статья
«Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии» | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Набережные Челны
«Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии»
Учитель географии Солодянкина Татьяна Васильевна.
Сегодня общепринято, что будущее нашего поколения во многом зависит от судьбы его образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. В условиях когда старые ценности и идеалы утеряны, а новые не сформированы, необходимо сформировать у подрастающего поколения высокий уровень самосознания, базирующийся на прочном фундаменте культуры. Это требует от учебных предметов усиления духовной составляющей.
Актуальность поликультурного воспитания обусловлена прежде всего следующими факторами:
-необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России, Татарстана и создания достойных условий для их изучения и развития;
-потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
-ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
-недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников' к национально-культурным традиция русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных общему пониманию средств материальной и духовной культуры. Уважение и утверждение культурных различий - высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.
Виды поликультурных ценностей:
1.Социально-общественные.
2.Природа и экология.
3.Традиции,обычаи,обряды.
4.Религия.
5.Искусство.
6.Политика.
7.Общая культура.
Поликультура-это проявление общей культуры человека во всём её многообразии.
Главное для поликультуры - это уважение, знание и ориентация учащихся на общечеловеческие ценности. Сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания учащейся молодёжи в духе терпимости, уважения прав людей всех рас и народов, понимания и уважения других культур, способности жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Уровни поликультурного воспитания.
- микро: семья, школа, малая Родина /город, посёлок и т.д./
- мезо: регион, страна.
- макро: мир, государства мира, глобальные проблемы человечества.
Уроки географии как и внеурочная деятельность дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания школьников , особенно актуального в современном многоликом мире. Предмет "География Татарстана " представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы). Каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения.
Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.
Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты "Горячие точки планеты" и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы. Для современного человека, связан он профессионально с туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Так для общества Татарстана …
Варианты поликультурного воспитания на уроках географии Татарстана.
Практически на всех уроках курса географии Татарстана в 8-9 классах можно проводить поликультурное воспитание учащихся. Причём как эпизодически, среди выполнения других целей и задач, так и потратив на это весь урок или внеклассное мероприятие.
Предлагаю несколько вариантов:
- Путешествия по городам Татарстана.
- Путешествия по городам Казань, Елабуга и т.д Это возможно так, как в 9 классе при изучении тем «Население и города» региона об этом и должна идти речь. Формы проведения могут быть самые разнообразные : урок-конференция, урок-презентация проектов, урок-защита рефератов, урок -ролевая игра и т.п. Обычно учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов об истории, достопримечательностях и современной жизни городов.
- Путешествие по Национальному парку «Нижняя Кама».
- Тема «Население России» 8-9 классы. Изучаем обряды и обычаи разных народов Татарстана.
- Урок ролевая игра: Ярмарка. Это урок или внеклассное мероприятие посвящается знакомству и изучению народных промыслов Татарстана, так как понимание природы, истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через знакомство с народными промыслами.
На ярмарку прибыли торговцы, представители самых разнообразных промыслов и рекламируют свой товар, хозяйка ярмарки и гости, а также скоморохи-зазывалы приглашают зрителей в увлекательное путешествие.
В конце таких мероприятий можно предложить всем участникам заполнить рефлексивные листы (анкеты): Какие чувства и мысли вызывают у Вас изделия художественных народных промыслов?
С огромным интересом и воодушевлением слушают ребята рассказ о необычном мастер-класс туристов Татарстана .Известные казанские путешественники член туристско-спортивного союза России Владимир Баранов и Ильдар Замалетдинов.
Ребята слушали, раскрыв рты. Владимир Баранов в 2006-м году на велосипеде доехал до Китая по северной ветке великого Шелкового пути. А Ильдар сделал пешеходное паломничество в Мекку через Казахстан, Турцию, Саудовскую Аравию и Эмираты. Путешествие он совершил в составе команды СНГ в Марше Мира и Согласия «Нур Жолы» 2009-м году. Они преодолели больше 4,5 тысяч километров. На это ушло почти семь месяцев.
Решение проблемы «Возрождение культуры истории и традиций ногайского народа
через сотрудничество школы и семьи» повернуло все сельское сообщество к школе. Школа
имеет сегодня свое «лицо» и традиции. Культура нашего народа является частью
общечеловеческой культуры. В ней преобладают гуманистические начала: честь,
достоинство, уважение к старшим, почитание родителей, художественное восприятие мира.
В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.
Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию
мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании детей,
поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт
взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение
других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта
конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и
родственников. В последние два года школа претерпевает позитивные изменения с
созданием Управляющего совета, который решает задачи стратегического управления
школой. Он стал центром взаимодействия исполнителя (школы), заказчика (родители) и
потребителя (обучающиеся). С получением права на управление школой всеми участниками
образовательного процесса происходит улучшение материально-технической базы школы,
поддержка талантливых детей и педагогов, участвующих в конкурсах краевого и
всероссийского уровня. Чем больше понимания и доверия между всеми субъектами
поликультурного пространства сельского социума, тем результативнее работа. И сегодня
достижения школы являются результатом социального партнерства. В воспитании учащихся
наша школа опирается на жизненный опыт и авторитет старейшин села и традиции народной
педагогики. Традиционно проводятся заседания совета старейшин, собрания отцов.
Обращение к народной педагогике способствует сохранению своеобразия национальной
системы воспитания, ментальности личности от неоправданного разрушения и позволяет
избежать ошибок современного воспитания.
Мы все понимаем, что только формирование личности, умеющей жить в мире и
согласии с представителями разных национальностей, приведет к сохранению дружбы,
доверия, согласия и стабильности в нашем общем доме.
Таким образом, можно сказать, что поликультура – это все ценности человечества, которые необходимо изучать, знать и применять на практике, и поликультурное образование несет в себе терапевтический эффект. Оно не только повышает активность учащихся, но и предает уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни наших учеников.