Здоровье и безопасность
Здоровье и безопасность
Классные часы, беседы с родителями, бетские презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Сохраним своё здоровье»
Внеклассное занятие по окружающему миру УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой. Проводится на этапе завершения изучения раздела «Мы и наше здоровье».
Цель: Cформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о признаках здорового человека;
- привлечь внимание детей к факту многообразия способов укрепления собственного здоровья;
- способствовать формированию внутренней позиции учащихся;
- познакомить учащихся с некоторыми знаниями социальных ролей.
Развивающие:
- способствовать развитию умения принимать правильное решение, конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья;
- способствовать осознанию учащимися значения ответственного поведения в отношении здоровья;
- способствовать развитию взаимодействия с окружающими;
- способствовать развитию разных видов речевой деятельности.
Воспитательные:
- способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности;
способствовать формированию привычки здорового образа жизни.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики ходе занятия:
Знания:
- признаки больного и здорового человека;
- полезные и вредные для здоровья человека продукты питания;
- полезные и вредные привычки для здоровья человека;
- полезные и вредные увлечения для здоровья человека;
- правила личной гигиены;
- комплекс оздоровительных упражнений (утренняя гимнастика, физкультминутка, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика).
Умения:
- сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать элементы и объекты внеклассного занятия;
- обмениваться информацией и выражать личное мнение;
- принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- обсуждать и совместно решать проблемы;
- пользоваться предметами личной гигиены;
- выполнять комплекс оздоровительных упражнений (утренняя гимнастика, физкультминутка, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика).
Навыки (компетенции):
Ценностно-смысловые:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.
Учебно-познавательные:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь ее пояснять;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Социокультурные:
- определять свое место и роль в окружающем мире;
- владеть некоторыми знаниями социальных ролей (ролевое моделирование);
- владеть эффективными способами организации свободного времени.
Коммуникативные:
- владеть способами взаимодействия с окружающими;
- владеть разными видами речевой деятельности;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы.
Информационные:
- владеть навыками работы с различными источниками информации;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, интерактивной доски.
Здоровьесберегающие:
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- позитивно относится к своему здоровью;
владеть способами физического самосовершенствования, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные универсальные учебные действия:
формирование внутренней позиции школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения использовать знаково-символические средства, в том числе овладение действием моделирования.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Необходимое оборудование и материалы:
Магнитная доска, магниты, два листа ватмана, маркеры, фломастеры, цветные лепестки цветка, цветные бумажные полоски по количеству детей в классе, рисунок «Мойдодыра», компьютер, проектор, авторская презентация.
Этап занятия | Описание АМО | Описание действий участников образовательного процесса |
Инициация | Метод инициации «Подари подарок другу». Цель: позволить учащимся пожелать друг другу здоровья, приготовиться к процессу формирования групп единомышленников для работы над темой. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2 минуты. Необходимые материалы: бейджики, фломастеры. Проведение: перед началом занятия учащиеся заполняют бейджики. Схематично изображают символ здоровья (один, тот, который считают самым важным для себя). Участники занятия входят в класс и хаотично двигаясь, здороваются друг с другом, приветствуя словами: «Здравствуй, получи в подарок символ здоровья …» | (АМО «Подари подарок другу» ) После такого приветствия учитель предлагает учащимся сесть на стулья, чтобы продолжить общение (стулья расположены полукругом). Учитель здоровается с участниками и обращает внимание детей на значение слова ЗДРАВствуйте. Учащиеся высказывают мнение (пожелание здравия, здоровья…) |
Погружение в тему | Метод выяснения ожиданий «Радуга» Цель: выявить ожидания обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 1 минута. Необходимые материалы: Цветные полоски для каждого ученика. Проведение: учитель предлагает выбрать один рисунок, написать на ней свои ожидания от урока и прикрепить ее магнитом к доске. Метод вхождения в тему «Групповая дискуссия» Цель: решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2 минуты. Необходимые материалы: не требуются. Проведение: учитель предлагает ряд вопросов для обсуждения. Дает ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников, уточнить персональные позиции и личные точки зрения участников. | Учитель сообщает тему внеклассного занятия: «Сохраним своё здоровье» и знакомит с героем сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр». (Слайд 2) (АМО «Радуга») (АМО «Групповая дискуссия») (Слайд 3) Рассмотрите цветы на рисунках. Ответьте на вопросы. Чем они отличаются? Какой из них красивее? Почему? Что повлияло на цветы? (Слайд 4) Перед вами два рисунка. Что общего в изображении цветка и человека? По каким признакам вы определили что цветок и человек больны? Дети высказывают свое мнение по вопросу. |
Формирование ожиданий учеников | Метод формирование ожиданий «Кубик вопросов» Цель: используется для стимуляции высказываний детей по вопросу. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 4 минуты. Необходимые материалы: два листа ватмана, маркеры. Проведение: учитель просит высказывать идеи или мнения без какой - либо их оценки. Фиксирует идеи на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время. | Для чего нужно иметь хорошее здоровье? Что может позволить себе здоровый человек и чего не может позволить больной? Как выглядит здоровый человек? Как выглядит больной человек? (АМО «Кубик вопросов») Идеи записываются на доске в два столбца (кубика) с одной стороны от Мойдодыра признаки здорового человека, а с другой - больного. Подведение детей к мысли о том, что здоровый человек жизнерадостный, успешный, многое может и умеет. Выводы Мойдодыра. Человеку нужно иметь хорошее здоровье, чтобы быть счастливым. Здоровье – это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь. (Слайд 5) |
Интерактивная лекция | Метод «Парный выход» Цель: используется для выяснения мнений сверстников по обсуждаемой теме. Способствует осуществить процесс формирования групп единомышленников для работы над темой. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2 минуты. Необходимые материалы: бейджики. Проведение: модератор предлагает обучающимся поделиться секретом своего здоровья со своим соседом. Придя к общему выводу, пара делятся ответом со всем классом. Найдя единомышленников, образуют группу (садятся рядом), обмениваются мнениями и формулируют ответ на вопрос от лица своей группы. Примечания: группы могут оказаться неравночисленными. Это позволит учителю увидеть истинную картину направленности детей по отношению к здоровью, после чего скорректировать работу в классе. Метод «Выбери роль» Цель: используется для взаимодействия учеников в группе, решая общую задачу. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: альбомные листы по количеству групп, фломастеры. Проведение: учитель предлагает: 1. предписать каждому определенную роль: Чтец – читает вслух; секретарь – записывает что – то от лица группы; докладчик – у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист – следит за временем; ведущий – следит за выполнением правил работы в группе; 2. дать общее задание (вопрос для обсуждения); 3. предложить каждому поделиться своей информацией; 4. дать группе общую оценку. | Учитель предлагает послушать стихотворение Сергея Михалкова «Про мимозу» С чем сравнил автор мальчика Витю? Почему? Можно ли считать Витю здоровым мальчиком? Почему? (Слайд 6) Подведение детей к мысли о том, что наличие тепла, света, питания для здорового образа жизни человека по сравнению с растением не достаточны. Выводы Мойдодыра. Все живое, в том числе и человек, для здорового роста и развития требует определенных условий. (Слайд 7) Что нужно делать детям вашего возраста, чтобы хорошо расти и быть здоровыми? (АМО «Парный выход») Чаще всего дети называют: правильное питание, занятия физкультурой, соблюдение правил личной гигиены. Чтобы раскрыть для детей другие факторы, влияющие на здоровье людей, учитель предлагает продолжить работу в группах. Установление правил работы в группе. (АМО «Выбери роль») Вопрос для обсуждения в группе: «Какие поступки ребят способствуют укреплению здоровья, а какие плохо влияют на него?» (Слайд 8) Дети обнаруживают еще ряд факторов влияющих на здоровье людей (правильное проведение досуга, соблюдение режима дня, соблюдение правил личной безопасности, отсутствие вредных привычек). Выводы Мойдодыра. Здоровье человека зависит от того, насколько ответственно он относится к своему здоровью, какие поступки он совершает. (Слайд 9) |
Проработка содержания темы | Метод «Цветик - семицветик» Цель: используется для тренировки социально желательного поведения детей. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут. Необходимые материалы: лепестки с названием роли, фломастеры. Название ролей: врачи, диетологи, спортсмены, организаторы досуга, родители, сотрудники МЧС, сотрудники полиции. Проведение: учитель предлагает ребятам исполнить одну из предложенных ролей. Ученики пытаются действовать так (основываясь на свои знания, наблюдения), как в реальной жизни действуют люди данных социальных ролей. Пытаются вести рассуждения с позиции данной роли. Участники группы в соответствии с ролью, должны продумать и записать на лепестке важные и ценные советы для учащихся 3 класса, которые направлены на оздоровление ребят (1-3 совета). АМО Упражнение – энергизатор «Если нравится тебе, то делай так» Цель: используется для концентрации внимания на занятии. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 1 минута. Необходимые материалы: нет. Проведение: учащиеся выполняют движения за учителем (имитация движений процедуры личной гигиены). Примечания: группа детей в середине любой совместной деятельности периодически испытывают снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется, маленькие дети могут быть беспокойными. Короткое физическое упражнение является средством преодоления спада энергии: активизируются разные анализаторы и актуализируются разные способности детей. Дети, получившие удовольствие, снова чувствуют себя включенными в работу. | Учитель постепенно подготавливает обучающихся к восприятию навыков здорового образа жизни. Вместе с детьми учитель озвучивает социальные роли тех людей, которые участвуют в формировании здорового образа жизни (название ролей записаны на разноцветных листах бумаги, лист в форме лепестка). (АМО «Цветик - семицветик») Этапы работы:
тренировка навыка, практическое применение (работа проводится после презентации навыка для всех участников по 2 мин. на навык, всего 14 мин.) В конце презентации всех групп на доске дети обнаруживают, что из отдельных лепестков получился цветок, который содержит полезные советы по укреплению здоровья, цветок здоровья.
АМО «Если нравится тебе, то делай так». Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Кто не хочет быть грязнущей? Хорошенько моет ушки. Умываться мы умеем, мы мочалкой моем шею. Я задам сейчас вопрос: Как вы моете свой нос? Щечки надо бы помыть и про глазки не забыть. Вы позавтракали вкусно? Зубы вам почистить нужно. В руки щеточку возьмем, зубной пасты нанесем. Мы за дело взялись смело, зубы чистим мы умело. Руки мойте, не зевайте, от меня не отставайте. Теперь руки отряхните, полотенчико возьмите. Вытерли лицо и руки. Нам сегодня не до скуки. |
Подведение итогов | Метод рефлексии «Радуга» Цель: отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2 минуты. Необходимые материалы: разноцветные капельки, магниты Проведение: учитель предлагает детям, чьи ожидания от занятия оправдались, взять свою цветную полоску и прикрепить ее над изображением цветка по цветам (учитель заранее прикрепляет по одной капельке в качестве ориентира) К О Ж З Г С Ф Если ожидания детей оправдались, на доске появится наглядный итог урока в виде радуги. | Выяснение цели воспитательного занятия и уровень ее достижения. Учитель предлагает подумать детям, с какой целью проводилось занятие и предлагает проверить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Выводы Мойдодыра. Здоровье зависит от многого, а прежде всего – от принимаемых тобой решений и твоих поступков. Чтобы расти и учиться, тебе надо заботиться о своем здоровье. (АМО «Радуга») (Слайд 10) |
Использованы материалы из электронного курса «Активные методы обучения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье - это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь.
Все живое, в том числе и человек, для здорового роста и развития требует определенных условий.
Здоровье человека зависит от того, насколько ответственно он относится к своему здоровью, какие поступки он совершает.
Здоровье зависит от многого, а прежде всего – от принимаемых тобой решений и твоих поступков. Чтобы расти и учиться, тебе надо заботиться о своем здоровье.
http://images.yandex.ru Ссылки:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Актуальность: В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на организм человека и, в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьника, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребёнка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдельными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. - Практическая значимость: Такая лекция необходима для выявления круга возможных професс иональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения.
- Цель работы: Изучение влияния компьютера на здоровье школьников. - Задачи: Ознакомить родителей с основными вредными факторами, действующими на человека за компьютером. Ознакомить родителей школьников с методами профилактики заболеваний. «Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается» В.Г.Кротов
Компьютеры и физическое здоровье детей Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации.
Субъективные жалобы пользователей персонального компьютера, возможные причины их происхождения. Субъективные жалобы Возможные причины резь в глазах визуальные эргономические параметры монитора, освещение на рабочем месте и в помещении головная боль аэроионный состав воздуха в рабочей зоне, режим работы повышенная нервозность электромагнитное поле, цветовая гамма помещения, режим работы повышенная утомляемость электромагнитное поле, режим работы расстройство памяти электромагнитное поле, режим работы нарушение сна режим работы, электромагнитное поле выпадение волос электростатические поля, режим работы прыщи и покраснение кожи электростатические поле, аэроионный и пылевой состав воздуха в рабочей зоне боли в животе неправильная посадка, вызванная неправильным устройством рабочего места боль в пояснице неправильная посадка пользователя вызванная устройством рабочего места, режим работы боль в запястьях и пальцах неправильная конфигурация рабочего места, в том числе высота стола не соответствует росту и высоте кресла; неудобная клавиатура; режим работы
Прямая осанка – здоровое будущее ребенка! За компьютером надо сидеть чуть выше обычного. Откажитесь от стула для вас привычного. Приобретите удобное кресло ребенку! От него будет больше проку и толку! Голову держать надо прямо, Не наклонять ее только влево или только вправо. Сидя за компьютером, сильно вперед не наклоняться, Иначе без спины и зрения можно остаться
Внимание! Правильная посадка за компьютером!
Внимание! Не правильная посадка за компьютером!
Это может сделать каждый родитель! Правильность осанки своего ребенка несложно определить в домашних условиях. Поставьте его спиной к стене. Если осанка правильная, ребенок касается стены тремя точками — затылком, лопатками и ягодицами. Если грудной кифоз усилен, головка ребенка слегка наклонена вперед и затылок не касается стены
Компьютер и зрение Зрение человека мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Людей можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные". Жалобы пользователей ПК зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера.
Профилактика нарушения осанки и зрения при работе на компьютере Время непрерывной работы за компьютером в пределах одного урока для учащихся начальной школы составляет 8 -15 минут; В день младший школьник может пребывать перед монитором до полутора–двух часов, разделив их на 4 сеанса; Чередование компьютерных занятий и физической активности; Использование упражнений, снижающих зрительное утомление; Применение разного рода тренажёров, установленных под рабочим столом – педалей, пневмоковриков; Подбор стула, соответствующего росто-возрастным показателям ребёнка; Принятие мер по уменьшению отражений от монитора (выключение верхнего света, задёргивание штор на окнах, поворот монитора; Контроль позы ребёнка; Использование упражнений кистевых пружинных или резиновых эспандеров; гимнастики, направленной на снятие утомления в кистях рук и предплечья, проведение точечного массажа.
– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; – провел хотя бы одну ночь у компьютера; – прогулял школу – сидел за компьютером; – приходит домой и сразу садится за компьютер; – забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось); – пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; – конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером. К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
Выводы: Большинство школьников не знают вредных факторов, действующих на человека за компьютером. 2. Ученики недостаточно заботятся о своём здоровье, проводя много времени за компьютером, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. 3. Многие школьники игнорируют методы профилактики заболеваний при работе за компьютером.
Заключение: Мы считаем, что необходимо вести борьбу за здоровье здоровых, проводить обучение, как детей, так и родителей. Мы предлагаем провести родительские собрания и классные часы в нашей школе на тему «Компьютер и здоровье школьника», которая в наше время является одной из самых актуальных. Берегите детей!
Берегите детей!
Литература: Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. - 2002. - №4 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях // Российская газета. – 2002. - №234 Димова А. Центр здоровья в образовательном учреждении / Димова А. // Высшее образование в России. – 2009. - №10 Иллюстрации: http://images.yandex.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому! Родители пример ему. С. Брант Результаты опроса родителей 4 Б класса
Статистика За весь 2012 год на дорогах Новосибирска и районов области зарегистрировано 2631 ДТП, в которых 451 человек погиб и 3109 травмированы. Район ДТП Погибло Ранено Венгеровский 2011 2012 +(-) % к АППГ 2011 2012 +(-) % к АППГ 2011 2012 +(-) % к АППГ 7 9 28,57 3 2 -33,33 9 8 -11,11
1529 Из истории
1909 1931
Ворчаньем наскучишь, примером научишь. Китайская пословица При выходе из дома * если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта; если у подъезда стоят транспортные средства или растут * деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару *придерживайтесь правой стороны; *взрослый должен находиться со стороны проезжей части; *если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. *приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора; *не приучайте детей выходить на проезжую часть; коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу *остановитесь, осмотрите проезжую часть; развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой; *подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей; *учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. *не стойте с ребенком на краю тротуара; *обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту; *расскажите о сигналах указателей поворота у машин; *покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части *переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке; *идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин; *выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; *не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно; *при переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта; *объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка. *не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу; *не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу; *не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно;
При посадке и высадке из транспорта *выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть; *подходите для посадки к двери только после полной остановки; не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями); *приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). Соблюдать правила необходимо и в автомобиле *пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку; *если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар;
РОДИТЕЛЯМ Родители! Просьба послушать стихи О детях, дороге, о Вас и ГАИ. А почему? Потому что нам дети Дороже, милее всех близких на свете. Хотим пояснить, что их главный учитель — И сад. И ГАИ, но важней всех - родитель. Родители! К Вам величайшая просьба: пути не надейтесь на «лишь бы», «авось бы». Знаки дорог исполнять надо строго, Ведь ясен их смысл, да не так их и много. Папы и бабушки, милые мамы, Будьте всегда примером Вы сами. И.Бордачева
Источники: http://www.gibddnso.ru/report Иллюстрации: http://www.berdsk-online.ru http://images.yandex.ru
Предварительный просмотр:
Тема: «Если хочешь быть здоровым. (В гостях у гномов)».
Цели: 1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных
ценностей человеческой жизни;
2. Выделить компоненты здоровью состояния человека;
3. Продемонстрировать знания изученной темы.
Приёмы ТРКМ: 1. Зигзаг
2. Дерево предсказаний
3. Кластеры
4.Синквейны
Формы работы: 1.Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Стадия вызова
1. Орг. момент. Психологический настрой (звучит музыка)
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отравляемся в гости к гномам.
Ну что ж!
Где играют дружно,
Учатся умело,
Там и сказке можно,
Появиться смело.
Жили-были гномики в уютном своем домике
На лесной опушке у маленькой речушки.
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все. Слайд 2
-Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гномами.
Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь. Поздоровайтесь кивком головы.
- «Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гномы.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
- Догадались, как зовут гномов?
- Имена гномов - это названия дней недели.
- Назовите по порядку все дни недели.
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
-Закройте глаза, положите ручки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный лес, в котором живут гномы. Полюбуемся красками леса, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните.
- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт 5 – вы откроете глаза.
Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
- А как человек воспринимает окружающий мир?
Об этом мы говорили на предыдущих уроках. Поможет вам вспомнить старший брат гномов.
2 . Ребусы Слайд 3
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает,
Всех трудиться заставляет.
ПОНЕДЕЛЬНИК очень любит выращивать цветы. И вот однажды у него вырос необычный цветок, на лепестках которого зашифрованы слова, давайте поможем
ПОНЕДЕЛЬНИКУ назвать их.
1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
- Как одним словом назвать всё, что у нас получилось? (органы чувств)
- Почему их так называют? (этими органами мы чувствуем окружающий мир)
- Назовите органы чувств: орган зрения – глаза;
орган слуха – уши;
орган обоняния – нос;
орган осязания – кожа;
орган вкуса – язык.
3. Дидактическая игра. Слайд 4
-Наши уроки необычны, их можно назвать школой здоровья. На прошлом уроке мы говорили о правилах, которые помогают нам сберечь эти органы чувств.
ВТОРНИК в дупле нашёл у белки
Пять лесных орехов мелких,
Но орешки не простые,
В них заданья игровые.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки выбирай-ка!
(Работа в группах)
1 группа: Игра - «Здоровая кожа»
2 группа: Игра - «Здоровые уши»
3 группа: Игра - «Правильное питание»
4 группа: Игра - «Хорошее зрение»
5 группа: Игра - «Здоровые зубы»
Поднимите руки, у кого везде получились зелёные карточки? Значит, вы знаете правила бережного отношения к органам чувств.
4. Сообщение темы урока Слайд 5
- Как вы думаете, может ли человек прожить счастливую жизнь, если у него нет здоровья?
СРЕДА следует за братом,
У него идей богато,
Он за все берется смело,
И работа закипела.
-СРЕДА искал клады, ведь он был гномом-кладоискателем. Однажды СРЕДА нашёл сундук, а в нём записка, а в записке - народная мудрость. Помогите СРЕДЕ ее прочитать.
«Здоровье – дороже богатства!».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А работать мы сегодня будем под девизом: « Я здоровье берегу, сам себе и помогу!».
- Как вы думаете, о чём пойдет речь?
-Сегодня на уроке мы продолжим беседу о здоровье человека, о правилах здорового образа жизни. Все знания, которые у вас есть, вам пригодятся на уроке.
Тема урока: « Если хочешь быть здоровым».
5. Проблема урока Слайд 6
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак.
Повернул к концу недели,
И тянулся еле-еле.
-Однажды ЧЕТВЕРГ распиливал бревно, и задумался, а какие секреты здоровья существуют и как нам стать «неболейками»?
-В течение этого урока каждый из вас должен будет ответить на следующие вопросы:
1. Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?
2. Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
6. Приём «Дерево предсказаний»
-Вы уже достаточно взрослые, у вас есть небольшой жизненный опыт, знания. Давайте попробуем предположить, что надо делать для того, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет.
Дерево предсказаний
-Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
II. Стадия осмысления Слайд 7, 8
-ПЯТНИЦА с СУББОТОЙ любят маленьких пичуг. Они часто их кормят хлебными крошками и зёрнышками. Однажды рано утром к ним прилетела маленькая птичка, которая принесла в клюве свёрток. Когда гномы его развернули, то увидели письма от Доктора Физкультурника, Доктор Чистюлькина, Весёлого повара, Доктора Пилюлькина и Айболита. (Приложение 1)
-Чтобы проверить, верны ли ваши предположения, вы должны поработать с ними, ведь в них даны советы, как быть здоровыми долгие годы, и познакомят с нашими помощниками в сохранении здоровья.
1 – я группа: кластер «Личная гигиена»
2 - я группа: кластер «Режим дня» (составление плаката)
3 – я группа: кластер «Физкультура»
4 – я группа: кластер «Правильное питание»
5 – я группа: кластер «Врачи»
Приём «Зигзаг»
1. Ученики читают тексты с пометками «+» - знал
«-» - не знал
Составляют Кластеры
2. Затем расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке.
3. Ученики работаю в новых группах, обсуждают текст, составляют опорный конспект
4.Физминутка. Слайд 9
Гномы вышли по порядку –
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд. (Под музыку ученики выполняют физические упражнения.)
5.Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
6. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
III. Рефлексия
1. Возврат к дереву «Предсказаний» (повтор, добавление)
2. Возврат к вопросам
Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
3. Составление «Синквейнов»
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
А ещё воскресенье приготовил для вас задание, нам нужно составить синквейн по теме нашего урока. Слайд 10
Здоровье
Доброе, крепкое.
Гулять, двигаться, закаляться, правильно питаться
Здоровье – дороже богатства!
Жизнь (счастье, богатство)
Так и жили гномики
В чистом своём домике
На лесной опушке
На радость всем зверюшкам! Слайд 11
-Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у весёлых, трудолюбивых гномов.
Урок хочу, закончит словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.