Мы читаем!

На этой странице размещены книги и методические статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_literatura_v_shkolnoy_programme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

“Что читают нынешние дети?” Задаю этот вопрос учителям, родителям и слышу в ответ безоговорочное: “Да ничего они не читают!” Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не нам, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей сегодня? Однако на самом деле мало кто из моих коллег может ответить на вопрос о том, что читают его ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.

А между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя.

Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой - нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе

На основе системного подхода я попыталась определить специфику уроков внеклассного чтения, исходя из того, что основная задача, стоящая перед системой уроков внеклассного чтения, - это обеспечение органической связи между классным и внеклассным чтением на основе учёта существенных черт обоих видов чтения.

Проблематика, основные разделы такого  могут остаться неизменными, сохранятся и необходимые связи между ними, сохранится и перспектива.

  Возьмём за аксиому, что держать ребёнка только на классике, заставлять его читать только классику — значит погубить наш предмет, отучить детей читать вообще. Ведь современная литература, как и раньше, отражает все то, что, что происходит с нами, в человеческом обществе. Сегодняшнему дню досталось очень многое: социальные катаклизмы, экологические катастрофы (к сожалению и техногенные, которые мы сотворили сами), политические и религиозные движения. Безусловно, об этом пишутся книги. Но все равно, в центре внимания остается человек, его понимание себя, окружающего мира. Одной из самых популярных тем является тема отношений между детьми и родителями. Ребенку для того, чтобы понять все это, легче соотнести себя с героями произведений.

 Что же читают современные школьники? В результате анкетирования учащихся и их родителей выяснилось, что большинство ребят читают только произведения из школьной программы. Некоторые читали Гарри Поттера или те книги, экранизации которых они видели, или же видели рекламу фильма «Вий» Гоголя например. С современной же отечественной литературой для подростков не знакомы. Многие родители, посещая книжные магазины, не могут определиться с выбором, каким книгам отдать предпочтение, что можно и нужно читать их детям.

Как приобщить их к чтению? Как сделать так, чтобы в руки детей попадали действительно достойные книги? 

Я уверена, чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьезно подходить к выбору произведений. Читатели XXI века, не имеющие сформированного вкуса, буквально теряются в потоке массовой литературы, отсюда – беспорядочность, бессистемность чтения.

Как сделать так, чтобы ребятам захотелось читать книги не только из школьной программы? Я подумала, что , во-первых, нужно владеть информацией о том, какие книги высоко оценены специалистами в области литературы и удостоены литературных премий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Во-вторых, из большого списка книг выбрать лишь те, которые будут соответствовать возрасту детей. Думаю, в любом классе найдутся дети, которым захочется познакомиться с книжными новинками талантливых писателей. С этими ребятами мы пробовали создавать интерактивную выставку, тур по книжным полкам, буктрейллер понравившихся книг и выступить со своими работами перед одноклассниками. Буктрейллер - реклама книги. (Прилагается презентация «Школа рекламы книги») Таким образом, можно заинтересовать и других ребят книгами, привлечь их к чтению. В результате знакомства с новыми произведениями у подростков возникнет желание обсудить их.

Говоря о лауреатах литературных премий, мне хотелось бы обратить ваше внимание на российскую национальную премию в области детской литературы. «Заветная мечта». Путь к изучению современной литературы мы начали именно с этих книг. Объясню, почему. Их девиз- издавать новые книги и делать их доступными. Было объявлено, что полными комплектами будут снабжены все детские библиотеки. Какого же было мое удивление, когда я обнаружила полный комплект этих книг в нашей школьной библиотеке. Говорить обо всех авторах и их произведениях я сейчас не буду. Остановлюсь только на произведениях Дины Сабитовой, потому что читательскую конференцию по современной литературе мы посвятили теме обретения семьи, и на урок  внеклассного чтения взяли произведения этого автора: «Где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке» Эти произведения поднимают болезненные и острые вопросы детского сиротства. Книги тронули, озадачили моих учеников: столько рядом с ними боли и одиночества, о которых ребята и не задумывались! Современные авторы продолжают лучшие традиции классической детской литературы помогают подросткам открывать жизнь, учат мудрости, милосердию, состраданию. Образы сирот в детской прозе – образы борцов за обретение семьи, дома, друзей, а не пассивных жертв обстоятельств. Важно, что юный читатель с помощью мудрых писателей видит образцы для подражания.

Чтобы не быть голословной, хочу представить вашему вниманию один из буктрейллеров.(Демонстрация ролика).

Почему именно этот вид работы? Современные дети во многом визуалы. Они приучены телевидением к видеоанонсам и рекламам, что собственно и представляет собой буктрейллер, привычную детям форму подачи информации. Чему учит буктрейллер? Учит концентрировать мысль, выделить  главное в произведении и побудить к чтению, сохраняя интригу. Возможно, кто-то и возразит, сказав, что все это напоминает старую добрую рецензию или аннотацию. Но тем не менее, эту работу дети выполняют с удовольствием.

  Современные писатели не обходят стороной особую роль компьютеров, интернета в жизни современных подростков и помогают детям посмотреть со стороны на свою зависимость от виртуального пространства. Мы планируем  изучить тему вовлечённости школьников в мир гаджетов и компьютерных игр, прочитав повести Тамары Крюковой «Ловушка для героя», «Гений поневоле», «Призрак сети», Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Писатели ярко, захватывающе показывают юному читателю последствия, которые ожидают человека, поглощённого компьютерным миром, предостерегают подростка от опасностей, которые таятся за чрезмерным увлечением виртуальным общением, объясняют значение реального общения с радостями встреч, с преодолением трудностей, подлинной дружбой.

Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе представляет итог большой самостоятельной работы учащихся, но самостоятельность не формируется сама по себе. “Научите управлять рулем и ветрилами, а потом пускайте в открытое море”, - так учит опыт. Именно поэтому я не ограничиваюсь только объявлением темы очередного урока внеклассного чтения или беседы по современной литературе и рекомендацией литературы к нему. Знаю, что хорошо подготовленный и интересно проведенный урок внеклассного чтения – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношении учителя и учеников: душевной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе.

Безусловно, книги читают не все мои ученики, но те, которые заинтересовались чтением, вселяют надежду: с любыми испытаниями, будь то экзамен  или необходимость решения жизненных задач, они справятся.

Я стараюсь, чтобы ребята хорошо запомнили слова Ш.Монтескье: “Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы”.