Дидактический материал

Игры, устный счет, занимательные задания, кроссворды, ребусы, загадки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игра «Сколько?».

Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. Учитель спрашивает, сколько в классе окон, сколько дверей, стен и т. д. На каждый вопрос отвечают несколько учеников. Класс контролирует ответы. Затем дети кладут на парту столько колечек или палочек, сколько в классе окон, дверей, стен и т. д.

Игра «Лестница».

Учитель рисует на доске несколько лестниц . Рядом с каждой лестницей прикрепляет фигурку мальчика или девочки, а над лестницей – яблоки. Из группы отправляется к доске один ученик, который будет продвигать фигурку по лестнице. Учитель задает вопросы. Группа, которая ответит первой, получает право продвигаться на ступеньку вверх по своей лестнице. Можно организовать соревнование: кто первым соберет яблоки и кто первым доберется до верхней ступеньки.

Игра «Бросаем кубики».

Каждая парта получает игровые кубики. Дети бросают их, записывают числа, которые выпадают, и складывают их. Потом можно поиграть в игру «До двадцати». Ученики в одном ряду стараются как можно быстрее получить при сложении сумму 20. Если к этому моменту они получили, например, 18,  то  будут  бросать  кубик  до  тех  пор,  пока  не выпадет 2 (или дважды по 1). Сосед по парте контролирует правильность сложения и соблюдение правил игры, затем дети меняются ролями. Игру можно организовать и как соревнование. В этом случае выигрывает ученик, который не только лучше складывает, но и которому повезет в бросках кубиком.

 Игра «Складываем цыплят».

Класс делится на группы. Каждая группа получает игровые кубики, уже знакомые детям, и разрезанный на части рисунок цыпленка .

Каждая  часть  рисунка  обозначена цифрой. Ученики  по очереди  бросают  кубики  до  тех  пор,  пока  не  выпадет  сторона  с  одной  точкой  (цифра 1). Тогда можно положить на парту часть рисунка с этой цифрой. Затем каждый бросает кубик, пока не выпадет сторона с двумя точками. На парту кладется часть рисунка с цифрой 2. Задание для каждой группы – сложить целого цыпленка.

Игра «Арифметические цепочки».

В рабочих тетрадях для начальной школы арифметические цепочки встречаются довольно часто. Они помогают учителю подготовить детей к сложению и вычитанию в пределах 20 на доске. Чтобы счет был для учеников более интересным занятием, можно придать цепочкам игровой характер. На рисунке 3 изображены цепочки в виде ромашки и поезда.

Рис. 2

Ученики производят сложение и вычитание, начиная с заштрихованного лепестка, а полученный результат записывают в центре рисунка. В этой игре можно объединить арифметические действия со штриховкой и раскраской последующих лепестков, что способствует запоминанию.

На рисунке с изображением поезда следует двигаться от последнего вагончика к паровозу и на нем записать результат.

Игра «Кошки».

Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста.

Ответ:

Игры со счетными палочками.

1) Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

2) Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону.

Игра «Будь внимателен».

Материал игры: у всех учащихся имеются карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель пишет на доске число, до цифровой величины которого учащиеся будут дополнять называемые учителем числа. Например, учитель пишет на доске число 50 и показывает карточку с числом 30. Учащиеся должны поднять карточку с числом 20, дополняющим 30 до 50. В конце игры подсчитывается число ошибок в каждом ряду учащихся класса. Ученики того ряда, который не допустил ошибок, считаются победителями.

Из каждого ряда учащихся класса вызывается по 1 ученику. Они по команде учителя выполняют решение примеров, все остальные ученики следят за ходом решения своего товарища. Побеждает тот ряд учащихся класса, чей ученик выполнил все задания быстро и верно.

Игра «Не скажу!».

Содержание игры. Считать в прямом порядке, например, от 1 до 40 по единице. Вместо чисел, которые делятся на 4, нужно говорить «Не скажу!».

Игра «Не зевай!».

Содержание игры. На доске учитель пишет следующие числа: 6, 9, 8, 3, 7, 5, 2, 4. Учащиеся, сидящие друг за другом, должны быстро называть ответы от умножения каждого из этих чисел на 7.

Игра «Молчанка в одиночку».

Эта игра отличается от «Молчанки», в которую дети играют всем классом. Теперь каждый получает отдельную карточку. Получив карточку, ученик записывает у себя в тетради и решает все 11 примеров, которые на ней представлены. До начала игры учитель объявляет срок, на который она рассчитана (10–15 минут).

По истечении срока (времени) работа прекращается и дети подсчитывают число решенных примеров.

Ученик, решивший наибольшее число примеров, сдает свою работу учителю. Если у него найдется хоть одна ошибка, учитель берет другую работу и т. д., пока не найдется работа без ошибок. Тот, кому она принадлежит, признается победителем в игре.

Игра «Космонавты».

Класс делится на три экипажа. У каждого экипажа – вырезанная из картона ракета, в которую вставлена карточка, с записанными на ней примерами. Количество примеров совпадает с количеством членов каждого экипажа. По сигналу учителя ученики приступают к выполнению заданий «по цепочке». Последний член экипажа, решивший пример, поднимает ракету. Если все ответы правильны, экипаж «стартует в космос».

Игра «Кто больше составит примеров».

Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60; записать примеры в тетрадь.

По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.

Игра «Кто считает лучше».

Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку, с изображенным числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.

Игра «Бусы для Белоснежки».

Класс делится на три команды. Каждая команда получает бумажную ленту с примерами. Последний игрок команды получает нарисованные круги с числами в центре. По команде учителя дети «по цепочке» решают примеры. Последний игрок вместе с решенными примерами идет к доске, выставляет круги по порядку ответов. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Игра «Сколько лет?».

Учитель прикрепляет к доске контурный рисунок человека или животного, состоящий из одних чисел . Дети дают ему какое-то имя. Учитель спрашивает: «Знаете ли вы, сколько лет нашему Вове? Назовите, из каких чисел состоит рисунок, сложите их и узнайте, сколько ему лет».

Игра «Наряди елочку».

Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом.

К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз – маленькую звездочку.



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ УСТНЫЙ СЧЕТ

1. От произведения чисел 50 и 30 найдите пятую часть. Найдите восьмую часть от 3200; 3/4 от 3200. Чему равно произведение чисел 60 и 80?

2. Рабочему нужно изготовить за смену 100 деталей. После 5 ч работы ему осталось изготовить 20 деталей. Сколько деталей изготовил рабочий за 1 ч?

3. Какую часть часа составляют: 30 мин, 10 мин, 5 мин? Какую часть года составляют: 6 мес., 4 мес.?

4. Выразите в более крупных единицах:

130 ч;

600 мин;

763 с;

800 с.

5. Выразите в более мелких единицах:

3 сут. в ч;

23 сут. в ч;

4 ч в мин;

6 мин в с.

6. Вычислите:

1 ч – 29 мин

4 ч 15 мин + 16 ч 45 мин

8 ч 15 мин – 35 мин

40 мин 35 с + 45 с

7. Выполните действия:

5 т : 100;

3 т : 300 кг;

7 ц × 10;

4 км : 500 м.

8. Булочная открывается в 8 ч, а закрывается в 21 ч. Перерыв на обед с 13 до 14 ч. Сколько часов в сутки работает булочная?

9. Какую  часть часа  составляют:  30 мин,  15 мин,  10 мин,  20 мин,  5 мин, 1 мин? Какую часть суток составляют: 1 ч, 8 ч?

10. Выразите:

37 дес. = ... ед.

9 т = ... ц

42 сот. = ... ед.

6 мин 13 с = ... с

11. Вычислите сумму чисел, если первое слагаемое равно 1360, а второе – 420. Первое слагаемое – 500, а второе на 70 меньше. Чему равна сумма чисел?

12. Сумма двух чисел равна 970, одно из них – 130. Найдите другое число.

13. Выполните действия, используя приемы округления:

597 + 65;

837 + 298;

38 + 135.



Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ СЧЕТ(4 КЛ)

1. Найдите частное и остаток:

1605 :10

1730 : 100

15 772 : 10

615 : 100

24 316 : 100

485 : 100

2. Произведение чисел 24 и 30 увеличьте в 2 раза. Частное чисел 240 и 60 увеличьте в 3 раза.

3. Для 18 яблонь требуется 9 кг удобрения. Сколько нужно удобрения для 90 яблонь, если на каждую яблоню расходовать удобрения поровну?

4. Найдите сумму двух произведений:

     323 × 78 и 323 × 22

     248 × 8 и 248 × 2

5. Составьте задачу по краткой записи и решите ее.

Скорость

Время

Расстояние

одинаковая

6 ч

?

360 км

720 км

6. Найдите 3/4 площади прямоугольника, если его стороны равны 16 см и 5 см.

7. Выполните действия:

 149 + 301 + 253

 370 + 129 + 231

 199 + 185 + 201

Объясните приемы сложения.

8. По течению катер прошел 150 км за 5 ч. Против течения его скорость была на 12 км/ч меньше, чем скорость по течению. Сколько километров прошел катер за 3 ч против течения?

9. В колхозе было 245 ц зерна. Из этого зерна взяли на посев 186 ц. Сколько зерна осталось?

10. Весной ученики посадили около школы 27 лип и 26 берез. Сколько деревьев росло на школьном участке до весенней посадки, если после посадки их стало 90?

11. Увеличьте на два десятка каждое из чисел: 460; 685; 60 843; 90 500;  3480.