятий кружка во второй младшей группе.
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1 | Сентябрь | Я – человек |
2 | Октябрь | Кто – я? |
3 | Ноябрь | Мои ручки |
4 | Декабрь | Мои ноги, как беречь ноги |
5 | Январь | Мои уши, как беречь уши |
6 | Февраль | Мой рот и язычок, мои зубы |
7 | Март | Мой нос |
8 | Апрель | Мои глаза |
9 | Май | Изучаем свое тело |
Тематический план занятий кружка.
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1 | Сентябрь | Я – человек |
2 | Сентябрь | Все люди разные |
3 | Октябрь | Моя семья |
4 | Октябрь | Откуда я появился? |
5 | Ноябрь | Мои руки |
6 | Ноябрь | Как ухаживать за руками |
7 | Декабрь | Мои ноги |
8 | Декабрь | Как беречь ноги? |
9 | Январь | Мои уши |
10 | Январь | Как беречь уши? |
11 | Февраль | Для чего мне нужен язык? |
12 | Февраль | Мои зубки |
13 | Март | Мой нос |
14 | Март | Как беречь нос? |
15 | Апрель | Мои глаза |
16 | Апрель | Как беречь глаза? |
17 | Май | Что нам нужно кушать? |
18 | Май | Изучаем свое тело |
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь: анкета для родителей «Семья и здоровье ребенка»
Октябрь: консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Ноябрь: консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
Декабрь: консультация для родителей о предупреждении плоскостопия у детей
Январь: консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
Февраль: памятка для родителей «Правильный уход за зубами»
Март: памятка для родителей «Уход за носом»
Апрель: семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Май: консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольника»
Оценка результатов по уровням: средний уровень – 3б, 4б; высокий уровень – 5б.
Диагностика
Перечень заданий для обследования детей
№ п/п | Название задания |
1 | Разборка и складывание модели человека |
2 | Игра «Угадай, чего нет» |
3 | Разрезная картинка: из четырех частей |
4 | Задание «Одень кукол Ваню и Машу» |
5 | Достань ключик: задача на картинке (или можно использовать методику «Расскажи») |
6 | Посчитай |
7 | Нарисуй человека |
Оценка результатов по уровням: средний уровень – 3б, 4б; высокий уровень – 5б.