Детское творчество

Шуликова Наталья Николаевна

              

               На этой странице вы найдете творческие работы    моих  учеников

Которые очень любят мечтать,    фантазировать, играть,
Мастерить и рисовать, многое хотят узнать. 

"Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка."(В.А. Сухомлинский)   

  image   

 

  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2 (Новосибирская область, село Венгерово, ул. Ленина, 131. Телефон 8(383)21-681. vsh 2@ mail . ru ) Выполнил ученик 4 «Б» класса Амбурцев Илья (10 лет) Руководитель учитель начальных классов высшей квалификационной категории Шуликова Наталья Николаевна "Что такое РАДУГА?" 2020 год

Слайд 2

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Р А Д У Г А Предмет исследования: происхождение радуги. Цель моей работы: узнать все о радуге, выяснить причину появления радуги, провести свое исследование. Задачи: Сформировать представление о радуге. Дать понимание того, что это явление существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушения которых ведет к его исчезновению. Провести опыт- «радуга дома». Гипотеза: Можно ли получить радугу дома? .

Слайд 3

ПЛАН РАБОТЫ: Поиск информации о происхождении радуги. Проведение опыта- «радуга дома». Оформление материалов в виде отчета. Сделать выводы. Подготовить презентацию.

Слайд 4

ВВЕДЕНИЕ. РАДУГА — ОДНО ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ, И ЛЮДИ УЖЕ ДАВНО ЗАДУМЫВАЛИСЬ НАД ЕЕ ПРИРОДОЙ. ЕЩЁ АРИСТОТЕЛЬ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ, ПЫТАЛСЯ ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ РАДУГИ. Я ЗАДАЛСЯ ЦЕЛЬЮ ВЫЯСНИТЬ, ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ РАДУГА, КАКОВА ЕЁ ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, КАКИЕ БЫВАЮТ НЕОБЫЧНЫЕ РАДУГИ, ПРОВЕСТИ СВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, УЗНАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ О РАДУГЕ.

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТОЙ ТЕМЫ, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ЧТОБЫ ВСЕ УЗНАЛИ ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭТО КРАСИВОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ. ВЕДЬ ЕСЛИ НАРУШИТСЯ ХОТЬ ОДНО ЗВЕНО В ПРИРОДЕ, ТО МЫ НИ КОГДА НЕ УВИДИМ ЭТОЙ КРАСОТЫ. КОГДА МЫ ВИДИМ РАДУГУ, ТО СРАЗУ ТАКОЙ ВСПЛЕСК ЭМОЦИЙ НАСТУПАЕТ, ХОТЬ ЭТО ЯВЛЕНИЕ НЕ ТАК ЧАСТО, НО В ПАМЯТИ ОСТАЁТСЯ НАДОЛГО. ВООБЩЕ УДИВИТЕЛЬНО, КАЗАЛОСЬ БЫ СВЕТ И ВОДА - ЧТО ТУТ ТАКОГО? А ПОЛУЧАЕТСЯ ТАКАЯ ВОТ КРАСОТА...

Слайд 6

РАДУГА – ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНОЕ КРАСОЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ИЗДАВНА ПОРАЖАЛО ВООБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ. ГЛЯДЯ НА РАДУГУ, ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА И ВОЛШЕБСТВО. На небе радуга сияет и блестит, Как будто нам по ней проход открыт. Луч многоцветный опустился из небес, В прекрасной радужной пыли сияет лес. Листва мерцает, словно изумруд, Отсветы радуги видны и там и тут, Лес в сказку погрузился и затих, Он хочет задержать чудесный миг. Наукой всё для нас давно объяснено, Но до конца понять природу не дано. Завидев радугу в небесной синеве, Мечтаем мы, что это символы извне. Восторг уносит нас в заоблачный полёт, Быть может, там разгадка чуда ждёт. Нам светит радуга, свежа и хороша, От ярких красок счастьем светятся глаза.

Слайд 7

КАКОЕ ИЗ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ ПО КРАСОТЕ С РАДУГОЙ ? РА́ДУГА — АТМОСФЕРНОЕ ОПТИЧЕСКОЕ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, НАБЛЮДАЕМОЕ ОБЫЧНО ПОСЛЕ ДОЖДЯ ИЛИ (СУЩЕСТВЕННО РЕЖЕ) ПЕРЕД НИМ ( МАТЕРИАЛ ИЗ ВИКИПЕДИИ). ПОЯВЛЕНИЕ РАДУГИ В НЕБЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВСКОРЕ НАСТУПИТ ХОРОШАЯ ПОГОДА И НЕНАСТЬЮ ПРИШЕЛ КОНЕЦ. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЛЕГЕНД О РАДУГЕ.

Слайд 8

ЧЕЛОВЕК СВЯЗЫВАЛ РАДУГУ СО МНОГИМИ ПОВЕРЬЯ И ЛЕГЕНДАМИ, ТАК В МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ РАДУГУ СЧИТАЛИ ДОРОГОЙ МЕЖДУ МИРОМ БОГОВ И МИРОМ ЛЮДЕЙ. СЛАВЯНЕ ЖЕ ПОЛАГАЛИ, ЧТО РАДУГА ПЬЕТ ВОДУ ИЗ РЕК, ОЗЕР И ДРУГИХ ВОДОЕМОВ, А ПОТОМ ПРОЛИВАЕТ ЕЕ В ВИДЕ ДОЖДЯ НА ЗЕМЛЮ.

Слайд 9

ОБЪЯСНИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ РАДУГИ НА НЕБЕ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОСОБОЙ СЛОЖНОСТИ. ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ОПТИКА. КАК ЖЕ ДОЖДЬ И СОЛНЦЕ РИСУЮТ РАДУГУ!?

Слайд 10

РАДУГА ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ ИСПЫТЫВАЕТ ПРЕЛОМЛЕНИЕ В КАПЕЛЬКАХ ВОДЫ ДОЖДЯ ИЛИ ТУМАНА, ПАРЯЩИХ В АТМОСФЕРЕ. ЭТИ КАПЕЛЬКИ ПО-РАЗНОМУ ОТКЛОНЯЮТ СВЕТ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ(ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ВОДЫ ДЛЯ БОЛЕЕ ДЛИННОВОЛНОВОГО (КРАСНОГО) СВЕТА МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДЛЯ КОРОТКОВОЛНОВОГО (ФИОЛЕТОВОГО), В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО БЕЛЫЙ СВЕТ РАЗЛАГАЕТСЯ В СПЕКТР. НАБЛЮДАТЕЛЮ КАЖЕТСЯ, ЧТО ИЗ ПРОСТРАНСТВА ПО КОНЦЕНТРИЧЕСКИМ КРУГАМ (ДУГАМ) ИСХОДИТ РАЗНОЦВЕТНОЕ СВЕЧЕНИЕ (ПРИ ЭТОМ ИСТОЧНИК ЯРКОГО СВЕТА ВСЕГДА ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ЗА СПИНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЯ).

Слайд 11

Схема образования радуги: 1)сферическая капля 7) ход лучей при формировании первичной радуги 2) внутреннее отражение 8) ход лучей при формировании вторичной радуги 3) первичная радуга 9) наблюдатель 4) преломление 10) область формирования первичной радуги 5) вторичная радуга 11) область формирования вторичной радуги 6) входящий луч света 12) облако капелек.

Слайд 13

Если посмотреть на радугу сверху, то можно увидеть целый круг, состоящий из семи тонких кругов разного цвета. С земли же нам видно только арку радуги, появляющейся на горизонте. Иногда на небе появляется сразу две радуги, одна из которых имеет четкое очертания, другая же похожа на размытое отражение первой. Если хорошенечко приглядеться, можно заметить, что цвета во второй радуге отражаются в обратном порядке по сравнению с первой радугой. Привычный для нас солнечный свет и вода вместе создают новое произведение искусства, подаренное нам матушкой природой.

Слайд 14

ОДНАКО ЕСТЬ ТАКОЕ РЕДКОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ, КАК НОЧНАЯ РАДУГА ИЛИ ЛУННАЯ . ЭТОТ ФЕНОМЕН НЕ ИМЕЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗВАНИЯ, НО ОПИСАН В ЛИТЕРАТУРЕ. РАДУГА ВОЗНИКАЕТ В СВЕТЕ ПОЛНОЙ ЛУНЫ, КОГДА ИДЕТ ДОЖДЬ. ЛУННАЯ РАДУГА (ТАКЖЕ ИЗВЕСТНАЯ КАК НОЧНАЯ РАДУГА) — РАДУГА, ПОРОЖДАЕМАЯ ЛУНОЙ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ СОЛНЦЕМ. ЛУННАЯ РАДУГА СРАВНИТЕЛЬНО БОЛЕЕ БЛЕДНАЯ, ЧЕМ ОБЫЧНАЯ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЛУНА ПРОИЗВОДИТ (ОТРАЖАЕТ ОТ СОЛНЦА) МЕНЬШЕ СВЕТА, ЧЕМ СОЛНЦЕ. ЛУННАЯ РАДУГА ВСЕГДА НАХОДИТСЯ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ОТ ЛУНЫ СТОРОНЕ НЕБА.

Слайд 15

Я РЕШИЛ ПРОВЕСТИ ОПЫТ И УСТРОИТЬ РАДУГУ ДОМА. ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ Я УЗНАЛ, ЧТО ДЛЯ РАДУГИ НУЖНО СОЛНЦЕ И ВОДА. ВОДА У МЕНЯ БЫЛА, А ВОТ СОЛНЕЧНОГО ДНЯ ПРИШЛОСЬ ЖДАТЬ, ТАК КАК НА УЛИЦЕ ЗИМА И СОЛНЦА СОВСЕМ МАЛО. НО ВОТ ВЫБРАЛСЯ ПОДХОДЯЩИЙ ДЕНЕК И Я ПРИГОТОВИЛСЯ К ОПЫТУ. ШАГ №1 Я ВЗЯЛ ЕМКОСТЬ НАЛИЛ В НЕЕ ВОДУ И ПОСТАВИЛ НА ОКНО, ЧТОБЫ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ ПАДАЛИ В ВОДУ

Слайд 16

ШАГ №2 Я ВЗЯЛ ЗЕРКАЛО И УСТАНОВИЛ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ ПАДАЛИ НА ЕГО ПОВЕРХНОСТЬ СКВОЗЬ ВОДУ.

Слайд 17

ШАГ № 3 ВЗЯЛ БЕЛЫЙ ЛИСТ БУМАГИ ДЕРЖАЛ ЕГО ПЕРЕД ЕМКОСТЬЮ С ВОДОЙ И ОСТОРОЖНО НАКЛОНЯЛ ЗЕРКАЛО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НА БУМАГЕ НЕ ПОЯВИЛАСЬ РАДУГА.

Слайд 18

ВЫВОД: МОЯ ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРДИЛАСЬ. РАДУГУ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. Заключение: При работе над данной темой я понял, что радуга является одним из самых красивейших явлений природы. Я узнал много нового о радуге: откуда берётся радуга, какова её история исследования, какие бывают необычные радуги, почерпнул научные сведения о физике радуги. Собирая материал, познакомился с радугой как с удивительным явлением природы. Я провел свое исследование и практически подтвердил свои знания, о том, как появляется радуга.

Слайд 19

Используемая литература: Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЕН, 2011г. Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993. http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Rainbow_at_Ladoga.jpeg/320px-Rainbow_at_Ladoga.jpeg&imgrefurl=http://ru http://prirodamatushka.ru/?p=1442 http://florsita.ru/post127722871/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2 (Новосибирская область, село Венгерово, ул. Ленина, 131. Телефон 8(383)21-681. vsh 2@ mail . ru ) "Солёные истории" Выполнил ученик 3 «Б» класса Стребко Тимофей (9 лет) Руководитель учитель начальных классов высшей квалификационной категори Шуликова Наталья Николаевна С.Венгерово 2019 год

Слайд 3

Цель исследования – во-первых, проверить возможность роста кристаллов соли без применения специальной техники, во-вторых, доказать, что кристалл растет постепенно. Задачи: Изучить литературу о поваренной соли и выяснить её свойства. Познакомиться со способами выращивания кристаллов. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли. Выработать рекомендации по выращиванию кристаллов. Гипотеза: предположу, что в домашних условиях можно вырастить кристаллы соли.

Слайд 5

Михаил Васильевич Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить раба. В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью , отсюда и произошло слово солдат .

Слайд 6

«Вы – соль земли», – говорил своим ученикам Иисус Христос. Соль, то есть смысл. Гомер, древнегреческий поэт-сказитель, называл соль «божественной».

Слайд 7

Налил в стакан не горячую воду, стал насыпать соль, до тех пор, пока она не перестала растворяться. Раствор процедил через фильтр, чтобы не осталось соринок. Остудили раствор. Взял нитку с гаечкой, повесил на карандаше так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна. Поставил стакан с раствором в место, где нет сквозняков.

Слайд 8

Уже через 2 дня грузик оброс кристаллами.

Слайд 9

Заметил, что более крупные кристаллы выросли в растворе, который я охлаждал медленно, а тонкие, хрупкие кристаллики появились в банке, которую держал на прохладном подоконнике.

Слайд 10

Советы тем, кто хочет вырастить кристаллы соли. - Соль лучше брать крупного помола, для засолки. - Не допускать попадания мусора в раствор, где растут кристаллы - Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже -будут расти быстро, но их форма может оказаться неправильной - Если же раствор охлаждать медленно, то форма кристаллов будет правильной. - Кристаллики нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.



Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..............2

1. История возникновения кукол и их роль в жизни человека……..................3

2. Типы и назначения народных кукол…………………………….....................4   3. Куклы-обереги………………………………………………………….............7

4. Мои первые куклы….………………………………………………..................9

5. Прекрасное своими руками…………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………….............11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложение 1. ……………………………………………………………..13

Приложение 2. ……………………………………………………………..15

1

Введение

 Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

У меня дома много кукол, которыми я с удовольствием играю. Но есть одна безликая тряпичная куколка, которая занимает почётное место в моей комнате. Бабушка сама изготовила эту куклу и назвала её нашей «берегиней». Эта кукла мне особенно дорога. Ведь она хранит добро и тепло бабушкиных рук.

Захотелось узнать об истории возникновения этих кукол и научиться изготавливать их своими руками.

Я определили предмет исследования – технология изготовления куклы-оберега.

Актуальность:  В век современных технологий утеряны многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди  озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.

 Гипотеза: Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами, некоторыми сторонами культуры русского народа поможет современному человеку обрести утраченные представления  об окружающем мире, о ценности семьи в обществе, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию, или станут необычным подарком для родных и друзей.

Цель исследования: Приобщение к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.

Цель исследования определила следующие ЗАДАЧИ:                                                                             

  • Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.
  • Определить разновидности кукол, их назначение.
  • Привлечь внимание к истокам создания куклы-оберега и выделить ее достоинства.
  • Провести мониторинг среди учеников 3б класса МОУ ВСОШ№2.
  • Научить одноклассников выполнять по традиционным технологиям образцы русских кукол-оберегов.
  • Оформить выставку работ учащихся

Основным источником получения информации об истории и технологии изготовления кукол-оберегов стала книга - «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

2

История возникновения кукол и их роль в жизни человека

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и  для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное  культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не  совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое,  значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Типы и назначения народной куклы

Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» - как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того,  какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Куклы отличаются:

  •  по внешнему виду;
  •  по степени сложности их изготовления;
  •  по традиции и месту происхождения;
  •  по материалу изготовления;
  •  по функциональным особенностям

Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

   Кукла-оберег. Это особенная категория кукол.                              Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, хлопьев от конопли, тряпок. Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его соблюдением строго следили старшие. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то они были пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые.

4

Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.

Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали:

  • круги, кресты, розетки – знаки солнца;
  • женские фигурки и оленей - символы плодородия;
  • волнообразные линии – знаки воды;
  • горизонтальные линии – знаки земли;
  • ромбики с точками внутри — символ засеянного поля;
  • вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

 Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо — неприятностей не миновать.

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

5

Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается  в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.

Итак, народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Изначально кукла служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах.

6

Куклы – обереги

С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Когда женщина рожала ребенка, то муж или вся семья садилась и делала «кувадок». Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок,  и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.

Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. «Берегиню» сна

подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле - подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную «берегиню» дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней двенадцать «кукол-лихоманок»: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью, куклы - лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати превратились в одну. Назвали её - кукла «веснянка».                                                                                                                                                        

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы».

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини. Но и мужчина тоже «имел честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.  В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками. Для детей это занятие очень полезно и увлекательно.

8

Мои первые куклы

Изучив литературу по данной теме, появилось огромное желание изготовить обереговых кукол своими руками. Работу по изготовлению кукол я построила так:

  • заготовила несколько белых и цветных хлопчатобумажных лоскутов ткани разных размеров;
  • нитки простые и мулине;
  • «путанка» для набивки;
  • инструкции по изготовлению кукол.

Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении оказалась кукла-«ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Как и у многих кукол, у неё есть своя история. Во многих губерниях Росси такую куклу делали в подарок на именины.  

Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см. без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест-накрест. Боковые края расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой рукотворной куклой.

После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки», «вепсская», «свадебная пара», «мартинички», «бессонница». Практически все куклы-обереги изготавливаются узелковым способом. Технология изготовления «кувадок» и «вепсской куклы» подробно описана в приложении. (Приложение 1).

Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы.

Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».

       В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы.

9

Прекрасное своими руками

На втором этапе моей работы я предложили ученикам 3 «б» класса ответить на вопросы анкеты. Мне было интересно, знакомы ли ребята с историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы-обереги своими руками (Приложение 2).

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Я обработала анкеты и выяснила, что у нынешних третьеклассников скудные представления о народной кукле, её истории появления в жизни человека-22 чел.. У некоторых детей дома есть кукла оберег - 5чел., но её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь 15 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол-оберегов.

На уроке технологии я рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на обереговых. Рассказ сопровождался показом, изготовленных мной, кукол. Ребята внимательно слушали и с неподдельным интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Мальчики тоже заинтересовались работой.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки) были приготовлены мной заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

«Берегини» получились яркими, интересными и неповторимыми. Каждая кукла индивидуальна, как любое произведение искусства.

10

Заключение

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.                                                                                                               С помощью моей работы я повысили интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Я верю, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная по традиционным технологиям, дошедшим до нас из глубины веков.

11

Список литературы

  1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды  и  традиции. Народная                               Кукла». – СПб.: «Паритет», 2005. – 240с.
  2. Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М;  Астрель, АСТ 2002г.
  3. «Прекрасное  своими руками». - Москва, Детская литература, 1987г.
  4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва,          ООО Фирма « Издательство ACT», 1999г.
  5. Сайт в Интернете http://www.ru.kukla.ru «Народная игрушка».

Иллюстрации

http://images.yandex.ru

12

Приложение 1. Технология изготовления кукол-оберегов

Технология изготовления «кувадки»

  • Выполняем туловище «кувадки»:

           Берем кусок материи прямоугольной формы.

          Скручиваем валик с двух сторон вовнутрь.

  • Складываем валик пополам
  • Перетягиваем головку
  • Ручки делают так же, как и туловище, только меньшего размера.        
  • Валик меньшего размера вставляем крест на крест во внутрь под головку.
  • Одной ниткой большой длины закручиваем поясок под ручками, постепенно прихватывая крест на крест туловище «кувадки»

         Закрепить нитку на поясе узелком.

  • Закрутите «кувадке» кисти рук ниткой небольшой длины

  Технология изготовления «вепсской куклы»

Для изготовления куклы понадобятся белый хлопчатобумажный

 лоскут и несколько цветных.Нитки простые и мулине.

  1. В середину белого квадратного лоскута положить ветошь и            сформировать узелковую голову. Стянуть её на шее ниткой.
  2. Сделать ладошки куклы. Выделить талию.
  3. Из набивной ткани узелковым способом сделать ещё два шарика несколько меньших размеров.

  1. К туловищу куклы подвязать цветные шарики. Это грудь. По поверью, чем больше грудь, тем больше благополучие семьи.
  2. Изготовить из цветных ниток поясок.
  3. Пояском выворотным способом закрепить на кукле фартук.
  4. Повязать на голову куклы платок.

 

Приложение 2. Анкета

В анкетировании приняли участие – 24 ученика 3 «б» класса

Вопросы

да

нет

Вам  известна история возникновения куклы в жизни человека

2

22

Известно вам что-либо о народной кукле

5

19

Могли бы изготовить куклу своими руками

6

18

Знаете легенды и сказки, связанные с куклой

3

21

Вам известны названия и предназначения обереговых кукол

1

23

В вашей семье есть кукла-оберег

5

19

Вам известна технология изготовления обереговых кукол

0

24

Желаете научиться изготавливать куклу-оберег своими руками

15

9

15



Предварительный просмотр:

Содержание

           

  1. Введение.
  2. Основная часть:
  • История возникновения  школы на Руси.
  • Первый учебник.
  • Возникновение письменности на Руси.
  • Первая азбука и букварь.
  • История пера.
  • История шариковой ручки и карандаша.
  • Возникновение классно-урочной системы и каникул.
  • Первая парта.

                3. Школьные  сочинения.

                4. Вывод.

                5. Литература.

1

Введение

      Самые  чудесные и вместе с тем самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.

             Школа надолго остаётся в сердце каждого человека светлым этапом    жизненного пути. Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Для меня школа – это второй дом. Я бы сравнила школу с огромной библиотекой, в которой собрано всё знание, нужно только захотеть и протянуть руку.

       

          Я очень люблю свою школу, но  с первого класса  меня волнуют      вопросы:

  • Кто придумал школу?
  • Какой была самая первая школа?
  • Что изучали в школах прошлых веков?
  • Какой путь усовершенствования  проделала школа с древних времён до нынешнего века?  
  • Кто придумал уроки и переменки?
  • Как выглядели первые парты и школьная доска?
  • Кто впервые придумал школьную форму?

  Очень захотелось мне найти ответы на эти и на многие другие вопросы.

  Итак, я начинаю своё собственное исследование.

                                     

         Цель исследования:

  • Исследовать,  как возникла   школа на Руси, каким образом появилась письменность, как был  создан первый учебник и первая азбука,  школьная парта и школьная форма, история эволюции шариковой ручки, то есть изучить истоки школьной жизни у наших далеких предков и сравнить с современным состоянием школьной атрибутики

   Добиться поставленной цели можно путём решения конкретных задач:

  1. Найти и изучить специальную литературу по истории открытий в школьном мире.
  2. На основе изученной литературы провести сравнение школьной атрибутики прошлых веков и современной.
  3. Сформулировать свои выводы на основе результатов исследования.
  4. Оформить отчёт о проведенном исследовании в виде исследовательского проекта, презентации.

  Гипотеза исследования:

  • Если я найду и изучу все исторические справки об истории возникновения древнерусской школы, первого учебника, первой парты и т.д., то я пополню свои знания, расширю кругозор, а так же смогу познакомить с интересными фактами в мире  школьных открытий своих друзей, одноклассников, родственников;   
  • смогу провести сравнение, например, древнерусских  школьных атрибутов с современными  школьными  принадлежностями; 
  •  и в дальнейшем смогу использовать полученные знания в любой  области,  интеллектуальной игре, беседе.

   

                 

                                                     

  • Как появилась на Руси первая школа?

Кто был её основателем?


           
Очень интересные  факты мне удалось найти в энциклопедии.  

             Оказывается, первая школа на Руси была учреждена в 988 году в Киеве (согласно Летописи «Повесть временных лет»), в год крещения Руси. И основателем первой школы на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко, как называли его в народе. Он  повелел собрать всех детей лучших людей по Руси и отдать их в обучение книжному делу.

                Матери детей не понимали, на какое благое дело собрали их деток, сильно оплакивали их, словно посылали на верную погибель. Созданная князем   школа    «Книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением.

В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам.

В первой школе обучалось 300 учеников, они были разбиты на группы, у каждой группы был свой учитель.

Известно, что первые школы располагались при монастырях.  

             И вот, что особо интересно, что первая школа на Руси называлась

« Книжное учение». Потом,  её стали называть от глагола «учить» – «училище», в некоторых областях школа называлась - «учило», «учельня». А термин «школа» впервые встречается только в 1382 году, следуя общеевропейским традициям термин «школа» распространился на учебные заведения в Киевской Руси. Особенно интересно было мне найти такой факт, что слово «школа» переводится с греческого «досуг».

В  школе, открытой на Руси обучались книжному делу только мальчики.

Я спрашивал у учителя, почему в первых школах обучали только мальчиков. Учитель ответила мне так, в те времена считалось, что девочки не должны знать грамоту, они будущие хозяйки, будут вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, поэтому грамоту знать им не обязательно.

А в нашей школе обучаются все -  и девочки, и мальчики.

И только в  1086 году появляется первое женское училище, которое основал князь Всеволод Ярославович, а возглавляла это училище его дочь, Анна Всеволодовна. Здесь молодые девушки обучались грамоте и всяким ремёслам.

В 11 веке была создана икона с покровителями детского учения Козьмы и Демьяна.

           

                                             

     В 1096 году первые школы открываются по всей Руси, в городе Муроме, Владимире, Полоцке, Суздале. Все первые школы на Руси открывались при монастырях.

     С 15 века появились и частные школы, которые назывались «мастера грамоты». И только в 17 веке открывается первая систематическая школа на Руси в городе Киеве, она и стала новым шагом в образованности.

В школах 17 века преподавалась грамматика, риторика, греческий и латинские языки. Понятия о точных и естественных науках были минимальны.

         В эпоху Петра 1 в  17- 18 века, когда ушла в прошлое древняя Русь и Россия вступала в Новое время, значительные преобразования были проведены и в системе образования. Открываются новые школы: математические, навигацкие (морские), инженерные, медицинские училища, цифирные школы (начальные), епархиальные (церковные).

Школы становятся систематическими, получать образование начинают всё больше людей из народных масс.

      И вот какой интересный факт я обнаружил:

с учениками в школах обращались очень строго, в классах присутствовали отставные солдаты с хлыстами. Кто из учеников плохо себя вёл и не готовил уроки, того наказывали.

В современных школах не применяется физическое насилие.

           

  •             Каким был первый учебник? И чему он учил?

Первым учебником на Руси был «Псалтирь». По-  другому его называли «учебник жизни», потому что, кроме азбуки и грамоты дети постигали правила жизни, образцы поведения.

Главный урок псалтири в том, что она учила выбору жизненного пути, как нравственному выбору.

                                               

В предисловии учебной Псалтири помещалось учебно-методическое пособие по обучению грамоте. Начиналось это предисловие такими словами:

                                                 

«Следует вам, учителя, знать, как детей обучать божественным письменам. Во-первых, сначала буквам, точнее азбуке. Затем чтению Часослова и Псалтири и прочих божественных книг. Особенно основательно - вам необходимо учить азбуке и грамоте».

Сначала в такой учебной псалтири располагалась азбука. Затем чтение по слогам, потом короткие молитвы, а затем - вся псалтирь.

Псалтирь указывает на путь к благам, учит человека, каким нужно стать, чтобы достичь этих благ.

А первой русской книгой стало Остромирово Евангелие, древнейшая книга, история не знает других книг, древнее этой.

  • Когда появилась русская письменность?

        Обычно, принято считать, что русскую письменность придумали Кирилл и Мефодий.  Но исторические источники утверждают, что на Руси уже была простейшая древняя азбука, с помощью которой делались записи до принятия крещения на Руси. Эта азбука называлась «велесовица», название происходит от имени древнего Бога Велеса (бога мудрости и поэзии).

                                                                                                                       

      Кирилл и Мефодий приехав в русский город Корсунь, знакомятся с «велесовицей» и вернувшись в Византию, создают свою письменность, приспособленную для облегчения перевода с греческого языка на русский.

      Для этого они добавляют ещё несколько созданных искусственно букв, а несколько имевшихся раннее в «велесовице» букв модернизируют под похожие греческие.

Таким образом и был создан новый язык, который назывался «кириллица».

В дальнейшем на нём писались все книги.

Поэтому Кирилл и Мефодий не изобретали никакой «первой русской письменности», они лишь усовершенствовали древнюю славянскую азбуку

«велесовицу».

       С тех пор «кириллица» распространилась по всему славянскому миру.

  • Какими были первая азбука и первый букварь?

         Азбука гораздо древнее букваря. Это было элементарное пособие, примерно 8 тетрадных листов, включающее в себя только алфавит и слоги.

На Руси первая азбука называлась «велесовица», название носила азбука в честь бога мудрости – Велеса.

        А самый первый букварь был напечатан Иваном Фёдоровым в  1574 году.

Первый букварь состоял из 80 страниц. На первой странице располагались 45 букв кириллицы. Затем были написаны слоги. Которые дети заучивали наизусть.                                      

Потом, дети знакомились с основами грамматики, и заканчивался букварь акростихом или по– другому,  азбучной молитвой.

Вторая часть букваря состояла из материала для чтения. Это были молитвы и притчи.

  • Кто изобрел перо?

              Письменность явилась важным вкладом в развитие цивилизации. Она дает возможность человеку записывать свои мысли и дела. До появления пера человек пользовался различными приспособлениями для написания букв.

     

              Например, в древности человек использовал остро заточенный камень, чтобы нацарапать изображение на стенах пещеры. Он обмакивал пальцы рук в сок растений и даже в кровь животных, чтобы изобразить что-либо на стене. Позднее он стал использовать мел или куски глины. В Китае для изображения иероглифов использовали тонкие кисти из шерсти верблюда.

              Возможно, первые перья были изобретены в Египте. Египтяне присоединили к полому тростнику кусочек меди. Первое письмо было написано в Греции почти 4000 лет назад. В качестве пера использовали кусочки металла, слоновой кости, а писали на табличках, покрытых воском. Затем кончик пера из трубчатых растений стали разрезать. Его обмакивали в цветную жидкость, а буквы наносили на папирус.

              С появлением в средние века бумаги человек в качестве пера стал использовать перья гусей, ворон, лебедей. Кончик пера заостряли и надрезали, и чернила стекали по перу вниз. Интересно, что английское слово «перо» произошло от латинского слова, обозначающего «перо птицы». Несмотря на то, что такие перья были недолговечными, ими пользовались в течение тысячи лет.

  • Когда придумали ручку и карандаш?

               С изобретением мягких материалов для письма, восковой дощечки и      папируса, возникла необходимость в изготовлении и специальных пишущих приспособлений.                                                                                              

          Начали с того, что в деревянную ручку стали вставлять маленькие перышки. Затем догадались устроить внутри ручки трубку с маленькой дырочкой снизу. Чернила просачивались на гусиное перо, и его не надо было ежеминутно макать в чернильницу.

        Но подлинный переворот совершило изобретение металлического пера. Оно уже не нуждалось в заточке. Так постепенно люди усовершенствовали ручку, и наконец она приобрела свой современный вид.

Карандаш менялся гораздо меньше. Вначале свинец заменили более мягким графитом, а затем догадались вставить его в деревянную оправу. Так карандаш обрел свой привычный облик, который долго оставался неизменным.

Но техника развивается непрерывно, и ее достижения не могли не затронуть пишущие принадлежности.

         Стремясь избавиться от жидких чернил, люди изобрели шариковую ручку, пишущую густой и невысыхающей пастой.

         И только в 1938 году венгерский скульптор, художник и журналист П.Биро изобрел соперницу перьевой самописки — столь популярную сегодня шариковую ручку.

        И кто знает, какая ручка ждет нас завтра?

  •                 Кто придумал классно-урочную систему и каникулы?

       Очень интересные факты мне  пришлось  обнаружить.

    Оказывается, каникулы, учебный год, классно-урочную систему, деление учебного года на учебные четверти, принятие обучающихся 1 сентября в школу, продолжительность учебного года разработал великий чешский  педагог Ян Амос Коменский в 17 веке.

  • Кто придумал первую парту?

           Известно, что первая парта появилась в 1897 году. Её придумал  учитель Бруснятской школы Павел Фёдорович Коротков. А до этого изобретения вообще не было никаких парт, дети сидели за столами, на простых скамейках.

Она была сделана из стола и лавочки, которые соединялись между собой.

Парты с откидной крышкой и отверстием для чернильницы.

                                                                                                                           

                                                                                         

              Вот так выглядела первая парта, а  наш прогресс идет вперёд и уже сейчас созданы интерактивные парты.

                                                                                         

          В заключение своего исследования я с ребятами провел в классе сочинения на тему: «Школа будущего». Получились очень интересные сочинения, некоторые из них мне бы хотелось включить в свой проект.

                                                                                                                                           

Вывод:

  Великие открытия сделали  школу 21 века  уютной, удобной, светлой, красивой.

  Благодаря этим  открытиям всем участникам образовательного процесса стало                 интереснее, легче и увлекательнее работать, учится. Да, действительно, Великие открытия…

   И кто знает, какие открытия ждут нас завтра…

                                           

                               

                                     

 Использованная литература:

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

  1. Школьная  энциклопедия «Руссика». История  древнего мира.

Москва Олма –пресс образование, 2003 г.

3. Энциклопедия «Я познаю мир» В.Морозова Н.Рейн

     Издательство АСТ ООО 2002 г.

4. Универсальная  школьная  энциклопедия

     О. Елисеева, Д.Володихин Издательство Москва Аванта 2005 г.

  1. Детская  энциклопедия в картинках

«Первая  образцовая  типография», Москва 1994 г.

  1. «Кто есть кто в мире» энциклопедия

Филологическое общество «Слово», Олма – Пресс, 2004г.



Предварительный просмотр:

МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Исследовательский проект

«Что такое сон и его значение для человека»

                     

 Выполнил: ученик 4б класса Мухомедьяров А.

   Выполнил: руководитель  Шуликова Н.Н.

                                                                                                                                 

   

Венгерово, 2020г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1.Функции и значение сна для человека…………………………………...3

2.Характеристики сна……………………………………………………….4

2.1Сновидения……………………………………………………………….4

2.2 Быстрый и медленный сон……………………………………………...5

2.3 Сон животных…………………………………………………………...6

2.4 Сновидения животных………………………………………………….7

3. Сон детей………………………………………………………………….9

3.1 Сон здоровых детей……………………………………………………..9

3.2 Сон больного ребенка………………………………………………….10

3.3 Проблемы сна, вызванные неправильно установленным режимом сна и бодрствования………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………….12

Список используемых источников………………………………………..13

Введение

Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет. Чередование сна и бодрствования – необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма.

Я выбрал тему проекта «Что такое сон и его значение для человека», чтобы подробнее узнать, для чего мы всё-таки спим.

        Целью данного исследовательского проекта является изучение сна и его значение для человека.

        Задачи исследовательского проекта:

- описать функции и значение сна;

- выяснить необходимую продолжительность сна;

- изучить характеристики сна;

- изучить сон детей.

        Для чего человеку нужен сон?

        Гипотезы:

- Предположим для того, чтобы организм человека отдохнул.

-Может быть для того, что во время сна происходит обработка информации, полученной раньше.

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Нормальный сон происходит примерно каждые 24 часа. Люди обычно спят в ночное время. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует кратковременный дневной сон — сиеста. На высыпание влияет количество часов, которые человек проспал, но ни в коем случае не время, в которое он просыпается, как считают многие.

1.Функции и значение сна для человека

1.Сон обеспечивает отдых организма.

2.Сон способствует переработке и хранению информации. Сон облегчает закрепление изученного материала.

3.Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

4.Сон восстанавливает иммунитет.

Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов - для отдыха мозга.

Сон - защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Прежде всего, сон имеет охранительное значение для нервной системы. Сон зависит от состояния нервной системы. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство - радости, тревоги, страха, - и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения - снов нет. Продолжительность сна обычно составляет 6—8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток.

Продолжительность сна у новорожденных 12-16 часов, у взрослых- 6-8 часов,а у пожилых людей составляет  4—6 ч в сутки. Длительность сна менее 5 ч считается бессонницей.

Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть.

2.Характеристики сна

   Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, которое характеризуется снижением уровня сознания, зевотой. Так происходит засыпание.

2.1 Сновидения.

Сновидение является единственным состоянием сознания, отличным от безумия и галлюцинаций, при котором мы испытываем ощущение полноценного существования в несуществующем мире. Человек, увидевший сон, воспринимает его как невероятное приключение, каким бы обыденным он ни выглядел при пересказе. Во сне сама жизнь человека может оказаться под угрозой от одного взгляда незнакомца или изменения вида комнаты; значение имеет любая мелочь. События не воспринимаются как чрезмерные, хотя носят необыкновенно интенсивный характер.

Во сне исчезает различие между воображением и реальностью.

Большинство сновидений сразу же забывается . Сновидения, запомнившиеся или нет, по-видимому, необходимы для поддержания психического равновесия, но это практически никак не связано с тем, что они могут «означать».

Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. В сновидениях может отражаться предвидение заболеваний задолго до признания лечащим врачом, здесь нет никакой мистики. При заболевании человека мозг во сне, получив едва уловимый сигнал от заболевшего органа, вырабатывает свою ассоциативную картину, мы ее и наблюдаем в виде сна. Заболевания сердца нередко вызывают кошмарные видения, они могут сопровождаться сильным чувством страха смерти. При сердечных заболеваниях может сниться падение в пропасть или обрыв.

2.2 Быстрый и медленный сон.

Мускулы спящего человека расслабляются, пульс замедляется, дыхание становится ровным. Такой сон учёные называют медленным. Но вот спящий, не просыпаясь, начинает ворочаться, учащается дыхание, под закрытыми веками заметно быстрое движение глазных яблок. Иногда человек что-то говорит во сне. Это – быстрый сон - стадия сновидений. У животных при быстром сне, не открываясь, двигаются глаза, а также уши, хвост, подергиваются лапы.

У взрослых около четверти всего времени сна приходится на быстрый сон, а остальное - на медленный.

Если разбудить человека во время быстрого сна, он расскажет о своём сновидении. Сновидения бывают у всех людей, но многие забывают их к моменту утреннего пробуждения. В течение ночи у человека медленный сон 4-5 раз сменяется быстрым. Если в течение жизни человек спит около 25 лет, то примерно 5 лет из них он видит сны.

У птиц фаза быстрого сна длится всего 5-15 секунд. А у человека, по данным опытов, самое длинное сновидение длилось 2 ч 23 мин. Столько времени в эксперименте непрерывно видел сны доброволец, которого до того долго лишали возможности спать быстрым сном.

Когда подопытным кошкам не давали видеть сны, не мешая в то же время спать, в состоянии бодрствования у них возникали галлюцинации - они могли погнаться за несуществующим предметом. Галлюцинации возникали и у людей. При этом ухудшалась память. Есть предположение, что во время быстрого сна, в сновидении, человек как бы "проигрывает" для себя реальные жизненные ситуации, закрепляя их в памяти. Точно так же во время игры ребёнок откладывает в своей памяти сведения о реальной жизни. У детей до 10-15 лет доля быстрого сна гораздо больше, чем у взрослых. А новорождённые спят исключительно "быстрым" сном.

2.3 Сон животных.

Лошади и овцы могут спать стоя или лёжа. Кошки спят около 16 часов в сутки. Китообразные, дельфины и птицы обладают интересной способностью к одностороннему сну. Они спят «наполовину»: с одним открытым глазом  и одним бодрствующим полушарием. Спящее и бодрствующее полушария меняются. Эта способность животных, живущих в море, объясняется необходимостью поддерживать дыхание — им требуется всплывать время от времени, чтобы набрать воздух. У птиц эта функция помогает обезопасить себя от врагов.

Некоторые позвоночные не спят вовсе.

Спящее животное или человек - лёгкая добыча для врагов. Но если человек за всю длительную историю цивилизации обеспечил себе право "спать спокойно", в безопасности и удобстве, то о большинстве животных этого сказать нельзя.

Спокойно спать могут, пожалуй, только крупные хищники, которым бояться некого. Стадные животные спят поочерёдно, выставляя "часовых". Птицы, например, обычно спят стоя, обхватив ветки пальцами лап. Почему, расслабившись, они не падают вниз? Оказывается, расслабленная птичья лапа, наоборот, крепко сжимает пальцы. На ветках, бывает, находят даже мёртвых птиц, чьи пальцы крепко сжаты. Температура тела птиц во время сна падает порой в два раза. Защищаясь от холода, они распушают перья, засовывают голову под крыло, а некоторые стрижи собираются в большой шар. Тюлени часто спят под водой. При этом каждые пять минут они, не открывая глаз и не просыпаясь, всплывают к поверхности, чтобы набрать воздуха в лёгкие. Осы во сне часто цепляются жвалами за край листа или травинку и спят в таком "висячем" состоянии. Муравьи после сна "потягиваются", совсем как пробудившиеся люди.

2.4 Сновидения животных.

Животные, как и человек, тоже видят сновидения. У спящих собак, например, часто можно заметить беспокойное подёргивание лап, взлаивание.

Долгое время казалось, что, несмотря на разнообразные догадки, людям никогда не удастся узнать точно, что же снится животным. Первым "увидеть" сновидения животных удалось французскому биологу Мишелю Жуве в 1979 г. Во сне мы часто видим собственное движение, бег, какие либо действия, но в реальности в это время почти неподвижны. Команды, которые мозг даёт мышцам, блокируются особым его участком. Жуве удалось "отключить" эту блокировку у кошек, с которыми он проводил опыты. Говоря иначе, он сделал кошек "лунатиками". Во время медленного сна животные оставались неподвижными. Но вот начиналась "быстрая" фаза. Кошка вставала, описывала круги, следя за несуществующей жертвой, подкрадывалась, бросалась на неё, кусая и хватая когтями. На реальных мышей при этом она не реагировала. Кошка могла "вступать в драку" с каким-то "сильным врагом", лакать что-то из воображаемого блюдца.

3.Сон детей

3.1 Сон здоровых детей

Детям после 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью – не менее 8 - 9 ч. Оптимальная температура в комнате около 18-20°.Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался.

Если ребенок плохо засыпает, нужно увеличить физические нагрузки – заниматься спортом, помогать по дому, больше находиться на свежем воздухе. Нужно ограничить эмоциональные нагрузки, особенно по вечерам, – по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 8 часов вечера, проверять дневник в 9 часов вечера.

Нельзя читать или рассказывать страшные сказочки перед сном, смотреть телевизионные ужастики. Индивидуальная детская комната увеличивает вероятность ночных страхов – вместе с родителями спать поспокойнее. В то же время боязнь темноты, тишины, шума ветра за окном требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем случае нельзя высмеивать, может быть и посидеть рядышком, пока ребенок не уснет.

3.2 Сон больного ребенка.

Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев состояния здоровья. Любые существенные отклонения от режима сна - внезапное пробуждение в необычное время  и особенно  желание спать в необычное время, являются весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны родителей - измерить температуру тела, пораспрашивать (болит-не болит), лишний раз проснуться ночью – посмотреть, потрогать лобик. Следует помнить, что сонливость типичное проявление высокой температуры тела и критического дефицита жидкости в организме. В целом режим сна больного ребенка может меняться, удлиняется их продолжительность. Это вполне естественно, но важнее другое – восстановление обычного режима сна является важнейшим признаком выздоровления.

3.3 Проблемы сна, вызванные неправильно установленным режимом сна и бодрствования.

Проблемы разграничения сна, как правило, происходят у детей после 2-х лет. Они появляются, когда ребенок начинает отказываться идти в постель, всячески уклоняется. Проблемы установки разграничения сна могут возникнуть во время сна, тихого часа, или ночью, когда ребенок просыпается.
       Родители должны настаивать, что ребенку пора спать, даже если он не согласен или выглядит вполне активным. Дети могут просить обнять их еще раз, могут просить носовой платок, стакан воды, еще одну сказку на ночь, включить или выключить свет. Узнать где правда, а где ложь будет очень трудно.
        Как помочь ребенку спать лучше?
        Необходимо придерживаться постоянного времени отхода ко сну. Каждый раз нужно предоставить ребенку от 10 до 30 минут для приготовления ко сну.
Родители должны общаться с ребенком перед сном. Нельзя позволять долго смотреть телевизор, видео или играть в компьютер.

Заключение

        Таким образом, подводя итоги проекта «Что такое сон и его значение для человека», можно сделать следующие выводы:

        

Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон имеет большое значение для человека. Он обеспечивает отдых всего организма и нервной системы в частности.

Сон - защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность.

Характеристики сна:

1.Во сне мы видим сновидения.

2.Сон делится на быстрый и медленный. Сновидения мы видим во время быстрого сна.

3.Животные так же как и люди нуждаются во сне.

4. Животные тоже видят сны.

Последняя глава проекта полностью рассказывает про сон детей.

Здесь рассказывается сколько времени должен спать ребенок, какой должен быть распорядок сна.

 Чтобы ребенок спал лучше, необходимо придерживаться постоянного времени отхода ко сну. Каждый раз нужно предоставить ребенку от 10 до 30 минут для приготовления ко сну.
Родители должны общаться с ребенком перед сном. Нельзя позволять долго смотреть телевизор, видео или играть в компьютер.

Список используемых источников

1. wikipedia.org/wiki/Сны

2. www.krugosvet.ru/enc/medicina/SON.html

3. http://www.it-med.ru/library/s/dreams_1.htm

4. http://www.astrale.ru/info/28.html (Иллюстрации)


Предварительный просмотр: