Методические разработки. Учителям.

Чернышова Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на различных этапах работы над проектом

Содержание деятельности

учащихся

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

I cтадия Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп

Обсуждают тему проекта с

учителем и получают при

необходимости дополнительную

информацию

Самоопределение

- социальная компетентность

как готовность к решению

моральных дилемм, следование в поведении соц.

нормам

Инициативное сотрудничество

- ставить вопросы,

Формулировать свои затруднения

- предлагать помощь

- проявлять активность во

взаимодействии

Общеучебные

-самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель

Целеполагание

- формулировать уч. задачу

- ставить уч. задачи в

сотрудничестве с учителем

II стадия Планирование

Определение источников необходимой информации.

Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов.

Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают

план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта

Самоопределение

(зависит от темы исследования)

- ценностное отношение к теме проекта

- осознание своей этнической

принадлежности, позиции

Нравственно-этическая ориентация

- навыки сотрудничества в

разных ситуациях, умение не

создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Планирование учебного сотрудничества

- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества

- определять цели, функции

участников взаимодействия

- договариваться о распределении функций и ролей

Управление коммуникацией

- прогнозировать возникновение

конфликтов при наличии разных

точек зрения

- адекватно оценивать свое

поведение и поведение окружающих

Общеучебные

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при

решении различных задач

Планирование

- выбирать действия в

соответствии с задачей

- составлять план действий

- адекватно использовать

речь для планирования и

регуляции деятельности

Прогнозирование

- предвосхищать результат

- предвидеть уровень усвоения знаний

- предвидеть возможность

получения конкретного

результата

III этап Исследование

Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д).

Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Выбор оптимального варианта хода проекта.

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют

задачи проекта

Смыслообразование

- мотивация учебной деятельности (учебно-

познавательная)

- целостный, социально-

ориентирванный взгляд на мир

Взаимодействие

- формулировать свое мнение и

позицию, задавать вопросы

- строить понятные для партнера

высказывания

- вести устный и письменный

диалог, слушать собеседника

- строить монологическое

высказывание

Управление

коммуникацией

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции

партнеров в сотрудничестве

- оказывать сотрудничество и

взаимопомощь

- координировать и принимать

различные позиции во взаимодействии

Информационные

- поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных

источников в разных формах

- передача информации (устно, письменно)

- интерпретация информации

- применение, представление и оценка информации

Логические

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков

- анализ, синтез, сравнение

- классификация по заданным критериям,

установление аналогий

- установление причинно-следственных связей

- построение рассуждений,

обобщение

Общеучебные

- ставить, формулировать и

решать проблемы

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач

- осуществлять смысловое чтение

- выбирать вид чтения в зависимости от цели

Осуществление учебных действий

- выполнять учебные действия в материализованной,

громкоречевой и умственной

формах

- использовать речь для регуляции своего действия

IV этап Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Самоопределение

- осознание индивидуальной ответственности за результат

- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Смыслообразование

- целостный, социально-

ориентирванный

взгляд на мир

Нравственно-этическая ориентация

- уважительное отношение к

иному мнению, мировосприятию

Взаимодействие

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

- строить монологическое высказывание

Управление

коммуникацией

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников проекта

Общеучебные

- контролировать и оценивать процесс и

результат деятельности

- осуществлять рефлексию способов и условий действий

Контроль и самоконтроль

- различать способ и результат действия

-осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату

- использовать установленные правила в контроле способа решения

Коррекция

- вносить коррективы в

действия

- адекватно воспринимать

предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок

- вносить необходимые

дополнения и изменении в

план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном

Саморегуляция

- преодоление интеллектуальных

затруднений

- стабилизация эмоционального

состояния

V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

(устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого.

Представляют проект,

участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Самоопределение

- самостоятельная и личная

ответственность за свои поступки

- готовность и способность

учащихся к саморазвитию

- внутренняя позиция школьника на основе

положительного отношения к школе

Смыслообразование

- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Нравственно-этическая ориентация

- эстетические потребности,

ценности, чувства

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

- гуманистические и демократические ценности

Инициативное сотрудничество

- ставить вопросы, обращаться за

помощью, формулировать свои затруднения

- предлагать помощь и сотрудничество

- проявлять активность во

взаимодействии

Взаимодействие

- формулировать свое мнение и

позицию, задавать вопросы

- строить понятные для партнера

высказывания

- вести устный и письменный

диалог, слушать собеседника

- строить монологическое

высказывание

Управление коммуникацией

- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

- оказывать взаимопомощь

в сотрудничестве

Знаково-символические

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно

фиксировать существенные признаки

объектов с целью решения

задач

Общеучебные

- осознанно и произвольно

строить сообщения в устной и письменной

форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера

- ориентироваться в разно-

образии способов решения задач

Оценка

- выделять и

Формулировать то, что усвоено и что нужно

усвоить, определять качество

усвоения

- устанавливать соответствие

полученного результата поставленной цели

- соотносить правильность

выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями

конкретной задачи

Саморегуляция

-  преодоление интеллектуальных

затруднений

- стабилизация

эмоционального

состояния