Игры на уроках русского языка в начальных классах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Асбестовского городского округа
Тема: Возможности организации исследовательской деятельности средствами игры
на уроках русского языка
Пояснительная записка
Согласно требованиям ФГОС, задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Новизна данной работы заключается в том, что здесь подобраны игры, раскрывающие подходы к созданию условий исследовательской деятельности на уроках русского языка и требующие не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Применение дидактических игр вызывает не только интерес к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.
Цель настоящей работы: создать условия на уроках русского языка для формирования у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне)
Задачи:
- подобрать дидактические игры по русскому языку, соответствующих формированию у обучающихся исследовательских умений.
- апробировать дидактические игры на практике
Подобранные игры можно применять не только в начальной школе, но и на уроках в старших классах.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактические игры на уроках русского языка
Совещание врачей
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
В царство русского языка пробрались ошибки и заразили корни слов. Учитель раздаёт конверты со словами, где есть ошибки. Играют 4 ученика. Первый ученик – специалист по корням. Он отмечает ту область, где могут прятаться ошибки. Второй ученик – специалист по орфограммам: подчёркивает безударные гласные и сомнительные согласные, спрашивает мнение других врачей. Третий ученик – специалист по проверочным словам. Он записывает проверочное слово рядом с «больным». Четвёртый учение – главный врач: исправляет ошибку, пишет слово правильно.
Педсовет
Цель: развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Все - учителя начальных классов, которым нужно для учеников оставить диктант на все пройденные орфограммы.
Задание для товарища.
Цель: развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Составить карточку для товарища, в которой нужно к предложенным словам подобрать проверочные.
В гости к Существительному.
Цель. Закрепление понятия об имени существительном.
Игра проводится в форме путешествия. Поехали в гости на чём? (Идет перечисление существительных). Что возьмем с собой? А кто такое Существительное? Где живет? Как выглядит? С кем дружит? Есть ли друзья? (Род, Число, Падеж). Едем в гости и первая остановка у Чисел. Единственное число живет в домике, где все в единственном экземпляре – одна ложка, одна вилка и т.д. , оно гостей не любит и обитает в полном одиночестве, а у Множественного числа много гостей, много угощений (перечисление) и т.д. Путешествие сопровождается многочисленными остановками, во время которых в игровой форме выясняется суть каждой категории.
На ошибках учимся
Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Найти и исправить ошибки в предложении, аргументировать свой ответ. Пример такого задания. «Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином». Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления? Исправьте ошибки, если они есть. 1 команда. Прашу ножать если незапускают. 2 команда. Прошу падергать если ниаткрывают.
Шифровальщик.
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Шифровальщик 1 команды задумывает слово или предложение и шифрует его. 2 команда отгадывает. Например, раукжк – кружка, аалтрек – тарелка.
Почтальон.
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Почтальон раздает командам приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Кле-ка, марты-ка, реше-ка – зоопарк. Гря-ки, реди-ка, морко-ка – огород. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова, составить предложения, используя данные слова.
Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра «Мягкая посадка»
Цель: закрепление учебного материала невербальными средствами.
При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель бросает мяч и называет слово «земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить положение.
Игра «Я работаю волшебником»
Цель: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.
Стол – столовая
Мебель – мебельная
Диван – диванная
Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.
Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное»)
Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры». Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.
Игра «Чистая доска»
Цели: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Детективы
Цель: обобщить знания о пунктуационных знаках, развивать наблюдательность, логическое мышление, аналитические способности.
Необходимо найти пропавший пунктуационный знак. В ход пойдут любые методы сыска: словесный портрет, экспертиза, опрос свидетелей, анализ и т.д. Лучших детективов поощрить.
Эстафета
Цель: развитие внимания, быстроты мышления.
Вместо эстафетной палочки – передача мелка. Включается секундомер и представители рядов попеременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд – существительные 1 склонения, 2 ряд – существительные 2 склонения, 3 ряд – существительные 3 склонения). Если допущена ошибка, то ее исправляет следующий участник. В итоге подсчитывается количество и качество выполненного задания.
Список литературы
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.1991
- Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского. М., «Новая школа» 1994
- Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995
- Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
- Яшина Е. Урок – игра 50 игровых сюжетов. Челябинск, 1993
Приложение
Фрагмент урока русского языка в 1 классе с элементами исследовательской работы
Тема: мягкий знак – показатель мягкости.
Цель: дать понятие о мягком знаке – показателе мягкости.
Этап закрепления нового материала.
Эстафета «Кто быстрее?». На доске записаны слова. Нужно поочередно выходить к доске, стирая по одному слову, оставив «лишнее».
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Угол нос день
Уголь нёс ел
Мул вез пел
Мороз боб внук
Март огонь дед
Май горох тесто
Задание для оставшихся слов: спрячь мягкий знак в серединку. (уголь – угольки, огонь – огоньки, день – деньки).