Окружающий мир

Тырык Алдын-кыс Ойдуп-ооловна

Рабачая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа72.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», учебно-методический комплект «Школа России».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. Эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

1) Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.

2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир. 3 класс. 2-х частях., 2017 г.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

7 ч

2

Эта удивительная природа

19 ч

3

Мы и наше здоровье

10 ч

4

Наша безопасность

9 ч

5

Чему учит экономика

12 ч

6

Путешествия по городам и странам

11 ч

Итого:

68 часов

Содержание программы

Как устроен мир

Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных* Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала, Исследуем свойства воды, Исследуем состав почвы, Изучаем способы распространения плодов.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Измеряем свой рост и массу тела, Исследуем нашу кожу, Изучаем состав продуктов, Учимся измерять пульс.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравление растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Исследуем полезные ископаемые, Учимся сравнивать и описывать культурные растения, Изучаем российские монеты.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Темы курса ОБЖ даются интегрировано с основными темами по окружающему миру. Курс по ОБЖ включает темы основных разделов: безопасность на природе, безопасность на дорогах, безопасность на воде, безопасность в доме и школе, первая медицинская помощь, действия в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы  адекватного природо- и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел  «Человек  и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

-   различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;

-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;

-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;

-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;

-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность  научиться:

-  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;

-   пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.

-   выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество»

Обучающийся  научится:

- различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;

-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);

-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;

-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;

-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-  наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Контрольно-измерительные материалы

урока

Вид работы

Раздел/ Тема

7

Проверочная работа№ 1

Как устроен мир

25

Проверочная работа № 2

Эта удивительная природа

31

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая работа за 1 полугодие

35

Проверочная работа № 3

Мы и наше здоровье

43

Проверочная работа № 4

Наша безопасность

55

Проверочная работа № 5

Чему учит экономика

67

Итоговая диагностическая работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

68

Проверочная работа№ 6

Путешествие по городам и странам

График практических работ

урока

Вид работы

Тема

9

Практическая работа № 1

Исследуем продукты на содержание крахмала

11

Практическая работа № 2

Исследуем свойства воды

14

Практическая работа № 3

Исследуем состав почвы

17

Практическая работа № 4

Изучаем способы распространения плодов

26

Практическая работа № 5

Измеряем свой рост и массу тела

28

Практическая работа № 6

Исследуем нашу кожу

30

Практическая работа № 7

Изучаем состав продуктов

32

Практическая работа № 8

Учимся измерять пульс

42

Практическая работа № 9

Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды

46

Практическая работа №10

Исследуем полезные ископаемые

47

Практическая работа №11

Учимся сравнивать и описывать культурные растения

51

Практическая работа №12

Изучаем российские монеты

Календарно- тематическое планирование

по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков

(68 ч. в год, 2 часа в неделю)

Тема урока

Часы

План

Факт

Как устроен мир (7)

1

Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1

2

Человек. Ступеньки познания.

1

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению».

1

6

Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам».

1

7

Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир».

1

Эта удивидельная природа (19)

8

Тела, вещества, частицы.

1

9

Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала».

1

10

Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури».

1

11

Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды».

1

12

Превращения и круговорот воды.

1

13

Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения»

1

14

Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы».

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов».

1

18

Охрана растений.

1

19

Разнообразие животных.

1

10н

20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края».

1

10н

21

Размножение и развитие животных.

1

11н

22

Охрана животных.

1

11н

23

В царстве грибов.

1

12н

24-25

Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа».

2

12н

13н

Мы и наше здоровье (10)

26

Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела».

1

14н

27

Органы чувств.

1

14н

28

Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу».

1

15н

29

Опора тела и движение.

1

15н

30

Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров».

1

16н

31

Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа.

1

16н

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров».

1

17н

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс».

1

17н

34

Умей предупреждать болезни.

1

18н

35

Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье».

1

18н

Наша безопасность (9)

36

Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами».

1

19н

37

Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток»

1

19н

38

Дорожные знаки.

1

20н

39

Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы».

1

20н

40

Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома».

1

21н

41

Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога!

1

21н

42-43

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность».

2

22н

22н

Чему учат экономика (12)

44

Для чего нужна экономика.

1

23н

45

Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии».

1

23н

46

Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые»

1

24н

47

Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

1

24н

48

Животноводство.

1

25н

49-50

Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края».

2

25н

26н

51

Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги».

1

26н

52

Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах».

1

27н

53

Семейный бюджет.

1

27н

54-55

Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения».

2

28н

28н

Путешествия по городам и странам (11)

56-58

Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы».

2

29н

29н

59

Проект «Музей путешествий».

1

30н

60

Наши ближайшие соседи.

1

30н

61

На севере Европы.

1

31н

62

Что такое Бенилюкс.

1

31н

63

В центре Европы.

1

32н

64

По Франции и Великобритании (Франция).

1

32н

65

По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры».

1

33н

66

На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

33н

67

Проверим себя и оценим свои достижения.  Проверочная работа за второе полугодие.

1

34н

68

По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

1

34н

Календарно- тематическое планирование

по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков

(68 ч. в год, 2 часа в неделю)

Тема урока

Часы

План

Факт

Как устроен мир (7)

1

Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1

2

Человек. Ступеньки познания.

1

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению».

1

6

Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам».

1

7

Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир».

1

Эта удивидельная природа (19)

8

Тела, вещества, частицы.

1

9

Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала».

1

10

Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури».

1

11

Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды».

1

12

Превращения и круговорот воды.

1

13

Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения»

1

14

Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы».

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов».

1

18

Охрана растений.

1

19

Разнообразие животных.

1

10н

20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края».

1

10н

21

Размножение и развитие животных.

1

11н

22

Охрана животных.

1

11н

23

В царстве грибов.

1

12н

24-25

Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа».

2

12н

13н

Мы и наше здоровье (10)

26

Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела».

1

14н

27

Органы чувств.

1

14н

28

Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу».

1

15н

29

Опора тела и движение.

1

15н

30

Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров».

1

16н

31

Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа.

1

16н

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров».

1

17н

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс».

1

17н

34

Умей предупреждать болезни.

1

18н

35

Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье».

1

18н

Наша безопасность (9)

36

Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами».

1

19н

37

Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток»

1

19н

38

Дорожные знаки.

1

20н

39

Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы».

1

20н

40

Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома».

1

21н

41

Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога!

1

21н

42-43

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность».

2

22н

22н

Чему учат экономика (12)

44

Для чего нужна экономика.

1

23н

45

Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии».

1

23н

46

Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые»

1

24н

47

Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

1

24н

48

Животноводство.

1

25н

49-50

Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края».

2

25н

26н

51

Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги».

1

26н

52

Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах».

1

27н

53

Семейный бюджет.

1

27н

54-55

Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения».

2

28н

28н

Путешествия по городам и странам (11)

56-58

Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы».

2

29н

29н

59

Проект «Музей путешествий».

1

30н

60

Наши ближайшие соседи.

1

30н

61

На севере Европы.

1

31н

62

Что такое Бенилюкс.

1

31н

63

В центре Европы.

1

32н

64

По Франции и Великобритании (Франция).

1

32н

65

По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры».

1

33н

66

На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

33н

67

Проверим себя и оценим свои достижения.  Проверочная работа за второе полугодие.

1

34н

68

По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

1

34н