Для вас, воспитатели!
Консультации для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация №1 (сентябрь) | 17.9 КБ |
Консультация №2 (октябрь) | 17.16 КБ |
Консультация №3 (ноябрь) | 20.85 КБ |
Консультация №4 (декабрь) | 31 КБ |
Консультация №5 (январь) | 79 КБ |
Консультация №6 (февраль) | 17.97 КБ |
Консультация №7 (март) | 30.5 КБ |
Консультация №8 (апрель) | 19.48 КБ |
Консультация №9 (май) | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема консультации №1:
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ НА ЗАНЯТИЯХ И В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах, воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и, особенно подготовительной группах, роль воспитателя иная. Он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
3. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны, лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск. «Хорошо бы нам сделать библиотечку музыкальных дисков». Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка. Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, как - бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Учитывая задачи воспитания на данный момент, воспитатель должен: поощрять детей, содействовать, стимулировать, наблюдать, возбуждать интерес, поправлять ошибки, петь самой, координировать взаимоотношения детей и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
Как было показано, за общую постановку самостоятельной музыкальной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.
Предварительный просмотр:
Тема консультации №2:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА УТРЕННИКЕ».
В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.
1. Знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов.
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Предварительный просмотр:
Тема консультации №3: «МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»
Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста.
В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души».
И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.
Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.
Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству — увлеченностью или безразличием — окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентацией детей. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.
Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский.
В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течении всей жизни имеет общение с музыкой, в первую очередь классической, а также «пропевание» музыки в движении и голосом.
Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования, является проблема развития мышления. Изучение личности (ребёнка, подростка, юноши), как субъекта воспитательной и учебной деятельности, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.
Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, а на средней и высшей ступени обучения происходит их дальнейшее развитие.
В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Это физиологическая особенность детского возраста, в этом выражается его активность, здесь идет усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров. Чем меньше ребенок, тем больше нуждается он в движении, а потому систематизированное и музыкальное движение необходимо вводить как постоянную дисциплину и чем раньше, тем лучше. Эти движения должны научить ребенка свободно управлять отдельными органами своего тела, развить координацию движений, овладению собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров и слуха, вырабатывается координация движений, сберегаются силы.
Наряду с этим нельзя упускать из виду, что процесс непосредственно музыкального восприятия неоднозначен и он тоже оказывает влияние на развитие и становление творческой личности.
На восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. И, как уже отмечалось, особую роль играют в этом процессе слух, способность вслушаться в окружающее, почувствовать, понять, оценить красоту красок и форм, гармонию звуков и наслаждаться ею. Ведь подлинное эстетическое восприятие всегда связанно с душевным волнением, переживанием эстетического удовольствия, переживанием красоты предмета.
Процесс формирования восприятия возникает установкой педагога-психолога и воспитателя на эстетическое восприятие, что предвосхищает впечатления и переживания. После чего можно беспрепятственно обратиться к его созерцанию, погрузиться в чувственную стихию. Именно «погружение в стихию звуков, красок, форм, в стихию слов стихотворения или пластику движения характерно для процесса художественного восприятия»… Это стремление воспринять чувственное богатство, ощутить его — существенная особенность художественного восприятия.
Следующий этап — попытка проникнуть в то, что эти звуки, краски, формы передают, выявляют, выражают . Эта новая ступень познания и будет являться восприятием художественного образа.
В ходе дальнейшего углубления восприятия, начинает восприниматься и осмысливаться не только художественный образ, запечатленный в произведении, но и само произведение искусства как некое значимое явление. Произведение становится воплощением и символом значительных сторон жизни, творчества, познания человека. Это самая высокая ступень познания, так как в процесс движения восприятия включается вся человеческая личность с её мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни.
Требованиям к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные учёные, педагоги и выделяли следующие общие черты и требования к репертуару для детей:
отбор из трёх источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;
отбор произведений, воспитывающих доброту, проникнутых гуманизмом;
проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность, доступность;
яркость, запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки разных народов;
отражение разных музыкальных форм (в том числе и более крупных), различных жанров;
отражение современных исканий в области совершенствования, модернизации музыкального языка, при сохранении художественного уровня, отвечавшего требованиям большого искусства.
Однако, в практике работы детских садов, «детский репертуар» на деле вытесняет классическую музыку. Она используется скорее как исключение, эпизодически и в основном в старшем возрасте. Ранний же возраст не используется для накопления ценных музыкальных впечатлений, не обходимых для формирования «тезауруса», опыта восприятия высокохудожественных образцов музыкальной классики. Таким образом, лишая детей в раннем возрасте возможности слушать классическую музыку, мы теряем благоприятный, «сенситивный» возрастной период для развития способности к восприятию музыки, упустив который, мы создаём дополнительные трудности в деле музыкального развития, может быть, и бесповоротно теряем его.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.
Педагогическими условиями успешного развития музыкального восприятия в раннем детстве являются:
художественное совершенство, яркость и эмоциональная доступность музыкальных произведений;
повторность впечатлений (многократность звучания);
создание соответствующего характеру музыки эмоционального настроя;
создание положительного эмоционального фона общения ребёнка и взрослого, поощрение успехов малыша.
побуждение детей к двигательной активности, вокализациям.
Исследовав основные позиции воздействия музыки на развитие индивидуальности, можно подвести некоторый итог всего вышесказанного.
Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности.
Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, в этом и состоит, по нашему мнению главная воспитательная функция искусства и музыки в частности.
Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.
Предварительный просмотр:
Тема консультация №4:
"РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.
Последнему виду музыкальной деятельности должно уделяться большое внимание.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, о роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими нужно пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на заня тиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой "Птичка и птенчики" муз. Е.Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент
Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем, в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).
В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами - металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию вместе с ребенком, так как музыкальный руководитель играет музыкальное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.
Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем, и другим. Дети-"учителя" испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-"ученики" довольны, что их научили сверстники.
Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.
Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, подержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Предварительный просмотр:
Тема консультации №5:
"РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧСКИХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"
Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду - она звучит и на музыкальных занятиях, и во время музыкальных праздников и развлечений, и в самостоятельной музыкальной деятельности.
Содержание музыкального воспитания, сформулированное в "Программе воспитания и обучения в детском саду", предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она "рассказывает", способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы "...побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка "рассказывает", - пишет Н.А.Ветлугина.- Ребенок не только воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным".
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Ребенок дошкольного возраста стремиться самостоятельно познавать окружающий мир, но он зависит от созданных взрослыми условий, мудрого руководства с их стороны, содержательности всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, доверия и взаимного уважения.
Важное место в самостоятельной деятельности детей занимают дидактические музыкальные игры. Они способствуют развитию сенсорных способностей детей, а так же
они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей дошкольного возраста.
Эти игры, разучиваются на музыкальных занятиях, затем переносятся в самостоятельную музыкальную игровую деятельность в группе. Первоначально, в группе дети закрепляют разученные на музыкальных занятиях дидактические музыкальные игры с воспитателем, затем, на последнем этапе, дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь. В старших группах детского сада особое место занимают дидактические игры, придуманные детьми по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях.
В педагогической практике применяются музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом, также позволяют в доступной форме приобщать детей к основам музыкального искусства.
Так, комплексное воздействие обеспечит высокий уровень музыкального развития детей.
Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Воспитатель не только организует музыкально-дидактические игры с детьми, но и сам становится активным участником. Для этого он должен знать репертуар, объем умений и навыков детей своей группы, чтобы направлять музыкально-самостоятельную деятельность детей, применять знания полученные на занятиях.
Музыкально-дидактические игры хранятся в музыкальных уголках, эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми, можно привлечь и родителей. Музыкально-дидактические игры проводятся с разным количеством детей. При проведении игр надо учитывать особенности каждого ребенка. Организуя игры надо предоставлять детям больше самостоятельности.
Совместно с родителями и детьми предлагаем сделать музыкальные книжки о музыкальных инструментах. Они помогут обогатить знания детей о музыкальных инструментах, развить интерес к инструменту и музыке в целом. Дети будут бережно относится к книжкам, так как будут принимать участие в их изготовлении.
В качестве примера приводим содержание книжки «Барабан»
«Барабан»
Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад: барабанит, барабанит полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый» (А. Барто.)
«Громкая радость»
Две палочки, две палочки играют по утрам
Трам-трам! - Грохочут весело, -
Трам-трам, трам-трам, трам - трам!
Не надо барабанщику ни славы, ни наград.
Он рад, что у солдатиков парад, парад, парад!
И эту радость громкую оглохший терпит дом.
С трудом, сказать по совести с трудом, с трудом, с трудом! (О. Сердобольский).
«Заяц барабанщик»
За уши зайца несут к барабану. Заяц ворчит:
«Барабанить не стану! Нет настроения,
Нет обстановки, нет подготовки, не вижу морковки!» (В. Берестов)
«Загадки»
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает шагать заставляет.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он греми - в ногу всем шагать велит.
Бьют его, а он не злится он гремит и веселится
Потому что без битья нет ему житья.
В пути не смолкает вдаль увлекает.
Сам не шагает - шагать помогает.
Когда играю я на нем, когда я репетирую
С испугом думает весь дом, что крышу ремонтируют.
Скороговорка: Белые бараны бьют в барабаны.
Потешки
Водят пчелы хоровод - брум-брум, в барабан ударил кот - трум-трум,
Стали мыши танцевать - тир-ля-ля, так, что начала дрожать вся земля.
Как у нашего соседа весела была беседа:
Гуси - в гусли, утки - в дудки,
Овцы – в донцы, тараканы - в барабаны.
Предварительный просмотр:
Тема консультации №6:
«ПРИГЛАШАЕМ К НАМ В ОРКЕСТР, РИТМИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ»
Игра на детских музыкальных инструментах – один из важных видов детской исполнительской деятельности. Она развивает музыкальные и творческие способности, помогает проявлению эмоциональности ребенка, его воли, сосредоточенности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети постигают тайны музыкальных звуков и их соотношений, у ребят улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Дети учатся различать высокие и низкие звуки колокольчика, металлофона, фортепиано. Отличать тембры музыкальных инструментов. Детям предлагаются творческие задания, в которых расширяется круг его представлений о названии музыкального инструмента, характере звучания, расположения высоких и низких звуков, приемах игры на этом инструменте.
Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма, (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.
Ритм-последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах, (ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей.
В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.
Все упражнения можно и нужно исполнять следующим образом:
-хором,
-соло (распределив роли),
-чередуя хор и соло,
-с различной динамикой (силой звука),
-с изменяющейся динамикой:
А) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и внезапно тихо)
Б)динамика с постепенным переходом (постепенно усиливая звучность-крещендо, или затихая – диминуэндо)
-в различных темпах (с различной скоростью исполнения)
-в изменяющихся темпах.
Текст для ритмизации выглядит таким образом:
Со-сен-ка, ва-си-лек ро-за
Стихи для ритмизации и оркестра:
- «Пушистая песенка» (про плюшевого мишку и пушистого кролика):
Очень мил бывает кролик иногда,
С ним приятно сесть за столик. Да-да-да!
- «Вкусная песенка» (песенка о вкусных вещах):
Петя-булочник, испеки ситничек,
Булку и ватрушку, саечку и плюшку.
- «Ночь пришла»:
Ночь пришла, ночь пришла, темноту привела
Задремал петушок, и запел сверчок.
- «Четыре музыканта»:
Гусь поет, а бычок держит скрипку и смычок.
Слон трубит, а баран барабанит в барабан.
- «Тетка Богатка»:
Тетка Богатка, сшей мне рубашку.
Хочу нарядиться – еду веселиться.
- «Два кота»
Тата, два кота, два ободранных хвоста:
Серый хвост в чулане-все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
- «Зайка»
Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!
Предварительный просмотр:
Тема консультация №7:
"ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальных слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.
Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешного применять полученные знания в праздниках, развлечениях, и, конечно, заниматься самостоятельной деятельностью.
Многочисленные исследования подтверждают значимость самостоятельной художественной деятельности детей в жизни ребенка.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.
Оборудование музыкальных зон - одно из необходимых условий для развития детского музыкального творчества. Музыкальный уголок должен стимулировать самостоятельную деятельность детей, чтобы он был помощником в творческих проявлениях.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей, быстро запоминающих музыкальные произведения, играющие свободно на музыкальных инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем, и другим. Дети-"учителя" испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-"ученики" довольны, что их научили сверстники.
Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Можно предложить такому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такое задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.
Нужно стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского музыкального творчества.
Предварительный просмотр:
Тема консультация №8:
«РАЗВИВАЕМ ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ ВНЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ»
«В детях с самых ранних лет должно развиваться
чувство изящного, как один из первейших элементов
человечности. Влияние музыки благодатно, и чем
раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше»
В. Г. Белинский
Звуки по силе бывают неодинаковыми. Могут звучать громко, тихо, не слишком громко, не очень тихо. Но различаются они не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с детьми в игру-диалог.
Представьте, что встретилось два человека: Представьте себе что встретились два человека, один большой - большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот - отвечать ему тоненько и нежно.
- Где ты живешь? - прогремел великан.
- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.
- С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос.
- С Дюймовочкой ...
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно.
Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.
Прочтите с детьми сказку про девочку Нину, кошку и пианино, чтобы ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими.
СКАЗКА
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как- то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка, и сидят они у окошка.
А за спиной: « бум-бум!» Обернулась Нина, услышав шум
Видит - пианино шагает, крышку, как рот открывает.
А под крышкой - клавиши в ряд, словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое фортепиано проглотит девочку Нина.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать да не может.
Но тут кошка на клавиши - прыг! И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет, а пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает, а пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось - кошка вдруг говорить научилось:
«Мяу, все тебе расскажу, хочешь секрет покажу!»-
Ксюше она говорит, и заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет, клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет - низким голосом пианино поет,
А если повернет правее - звуки все выше, нежнее.
В пианино заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких голос высокий и стройный,
А чем толще, длиннее струна - тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает - молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина, «Совсем нестрашное фортепиано.
Надо только его не бить, кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться - вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш.
В ответ послышались добрые голоса струн.
Стихотворение для заучивания детям:
У рояля много клавиш! Ты их всех звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.
Н. Кончаловская
Предварительный просмотр:
Тема консультация №9:
"ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА"
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития.
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог, воспитатель – методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм)
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Так, с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. Так же, воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые музыкальные произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
3. И. Штраус «Полька Трик – трак»
4. М. И. Глинка «Детская полька»
5. А. Вивальди «Зима»
6. П. И. Чайковский «Апрель»
7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»
8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»
9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»
10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
12. Й. Гайдн «Детская симфония»
13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»
14. И. Штраус «Сказки венского леса»
Прогулка. Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово!
Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения:
1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
2. «Ах вы, сени… » русская народная музыка
3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
5. «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня
6. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня
7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
9. Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»
10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»
11. В. А. Моцарт «Симфония №40»
12. М. И. Глинка «Марш Черномора»
13. А. П. Петров «Я шагаю по Москве»
Сон. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые музыкальные произведения:
1. Колыбельные:
- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»
- «Приход весны»
- «Засыпающий малыш»
- «Крепко спи»
- «Сколько звездочек на небе»
- «Спи, малыш мой, засыпай»
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
5. К. В. Глюк «Мелодия»
6. Л. В. Бетховен «Сурок»
Пробуждение Используемые музыкальные произведения
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
5. И. Штраус «Полька – пиццикато»
6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
7. Р. Щедрин «Полет шмеля»
8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе
выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. В. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А, Моцарта и др.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми
- улучшается речевая функция
- улучшается сенсомоторная функция
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны
Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Используемая литература:
1. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007год
2. Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми // Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.