Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы

Терницкая Татьяна Александровна

Страница содержит сборник материалов для занятий с детьми в домашних условиях по каждой лексической теме: вопросы для беседы с ребенком, пальчиковую гимнастику, лексико-грамматические игры, загадки, чистоговорки и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Фрукты»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия фруктов. Обратите внимание ребенка на фрукты, которые продаются в магазине, на рынке.
  2. Объясните, что фрукты, это плоды, которые растут на деревьях в саду.
  3. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

ФРУКТЫ

Как у нашей Зины фрукты в корзине:                 (Ладошка «корзинкой»)

Яблоки и груши, чтобы ребята кушали,         (Сгибаем пальчики,

                                                                              начиная с мизинца)

Персики и сливы – до чего красивы!

Посмотрите на ранет.

Вкуснее наших фруктов нет!                        (Гладим живот)

  1. Игра с мячом «Назови ласково»

Лимон – лимончик.

Яблоко – яблочко.

Груша – грушка.

Апельсин – апельсинчик.

Мандарин – мандаринчик

Дыня – дынька.

  1. Игра «Узнай по описанию».

Желтый, овальный, кислый. (Лимон.)

Большой круглый, полосатый, снаружи - зеленый, внутри – красный. (Арбуз.)

Тема «Фрукты»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия фруктов. Обратите внимание ребенка на фрукты, которые продаются в магазине, на рынке.
  2. Объясните, что фрукты, это плоды, которые растут на деревьях в саду.
  3. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

ФРУКТЫ

Как у нашей Зины фрукты в корзине:                 (Ладошка «корзинкой»)

Яблоки и груши, чтобы ребята кушали,         (Сгибаем пальчики,

                                                                              начиная с мизинца)

Персики и сливы – до чего красивы!

Посмотрите на ранет.

Вкуснее наших фруктов нет!                        (Гладим живот)

  1. Игра с мячом «Назови ласково»

Лимон – лимончик.

Яблоко – яблочко.

Груша – грушка.

Апельсин – апельсинчик.

Мандарин – мандаринчик

Дыня – дынька.

  1. Игра «Узнай по описанию».

Желтый, овальный, кислый. (Лимон.)

            Большой круглый, полосатый, снаружи - зеленый, внутри –

            красный. (Арбуз.)



Предварительный просмотр:

Тема «Овощи»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия овощей, если есть возможность, совершите экскурсию в огород и рассмотрите их на грядках.
  2. Попробуйте разделить овощи по цвету или форме.

Например: репка, лук, перец, тыква – желтого цвета.

Помидор, редис, свекла , перец – красного.

Салат, горох, зеленый лук – зеленого.

  1. Расскажите ребенку из каких овощей готовят салаты, борщи, щи, по возможности привлеките его к приготовлению блюд из овощей.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

ОВОЩИ

У Лариски – две редиски,                                        

У Алешки – две картошки,                                        

У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

А у Петьки – две хвостатых редьки.

Поочередно разгибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого.

  1. Дидактическая игра «Один - много»

Огурец – огурцы

Кабачок – кабачки

Баклажан – баклажаны

Помидор – помидоры

Перец – перцы

Тыква – тыквы

  1. Образование относительных прилагательных по теме.

Сок из моркови. – Морковный сок.

Салат из свеклы. – Свекольный салат.

Икра из кабачков. – Кабачковая икра.

Пюре из картофеля. – Картофельное пюре.

Тема «Овощи»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия овощей, если есть возможность, совершите экскурсию в огород и рассмотрите их на грядках.
  2. Попробуйте разделить овощи по цвету или форме.

Например: репка, лук, перец, тыква – желтого цвета.

Помидор, редис, свекла , перец – красного.

Салат, горох, зеленый лук – зеленого.

  1. Расскажите ребенку из каких овощей готовят салаты, борщи, щи, по возможности привлеките его к приготовлению блюд из овощей.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

ОВОЩИ

У Лариски – две редиски,                                        

У Алешки – две картошки,                                        

У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

А у Петьки – две хвостатых редьки.

Поочередно разгибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого.

  1. Дидактическая игра «Один - много»

Огурец – огурцы

Кабачок – кабачки

Баклажан – баклажаны

Помидор – помидоры

Перец – перцы

Тыква – тыквы

  1. Образование относительных прилагательных по теме.

Сок из моркови. – Морковный сок.

Салат из свеклы. – Свекольный салат.

Икра из кабачков. – Кабачковая икра.

Пюре из картофеля. – Картофельное пюре.



Предварительный просмотр:

Тема «Грибы»

старшая группа

  1. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением грибов или если есть возможность натуральные грибы.
  2. Повторите названия грибов: масленок, опенок, сыроежка, лисичка, боровик, подберезовик, подосиновик, груздь, мухомор, поганка.
  3. Объясните, что грибы делятся на съедобные и ядовитые, обратите внимание ребенка на ядовитых грибах, которые нельзя употреблять в пищу.
  4. Назовите части гриба (ножка, шляпка, грибница).
  5. Разучите пальчиковую гимнастику:

СОБЕРУ ГРИБЫ

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.                        

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»                  Показать удивление, развести руки в стороны.

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,                        Поочередно сгибаем пальчики на обеих руках,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!                 начиная с мизинца правой руки.

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу домой.

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!        Большой палец левой руки оставляем, грозим ему.

  1. Игра с мячом «Один - много»

Груздь – грузди

Масленок - маслята

Сыроежка – сыроежки

Боровик – боровики

Подосиновик – подосиновики

Мухомор – мухоморы.

Тема «Грибы»

старшая группа

  1. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением грибов или если есть возможность натуральные грибы.
  2. Повторите названия грибов: масленок, опенок, сыроежка, лисичка, боровик, подберезовик, подосиновик, груздь, мухомор, поганка.
  3. Объясните, что грибы делятся на съедобные и ядовитые, обратите внимание ребенка на ядовитых грибах, которые нельзя употреблять в пищу.
  4. Назовите части гриба (ножка, шляпка, грибница).
  5. Разучите пальчиковую гимнастику:

СОБЕРУ ГРИБЫ

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.                        

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»                  Показать удивление, развести руки в стороны.

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,                        Поочередно сгибаем пальчики на обеих руках,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!                 начиная с мизинца правой руки.

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу домой.

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!        Большой палец левой руки оставляем, грозим ему.

  1. Игра с мячом «Один - много»

Груздь – грузди

Масленок - маслята

Сыроежка – сыроежки

Боровик – боровики

Подосиновик – подосиновики

Мухомор – мухоморы.



Предварительный просмотр:

Тема «Перелетные птицы»

старшая группа

  1. Напомните ребенку, что одной из примет осени является отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают?
  • Становится холодно.
  • Исчезают насекомые.
  • Осыпаются семена растений.
  • Скоро замерзнут водоемы.
  • Становится трудно добывать корм.
  1. Повторите названия перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, соловей, жаворонок, утка, цапля, гусь, кукушка.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику: «Стайка»

Ну-ка, сосчитай-ка, десять птичек – стай-ка.         Пальчики обеих

                                            рук сжимаем и разжимаем перед собой.

Эта птичка – воробей, эта птичка – соловей,         Начинаем

                   сгибать пальцы, начиная с большого пальца левой руки.

Эта птичка – совушка, сонная головушка,                

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – чиж, эта – развеселый стриж,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

  1. Дидактическая игра «У кого кто?»

У скворца – скворчата

У журавля – журавлята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У утки – утята

У гуся - гусята

Тема «Перелетные птицы»

старшая группа

  1. Напомните ребенку, что одной из примет осени является отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают?
  • Становится холодно.
  • Исчезают насекомые.
  • Осыпаются семена растений.
  • Скоро замерзнут водоемы.
  • Становится трудно добывать корм.
  1. Повторите названия перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, соловей, жаворонок, утка, цапля, гусь, кукушка.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику: «Стайка»

Ну-ка, сосчитай-ка, десять птичек – стай-ка.         Пальчики обеих

                                            рук сжимаем и разжимаем перед собой.

Эта птичка – воробей, эта птичка – соловей,         Начинаем

                   сгибать пальцы, начиная с большого пальца левой руки.

Эта птичка – совушка, сонная головушка,                

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – чиж, эта – развеселый стриж,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

  1. Дидактическая игра «У кого кто?»

У скворца – скворчата

У журавля – журавлята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У утки – утята

            У гуся - гусята



Предварительный просмотр:

Тема «Осень»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия всех времен года, по внешним признакам определите, какое время года наступило сейчас.

  1. Повторите приметы осени:
  • Дни стали короче, а ночи длиннее.
  • Погода стала холоднее, часто идут дожди, дует холодный ветер.
  • Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.
  • Птицы улетают на юг.
  • Исчезают насекомые.
  • Люди убирают урожай овощей и фруктов.
  • Люди стали надевать теплую одежду.
  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

Ветер по лесу летал,                        Плавные волнообразные

                                                          движения ладонями.

Ветер листики считал:                      

Вот дубовый,                                Загибаем пальцы на

                                                           обеих руках,

Вот кленовый,                        начиная с больших.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист с осинки        Укладываем ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

  1. Объясните ребенку пословицы об осени:

«Осенний день год кормит».

«Осень – запасиха, зима - прибериха».

  1. Гуляя с ребенком по улице, парку, соберите яркие осенние листья, оформите красочный осенний букет.

Тема «Осень»

старшая группа

  1. Повторите с ребенком названия всех времен года, по внешним признакам определите, какое время года наступило сейчас.

  1. Повторите приметы осени:
  • Дни стали короче, а ночи длиннее.
  • Погода стала холоднее, часто идут дожди, дует холодный ветер.
  • Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.
  • Птицы улетают на юг.
  • Исчезают насекомые.
  • Люди убирают урожай овощей и фруктов.
  • Люди стали надевать теплую одежду.
  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

Ветер по лесу летал,                        Плавные волнообразные

                                                          движения ладонями.

Ветер листики считал:                      

Вот дубовый,                                Загибаем пальцы на

                                                           обеих руках,

Вот кленовый,                        начиная с больших.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист с осинки        Укладываем ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

  1. Объясните ребенку пословицы об осени:

«Осенний день год кормит».

«Осень – запасиха, зима - прибериха».

  1. Гуляя с ребенком по улице, парку, соберите яркие осенние листья, оформите красочный осенний букет.



Предварительный просмотр:

Тема «Одежда»

старшая группа

  1. Назовите вместе с ребенком все предметы одежды, надетые на вас и других членов семьи.
  2. Вспомните, какую одежду носят люди в разные времена года, обсудите с ребенком, почему для каждого сезона своя одежда.
  3. Объясните, что одежда бывает разного назначения:  праздничная, домашняя, рабочая, детская, женская, мужская.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику «Перчатка».

Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю.           имитируем движения

Посчитайте-ка, ребятки,                                        сжимаем-разжимаем                                                                      

Сколько пальцев у перчатки?                               пальцы

Начинаю я считать:

Раз, два, три, четыре, пять!                                    загибаем пальцы по

                                                                                  Одному

  1. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

Свитер из шерсти – шерстяной свитер

Брюки из вельвета – вельветовые брюки

Юбка из шелка – шелковая юбка

Жилет из меха – меховой жилет

Плащ из кожи – кожаный плащ

  1. Игра «Чего не стало?» Выкладываем перед ребенком 4-5 предметов одежды, ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы убираете один из предметов, ребенок должен догадаться, чего не стало и т.д.

- Не стало футболки.

- Не стало юбки.

- Не стало носков.

  1. Прочитайте ребенку рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Пусть он

 расскажет, чего напугались дети, кто их напугал.

Тема «Одежда»

старшая группа

  1. Назовите вместе с ребенком все предметы одежды, надетые на вас и других членов семьи.
  2. Вспомните, какую одежду носят люди в разные времена года, обсудите с ребенком, почему для каждого сезона своя одежда.
  3. Объясните, что одежда бывает разного назначения:  праздничная, домашняя, рабочая, детская, женская, мужская.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику «Перчатка».

Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю.           имитируем движения

Посчитайте-ка, ребятки,                                        сжимаем-разжимаем                                                                      

Сколько пальцев у перчатки?                               пальцы

Начинаю я считать:

Раз, два, три, четыре, пять!                                    загибаем пальцы по

                                                                                  Одному

  1. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

Свитер из шерсти – шерстяной свитер

Брюки из вельвета – вельветовые брюки

Юбка из шелка – шелковая юбка

Жилет из меха – меховой жилет

Плащ из кожи – кожаный плащ

  1. Игра «Чего не стало?» Выкладываем перед ребенком 4-5 предметов одежды, ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы убираете один из предметов, ребенок должен догадаться, чего не стало и т.д.

- Не стало футболки.

- Не стало юбки.

- Не стало носков.

  1. Прочитайте ребенку рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Пусть он

 расскажет, чего напугались дети, кто их напугал.



Предварительный просмотр:

Тема «Посуда»

(старшая группа)

  1. Рассмотрите  с ребенком посуду, которая есть в доме. Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание на части посуды. Попробуйте разделить всю посуду на чайную, столовую, кухонную.
  2. Разучите с ребенком пальчиковую гимнастику «Так мы маме помогали».

Раз, два, три, четыре,                        Трем левой ладонью о правую,

Мы посуду перемыли:                      имитируем мытье посуды.

Чайник, чашку, ковшик, ложку      Загибаем пальцы на правой руке.

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                      Трем левой ладонью о правую.

Только чашку мы разбили,              Загибаем пальцы на левой руке.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.                    Хлопки в ладоши и по коленям.

  1. Выполните лексико-грамматическое упражнение «Из чего, какие?»

Ложки из серебра – серебряные.

Тарелки из фарфора – фарфоровые.

Кастрюля с эмалью – эмалированная.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Нож из металла – металлический.

Поднос из пластмассы – пластмассовый.

Кувшин и стекла – стеклянный.

  1. Разделить на слоги хлопками следующие слова:

ПО-СУ-ДА, ВА-ЗА, НО-ЖИ, ЛОЖ-КА, МИС-КА, СА-МО-ВАР,

ТА-РЕЛ-КА, СТА-КАН.

Тема «Посуда»

(старшая группа)

  1. Рассмотрите  с ребенком посуду, которая есть в доме. Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание на части посуды. Попробуйте разделить всю посуду на чайную, столовую, кухонную.
  2. Разучите с ребенком пальчиковую гимнастику «Так мы маме помогали».

Раз, два, три, четыре,                        Трем левой ладонью о правую,

Мы посуду перемыли:                      имитируем мытье посуды.

Чайник, чашку, ковшик, ложку      Загибаем пальцы на правой руке.

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                      Трем левой ладонью о правую.

Только чашку мы разбили,              Загибаем пальцы на левой руке.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.                    Хлопки в ладоши и по коленям.

  1. Выполните лексико-грамматическое упражнение «Из чего, какие?»

Ложки из серебра – серебряные.

Тарелки из фарфора – фарфоровые.

Кастрюля с эмалью – эмалированная.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Нож из металла – металлический.

Поднос из пластмассы – пластмассовый.

Кувшин и стекла – стеклянный.

  1. Разделить на слоги хлопками следующие слова:

ПО-СУ-ДА, ВА-ЗА, НО-ЖИ, ЛОЖ-КА, МИС-КА, СА-МО-ВАР,

ТА-РЕЛ-КА, СТА-КАН.



Предварительный просмотр:

Тема «Продукты питания»

старшая группа

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что еда, которую мы покупаем в магазине и приготавливаем из нее различные блюда, называется продуктами питания.
  2. Разделите все перечисленные ниже продукты на три группы: молочные, мясные, хлебо-булочные.

Сметана, колбаса, хлеб, кефир, котлеты, пряники, сосиски, варенец, творог, пельмени, торт, сушки, холодец, простокваша и т.д.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

Падал снег на порог.  (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)        

Кот слепил себе пирог. (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,        

Ручейком пирог утек.        («Бегут»   пальчиками   обеих   рук   по столу.)        

Пирожки себе пеки

                                                  (Опять показывают, как пекут пирог.)        

Не из снега — из муки.

  1. Игра «Четвертый лишний». Уберите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

                        ТАРЕЛКА, ВИЛКА, ХЛЕБ, НОЖ..

ВАФЛИ, ЧАШКА, БАРАНКА, СУХАРИ.

                        ТВОРОГ, СЫР, ЙОГУРТ, КОЛБАСА.

  1. Пригласите ребенка понаблюдать за тем как готовится обед. Пусть ребенок проговаривает действия, которые выполняет мама, называет продукты, которые необходимы для приготовления блюд.

Тема «Продукты питания»

старшая группа

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что еда, которую мы покупаем в магазине и приготавливаем из нее различные блюда, называется продуктами питания.
  2. Разделите все перечисленные ниже продукты на три группы: молочные, мясные, хлебо-булочные.

Сметана, колбаса, хлеб, кефир, котлеты, пряники, сосиски, варенец, творог, пельмени, торт, сушки, холодец, простокваша и т.д.

  1. Разучите пальчиковую гимнастику:

Падал снег на порог.  (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)        

Кот слепил себе пирог. (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,        

Ручейком пирог утек.        («Бегут»   пальчиками   обеих   рук   по столу.)        

Пирожки себе пеки

                                                  (Опять показывают, как пекут пирог.)        

Не из снега — из муки.

  1. Игра «Четвертый лишний». Уберите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

                        ТАРЕЛКА, ВИЛКА, ХЛЕБ, НОЖ..

ВАФЛИ, ЧАШКА, БАРАНКА, СУХАРИ.

                        ТВОРОГ, СЫР, ЙОГУРТ, КОЛБАСА.

  1. Пригласите ребенка понаблюдать за тем как готовится обед. Пусть ребенок проговаривает действия, которые выполняет мама, называет продукты, которые необходимы для приготовления блюд.



Предварительный просмотр:

Тема «Мебель»

старшая группа

  1. Повторить названия предметов мебели, ее частей. Для чего она нужна.  Для этого ответьте на вопросы:

- Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)…

- Привозя мебель домой, покупатели (что делают?)…

- Люди дома с мебелью (что делают?)…

    (как ухаживают?)

  1. Закрепите пальчиковую гимнастику:

Мебель я начну считать:                     Пальцы обеих рук поочередно

                                                           зажимаем в кулачки.

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

десять пальчиков зажал!                 Поднять зажатые кулачки

                                                            вверх.

  1. «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, я тумбочка….                

Диван большой, а полка….

Кресло мягкое, а табурет…

  1. «Из чего – какой?»

Ножки табурета из металла. Они (какие?)

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?)

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?)

Столешница стола из дерева. Она (какая?)

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)

Тема «Мебель»

старшая группа

  1. Повторить названия предметов мебели, ее частей. Для чего она нужна.  Для этого ответьте на вопросы:

- Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)…

- Привозя мебель домой, покупатели (что делают?)…

- Люди дома с мебелью (что делают?)…

    (как ухаживают?)

  1. Закрепите пальчиковую гимнастику:

Мебель я начну считать:                     Пальцы обеих рук поочередно

                                                           зажимаем в кулачки.

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

десять пальчиков зажал!                 Поднять зажатые кулачки

                                                            вверх.

  1. «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, я тумбочка….                

Диван большой, а полка….

Кресло мягкое, а табурет…

  1. «Из чего – какой?»

Ножки табурета из металла. Они (какие?)

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?)

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?)

Столешница стола из дерева. Она (какая?)

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)



Предварительный просмотр:

Тема «Дом, его части»

старшая группа

  1. Повторить с ребенком, какие существуют дома:

– одноэтажные, многоэтажные;

- каменные, кирпичные, панельные, деревянные.

Объяснить ребенку, в каком доме он живет.

Повторить части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, труба, крыльцо, подъезд, лестница, лифт.

  1. Разучить пальчиковую гимнастику «Новый дом»

Тук-тук, тук-тук!

Молоток, бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том,

Есть еще одно повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:

«приходите поскорей!»

Ударяем, чередуя кулаком о кулак.

Поставить рядом ладошки – стены.

Сложить большие пальцы полочкой, остальные соединить «крышей».

Мизинец отставить в сторону – труба.

Приглашающий жест рукой.

  1. Игра «Какой? – Какая?» Ответы должны быть полные. Н-р: Дом из бревна какой? – Дом из бревна бревенчатый.

Дом и камня, какой? –

Дом из кирпича, какой? –

Крыша из железа, какая? –

Окна из стекла, какие? –

Фундамент из цемента, какой? –

Пол из дерева, какой? –

Труба из кирпича, какая?

  1. Объяснить ребенку пословицу: «Дома и стены помогают».

Тема «Дом, его части»

старшая группа

  1. Повторить с ребенком, какие существуют дома:

– одноэтажные, многоэтажные;

- каменные, кирпичные, панельные, деревянные.

Объяснить ребенку, в каком доме он живет.

Повторить части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, труба, крыльцо, подъезд, лестница, лифт.

  1. Разучить пальчиковую гимнастику «Новый дом»

Тук-тук, тук-тук!

Молоток, бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том,

Есть еще одно повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:

«приходите поскорей!»

Ударяем, чередуя кулаком о кулак.

Поставить рядом ладошки – стены.

Сложить большие пальцы полочкой, остальные соединить «крышей».

Мизинец отставить в сторону – труба.

Приглашающий жест рукой.

  1. Игра «Какой? – Какая?» Ответы должны быть полные. Н-р: Дом из бревна какой? – Дом из бревна бревенчатый.

Дом и камня, какой? –

Дом из кирпича, какой? –

Крыша из железа, какая? –

Окна из стекла, какие? –

Фундамент из цемента, какой? –

Пол из дерева, какой? –

Труба из кирпича, какая?

  1. Объяснить ребенку пословицу: «Дома и стены помогают».



Предварительный просмотр:

Тема «Город»

старшая группа

  1. Расскажите ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город, (поселок), чем он знаменит. Обратить внимание на главную улицу города (поселка), выучите ее название.
  2. Во время прогулки по городу, (поселку) обратите внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры.
  3. Объясните ребенку понятия «улица», расскажите, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер.

ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ ВАШ ДОМАШНИЙ АДРЕС!

  1. Выучите пальчиковую гимнастику:

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот трехэтажный.

Этот дом – он самый важный,

Он у нас пятиэтажный.

Разгибать пальцы из кулака, начиная с мизинца.

  1. Игра с мячом «Один - много».

Дом – дома

Школа – школы

Аптека – аптеки

Завод – заводы

Вокзал – вокзалы

Банк – банки

Фабрика – фабрики

Парк – парки

Сад – сады

Магазин - магазины

Тема «Город»

старшая группа

  1. Расскажите ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город, (поселок), чем он знаменит. Обратить внимание на главную улицу города (поселка), выучите ее название.
  2. Во время прогулки по городу, (поселку) обратите внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры.
  3. Объясните ребенку понятия «улица», расскажите, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер.

ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ ВАШ ДОМАШНИЙ АДРЕС!

  1. Выучите пальчиковую гимнастику:

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот трехэтажный.

Этот дом – он самый важный,

Он у нас пятиэтажный.

Разгибать пальцы из кулака, начиная с мизинца.

  1. Игра с мячом «Один - много».

Дом – дома

Школа – школы

Аптека – аптеки

Завод – заводы

Вокзал – вокзалы

Банк – банки

Фабрика – фабрики

Парк – парки

Сад – сады

Магазин - магазины



Предварительный просмотр:

Тема «Моя страна»

старшая группа

  1. Поговорите с ребенком о родине. Что означает слово «Родина».

Повторите основные понятия:

Страна, в которой мы живем – Россия.

Главный человек в стране – президент Путин В.В.

Главный город страны (столица) – Москва.

Главная песня страны – гимн.

Флаг нашей страны – белый, синий, красный.

  1. Выучите логоритмическое упражнение «Путешественники»

Мы летим на самолете

Высоко-высоко!

Мы плывем на пароходе

Далеко-далеко!

На ракете мы мылетим,

Быстро на машине мчим.

А теперь на паровозе

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Быстро-быстро мчится поезд

Во весь дух, во весь дух.

А теперь мы отдохнем.

Завтра снова в путь пойдем.

Руки в стороны, планируем.

Волнообразные движения руками.

Руки вместе, вверх.

«Рулим».

Руки согнуты в локтях, кулаки, круговые движения.

Садимся, кладем руки на колени.

  1. Составьте выражения по образцу.

Река – много рек.

Море – много морей.

Поле – много полей.

Лес – много лесов.

Луг – много лугов.

Гора – много гор.

Город – много городов.

  1. Объясните ребенку пословицу: «Родная сторона – мать, чужая - мачеха».

Тема «Моя страна»

старшая группа

  1. Поговорите с ребенком о родине. Что означает слово «Родина».

Повторите основные понятия:

Страна, в которой мы живем – Россия.

Главный человек в стране – президент Путин В.В.

Главный город страны (столица) – Москва.

Главная песня страны – гимн.

Флаг нашей страны – белый, синий, красный.

  1. Выучите логоритмическое упражнение «Путешественники»

Мы летим на самолете

Высоко-высоко!

Мы плывем на пароходе

Далеко-далеко!

На ракете мы мылетим,

Быстро на машине мчим.

А теперь на паровозе

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Быстро-быстро мчится поезд

Во весь дух, во весь дух.

А теперь мы отдохнем.

Завтра снова в путь пойдем.

Руки в стороны, планируем.

Волнообразные движения руками.

Руки вместе, вверх.

«Рулим».

Руки согнуты в локтях, кулаки, круговые движения.

Садимся, кладем руки на колени.

  1. Составьте выражения по образцу.

Река – много рек.

Море – много морей.

Поле – много полей.

Лес – много лесов.

Луг – много лугов.

Гора – много гор.

Город – много городов.

  1. Объясните ребенку пословицу: «Родная сторона – мать, чужая - мачеха».



Предварительный просмотр:

Тема «Зима»

старшая группа

  1. Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными, растениями зимой, как звери переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой. Повторите названия зимних месяцев.
  2. Выучите пальчиковую гимнастику «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три - уроним

И сломаем…

Загибаем пальцы с большого.

«лепим», имитация движений.

Показываем круг, сжимаем, гладим.

Грозим пальцем.

Выполняем движения по тексту.

  1. Игра «Подбери родственнее слова»

Снег – снежок, снежинка, снежный, снегурочка, снеговик…

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовка…

Мороз – морозный, морозить, заморозка…

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед…

  1. Объясните ребенку пословицы:

«Декабрь год кончает, а зиму начинает»

«В феврале зима с весной встречаются»

  1. Прочитайте ребенку текст, помогите пересказать его.

Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Насекомые спят. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках, лепят снеговиков.

Тема «Зима»

старшая группа

  1. Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными, растениями зимой, как звери переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой. Повторите названия зимних месяцев.
  2. Выучите пальчиковую гимнастику «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три - уроним

И сломаем…

Загибаем пальцы с большого.

«лепим», имитация движений.

Показываем круг, сжимаем, гладим.

Грозим пальцем.

Выполняем движения по тексту.

  1. Игра «Подбери родственнее слова»

Снег – снежок, снежинка, снежный, снегурочка, снеговик…

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовка…

Мороз – морозный, морозить, заморозка…

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед…

  1. Объясните ребенку пословицы:

«Декабрь год кончает, а зиму начинает»

«В феврале зима с весной встречаются»

  1. Прочитайте ребенку текст, помогите пересказать его.

Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Насекомые спят. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках, лепят снеговиков.