Статья-методическая разработка "Рабочая программа по русскому языку для 9 класса надомного отделения ГБОУ"

Кухнова Татьяна Георгиевна

Рабочая программа по русскому языку.     9 класс.

Пояснительная записка.

Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения русского языка.

Опора на изученное в предыдущие годы обучения позволит избежать дублирования известного учащимся и продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков.

  Одно из главных положений - целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.

Программа составляется для детей с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому, для детей – инвалидов. В неделю проводится 2 урока русского языка.

Рабочие программы ориентированы на работу по учебнику Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 год.

  Основная цель курса.

Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся.

Основные задачи курса.

1. Познавательные.

1)      Формирование у учащихся научно- лингвистического мировоззрения.

2)      Вооружение   основами знаний о родном языке.

3)      Развитие языкового эстетического идеала.

2. Практические.

4)     Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

5)     Овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса учащихся.

6)     Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Общепредметные.

1)     Воспитание учащихся средствами предмета.

2)     Развитие логического мышления.

3)     Обучение самостоятельно пополнять знания.

4)     Формирование общеучебных умений работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

 Знания и умения.

1)         Знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновать свой ответ, приводя примеры.

2)         Опознавать языковые единицы.

3)         Правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

4)         Владеть современным речевым этикетом.

5)         Пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст.

6)         Создавать тексты разных типов и стилей речи.

7)         Находить орфограммы и пунктограммы.

8)         Правильно писать слова в соответствии с правилами.

9)         Пользоваться словарями русского языка.

10)       Готовиться к экзаменам.

Учебно-тематический план.

 

Содержание

Месяц,

часы

Характеристика учебной деятельности

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Введение

1)Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5-8 классах

1)Синтаксис простого предложения.

2) Знаки препинания при обращении, вводных словах и вводных предложениях. 3)Простые предложения с обособленными членами. 4)Повторение.

1 ч.

09 (сент.)

 

 

09.

 

Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

3

Синтаксис сложного предложения

1) Виды сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

 

2ч.

09.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опознают и правильно интонируют сложные предложения с разными смысловыми отношениями между

их частями

Разграничивают и сопоставляют разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определяют (находят) средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Группируют сложные предложения по заданным признакам

4

Сложносочиненное предложение

1) Строение сложносочиненных предложений (ССП). Основные группы ССП. Средства связи в сложносочиненном предложении.

2)Контрольный диктант. Работа над ошибками.

3) Развитие речи. Аннотация. Виды стилей.

5 ч.

09., 10 октябрь

Понимают смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочиненных предложений

Моделируют сложносочиненные предложения по заданным схемам, заменяют сложносочиненные предложения синонимическими сложноподчиненными и употребляют их в речи

Анализируют, характеризуют синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений

Оценивают правильность построения сложносочиненных предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений

Наблюдают за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте

 

5

Сложноподчиненное предложение

1)Строение сложноподчиненного предложения. Указательные слова. 2)Сложноподчинённые предложения с придаточным  определительным.

3) Придаточные определительные. Развитие речи. Портретный очерк.        4) Синтаксический разбор сложных предложений. 5)Контрольный диктант. Работа над ошибками.

6) Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. 7)Контрольный словарный диктант. Работа над ошибками.   8) Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

9) Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.         

10) Сложноподчиненные предложения с придаточными условными, причины и цели.

11) Урок по развитию речи. Сжатое изложение с элементами сочинения «Пушкин А. С. и Пущин И. И.».

12) Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Работа над ошибками в изложении и сочинении.

13)Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными и следствия.

14) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

15) Урок развития речи. Комплексный анализ текста. Беседа об искусстве. Контрольный диктант «Основатель Третьяковской галереи».

16) Работа над ошибками диктанта. Развитие речи. Отзыв о прочитанном произведении.

 

14ч.+ 5р.р.

 

 

 

 

 

 

 

10. октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

декабрь

Определяют (находят) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения

Понимают смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определяют средства их выражения

Составляют схемы сложноподчиненных предложений с одной или несколькими придаточными частями

Распознают и разграничивают виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели)

Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложноподчиненные предложения разных видов, используют синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений

Анализируют а характеризуют синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения

Оценивают правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправляют нарушения построения сложноподчиненных предложений

Наблюдают за особенностями использования сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и жанров

 

5

Бессоюзное предложение

1)Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в простом и сложном предложении. 

2) Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

3) Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

4) Тире в бессоюзном сложном предложении.

5) Закрепление изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения».

6) Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

 

5ч.+2р.р   ЯНВ.

01.

 

 

 

 

 

 

02. февраль

01.  февраль 

 

 

 

 

03.
март

 

 

03.

март

Моделируют и употребляют в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений

 

6

Сложное предложение с разными видами связи

1)Сложные предложения с различными видами связи.

2) Изложение с элементами сочинения «Анна Андреевна Ахматова».

3) Работа над ошибками. Сложные предложения с разными видами связи.

4) Сложные предложения с разными видами связи.

 

3ч.+ 2р.р.

 

 

 

 

 

 

04 апр.

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

 

 

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культуре речи

1)Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

2) Русский литературный язык и его стили.

3)Сжатое  контрольное изложение с элементами сочинения «Хранительница музея А.С.Пушкина в Михайловском».

4) Комплексный анализ текста.

5) Контрольный диктант. Работа над ошибками.

6) Повторение и систематизация изученного.

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05.май

 

Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики

Различают функциональные разновидности современного русского языка Обладают орфографической и пунктуационной зоркостью

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

 

Резервные часы

Подготовка к ГВЭ

 

 

Итого

64ч.