Методические разработки

Гаврилова Елена  Аркадьевна

Преподование краеведения в дополнительном образовании невозможно без проведения экскурсий в природу,музеи,в другие  учебные учреждения.Поэтому важно совершенсвовать свое профессиональное мастерство посредством создание методической продукции.

Саомстоятельная методическая продукция играет большую роль в обеспечении качества учебного процесса и его результативности.

Моя продукция: путешествие по экототропе; настольная игра "По следам древних животных",конкурсно-игровая программа "Моя -Родина-Байкал-Сибирь", эколого-краеведческая игра "Природа нашего края",разработка открытого занятия "Таслиман Иркусткой области".

Методическая разработка интерактивной викторины "Жемчужины Сибири" предназначена для расширения знаний о памятниках природы регионального значения Иркусткой области,включая их познавательно-эстетическую и историческую ценность.

Методическая разработка "Полезные ископаемые Иркутской области" предназначена для расширения знаний о полезных ископаемых Иркутской области,их способах добычи  и применении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

9C553EB2

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. …3

Методический материал и оборудование ………………………………………3

Ход занятия   …………………………………………………...............................4

Заключение……………………………………………………………………....10

Литература……………………………………………………………………….12

Приложение……………………………………………………………………...13

Введение

Разработка включает в себя не только устное повествование об уникальных животных Байкала, но и ряд приемов, обеспечивающих полноценное усвоение материала. Интересен прием  по «составлению кластера», цель которого – установление максимального количества признаков изучаемого объекта или явления. Перспективным является использование приема критического мышления «рисунок в развитии».   Прием используется при закреплении материала - делается рисунок на доске животных озера Байкал, обучающиеся пошагово заносят его в тетрадь и вносят через вопросы ответы на рисунок в центре, ниже горизонтальной линии, под  животным. Это способствует воспитанию личности, способной к саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, мыслить критически, обрабатывать информацию.

Цель: сформировать знания об особенностях обитания животных озера Байкал.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с особенностями строения тела, способами питания  на примере водных обитателей озера Байкал- нерпы, голомянки, рачка-эпишуры;
  • Развивать критическое мышление, умения обрабатывать информацию;
  • Воспитывать умение работать в сотрудничестве с другими.

Методический материал  и оборудование: песня «Славное море священный Байкал», запись шума волн Байкала; слайд презентация «Животный мир байкальских побережий и гор»; плакат «Сохраним озеро Байкал», карта озера  Байкал, иллюстрации животных.

ТСО: компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, медиа-проектор.

Возраст: от 10 лет и старше.

Рекомендована педагогам дополнительного образования и учителям.

Ход занятия

Эмоциональный настрой на занятие.

Звучит музыка «Славное море священный Байкал».

Педагог читает стихотворение:

Байкал – красивая природа,

Хоть не всегда тепла погода.

Зачем моря нам все и пальмы,

Когда приехать можем на Байкал мы.

Прекрасные березы, ели,

Прекрасен там животный мир,

Есть рыбу чайки прилетели,

Байкал, Байкал, ты мой кумир!!!

Зачем нам море, заграница.

Когда на свете есть Байкал?!

Тут звери, рыба, воздух, птицы,

Я на Байкале жизнь познал!

Здесь я поймал свою свободу

От пыльных городских камней,

Увидел всю красу природы

Любимой родины моей!!!

- О чем говорится в этом стихотворении?

-А что такое Родина?

Закройте глаза и произнесите слово Родина. Что вы видите?

-Когда человек произносит слово Родина, в его голове рождается образ самого родного места, где он был. Оно имеет огромное значение для него, где бы вы ни жили в будущем, вас будет тянуть именно туда. Сегодня мы с вами будем говорить  всемирной гордости Сибирской земли - озере Байкал. Почему Байкал называют гордость?

-Когда мы кем-то гордимся, мы говорим он самый….. Рассказывая о Байкале, нельзя обойтись без слова «Самый».

Игра «Самый» (на листочках бумаги  напишите словосочетание о Байкале, которое бы начиналось со слова самый…).Давайте посмотрим, что у нас получилось, все  листочки крепятся на карту Байкала и зачитываются,при этом педагог рассказывает дополнительные сведения.

  • Самое большое хранилище пресной воды в мире-1/5 всех запасов, его водой можно напоить в 10.000.000. раз больше людей, чем сегодня живёт на Земле;
  • Самый  чистый=самый прозрачный, т.к. его наполняют в основном воды горных речек и ручейков;
  • Самое глубокое озеро на Земле, глубина наибольшей впадины- 1637 м;
  • Вода Байкала насыщенна кислородом, так как вода холодная (температура воды самая низкая).

У Бакала очень много самого, и мы отправляемся путешествовать вокруг озера Байкал  и знакомиться  с самыми уникальными животными озера Байкал.

Основная часть .

И не рыба, и не кит,

Кто она-поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит,

Это…………

Что вы знаете о нерпе?  Ответы детей:

  • «Нерпа красивая, у неё большие грустные глаза», «её детёныш белого цвета».
  • «Нерпы живут в Байкале».
  • «Мы видели нерп в нерпинарии на экскурсии. Они выполняли номера в бассейне, смешно выпрашивали угощение,танцевали под музыку».

Как вы думаете, нерпа приспособилась выживать  в суровых байкальских условиях? (слайд-презентация)

Нерпа пришла в Байкал через р. Лену из Северного Ледовитого океана. Это единственное  животное, которое адаптировалось в Байкальской воде.Форма тела - веретеновидная, кожа покрыта коротким плотным волосом- это сглаживает  влияние давления воды при погружении и всплытии, волосяной покров плотный, короткий. Конечности нерпы - ласты, с мощными когтями. Задние ласты всегда направлены назад; обеспечивают движение в водной среде. Передние ласты очень развиты с мощными когтями. Как вы думаете, для чего  нерпе  такие мощные когти?  (изготовление и поддержание от промерзания отдушин для дыхания в сплошном льду при толщине около 1 м.)  Кроме того, нерпа зимует в логовищах под снегом. Нерпа имеет толстый слой жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Она ныряет до глубины 400 м и может находиться под водой до 40 минут. Глаза помогают ей в условиях слабой освещённости на глубинах. Питается нерпа – голомянкой, омулем и др. байкальскими рыбами. В озера Байкал для нерпы создана устойчивая кормовая база.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что вы знаете о голомянке? Ответы детей:

  • «Голомянка живет в Байкале».
  • «Голомянка - прозрачная».
  • «Голомянка - уникальная рыбка».

Ребята, а кто знает, как голомянка может уравновешивать своё тело?(слайд- презентация)

На дне Байкала, в самых глубоких местах живет рыбка голомянка. Тело ее прозрачно, розоватого цвета. Форма тела - обтекаемая. Брюшные плавники отсутствуют, хорошо развиты грудные плавники. В теле голомянки содержится до 44% жира. За счет высокого содержания жира в мышцах  и на внутренних органах  голомянка  уравновешивает вес своего тела и имеет нулевую плавучесть. Голомянка обитает в жестком температурном режиме-120-140С.Голомянка питается рачком эпишурой  и др. рачками. Рыбки не тратят энергию на погоню за кормом, а легко «парят» в толще воды. Быстрая реакция позволяет им мгновенно схватить близко подплывающих рачков. Она – основной корм для нерпы,омуля,длиннокрылки.

Вы растите,детки,сами,

Не до вас огромной маме.

Омулята косяками

За ветвистыми рачками

Цвета манной крупки

Тоненькой да хрупкой.

Миллиарды среди вод,

Каждый корм себе берет.

Год за годом пир гор,

Звать рачка……

Что вы знаете  о байкальской эпишуре?  Ответы детей:

  • «Он очень маленький».
  • «Он очень быстро плавает»

Как такой маленький рачок способен опускаться на большие глубины озера Байкал? (слайд-презентация)

Эпишура- это мельчайший рачок размером до 1,6 мм, обитающей в толще байкальской воде. Форма тела обтекаемая, удлинено-ветериновидная, с очень подвижным брюшком, служащим при движении рулем. Эпишура освоил байкальские глубины от поверхности до самого дна. Особенности строения- длинные антенны и прозрачные покровы, сквозь которые можно увидеть под микроскопом жировые включения оранжевого цвета  и пищевод, набитый зелеными клетками водорослей. Основной орган движения - мощные антенны и ножки, несущие плавательные щетинки. Дышат всей поверхностью тела, обитают в жестком температурном режиме. Питание - ротовой аппарат устроен так, что, создавая потоки воды, он фильтрует мельчайшие водоросли и бактерии, а чистая вода возвращается обратно в озеро.

Закрепление.

Прием «рисунок в развитии». На доске рисуется горизонтальная линия, а на ней – нерпа (голова которой находится над водой, а тело в воде).Далее через вопросы по теме обучающиеся вносят на рисунок свои ответы: в центре, ниже горизонтальной линии, под нерпой. По этому  алгоритму обучающиеся  заполняют схему  по другим двум обитателям Байкала - голомянке, рачку-эпишуре.

Вопросы:

1.С помощью чего нерпа двигается  в воде? (задние ласты обеспечивают движение в водной среде- вносим ответ слева от центра)

2.Что спасает нерпу от переохлаждения? (жир-вносим ответ в правой части рисунка)

3. Для чего нерпе  мощные когти? (изготовление и поддержания от промерзания отдушины для дыхания в сплошном льду-вносим ответ над горизонтальной чертой)

4.Нерпа питается - докончи предложение …(голомянкой, омулем и др. байкальскими рыбами- вноси ответ в левой части рисунка)

5.На какую глубину ныряет нерпа и сколько минут она может находиться под водой? (до глубины 400 м и может находиться под водой до 40 минут-вноси ответ в правой части рисунка)

6. За счет чего голомянка поддерживает равновесие своего тела? (за счёт высокого содержания жира в мышцах и на внутренних органах-вносим ответ  в левой части рисунка)

7.Какие плавники отсутствуют, но при этом хорошо развиты другие? (брюшные плавники отсутствуют, хорошо развиты грудные плавники-вносим ответ в правой части рисунка)

8.Какой процент жира содержится в теле голомянки? (до 44% - вносим ответ над горизонтальной линией)

9.Перечисли особенности строения эпишуры (длинные антенны и прозрачные покровы, подвижное брюшко, служащим при движении рулем-вносим ответ в левой части рисунка)

10.Очищает ли эпишура байкальскую воду от загрязнений? (истинным «чистильщиком» байкальской воды,  потребляющим  «все живое и неживое» эпишуру назвать нельзя-вносим ответ в правой части рисунка)

11. Назовите основной орган движенияэпишуры? (мощные антенны и ножки, несущие плавательные щетинки-вносим ответ в левой части рисунка)

12. Освоил ли рачок байкальские глубины? (освоил байкальские глубины от поверхности до самого дна-вносим ответ над горизонтальной линией)

Заключение

При проведении данного занятия убеждаешься в практичности его использования. За небольшой промежуток времени можно дать представления о приспособлении уникальных животных к суровым байкальским условиям. Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные им задания, остаются активными на протяжении всего занятия, т.к. утомление предупреждают разнообразные  педагогические  приемы. Неоценимую помощь оказывает дидактика - презентация, иллюстрации животных. Многие из обучающихся ни разу не были на Байкале, и любое  наше занятие оказывает на них большое впечатление. Об этом свидетельствует их блеск в глазах и возгласы «Теперь я обязательно скажу родителям, чтобы мы поехали на Байкал». Цель занятия достигнута, надеюсь, что с переходом во взрослую жизнь они также будут ценить и любить природу, как говорят об этом сейчас.

Перспективы работы

Данная разработка является небольшой крупицей в экологическом образовании, она интересует подрастающее поколение. Поэтому в дальнейшем в своей  работе хотелось бы создать настольную игру по теме «Животные прошлого озера Байкал».

Литература

1.Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах.-Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.- 384 с.

2.Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. Учеб.заведений. 6,7 кл., изд. второе, дополненное. - Иркутск,2008. – 224с.

3.Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов.- Новосибирск: Наука, 1993. – 137 с.

4.Пенькова О.Г. Байкаловедение: учеб.пособие -Иркутск: изд-во Иркут. гос.пед.ун-та, 2006. – 93с.

Приложение №1C:\Users\DIMAS\Desktop\kak_narisovat_tulenya.jpg

Рис.1  Образец «рисунка в развитии»



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

Утверждаю                                            Согласовано                                  Рекомендовано

И.о. директора МУДО ДЭБЦ              Зам. по УМР                                 МО протокол № ___

_____________Матвеева В.В.             ________Толстикова С.Н.           « »             ___2015 г.

Методическая разработка

Экскурсия « Экологическая тропа»

Автор:  Гаврилова

Елена Аркадьевна,

методист МУДО ДЭБЦ

                                                         Черемхово, 2015

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………... 2

2.Методический материал и оборудование………………………………………. 4

3.Ход проведения экскурсии……………………………………………………….4

4.Заключение……………………………………………………………………….10

5.Литература……………………………………………………………………… .11

6.Приложение 1 «Инструктивные карты - птицы, муравьи, лекарственны растения»…………………………………………………………………………..  12

7. Приложение 2 «Дидактические карточки «Влияние туристов на природу»…………………………………………………………………………….13

Введение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Остро встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения школьников. Конечно,  оно имеет свои особенности в силу возраста детей, подход к данной проблеме должен осуществляться целенаправленно,  поэтапно и системно. Одним из элементов данной системы является экскурсия по экологической тропе. Именно на экскурсии  ребята видят природные объекты, наблюдают явления в неживой природе, устанавливают взаимосвязь между неживым и живым в природе, ориентируются в названиях растений и животных нашего края, узнают их по характерным признакам, получают представление об экосистемах. На примере этой экологической тропы  предложен теоретический материал, раскрывающий особенности наиболее интересных, распространённых природных объектов – муравейника, орнитологической стоянки, лесной  аптеки, туристической стоянки. Любая экскурсия на тропе помогает формировать познавательную базу, расширяет и углубляет знания, а самое главное - способствует выбору  темы исследований.

Основная цель экологической тропы - привлечение  обучающихся к изучению  интересных живых объектов – птиц, муравьев, лечебных свойств растений и углубление знаний по сохранению красоты леса.

Задачи:

  • Формирование представления  об оседлых  птицах, внешнем  и внутреннем устройстве муравейника, лечебных свойствах растений;
  • Формирование умений и навыков проведения наблюдений и  исследовательской деятельности;
  • Формирование экологической культуры обучающихся.

Настоящая методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, а также для учителей общеобразовательных школ. Познавательный  материал по эко тропе поможет выбору темы исследовательской работы в дальнейшем, и определить предмет исследования - определение типа и характера почвы  участка, взятие образцов почвы и определение кислотности, оценивание таких показателей как  видовое богатство и лидирующих видов птиц.

На экологической тропе много интересных объектов, поэтому  в дальнейшем  продолжится работа по сбору материала и  краткого описание этих объектов. Продолжительность одной экскурсии 2-3  часа. Возраст обучающихся 11-12 лет.

Ожидаемые результаты разработки  и способы их проверки: повышение научного уровня образования, т.е. знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. При этом важно, что обучающиеся учатся применять знания в комплексе, познавая единство природной среды и человека:

  • Участие в защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы;
  • Участие и проведение лекториев по фауне и флоре нашего края;
  • Участие в природоохранных акциях  «Сбережем лес от  пожара», «Чистые воды Прибайкалья».

Время года: сентябрь, май.

Методический материал

Оборудование: карандаш, блокнот, лопатка, рулетка, пакет, бинокль.

Дополнительное оборудование: инструктивные карты – птицы, муравьи, лекарственные растения, дидактические карточки «Влияние туристов на природу»

Место проведения: район  лесопарковой зоны

Время проведения: 2-3 часа

Протяженность маршрута: 1 км

Количество остановок: 4

Этапы экскурсии

Орнитологическая стоянка

Орнитология – наука о птицах. Поэтому  на этой стоянке будем  знакомиться с пернатым населением экологической тропы. Начнем знакомство с лесного доктора - большого пестрого дятла. Он вполне оправдывает свое  название, так как оперение его действительно необыкновенно пестрое-  присутствуют черные, белые, красные цвета. У самок пурпурного пятна на затылке нет. Длина этих дятлов достигает 23-25 см. А вот и его дупло на сосне. Клюв у дятла длинный, крепкий, чтобы делать дырки в коре, а при помощи длинного шилообразного языка(он у него до 15 см) птица достает из-под коры насекомых, их личинки и яйца, сворачивает при этом язык крючком. Крепкий клюв дятел использует как долото при выдалбливании дупла. Почему у дятла не бывает никогда сотрясение головного мозга? Потому что клюв к черепу прикреплен хрящевой тканью, которая тушит колебательные движения,  не позволяя им распространиться на черепную коробку. На нашей экологической тропе встречаются 3 вида дятлов – большой пестрый дятел, желна или черный дятел, малый пестрый дятел. Малый пестрый дятел меньше размером большого, красная шапочка по всему темени. Самый крупный – черный дятел, величиной почти  с ворону, встречается чаще осенью. Дупла для гнезд желна делает в свежих деревьях (характерное четырёхугольное отверстие дупла). Его резкая звучная трель «кр-кр-кр» и громкий крик слышны иногда на расстоянии нескольких километров. Пищу дятлов составляют насекомые, их яйца, личинки, куколки, а также орехи и ягоды. Также и семена хвойных деревьев, хотя это не особо легкая задача. В зимнее время мы встречам дятла на его «кузнеце» или станке, раздалбливающего сосновые шишки. «Кузнеца»- это расщелина в дереве или  пень с удобными выемками, в которой дятел зажимает шишку, как в станок.

             Кроме дятлов на экологической тропе можно встретить других птиц: на стволах деревьев поползня -  лесного акробата, который может перебираться по дереву и вверх и вниз головой, выискивая в коре корм; пищуху - соседку поползня, которая тоже обитает на деревьях, но перемещается по стволу в поисках корма по спирали от корня дерева к его вершине. Гнездо поползень устраивает в брошенном дупле дятла, заделывая входное отверстие глиной до нужных ему размеров.

           Можно увидеть и синиц:  большую синицу, московку, буроголовую гаечку (пухляк). Большая синица - один из самых обычных видов, соседствующих с человеком. Спина желтовато-зеленая, брюшная сторона  желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха, черная шапочка. Московка предпочитает сосну и ель. Самая маленькая из синиц, только желтый цвет заменен на беловато-серый. Делает запасы корма - скатывает в шарики кладки яиц насекомых, тлей, мелких личинок, а затем прячет корм под чешуйки коры на стволах.

Пухляк или буроголовая гаичка маленькая, очень живая серая птичка, с черным теменем. Чаще всего этих птиц можно встретить копошащимися в ветвях хвойных деревьев в торопливых поисках насекомых. Они как акробаты – кувыркаются на ветках, постоянно перепархивая с места на место, очень интересно перекликаются своими позывами и  быстро передвигаются. Часто встречается на тропе голубая  сорока. Сорока голубая по общему облику похожа на обыкновенную, но значительно меньше её (весит 60-80  г) и более красиво окрашена. Верх головы у неё черный с синеватым или пурпурным металлическим блеском. Спина, плечевые и надхвостье светло серые или охристо-серые. Рулевые, кроющие крыла и наружные опахала на второстепенных маховых -  голубые. Горло белое, остальной низ беловатый или светло буравато-серый. Населяет заросли кустарников и лиственные леса. Живет оседло. Но вовне гнездовое время стайками совершает кочевки, приближаясь зимой к поселениям человека, в том числе даже к городам. Голубая сорока - колониально гнездящаяся птица. Питаются голубые сороки различными насекомыми, ягодами и семенами диких растений. Её гнездо отличается от гнезда обыкновенной сороки тем, что имеет чашевидную форму и располагает его в кроне дерева. Снаружи гнездо сплетено из корешков и веточек, а внутри выложено нежными растительными волокнами, мхом и перьями (Самкова,1993). Совершая экскурсию по экологической тропе, соблюдая тишину и максимум наблюдательности, можно познакомиться поближе с пернатым населением нашей эко тропы, узнать много интересного, порой загадочного из жизни птиц.

Предлагаю наблюдения за птицами описать по следующему плану (инструктивная  карта №1)

Дата, время суток, погода

Определение видового разнообразия и численности птиц

Поведение птиц – отдых, кормление, устраивание ночлега и т.п.

Общение птиц (как они общаются между собой?)

Как проявляется пищевое поведение птиц?

Влияние наличия стабильной кормовой базы на численность птиц

Эти наблюдения могут быть использованы для исследовательской работы, например,  провести учет птиц на экологической тропе  по методу маршрутного учета без ограничения полосы обнаружения.

Стоянка «Тайны муравьиного дома»

Появились муравьи на нашей планете 200 млн. лет назад. Сначала это были подземные хищники, лишь значительно позднее они освоили поверхность земли и забрались на деревья. Живут муравьи семьями, причем большими, что пересчитать членов семей не так просто. Например, в гнезде рыжего лесного муравья бывает до 1 млн. жителей. Основные признаки семьи:

  • В семье существует разделение деятельности.
  • Между всеми членами семьи существует обязательный и постоянный обмен информацией пищей.
  • Ни один из членов семьи не может жить в одиночку, кроме самцов и самок в период размножения.

Такие особенности создают семье наилучшие условия для жизни: поддержание постоянного микроклимата, накапливания запасов пищи, семья может восстановить свою численность в случае гибели части её. Все хорошо знают «муравьиные кучи». Это наземная часть гнезда: внутренний конус  построен их крупных веток и является главной частью гнезда. Именно во внутреннем конусе муравьи поддерживают постоянную температуру,  и здесь происходит развитие муравьиного расплода. Наружный купол служит крышей всему гнезду. В подземной части есть жилые камеры, вырытые на глубине до 1,5 м. Чаще всего муравьи строят свои гнезда с южной стороны дерева, под камнями, лежащими на земле бревнами. Муравьи умело улаживают хвоинки, сухие травинки, кусочку коры, чтобы капли воды легко скатывались по наружной поверхности муравейника. Жизнь муравьев тесно связана с лесом. Рыжие муравьи выбирают место для гнезда с хорошо увлажненной почвой и почти никогда не селятся на сухих песчаных участках леса. Они роют глубокие ходы до 4 м, своей роющей деятельностью они оказывают серьёзное влияние на почву - улучшение механического состава, облегчение доступа воздуха к корням деревьев. Муравьи – древоточцы, играют большую роль в разложение и превращение ее в почву.

Самостоятельное исследование с инструктивной картой

Расположение муравейника

Измерение высоты и диаметра

Определение формы, крутизны склонов, зависимость крутизны и количеством падающего на него света

Зарисовать муравейник, почему муравьи устраивают свои гнезда у пней, стволов деревьев

Определение материала, из которого построен муравейник

Наблюдения помогут установить зависимость распространения рыжих муравьев от  типа и возраста леса, для этого подсчитывают количество муравейников на определенной площади и повторяют подсчет в ином типе леса.

Стоянка «Зеленая  аптека»

Лечебные свойства растений люди познали еще в древности, наблюдая, какими растениями пользуются животные, питаясь плодами, стеблями, листьями и корнями. На Руси первое государственное медицинское учреждения - Аптекарская изба – была открыта в 1581 году, при  царе Иване Грозном. При Петре I начали создавать аптекарские огороды. С этого времени многие лекарственные растения перестали ввозить из-за границы.

Идя по экологической тропе, - и вдруг несчастье – поранили ногу. В самом плохом настроении вы наступаете на нужное  растение - подорожник. Также его можно использовать при укусах насекомых, при ожогах, настой из листьев – при кашле.

Почаще пить чай из этого растения и делать салат из листьев,  речь пойдет о настоящем эликсире  жизни - одуванчике - полезном растении, содержащим много витаминов С, А. Одуванчик влияет на обмен веществ, омолаживает, обновляет соединительные ткани, действует против  ревматизма, облегчает состояние больных сахарным диабетом.

Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании кожа становится нежной, бархатистой - ромашка лекарственная Сушеная ромашка лечит простуду. Если сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, то вы будете крепко и спокойно спать.

На роскошных пирах в древнем Риме знаменитых гостей встречал сильный аромат мяты. Считалось, что аромат мяты способствует созданию жизнерадостного настроения. Древнеримский ученый Плиний советовал ученикам носить венки из мяты, так как в древние времена полагали, что запах мяты возбуждает работу головного мозга. Из листьев, собранных во время цветения, готовят чай (сырье заваривают, но не кипятят), который служит превосходным средством от болей в желудке. Кроме того, можно почистить зубы мятой.

Стручки очень похожи на сумки, которые носили пастухи. В  Китае это растение сажают на огородах, сочные  листья варят с мясом, добавляют в борщ и супы. Содержит много витамина А (больше чем в моркови) и витамина В (больше чес в капусте). Останавливает кровь. Речь идет о пастушьей сумке.

Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений -   богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лечебных препаратов.

Самостоятельное исследование с инструктивной картой

Названия растения

Местообитание-лес,луг,болото

Тип почвы (песчаная, суглинистая, уплотненная, сухая кислая, известковая и т.д.)

Выяснить,не встречаются ли на этих участках растения,предпочитающие только, тот или иной тип почвы

На разных типах почв обитают различные экологические группы растений. Проанализировав свои записи, можно сделать вывод о химическом составе и влажности почвы на каждом участке экологической тропы.

Стоянка туристическая

Как пройти по тропе, не нарушив первозданной красоты леса? Как оборудовать привал, разжечь костер, поставить палатку, убрать мусор? Об этом расскажет туристическая стоянка.

Влияние туристов на природу

Причины

Следствие

Решение

Кострища

Разведение

костра в любом понравившемся месте, количество кострищ растет

Громкая музыка пугают животных и птиц

Современная упаковка чужеродна природным экосистемам, она разлагается сотни лет

Букеты для украшения своего быта, наслаждение ароматом

Остается обугленное место, плодородный слой земли выгорает; растительность восстанавливается 10-12 лет, почва -сотни лет

Птицы и звери могут бросить свои гнезда и потомство, и даже оставить участок обитания

Мусор, разлагаясь, отравляет почву, грунтовые воды животные могут проглотить пластиковые пакеты и погибнуть

Сорванные растения еще не успели дать семена, поэтому могут исчезнуть

Костер разводить нужно всегда в одном месте, от лиственных деревьев костер должен быть удален менее чем на 5 метров, а от хвойных-на 10 метров; использовать для костра только сухой валежник

Знать, что есть этические нормы поведения на природе, законодательно запретить громкую музыку

Бумагу можно сжечь, жестяные банки обжечь на костре и закопать в землю; если возможно, то весть мусор забрать с собой

Фотографировать

рисовать,

наслаждаться

Громкая музыка

Оставленный мусор

Сбор цветов на букеты

Игра-закрепление «Правила туристов на тропе».

Правило игры: обучающиеся выбирают любую карточку с  «Влияние туристов на природу», затем объясняют причину, следствие и предлагают свой путь решения

Заключение

При организации и проведения экскурсии по экологической тропе, мы убедились в  практичности ее использования. За небольшой промежуток времени можно воспроизвести и дополнить имеющиеся знания, глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды. Лишь в природе обучающиеся увидят все  объекты и явления их взаимной связи, в едином целом, в развитии. Большое преимущество данной разработки оказалось в том, что азы экологической культуры и грамотности преподносятся на основе знаний о распространённых объектов - птиц, муравьев, лекарственных растений  экологической тропы г. Черемхово. В ходе экскурсии обучающиеся ориентируются  в названиях птиц и растений, узнают их по характерным внешним признакам, устанавливают зависимость распространения рыжих муравьев от типа и возраста леса по подсчёту количества муравейников на определённой площади. По развитию самостоятельных навыков обучающихся предлагается инструктивные карты, где они фиксируют свои наблюдения за объектами. Эти наблюдения могут быть использованы для исследовательской работы, например, по видовому разнообразию растений можно определить особенности химического состава почвы. Экологическая тропа - место, где обучающиеся выступают в роли пропагандистов основных  экологических норм и знаний, в том числе и среди взрослых. Обучающиеся чувствуют красоту окружающей природы, в тоже время, видя ее ранимость на примере туристической стоянки: кострища, оставленный  мусор, они предлагают свое решение этой проблемы.

В перспективе создать методическую разработку по растительному сообществу - лесу. В состав леса входит множество самых разнообразных растений: крупные деревья, относительно высокие кустарники, низкие кустарнички, всевозможные  травы, и наконец, совсем  маленькие мхи и лишайники. Ведущая роль среди зеленого населения, бесспорно, занимают деревья. О деревьях и пойдет речь в следующе методической разработке.

Список литературы

1.Багоцкий С.В.  Экскурсия «Тайны муравьиного дома» //  «Биология». - 2001, №5 - с. 6-8.

2.Заупе Ю.  Природа - наш доктор. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2005. - 304 с.

3.Кулев А.В. Наблюдения за птицами  // «Биология в школе». - 2003, №5. - с.53-54.

4.Малеев В.Г., Попов В.В. Определитель птиц Иркутской области. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010. – 300 с.

5.Промптов А.П. Птицы в природе. - М.: Учпедгиз, 2001. – 146 с.

6.Телятьев В.В. Полезные растения Сибири. – Иркутск:  Вост.-сиб. книж. изд-во 2003. – 567 с.

7.Храбрый В.М. Школьный атлас – определитель птиц. - М.: Просвещение, 2004. – 378 с.

8.Шиленков В.Т. Энтомология. – Иркустк: Вост.-сиб. книж. изд-во, 2006. – 345 с.

АЗЕТА «БИОЛОГИЯ» ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРАЗЕТА «БИОЛОГИЯ» ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Автор/создатель: Издательский дом «Первое сентября»

Я»

Автор/создатель: Издательский дом «Первое сентября»

Приложение 1

Инструктивные карты-птицы, муравьи, лекарственны растения

Дата, время суток, погода

Определение видового разнообразия и численности птиц

Поведение птиц – отдых, кормление, устраивание ночлега и т.п.

Общение птиц (как они общаются между собой?)

Как проявляется пищевое поведение птиц?

Влияние наличия стабильной кормовой базы на численность птиц

Расположение муравейника

Измерение высоты и диаметра

Определение формы, крутизны склонов, зависимость крутизны и количеством падающего на него света

Зарисовать муравейник, почему муравьи устраивают свои гнезда у пней, стволов деревьев

Определение материала, из которого построен муравейник

Названия растения

Местообитание-лес,луг,болото

Тип почвы(песчаная, суглинистая, уплотненная, сухая кислая, известковая и т.д.)

Выяснить,не встречаются ли на этих участках растения, предпочитающие только, тот или иной тип почвы

Приложение 2

Дидактические карточки «Влияние туристов на природу»

C:\Users\DIMAS\Desktop\392435__squirrel-posing_p.jpgC:\Users\DIMAS\Desktop\fitoterapiya9.jpg

C:\Users\DIMAS\Desktop\11.gif

C:\Users\DIMAS\Desktop\x_d202e959.jpgC:\Users\DIMAS\Desktop\i.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Введение

Недра иркутской земли богаты полезными ископаемыми, поиском и разведкой месторождений которых занимаются геологи. Геологи изучают участки Земли на предмет содержания в них полезных ископаемых, составляют карты участков, проводят лабораторный анализ минералов, помогают в строительстве карьеров, шахт, нефтеперерабатывающих скважин. Сегодня профессия геолога востребована. Наше занятие поможет увидеть в профессии геолога широкую возможность для новых открытий на иркутской земле.

Актуальность данного занятия обусловлена необходимостью формирование знаний о видах полезных ископаемых, а также физических свойств, использование и способах добычи.

Вид занятия: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно-иллюстрационный, практический, дидактические игры на онлайн платформе LeaningAppS.ogr   и Wordwall

Целевая аудитория: методическая разработка ориентирована на возраст обучающихся от 13-15 лет и может быть использована педагогами дополнительного образования, а также учителями -географами  

Цель: расширение знаний о полезных ископаемых Иркутской области

Задачи:

1.Образовательная: углубить знания об основных видах полезных ископаемых, их физических свойствах и применение в хозяйственной деятельности человека; расширить знания о профессии геолога и первых изысканий залежей полезных ископаемых на территории Иркутской области;

2.Развивающая: развивать умения анализировать, формулировать свои мысли и делать выводы, развивать коммуникативные навыки и умения;

3.Воспитательная: воспитывать интерес к профессии геолога.

Методический материал: коллекция полезных материалов Иркутской области, географическая энциклопедия по Иркутской области, инструктивные карты по определению физических свойств-цвета, блеска и твердости-12 шк., презентация на онлайн-платформе Corepp.ip,   видео-мультфильм «Откуда появились полезные ископаемые».

ТСО: Компьютер, мультимедиа, ноутбук, скорость интернета-4 Мбит/сек, используется онлайн образовательная платформа Corepp.ip, онлайн платформа LeaningAppS.ogre, онлайн платформа Wordwall, смартфон с выходом в интернет

https://coreapp.ai/app/teach

(ссылка на образовательную платформу Corepp.ip)

Ход занятия

 I.Организационный момент:

Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ. Все вместе они составляют минеральные ресурсы литосферы. Многие горные породы, минералы и минеральные образования люди эффективно используют в хозяйстве. Их называют полезными ископаемыми. Скопление полезных ископаемых образуют месторождение. Расположение Иркутской области на стыке двух крупнейших структурных элементов земной коры: Сибирской платформы и Саяно-Байкальской складчатой платформы-предопределило широкий спектр полезных ископаемых. Каменный уголь, нефть, газ, тальк, железная руда, каменная соль, кварцит, алюминий-все это полезные ископаемые Иркутской области. Это лишь те, которые вовлечены в хозяйственный оборот.

Самоопределение к деятельности: любите ли вы путешествовать? Хотели бы вы отправиться в геологическое путешествие по Иркутской области? Сегодня вы превратитесь в юных геологов и отправляетесь в виртуальную экспедицию. Это увлекательно-изучать родной край! Вам откроются богатства недр Иркутской земли, вы узнаете, кто находит эти места нахождения, попробуйте себя в качестве юного геолога-практика. В ходе занятия группы сдадут инструктивные карты по определению физических свойств, предложенных педагогом полезных ископаемых. При работе необходимо соблюдать правила ТБ.

Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Тогда отправляемся в путь.

Видеофрагмент «Откуда появились полезные ископаемые».

Разнообразие полезных ископаемых связано с тем, что они образуются при разных условиях: движение подземных вод и магмы, осаждение солей в океанах и озерах, накопление органических остатков. Ребята, а чем же так необычны недра Иркутской Земли?  Возможно, что в конце нашего занятия вы приоткроете завесу этой тайны и выясните, какими полезными ископаемыми богата Иркутская область, как добывают и где используют, а также попробуете себя в роли юного геолога и выполните практическую работу по изучению физических свойств полезных искомых.

  II Работа по изучению новой темы занятия

Итак, ребята, сейчас мы с вами оказались в Железногорске-Илимске. Здесь я хочу рассказать о железной руде. Город расположен на северо-востоке Иркутской области. Начало основание было положено казаками в 1640 году, они на берегу р. Илим поставили острог, который дал начало дальнейшему освоению сибирского севера и Дальнего Востока. При строительстве Илимской ГЭС острог оказался в зоне затопления. В 1948 году был образован поселок Коршунова, назван он по имени открывателя месторождения железной руду Шестачка Коршунова. В связи с началом добычи руды поселение получает статус рабочего поселка и название Железногорск.

Железная руда – одна из самых распространённых в земле полезных ископаемых, обладает железно-черным, серебристо-серым и ржавым цветом, ярко выраженным металлическим блеском, твердость равна четырем (средняя) баллам по шкале Мооса. Это одно из старейших полезных ископаемых, которое добывали наши предки-курыканы, жившие на территории Прибайкалья сVI-XI вв. Курыкане были многочисленными в нашем крае, занимали особое место в жизни народов Восточной Сибири, находясь на более высоком уровне развития культуры. Курыкане умели плавить железо. Как вы думаете, как курыкане плавили железо? Оказывается, в глинобитных горнах или специальных ямах закладывали руду слоями, пересыпая древесным углем, и поддували воздух. Из железа могли изготавливали наконечники копий и стрел, ножи, топоры и др. предметы. В XVII в. имя рудознатца Шестачки Коршунова история сохранила в названиях селения Шестаково и горы Коршунихи, единственной в Восточно - Сибирском регионе рудной горы. И в наше время на Коршуновском ГОК добывают и обогащают железную руду. Способ добычи –карьерный. Использование-сырье для выплавки чугуна и стали.

Мы говорим: До свидания! Железногорск-Илимск, и отправляемся на левый берег Ангары, к северо-западу от Иркутска в один из старинных городов Сибири- город Усолье-Сибирское. Его история насчитывает свыше трех столетий. Начинается с древнейших поселений первобытных охотников и рыболов, которые пришли в Сибирь из различных районов Европы и Азии в поисках мест охоты. А с появление на этих землях казаков-первопроходцев был основан поселок «у соли»- дата основания 1669 год. Солеваренный промысел был крупнейший производителем соли в Восточной Сибири.

Каменная соль - залегает пластами в осадочных горных породах, обладает бесцветным, белым, прозрачным цветом, стеклянным блеском и твердостью равной двум-двум с половиной баллов по шкале Мооса.

Производство соли начиналось в Усолье с 1669 года. За хорошие вкусовые качества соль славилась на всю Сибирь. Соль в древности ценили на вес золота. Её берегли, и поэтому пищу, как, правило, заранее не солили. Солонку ставили на стол, чтобы каждый соли по вкусу. А если гость оказался нежеланным, то солонку ему не предлагали. За один килограмм соли платили серебром. Большое значение для нашего региона имеет каменная соль, широко применяется для производства соды и хлора. По запасам этого сырья наша область занимает второе место в стране. У нас четыре месторождения-Усольское, Зиминское, Тыретское, Братское. На первых трех действуют рассолопромыслы, на Тыретском соль добывают шахтным способом. Применение-химическая, пищевая и металлургия.

Наша экспедиция оправляется на юг иркутской области в столицу Черемховского района-г.Черемхово. У почтового тракта в заросшей черемуховой местности поставлена ямщицкая изба, давшая началу поселению в 1743 году. В окрестностях поселения обнаруживают залежи угля и в конце XIX века начата угледобыча. Каменный уголь остается одним из наиболее значимых полезных ископаемых на территории Черемховского района.  

Каменный уголь - был первым из используемых человеком видов полезного ископаемого, черного цвета, хрупкий, матовым, шелковистым до стеклянного блеска и твердостью два-два с половиной баллов по шкале Мооса.

Каменный уголь-осадочная порода, в основе которой содержатся остатки вымерших растений-папоротников, плаунов и хвощей, росших на Земле в древние геологические эпохи. Преобразование растений в недрах земли происходит с помощью планктона, минеральных примесей и влаги.  Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 млн лет тому назад. Месторождения каменного угля расположены в пределах Иркутско-Черемховской равнины. Разрабатываются с конца XIX века. Угли залегают неглубоко, разрабатываются открытым способом разрезом «Черемховский». Применение-горючее топливо, медицина, химическая промышленность.

Побывав в столице Черемховского района, мы продолжаем наш путь-на юго-запад в село Онот (каменная река по-бурятски). Нас поразило — это чистота и красивая природа. Восточные Саяны и чистая горная река, которая течет вдоль сельских улиц. Первые месторождения талька в среднем течении реки Онот получены от иркутского учителя гимназии Щукина в 1830 году, но геологические исследования возобновились только в 1920 году. Интересную информацию узнали -есть в селе Китаева гора, в ненастье нее всегда бьёт молния, предполагают, что в этом месте возможно есть залежи железной руды.

Тальк – уникальное полезное ископаемое, очень мягкий с твёрдостью единица по шкале Мооса, на ощупь минерал жирен, стеклянный с перламутровым оттенком, бледно-зеленый, белый с желтоватым, зеленоватым оттенком, имеет высокую химическую стойкость, тальковый камень не плавится до t=1300-14000C.Онотское месторождения талька- единственное в Восточной Сибири. Известно оно с 1830 года. Разрабатываться стало 50 –х годов XX века. Добыча сырья ведется открытым и подземным способами. Выработки в карьере ведут до тех пор, пока тальковая жила не уйдет вглубь горы. Дальше, чтобы до нее добраться, шахтеры пробивают штольню. Применение-бумажная, фарфоровая, резиновая, фармакологическая, металлургическая, химическая промышленность.

А теперь садимся на «самолет» и летим на север Иркутской области до Якутии-поселок Вернечонск, где разрабатывается одно из крупнейших в Восточной Сибири нефтегазоконденсатное месторождение. Более 500 скважин, добытую нефть нагревают, обезвоживают и обессоливают, отделяют от попутного газа и отправляют в систему магистральных трубопроводов «Восточная Сибирь-Тихий океан».

Нефть - маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета, с характерным запахом, нерастворима в воде, плотность в пределах от 0,71 до 1,04 гр на кубический см.

Первые попытки обнаружить нефть относится в Иркутской губернии к началу XX века. Но геологоразведочные работы были прерваны гражданкой войной и революцией. Возобновились работы в 1930-годах. Первое месторождение высококачественной нефти в Восточной Сибири было открыто в 1962 году в районе р. Лены. Далее были открыты месторождения в междуречье Ангары и Подкаменной Тунгуски на севере Иркутской области. Пилюдинское месторождение по добычи нефти открыто в 1984 году, пока единственное, оно находится в 80 км от г. Киренска, нуждается в до разведки, нефть находится на глубине 1760 м. Добыча нефти-бурением скважин. Применение-сырье для получения синтетических каучуков и резины, пластмассы, моющих средств, красителей, удобрений и др.

Следующая остановка- запад Иркутской области Нижнеудинский район. В междуречье рек каменка и Уват находится месторождение кварцитовой руды, которая используется для получения ферросилиция, необходимого в производстве металлургической промышленности.

 Кварцит - прочный, стойкий, огнеупорный, твёрдый (семь) баллов по шкале Мооса, цвет-белый, серый, малиновый, не накапливает радиацию, поэтому обладает повышенной износостойкостью.

Благодаря таким свойствам, кварцит использовали с архитектурной целью-из него сделан саркофаг Наполеона Бонапарта, гробница Александра II, крыша Мавзолея.

В Иркутской области разработка добычи кварцитов начиналась в 2013 году на Уватском месторождении. Основное сырье-кварцит на «Братском заводе ферросплавов» сначала моют, дробят, сортируют. Затем приступают к выплавке ферросилиция в рудовосстановительных печах. Комплектующие печей: электропечь, электроды, разливочная машина, кантователь, ковш. Функцию контроля и управления печи выполняется АСУ-индустриальный компьютер, расположенный в пультовом помещении.

Применение-производство нержавеющей и электротехнической стали, а также для производства других высокопрочных видов стали.

Наша экспедиция по земле Иркутской прибывает на конечную остановку-в г. Иркутск. Древний город, ему более 300 лет. Начал свою историю на том месте, на котором стоит и по настоящее время. Обосновался он на бойком перекресте исторических путей, пересекающих Азию на восток до Великого океана, на север-до Северно-Ледовитого океана, на юг-до границ Китая. Ширился торговый городок, строили купцы лавки, посады, склады, амбары. Посадским людям жить пришлось на отшибе, но именно им ремесленникам, подёнщикам, пришлось кормить, одевать «застенных» обитателей, строить и прихорашивать городок, который сейчас является одним из лучших городов России. Иркутский алюминиевый завод-крупнейший завод Восточной Сибири.  

Алюминий – полезное ископаемое, белый с серебристым блеском, хорошо проводит тепло и ток, пластичный. В недрах земли находится в виде бокситов (камни с высоким содержанием алюминия).

Алюминий вследствие высокой химической активности в чистом виде не встречается, а лишь в составе различных соединений. Однако добывается он только из бокситов, его запасы в недрах земли велики. По уровню мирового производства алюминий уступает только железной руде. Строительство первого в Восточной Сибири алюминиевого завода началось в 1953 году в 17 км от ГЭС.В начале 1962 году получен первый металл. Рядом с заводом вырос город Шелехов.

Иркутской области по выплавке алюминия принадлежит первое место в России.  Применение-авиационная, космическая техника, автомобили, бытовая техника и др.

 Ш.Первичное закрепление. Задания для учащихся выполняется на онлайн платформе LeaningAppS.ogr согласно инструкции:

  • Открыть на смартфонах считыватель QR-кода;
  • Поместить QR-код на середину квадрата, код сканирует автоматически и открывает по ссылке задания на образовательной онлайна платформе LeaningAppS.ogr;
  • Выполните задание

Задание 1. Найди пару: установить соответствие между названиями полезных ископаемых и изображениями; правильность выполнения задания отображается зеленым цветом.

Задание 2. «Я-геолог»: внимательно рассмотреть изображенные ископаемые и дать им названия, названий больше, чем изображений. Будь внимателен!

Задание 3. Онлайн платформа Wordwall: «Самолет»: Использование полезных ископаемых- правильный ответ отображается зеленым цветом, которые отмечаются с помощью летающего самолета

Задание 4. Задание «Викторина»: вопросы с множеством выбора ответа, нажимаем на правильный ответ, чтобы продолжить.

Динамическая пауза.

Педагог: Мы находимся в виртуальной экспедиции уже длительное время. Возможно, вы устали. Поэтому предлагаю вам поиграть, а заодно проверить, какие вы выносливые, ловкие и показать свою готовность стать юными геологами.

1.Изобразите пантомимой занятия геологов:

  • один из способов передвижения геолога-передвижение на вездеходе;
  • метод поиска полезных ископаемых-взятие проб воды из колодца, болота, реки

2. «Рюкзачок бежит по кругу»: учащиеся стоят по кругу,2 рюкзака у двоих ребят, стоящих в разных местах по кругу. По сигналу начинают передавать рюкзаки друг другу, по хлопку педагога остановка, тот у кого, рюкзак должен быстро его надеть на плечи и поднять руки вверх.

Педагог: приступаем к выполнению практической работы по определению физических свойств следующих полезных ископаемых: каменная соль, тальк, каменный уголь. Напоминаю вам о соблюдение техники безопасности при выполнении практической работы: работаем осторожно, к друг другу будем вежливыми, по окончании работы все предметы разместите в центре стола.

 IVПрактика

Алгоритм действий по выполнению практической работы

Физические свойства одного полезного ископаемого мы с вами определим вместе-бурый железняк.

1.Рассматривам полезное ископаемое-бурый железняк.

2.Определеляем цвет-ржавый

2.Определяем блеск: беру в руки бурый железняк и стараюсь перемещать так, чтобы на него падал свет-поверхность бурого железняка отражает падающий свет тускло, значит блек полуметаллический.

3.Определяем твердость: используем стеклянную пластинку и полезное ископаемое-полевой шпат. Царапаем полевым шпатом бурый железняк, оставляет царапину, значит твердость у бурого железняка меньше, чем у полевого шпата. Бурым железняком царапаем стекло, не царапает. Делаем вывод-твёрдость бурого железняка равна пяти баллам по шкале Мооса. (полезные ископаемые с равными значениями твердости не царапают друг друга)

Цель: определить физические свойства (цвет, блеск, твердость) полезных ископаемых: тальк, каменная соль, каменный уголь.

Оборудование: стеклянная пластинка, тальк, гипс, кальцит, флюорит, каменная соль, каменный уголь, полевой шпат.

Работа проводится в малых группах по 3 человека.

  1. Определение цвета.

1. Рассмотрите полезное ископаемое.

2.Определите визуально цвет полезного ископаемого и опишите более точно, если в полезном ископаемом цвет меняется, то необходимо указать характер смены окраски.

3. Результат запишите в таблицу.

Название полезного ископаемого

Цвет

(черный, коричневый, свинцово-серый. фиолетовый, белый, синий, бледно-зеленый, белый с желтоватым, зеленоватым оттенком)

II             Определение блеска

 1.Рассмотрите полезное ископаемое

2.Определите блеск оптическим методом-взяв в руки полезное ископаемое, перемещайте его так, чтобы на него падал свет под разными углами (характер блеска зависит от того, насколько сильно поверхность полезного ископаемого отражает падающий свет, каково соотношение поглощения, пропуская света полезным ископаемым)

3.Результат запишите в таблицу

Название полезного ископаемого

Блеск

(металлический, полуметаллический, стеклянный, жирный, матовый. восковой)

III         Определение твердости

1.Рассмотрите полезное ископаемое

2.Определите твердость, использую дополнительно следующие полезные ископаемые: гипс, кальцит, флюорит, а также можно использовать стеклянную пластинку и ноготь.

3.Твердость определяют методом царапания: минерал, который оставляет на другом царапину, считается твердым, а если он оставляет черту, то он является мягким. Полезные ископаемые с равными значениями твёрдости не царапают друг друга.

4.Результат запишите в таблицу.

Название полезного ископаемого

Твердость в баллах по шкале Мооса

5.Сделайте вывод о физических свойствах каменной соли, каменного угля и талька.

 V Закрепление изученного материала

 Педагог: В экспедиции мы изучили виды полезных ископаемых, их использование и способы добычи, а также определи их физические свойства. Я вам предлагаю пройти тест «Полезные ископаемые Иркутской области» с одним правильным ответом:

Тест «Полезные ископаемые Иркутской области»

1.Кто изучает полезные ископаемые и отыскивает их месторождения?

  • шахтеры
  • геологи
  • буровики

2 Какие полезные ископаемые Иркутской области вовлечены в хозяйственную деятельность?

  • Железная руда
  • Магнезит
  • графит

3.  В шахтах добывают:

  • каменную соль
  • железную руду
  • тальк

4.Какое полезное ископаемое относится к рудным?

  • железная руда
  • мрамор
  • огнеупорные глины

5.Как называются скопления полезных ископаемых?

  • скважины
  • месторождения
  • шахты

6.Какое свойство полезного ископаемого способно противостоять внешнему механическому воздействию?

  • излом
  • твердость
  • текстура

7.Какое наиболее легко определяемое визуальное свойство полезных ископаемых?

  • блеск
  • цвет черты
  • цвет

8.С каким заводом в Иркутской области вырос город Шелехов?

  • Братский алюминиевый завод
  • ЗАО «Кремний»
  • Иркутский алюминиевый завод

Заключительная часть занятия

Иркутская область-мощные ГЭС, уникальные месторождения, лесные богатства, промышленные предприятия, старинные и новые города. Мы с гордостью осознаем великое достояние нашего края и стремимся изучать и познавать природу нашего края. Возможно, мы в будущем выберем интересную и важную профессию-инженера -геолога, еще столько нереализованных проектов по изысканию и проектированию нефти и газа на Чукотке, железной руды в Бодайбинском районе, золото в алданском районе Якутии. Это значит, мы можем говорить о стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Рефлексия

1.Какую цель мы ставили на занятии? Удалось ли их достичь?

2.Что показалось вам наиболее сложным? Какие трудности были в работе?

3.Что вас удивило или обрадовало?

4.Дополните предложение «Теперь я знаю, что………»

Благодарю всех вас за работу, было очень приятно общаться с вами!

Хочу пригласить вас в музей минералов Горно-Технического колледжа г.Черемхово.

Заключение

Методическая разработка «Полезные ископаемые Иркутской области» формирует представление об видах полезных ископаемых, которые вовлечены в хозяйственный оборот Иркутской области. Обучающиеся в процессе выполнения практической работы самостоятельно определили физические свойства полезных ископаемых: каменной соли, талька и каменного угля. Расширили знания о видах полезных ископаемых: железной руды, нефти, кварцита, алюминия. Выполняя задания на онлайн платформе LeaningAppS.ogr и на онлайн платформе Wordwall, обучающиеся смогли запомнить виды полезных ископаемых, а также их использование и способы добычи. Методические мероприятия, организованные в рамках данного занятия, повышают интерес учащихся к профессии геолога, а также приобщают к знаниям по геологии и природы Иркутской области.

Список использованных источников

1 Бояркин В.Б. География Иркутской области.-Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1995.

1.Географическаская энциклопедия иркутской области. Общий очерк/ред. Л.М. Корытный. -Иркутск: Издательство Института географии им В.Б. Сочавы СОРАН,2012.

2. Ипполитова Н.А., Коваленко С.Н., Орел Г.Ф. География Иркутской области. -Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,2013.

4.Логачев Н.А. Геологические экскурсии в окрестностях Иркутска, Иркутск ,1958.

5.Энциклопедия для детей, т.4, «Геология», Аванта+, Москва,1995.

 

Приложение1

Коллекция полезных ископаемых

 

Рис.1 Полезные ископаемые, вовлечены в хозяйственный оборот: уголь, железная руда каменная соль, тальк и др.

Приложение 2

Инструктивная карта по определению цвета полезного ископаемого

1. Рассмотрите полезное ископаемое.

2.Определите визуально цвет полезного ископаемого и опишите более точно, если в полезном ископаемом цвет меняется, то необходимо указать характер смены окраски.

3. Результат запишите в таблицу.

Название полезного ископаемого

Цвет

(черный, коричневый, свинцово-серый. фиолетовый, белый, синий, бледно-зеленый, белый с желтоватым, зеленоватым оттенком)

Прим. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Приложение 3

Инструктивная карта по определению цвета полезного ископаемого

Определение блеска

 1.Рассмотрите полезное ископаемое

2.Определите блеск оптическим методом-взяв в руки полезное ископаемое, перемещайте его так, чтобы на него падал свет под разными углами (характер блеска зависит от того, насколько сильно поверхность полезного ископаемого отражает падающий свет, каково соотношение поглощения, пропуская света полезным ископаемым)

3.Результат запишите в таблицу

Название полезного ископаемого

Блеск

(металлический, полуметаллический, стеклянный, жирный, матовый, восковой)

Прим. Большинство минералов с различной интенсивностью отражают падающей на них свет, то есть обладают блеском. Характер блеска зависит от того, насколько сильно поверхность минерала отражает падающий свет, каково соотношение отражения поглощения и пропускания света минералом, как именно отражаемый свет рассеивается.

Приложение 4

Определение твердости

1.Рассмотрите полезное ископаемое

2.Определите твердость, использую дополнительно следующие полезные ископаемые: гипс, кальцит, флюорит, а также можно использовать стеклянную пластинку и ноготь.

3.Твердость определяют методом царапания: минерал, который оставляет на другом царапину, считается твердым, а если он оставляет черту, то он является мягким. Полезные ископаемые с равными значениями твёрдости не царапают друг друга.

4.Результат запишите в таблицу.

Название полезного ископаемого

Твердость в баллах по шкале Мооса

Прим. Твердость-устойчивость минерала к царапанию. Является одним из главных и надёжных диагностических признаков минералов. По твердости все минералы условно разделяются на 10 групп, в соответствии с предложенной австрийским минералогом Ф.Моосом. Минералы подобраны таким образом, что каждый последующий минерал оставляет царапину на предыдущем. Относительная твердость выражается условно единицами твердости от 1до 10(от самого мягкого до самого твердого), соответствующими номеру эталонного минерала шкалы Мооса.

Шкала твердости Мооса

твердость

Минерал шкалы Мооса

Возможная замена

1

тальк

Грифель мягкого карандаша

2

гипс

ноготь

3

кальцит

Медная монета

4

флюорит

Железный гвоздь

5

апатит

стекло

6

Полевой шпат

Стальное лезвие ножа

7

кварц

напильник

8

топаз

9

корунд

Наждачная бумага

10

алмаз

Стеклорез, алмазная пилочка для ногтей