Окружающий мир
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», учебно-методический комплект «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- Эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
1) Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир. 3 класс. 2-х частях., 2017 г.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 7 ч |
2 | Эта удивительная природа | 19 ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 9 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
6 | Путешествия по городам и странам | 11 ч |
Итого: | 68 часов |
Содержание программы
Как устроен мир
Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных* Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала, Исследуем свойства воды, Исследуем состав почвы, Изучаем способы распространения плодов.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Измеряем свой рост и массу тела, Исследуем нашу кожу, Изучаем состав продуктов, Учимся измерять пульс.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравление растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Исследуем полезные ископаемые, Учимся сравнивать и описывать культурные растения, Изучаем российские монеты.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Темы курса ОБЖ даются интегрировано с основными темами по окружающему миру. Курс по ОБЖ включает темы основных разделов: безопасность на природе, безопасность на дорогах, безопасность на воде, безопасность в доме и школе, первая медицинская помощь, действия в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Контрольно-измерительные материалы
№ урока | Вид работы | Раздел/ Тема |
7 | Проверочная работа№ 1 | Как устроен мир |
25 | Проверочная работа № 2 | Эта удивительная природа |
31 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
35 | Проверочная работа № 3 | Мы и наше здоровье |
43 | Проверочная работа № 4 | Наша безопасность |
55 | Проверочная работа № 5 | Чему учит экономика |
67 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за учебный год |
68 | Проверочная работа№ 6 | Путешествие по городам и странам |
График практических работ
№ урока | Вид работы | Тема | |||||
9 | Практическая работа № 1 | Исследуем продукты на содержание крахмала | |||||
11 | Практическая работа № 2 | Исследуем свойства воды | |||||
14 | Практическая работа № 3 | Исследуем состав почвы | |||||
17 | Практическая работа № 4 | Изучаем способы распространения плодов | |||||
26 | Практическая работа № 5 | Измеряем свой рост и массу тела | |||||
28 | Практическая работа № 6 | Исследуем нашу кожу | |||||
30 | Практическая работа № 7 | Изучаем состав продуктов | |||||
32 | Практическая работа № 8 | Учимся измерять пульс | |||||
42 | Практическая работа № 9 | Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды | |||||
46 | Практическая работа №10 | Исследуем полезные ископаемые | |||||
47 | Практическая работа №11 | Учимся сравнивать и описывать культурные растения | |||||
51 | Практическая работа №12 | Изучаем российские монеты | |||||
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков (68 ч. в год, 2 часа в неделю) | |||||||
№ | Тема урока | Часы | План | Факт | |||
Как устроен мир (7) | |||||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | 1 | 1н | ||||
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | 1н | ||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 2н | ||||
4 | Общество. | 1 | 2н | ||||
5 | Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению». | 1 | 3н | ||||
6 | Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам». | 1 | 3н | ||||
7 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир». | 1 | 4н | ||||
Эта удивидельная природа (19) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 4н | ||||
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | 5н | ||||
10 | Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури». | 1 | 5н | ||||
11 | Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды». | 1 | 6н | ||||
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 6н | ||||
13 | Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения» | 1 | 7н | ||||
14 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы». | 1 | 7н | ||||
15 | Разнообразие растений. | 1 | 8н | ||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 8н | ||||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 9н | ||||
18 | Охрана растений. | 1 | 9н | ||||
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10н | ||||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края». | 1 | 10н | ||||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 11н | ||||
22 | Охрана животных. | 1 | 11н | ||||
23 | В царстве грибов. | 1 | 12н | ||||
24-25 | Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа». | 2 | 12н 13н | ||||
Мы и наше здоровье (10) | |||||||
26 | Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | 14н | ||||
27 | Органы чувств. | 1 | 14н | ||||
28 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу». | 1 | 15н | ||||
29 | Опора тела и движение. | 1 | 15н | ||||
30 | Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров». | 1 | 16н | ||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 16н | ||||
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров». | 1 | 17н | ||||
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс». | 1 | 17н | ||||
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 18н | ||||
35 | Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 18н | ||||
Наша безопасность (9) | |||||||
36 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами». | 1 | 19н | ||||
37 | Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток» | 1 | 19н | ||||
38 | Дорожные знаки. | 1 | 20н | ||||
39 | Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы». | 1 | 20н | ||||
40 | Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома». | 1 | 21н | ||||
41 | Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога! | 1 | 21н | ||||
42-43 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность». | 2 | 22н 22н | ||||
Чему учат экономика (12) | |||||||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | 23н | ||||
45 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии». | 1 | 23н | ||||
46 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | 24н | ||||
47 | Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения». | 1 | 24н | ||||
48 | Животноводство. | 1 | 25н | ||||
49-50 | Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края». | 2 | 25н 26н | ||||
51 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги». | 1 | 26н | ||||
52 | Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах». | 1 | 27н | ||||
53 | Семейный бюджет. | 1 | 27н | ||||
54-55 | Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения». | 2 | 28н 28н | ||||
Путешествия по городам и странам (11) | |||||||
56-58 | Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы». | 2 | 29н 29н | ||||
59 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 30н | ||||
60 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 30н | ||||
61 | На севере Европы. | 1 | 31н | ||||
62 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 31н | ||||
63 | В центре Европы. | 1 | 32н | ||||
64 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 32н | ||||
65 | По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры». | 1 | 33н | ||||
66 | На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 33н | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа за второе полугодие. | 1 | 34н | ||||
68 | По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | 34н | ||||
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков (68 ч. в год, 2 часа в неделю) | |||||||
№ | Тема урока | Часы | План | Факт | |||
Как устроен мир (7) | |||||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | 1 | 1н | ||||
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | 1н | ||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 2н | ||||
4 | Общество. | 1 | 2н | ||||
5 | Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению». | 1 | 3н | ||||
6 | Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам». | 1 | 3н | ||||
7 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир». | 1 | 4н | ||||
Эта удивидельная природа (19) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 4н | ||||
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | 5н | ||||
10 | Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури». | 1 | 5н | ||||
11 | Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды». | 1 | 6н | ||||
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 6н | ||||
13 | Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения» | 1 | 7н | ||||
14 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы». | 1 | 7н | ||||
15 | Разнообразие растений. | 1 | 8н | ||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 8н | ||||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 9н | ||||
18 | Охрана растений. | 1 | 9н | ||||
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10н | ||||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края». | 1 | 10н | ||||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 11н | ||||
22 | Охрана животных. | 1 | 11н | ||||
23 | В царстве грибов. | 1 | 12н | ||||
24-25 | Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа». | 2 | 12н 13н | ||||
Мы и наше здоровье (10) | |||||||
26 | Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | 14н | ||||
27 | Органы чувств. | 1 | 14н | ||||
28 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу». | 1 | 15н | ||||
29 | Опора тела и движение. | 1 | 15н | ||||
30 | Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров». | 1 | 16н | ||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 16н | ||||
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров». | 1 | 17н | ||||
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс». | 1 | 17н | ||||
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 18н | ||||
35 | Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 18н | ||||
Наша безопасность (9) | |||||||
36 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами». | 1 | 19н | ||||
37 | Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток» | 1 | 19н | ||||
38 | Дорожные знаки. | 1 | 20н | ||||
39 | Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы». | 1 | 20н | ||||
40 | Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома». | 1 | 21н | ||||
41 | Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога! | 1 | 21н | ||||
42-43 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность». | 2 | 22н 22н | ||||
Чему учат экономика (12) | |||||||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | 23н | ||||
45 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии». | 1 | 23н | ||||
46 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | 24н | ||||
47 | Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения». | 1 | 24н | ||||
48 | Животноводство. | 1 | 25н | ||||
49-50 | Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края». | 2 | 25н 26н | ||||
51 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги». | 1 | 26н | ||||
52 | Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах». | 1 | 27н | ||||
53 | Семейный бюджет. | 1 | 27н | ||||
54-55 | Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения». | 2 | 28н 28н | ||||
Путешествия по городам и странам (11) | |||||||
56-58 | Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы». | 2 | 29н 29н | ||||
59 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 30н | ||||
60 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 30н | ||||
61 | На севере Европы. | 1 | 31н | ||||
62 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 31н | ||||
63 | В центре Европы. | 1 | 32н | ||||
64 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 32н | ||||
65 | По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры». | 1 | 33н | ||||
66 | На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 33н | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа за второе полугодие. | 1 | 34н | ||||
68 | По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | 34н |