Русский язык
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2016.
5. Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2016.
6. Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
7. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2018.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь1.
Структура курса
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи2.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение4.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели)5. На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию6.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи7.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами8: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами9.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных
и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля10.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения11.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ12
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Необходимо использовать словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе.
2. Наборы сюжетных (предметных) картин в соответствии с тематикой программы (в том числе и в цифровой форме).
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон) (по возможности).
2. Телевизор (по возможности).
3. Компьютер (по возможности).
4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
5. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
6. Аудиоцентр (магнитофон).
7. Диапроектор.
8. Мультимедийный проектор (по возможности).
9. Экспозиционный экран (по возможности).
10. Сканер (по возможности).
11. Принтер лазерный (по возможности).
12. Принтер струйный цветной (по возможности).
13. Фотокамера цифровая (по возможности).
14. Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
15. Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между учителем и учащимися (по возможности).
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Штатив для таблиц.
3. Ящики для хранения таблиц.
4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
5. Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
6. Стол учительский с тумбой.
7. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
1 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 3–4.
2 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 6.
3 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
4 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 14–19.
5 Там же. С. 9.
6 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 3.
7 Там же. С. 6.
8 Там же. С. 203–204.
9 Там же. С. 201–202.
10 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 204–205.
11 Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2011. С. 9–12.
12 В пояснительной записке желательно определить статус школы, ее социальный заказ, назначение, стратегический анализ деятельности.
Тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема урока | Часы | Плпн | Факт |
1 | Наша речь и наш язык(2ч). Наша речь. Виды речи. | 1 | 1н | |
2 | Наш язык | 1 | 1н | |
3 | Текст. Предложение. Словосочетание(14 ч). Текст. Типы текстов. | 1 | 1н | |
4 | Построение текста. | 1 | 1н | |
5 | Предложение. | 1 | 1н | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 2н | |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 | 2н | |
8 | Предложения с обращением. | 1 | 2н | |
9 | Входной диктант. | 1 | 2н | |
10 | Анализ и работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 2н | |
11 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 3н | |
12 | Простое и сложное предложения. | 1 | 3н | |
13 | Упражнение в написании простого и сложного предложения. | 1 | 3н | |
14 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа пр репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | 3н | |
15 | Словосочетание. | 1 | 3н | |
16 | Контрольный диктант№1 по теме «Предложение». | 1 | 4н | |
17 | Слово в языке и речи (19ч) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 4н | |
18 | Синонимы. Антонимы. | 1 | 4н | |
19 | Омонимы . | 1 | 4н | |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | 4н | |
21 | Фразеологизмы. | 1 | 5н | |
22 | Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение текста. | 1 | 5н | |
23 | Части речи. | 1 | 5н | |
24 | Имя существительное. | 1 | 5н | |
25 | Имя прилагательное. | 1 | 5н | |
26 | Глагол. | 1 | 6н | |
27 | Что такое имя числительное? | 1 | 6н | |
28 | Однокоренные слова. | 1 | 6н | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 6н | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 6н | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 7н | |
32 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 7н | |
33 | Обобщение и закрепление. | 1 | 7н | |
34 | Контрольное списывание. | 1 | 7н | |
35 | РНО. Закрепление изученного. | 1 | 7н | |
36 | Состав слова (16 часов) Как найти в слове корень? | 1 | 8н | |
37 | Сложные слова. | 1 | 8н | |
38 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 8н | |
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 8н | |
40 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 8н | |
41 | Значения приставок. | 1 | 9н | |
42 | Закрепление изученного. | 1 | 9н | |
43 | Диктант. | 1 | 9н | |
44 | РНО. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 9н | |
45 | Значения суффиксов. | 1 | 9н | |
46 | Закрепление. | 1 | 10н | |
47 | Закрепление. | 1 | 10н | |
48 | Что такое основа слова? | 1 | 10н | |
49 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | 10н | |
50 | Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | 10н | |
51 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Проект «Семья слов». | 1 | 11н | |
52 | Правописание частей слова 29 ч В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 11н | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 11н | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 11н | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 11н | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 12н | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 12н | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 12н | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 12н | |
60 | Диктант. | 1 | 12н | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 13н | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 13н | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 13н | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 13н | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 13н | |
66 | Развитие речи. Сочинение по картинеВ.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | 14н | |
67 | Контрольный диктант№4 по теме «Правописание корней слов». | 1 | 14н | |
68 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 14н | |
69 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 14н | |
70 | Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | 1 | 14н | |
71 | Правописание суффикса –ок в словах после шипящих. | 1 | 15н | |
72 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | 1 | 15н | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 15н | |
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 15н | |
75 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 15н | |
76 | Правописание слов с твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 16н | |
77 | Упражнение в написании слов с твёрдым и мягким знаком. | 1 | 16н | |
78 | Контрольное списывание. | 1 | 16н | |
79 | Контрольный диктант№5 по теме «Правописание частей слова». | 1 | 16н | |
80 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | 16н | |
81 | Имя существительное. (31ч) Части речи. | 1 | 17н | |
82 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 17н | |
83 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 17н | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 17н | |
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 17н | |
86 | Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | 18н | |
87 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 18н | |
88 | Проект «Тайна имени». Словарный диктант. | 1 | 18н | |
89 | Число имён существительных. | 1 | 18н | |
90 | Число имён существительных. | 1 | 18н | |
91 | Род имён существительных. | 1 | 19н | |
92 | Род имён существительных. | 1 | 19н | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 19н | |
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 19н | |
95 | Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | 19н | |
96 | Контрольный диктант №6по теме «Имя существительное». | 1 | 20н | |
97 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | 20н | |
98 | Падеж имён существительных. | 1 | 20н | |
99 | Падеж имён существительных. | 1 | 20н | |
100 | Падеж имен существительных. Тест. | 1 | 20н | |
101 | Именительный падеж. | 1 | 21н | |
102 | Родительный падеж. | 1 | 21н | |
103 | Дательный падеж. | 1 | 21н | |
104 | Винительный падеж. | 1 | 21н | |
105 | Творительный падеж. | 1 | 21н | |
106 | Предложный падеж. | 1 | 22н | |
107 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | 22н | |
108 | Все падежи. | 1 | 22н | |
109 | Обобщение знаний. | 1 | 22н | |
110 | Обобщение знаний. | 1 | 22н | |
111 | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное». | 1 | 23н | |
112 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка». | 1 | 23н | |
113 | Имя прилагательное 18 ч. Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | 23н | |
114 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | 23н | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | 23н | |
116 | Текст-описание. | 1 | 24н | |
117 | Развитие речи. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь. | 1 | 24н | |
118 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Род имен прилагательных. | 1 | 24н | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 24н | |
120 | Упражнение в изменении прилагательных по родам. | 1 | 24н | |
121 | Число имен прилагательных. | 1 | 25н | |
122 | Упражнение в изменении имен прилагательных по числам. | 1 | 25н | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 25н | |
124 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 1 | 25н | |
125 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 25н | |
126 | Обучающее изложение. | 1 | 26н | |
127 | Анализ и работа над ошибками Обобщение знаний о имени прилагательном. | 1 | 26н | |
128 | Обобщение знаний о прилагательном. | 1 | 26н | |
129 | Контрольный диктант №8по теме «Имя прилагательное». | 1 | 26н | |
130 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 26н | |
131 | Местоимение (5ч) Личные местоимения. | 1 | 27н | |
132 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | 27н | |
133-134 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Морфологический разбор местоимений | 2 | 27н 27н | |
135 | Обобщение знаний о местоимении ТЕСТ | 1 | 27н | |
136 | Глагол 21 ч Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 28н | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 28н | |
138 | Упражнение в распознавании глаголов в речи. | 1 | 28н | |
139 | . Глаголы с вопросами что делать? что сделать? | 1 | 28н | |
140 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 28н | |
141 | Число глаголов. | 1 | 29н | |
142 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 29н | |
143 | Диктант. | 1 | 29н | |
144 | Времена глагола. 2-е лицо глаголов. | 1 | 29н | |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 29н | |
146 | Определение времени глаголов. | 1 | 30н | |
147 | Развитие речи. Обучающее изложение. Составление текста по сюжетной картинке. | 1 | 30н | |
148 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 30н | |
149 | Родовые окончания глаголов. | 1 | 30н | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 30н | |
151 | Упражнение в написании частицы не с глаголами. | 1 | 31н | |
152 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | 31н | |
153 | Морфологический разбор глаголов. | 1 | 31н | |
154 | Р.рСоставление текста на заданную тему. | 1 | 31н | |
155 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Глагол». | 1 | 31н | |
156 | Контрольный диктант№9 по теме «Глагол». | 1 | 32н | |
157 | Повторение изученного за год 14 ч Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи. | 1 | 32н | |
158 | Предложения по цели высказывания и по интонации. | 1 | 32н | |
159 | Разбор предложений по членам предложения. | 1 | 32н | |
160 | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективносоставленному плану. | 1 | 32н | |
161 | Анализ творческой работы и работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | 33н | |
162 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 33н | |
163 | Правописание безударных гласных. | 1 | 33н | |
164 | Правописание значимых частей слова. | 1 | 33н | |
165 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 33н | |
166 | Анализ контрольного диктанта Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | 34н | |
167 | Разбор слов по составу. Контрольное списывание. | 1 | 34н | |
168 | Развитие речи. Текст.Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 | 34н | |
169 | Анализ творческой работы.Правописание слов с твёрдым и мягким разделительными знаками. | 1 | 34н | |
170 | КВН «Знатоки русского языка». | 1 | 34н |