Игровые технологии на уроках английского языка

Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным – непростая задача каждого учителя.

       Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость данного предмета. Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес учащихся к предмету.  Необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках английского языка.

        Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета.

        Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным.иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

        Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным – непростая задача каждого учителя.

       Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость данного предмета. Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес учащихся к предмету.  Необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.

       Игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны с здоровьесберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровье сберегающие технологии, а чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации – игровые и информационно-коммуникативные технологии.

        Хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Использование игровых методов:

- оправдывает требование общаться на английском языке;

- позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

- психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

- развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать;

- позволяет активизировать  резервные возможности обучаемых;

- знания применяются практически;

- развивает творчество школьников;

- учит организовывать свою деятельность.

Существуют различные формы игр:

  1. положительно эмоциональной насыщенности;
  2. реализации личности в коллективе;
  3. максимальной мотивированности учебных ситуации;
  4. рационального сочетания коммуникативного и системного подходов.

     Практика показывает положительное влияние на  воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, творческих, подвижных и т.д. Игровые приемы бесконечно разнообразны. Следует упомянуть некоторые из них.

Подвижные игры.

      Жизнь ребенка немыслима без движений. Поэтому подвижная игра создает благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач.

      Среди подвижных игр можно отметить такие игры, как зарядка, игра в животных, игры на внимание, стихи и песни, сопровождаемые движениями, игра-соревнование, игры с мячом. (песня-игра «Алуэтта», игра «Угадай, ты кто?», игра «Повторяй за мной» на глаголы движения, «Цепочка») По мере усвоения учащимися новой лексики игры усложняются и видоизменяются. Сначала ведущим может учитель, затем ученик и наконец, групповые соревнования. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики.

Ролевые игры.

    Этот вид игр имеет большое значение для развития навыков  общения. Ролевая игра – это спонтанное поведение учащихся, его реакция на поведение других людей, участвующих в ситуации.

      Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающегося на занятии. Необходимость найти решение поставленной проблеме обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И наконец, потребность тщательного продумывания ситуации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры выхода развивает логическое мышление, умение аргументировано высказываться.        Основными правилами ролевой игры являются:

  1. ученику предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть все, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации (деловых переговоров, конференций);
  2. ученику необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять  на себя воображаемую роль;
  3. ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как играя, они могут полностью проявить свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в нем творческие возможности.

     Среди популярных среди обучающихся ролевых игр следует назвать такие игры, как : «В магазине», «На улицах города», «Скоро лето», «В аэропорту», «В кафе», тематические дебаты, экологическая конференция и т.д. Отдельно хочется сказать про игровой момент «Интервью». Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. затем учащийся подводит количественные итоги своего опроса. Темы могут быть самые разнообразные: хобби, спорт, музыка, книги, путешествие  и т.д. Этот процесс является средством интенсивной речевой  тренировки, т.к. каждый учащийся 13-15 раз формулирует свой вопрос и дает столько же ответов.

Обучающие игры.

     Они помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. Специфика обучающих игр заключается в том, что:

  1. учащиеся играют свои собственные роли (в отличии от ролевых игр);
  2. учебные задания выполняются на уроке, но
  3. это групповая деятельность, т.е. от результатов работы одного зависит результат деятельности других.

Игровой компонент моделей заключается в принятии ими решений о содержании и смысле текста в условиях неопределенности, так как они располагают неполной информацией. Следует дешифровать текст. Игровой компонент состоит в расшифровке сжатого текста. Такие игры актуальны при изучении грамматических явлений.(игры «Забавное дерево», где необходимо собрать листву, чтобы восстановить слова, для среднего звена - игра  «Алиби», где необходимо спасти себя, поставив правильную форму глагола в протокол допроса и т.п.)

Игра-драматизация.

   Такая игра дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развивать образную, выразительную речь ребенка. Драматизируя с героями книг английских и американских авторов, ученики знакомятся с языком-оригиналом. К ним в гости приходят Вини Пух, Мэри Поппинс, Белоснежка и семь гномов, Маугли, Том Сойер.

Настольные игры.

    Среди настольных игр большой популярностью пользуются такие игры, как лото, домино, различные «бродилки» с кубиками, кроссворды.

Игровые формы работы умножают возможности школьников, они подводят к успешному участию в коллективной работе, к ситуации успеха и, в конечном счете, стимулирует развитие способностей.

Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации. Например, урок-путешествие в страну английского языка. Одно из заданий «Пройди через реку» появляется фрагмент переправы с буквой, на нее можно наступить, но только назвав 5 слов на эту букву, появится новый фрагмент. Ребята постарше сами готовят презентации и реквизит для игр. Так, например, для игры «Ремонт в нашей квартире» был изготовлен макет, что позволило максимально приблизить ситуацию к реалиям жизни.

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемый на уроках английского языка. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо знать какой именно навык, умение тренируется в данной игре.

    Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности своих учеников. Нужно давать возможность каждому ребенку реализовать себя без боязни быть непонятым. Нужно искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения языком: он открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.