Разработки классных часов, внеклассных мероприятий
"Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях." (Паскаль)
Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.18 КБ |
![]() | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа – город Камышин
Тема: «Научи своё сердце добру»
Учитель начальных классов:
Малышева Татьяна Сергеевна
Цели: - учащиеся должны: социокультурно наполнять нравственную категорию «доброта», формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
-вырабатывать умения адекватно оценивать свои поступки, учиться аргументировано и деликатно отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, потребность задумываться о себе как человеке, живущем в обществе.
Оборудование: 1. Презентация
2. Карточки- лучики со словами
3. Пословицы на парты
4. Песня «Если добрый ты»…
5. Фонограмма песни «Дорогою добра»
План – конспект классного часа.
I.Присоединение
- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Очень рады мы видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и вместе отправимся в путь-дорогу.
- Послушайте всем известную песенку и определите, о каком из главных черт характера пойдет речь на классном часе. Если помните слова песни, можете подпевать.
Звучит куплет песни «Если добрый ты»…
- О каком человеке поет кот Леопольд? (О добром)
II. Сообщение темы и целей классного часа:
- Как вы думаете, о каком качестве человека пойдет сегодня речь?
(О доброте)
- С чем соседствует добро по жизни? Назовите антоним к слову «добро».
- Добро и зло всегда идут рядом, поэтому тема нашего классного часа «Когда добро творит зло» СЛАЙД 1
- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? ( С улыбкой, добрыми словами)
- Как её можно увидеть, услышать, почувствовать? (Доброе лицо, приветливое слово)
-С чего начинается доброта? (С искренней, неподдельной улыбки, с приятных слов)
- Как мы приветствуем друг друга?
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Приятно ли было дарить добрые слова?
- Какие чувства вы испытали, услышав в свой адрес добрые слова? (Приятные)
-Наш классный час мы начали с добрых слов, а доброе начало – это половина дела.
- А интересно ли вам, как объясняет это слово толковый словарь?
- Давайте обратимся к толковому словарю. (Доброта – это по народной мудрости отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим) СЛАЙД 2
- Какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце) СЛАЙД 3
- Как гласит народная мудрость о доброте и солнце?
-Доброта – это что? (Солнце)
- Посмотрите на доску, вставим в эпиграф солнце. СЛАЙД 4
- Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?
- Всю нашу дорогу по жизни освещает солнышко.
- А что мы ощущаем от солнышка? (Теплоту, свет, заботу)
- Давайте создадим свое солнышко с его добрыми лучами.
- Перед вами слова – помощники.
- Подберите слова – синонимы, характеризующие доброго человека. (Аккуратный, вежливый, внимательный, доброжелательный, отзывчивый, заботливый, верный, надёжный, толерантный)
- Все ли слова задействовали? Какие слова остались?
- Какому человеку соответствуют оставшиеся слова? (Не доброму, злому, завистливому)
-Как победить зло? (Говорить добрые слова, добрые дела творить, совершать добрые поступки)
- Легко ли быть добрым? (Добрым быть нелегко)
- Да, непросто быть добрым человеком..
- Надо ли учиться доброте?
- Этому надо учиться всю жизнь. За добро нужно бороться.
- С кем надо бороться за добро? (Это борьба с самим собой.)
- А кто помогает нам по жизни учиться добру? (Родители, друзья, одноклассники, сказки, пословицы, детские писатели))
- Помогают нам учиться добру и сказки.
III. Работа по теме классного часа.
- Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
– Давайте поиграем в игру.
- Если я называю доброго сказочного героя, то вы приветствуете его аплодисментами. Если злого – закрываете ладошками глаза.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа Карло)
- А что же такое добро? (Добрые слова, добрые дела и поступки, почитание родителей)
- А что же такое зло? (ЗЛО – нанесенная обида, грубые слова, нехорошие поступки, зависть, месть, драки)
- Высшее проявление добра – мир и любовь к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе.
- Высшее проявление зла – предательство Родины, развязывание войн, преступления.
2.Народная мудрость.
1. работа над старославянскими буквами
-Как в старославянской азбуке назывались буквы Д? З? Л? М?
- К чему призывала азбука? (Азбука призывала людей Земли мыслить и творить добро)
- И в этом главное назначение человека на земле – творить добро.
2. народное поверье
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведёт.
- О чем говорит это поверье? (О добре и зле)
- О том, что добро и зло могут гнездиться в одном и том даже человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на путь добра.
- А может послушаться дьявола и встать на путь зла?
- На какой путь встать труднее?
- Случай делать зло представляется по 100 раз в день, а случай делать добро – гораздо реже. В сказках бывают добрые и злые персонажи. Люди же имеют право на ошибку и бывают и добрыми, и злыми.
- Разве вы всегда бываете добрыми?
- И никогда никого не обидели?
- Легко ли всегда слушать ангела? Почему? (Зло совершать легко, а добро творить труднее)
- да, добро – это терпеливый труд души, труд нелегкий, каждодневный, ежечасный)
- С чего люди начинают творить добро? (С улыбки, после добрых слов, с приветствия друг другу)
- Откуда исходят добрые слова? (От доброго сердца человеческого)
- Самое простое, что мы можем делать каждый день – говорить добрые слова.
- А что делать, если зло нас преодолевает? (Не отвечать на зло злом, даже попытаться полюбить своих недругов, подняться над обидами и оскорблениями)
- Каждому ли человеку это под силу? (Это может сделать только очень сильный человек)
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастит и добрый плод.
- К чему издавна стремились люди и что же ненавидели? (Стремились к добру и ненавидели зло)
- В каких ёще источниках заключена доброта? (В пословицах и поговорках, в книгах писателей, поэтов.)
- За любое доброе дело, сделанное ради нас, принято благодарить, другими словами, на добро принято отвечать добром.
3. Работа с пословицами. СЛАЙД 5
Задание: восстановите пословицы и объясните, чему учит ваша пословица. Ответы должны быть короткими.
… помни, а зло забывай. (Добро)
Жизнь дана на … дела. (Добрые)
За добро не жди добра.
Злой не видит, что есть добрые люди.
Мир не без … людей. (добрых)
За … человека сто рук. (доброго)
… человек в добре живет век. (Добрый)
– Кто из вас желает поделиться тем, как вы поняли смысл пословицы? Ответы должны быть краткими.
- Кто не успел поделиться своими мыслями в классе, расскажите дома родителям, друзьям.
- Сейчас у нас с вами притча о добре и зле. Вслушайтесь, чему учит она?
СЛАЙД 6 Притча о добре и зле.
Когда – то давно мудрый старец открыл своему внуку жизненную истину:
в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу 2-х волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, истину, надежду, верность…
Малыш, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Ребята, а какого волка бы вы покормили и чем? (Добротой)
- Чему учит эта притча?
- Добру по жизни противостоит зло.
- А что значит противостоять злу? (Не отступать перед лицом зла, а действовать красиво, благородно, великодушно, достойно и не перешагнуть границу добра)
- Добро и зло.
- А если зло побеждает, какие вы знаете способы борьбы с ним?
– Доброта – это признак силы или слабости? В чем выражается эта сила? (Добрые слова, дела)
- А если зло нельзя победить словами, можно его победить кулаками? (Добро не должно быть с кулаками)
-Если добро станет применять кулаки, силу, то оно станет творить зло, перестанет быть добром.
- Всем нам всю жизнь нужно учиться отличать доброту истинную от ложной. - А как вы думаете, совместимы ли добро и ложь?
- По жизни нам встречаются добрые люди, злые, а встречаются и добренькие.
- Добренькие, кто они? (Это люди, только старающиеся выглядеть добрыми. Они слащаво говорят, а отойдя на пару шагов, в лучшем случае забудут о вас, а в другом не скажут ничего хорошего. )
- Добренькие люди - какие они? (Злые)
- Сильный человек проявляет великодушие. Он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельных поступках.
- Можно ли отложить на некоторое время добрые дела? (ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА НАДО ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС)
*Лик Святого Николая Чудотворца. СЛАЙД 7
-Обратимся к духовному опыту предыдущих поколений. На иконе святитель Николай Чудотворец.
- Вглядитесь в лицо этого почитаемого во всем мире чудотворца. Что вы знаете об этом святом?
- Он родился и служил людям очень давно, помогает и сейчас.
- Каким образом?
- За милость, сострадательность, заступничество за обиженных, за мужество и спасение многих судеб, он ещё при жизни почитался как святой Христианской религии.
IV. «Волшебный цветок добра». Звучит спокойная музыка
- Ребята, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.
- Пристально вглядитесь в поистине добрый цветок – ромашку. Желтая сердцевинка – что она вам напоминает? (Солнышко)
- Почувствуйте, как исходит добро из серединки ромашки, согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.
- Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце.
- Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно и радостно становится вашей душе.
- А теперь откройте глаза. Глядя друг другу в лицо, улыбнитесь.
- У вас появилась потребность совершать добрые дела?
В классе объявляется акция «Ромашка добрых дел», где каждый может оставить запись о своем добром деле другим людям, не подписываясь.
Я уверена, что многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас. Я думаю, что вы осознали, что только «на добрых делах мир держится»
- Так давайте же делать добро людям и сами будете от этого счастливы!
СЛАЙД 7 (Щелчок) Добром добро оплатил – молодец,
На зло добром ответил – ты мудрец!
V.Итог классного часа
- Что приобретает для себя человек, делающий добро? (Радость, спокойствие, чистую совесть, любовь, уважение и благодарность людей)
- А стоит ли ждать благодарности за добро? Почему?
- Доброта бескорыстна. А зло?
В заключение хочется
Всем пожелать здоровья,
Надежды, веры, доброты
Пусть будет дом согрет любовью
И все исполнятся мечты!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то!
Всем спасибо!
-Возьмитесь за руки. СЛАЙД 8
Звучит песня «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова
-Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.
Будьте добры друг к другу. До свидания!
Использованная литература:
- Яровая Л.Н., Жиренко О.В., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.Внеклассные мероприятия, 3 клас, 2 издание, М., ВАКО, 2005
- Н.Е. Богуславская, Н.А.Куприна. Весёлый этикет. (Развитие коммуникативных способностей ребёнка), Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998
- А.В. Соколова. Сценарии школьных праздников (книга 1 и 2), М., Школьная пресса, 2001
- Савина А.А. Детский праздник, Дельта, Санкт-Петербург, 1997
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой,М., Просвещение, 1997
- Калугин М.А. , Новоторцева Н.Б..П\Развивающие игры для младших школьников, Ярославль, Академия, К, Академия Холдинг, 2000
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению., Ярославль, Академия развития, 1997
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, Академия развития, 1997
- Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя, М.,Глобус, 2009.
- О.Е.Жиренко , В.Ф. Полещук, Л.Ф. Обухова «Тренажер по русскому языку для начальной школы. Пословицы и поговорки., М., Ювента, 2007.