проектные работы

Вазанкова Светлана Витальевна

На данной странице мною будут размещены проекты,  над которыми работали студенты 1 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudnitsyna_orfoepiya.docx48.91 КБ
Файл sudnitsyna_med.kollnedzh.pptx405.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация «Амурский медицинский колледж»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело


Проектная работа

на тему: «Как соблюдаются нормы орфоэпии в современном обществе»

Исполнитель:

Студент группы 104

Судницына Диана Сергеевна

Руководитель:

Преподаватель русского языка
Вазанкова Светлана Витальевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.        1

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРФОЭПИИ        0

1.1 Характерные особенности русской речи XVI- XIX веков        0

ГЛАВА 2. НОРМЫ УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ        0

2.1 Орфоэпия. Нормы произношения слов        0

2.2 Так что же такое ударение?        1

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ УДАРЕНИЯ В РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАШЕГО КОЛЛЕДЖА        1

3.1 Процедура исследования        1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        4

Используемые источники        5

ВВЕДЕНИЕ.

Великий и могучий русский язык, один из красивейших и богатейших языков мира. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке великих писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского…. И наша главная задача сохранить это богатство и красоту родного языка.

Основная цель: исследование состояния норм орфоэпии в современном мире.

Основные задачи:

  1. Ознакомление с теоретической литературой на проблеме исследования;
  2. Анализ орфоэпических норм, регламентирующих употребление слов в современном русском литературном языке;
  3. Выявление фактов вариативной нормы;
  4. Иллюстрация на конкретном лексическом материале орфоэпических норм русского языка;
  5. Выявление тенденции развития орфоэпических норм русского языка.

Предметом исследования являются орфоэпические ошибки.

Объект: устная речь.

Методы исследования:

  1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
  2. Описательно – аналитический метод;
  3. Сравнительно – сопоставительный метод;

Практическая значимость: разработать методические рекомендации по нормам орфоэпии, которые помогут обучающимся следить за грамотностью своей речи.

Актуальность исследования обусловлена наличием орфоэпических неточностей в речи

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРФОЭПИИ

1.1 Характерные особенности русской речи XVI- XIX веков

Произносительные нормы русского языка сформировались во второй половине XIX века на основе московского говора. Процесс формирования нормы занял несколько столетий.

Для московского наречия до XVI века было характерно оканье. Акающее произношение пришло в Московию с южных окраин и окончательно обосновалось в русском языке к XVIII веку.

Вспомним слова М.В. Ломоносова, окающего северянина, который признавал эстетическое превосходство московского говора:

«Великая Москва в языке толь нежна,

Что "а" произносить за "о" велит она».

Аканье как черта образцового языка узаконивается и в «Российской грамматике» Российской академии наук (1809 г.), и в «Практической русской грамматике» Н.И. Греча (1827 г.).

В России XIX - начала XX века орфоэпические нормы усваивались в семейном общении, поэтому речь выходцев из дворянских или купеческих семей была литературной «от природы». Л.В. Щерба так характеризует ситуацию: «Москвичи, подобно мольеровскому мещанину во дворянстве, и не думали, что говорят на образцовом русском языке: этот язык вместе с произношением усваивался каждым новым поколением от предшествующего совершенно бессознательно». Обратите внимание на то, что Д.Н. Ушаков в 1928 г. в статье «Русская орфоэпия и ее задачи. О правильном произношении» указывает: «Что произнесено не по-московски, то “неправильно”». Практически за десятилетие произносительная ситуация меняется кардинально. Уже в 1940 г. тот же ученый отмечает, что московский говор уже не является единственным образцовым вариантом. Что же происходит за эти годы? Многие носители старой литературной нормы, говорившие, например, [шы]мпанское, [жы]ра или до[ж’]ик или тон[къ|], умерли от старости, погибли в годы гражданской войны, уехали за границу, а выходцы из диалектной или просторечной среды принесли новое в произношение.

Так, в литературном произношении XIX века преобладало экающее произношение. Известная актриса Малого театра Г.Н. Федотова приходила в бешенство от икающего произношения, которое стало в 30-40-е годы заменять собой прежнюю норму. «”Прикрасные цветы” -негодовала она - Откуда в них прикрасы - не знаю. - Цветы прекрасны!.. А когда я слышу «кристьяне», то не могу понять - то ли они крестьяне, то ли христиане».

ГЛАВА 2. НОРМЫ УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

2.1 Орфоэпия. Нормы произношения слов

Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти вопросы.

Норма - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо); образец поведения или действия. Следовательно, «нормы ударения» - это правила произношения. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

В русском языке существует большое количество вариантов произношения слов, так как ударение свободное, и может стоять на любом из слогов. Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:

- произведения писателей - классиков;

- работы ученых - лингвистов;

- средства массовой информации;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических словарей.

Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия. Все нормы и правила - это результат, к которому приходит человек во время изучения им языка.

2.2 Так что же такое ударение?

Ударение – выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи. Каждый день, произнося сотни тысяч слов, мы не задумываемся об ударении, о нем мы вспоминаем, если слышим слово с непривычным для нас произношением, а ведь такая речь очень сложно воспринимается. От неправильной постановки ударения может измениться смысл слова (Атлас и атлАс). Благодаря ударению, можно определить форму слова, например: посЫпать – посыпАть. Чтобы правильно поставить ударение в слове необходимо знать его особенности.

Особенности ударения в русском языке

Особенность

Характеристика

Примеры

1. Разноместность

Ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

тОрты

ворОта

каталОг

досУг

2. Подвижность

Ударение перемещается с одного слога на другой

стЕну- стенАм

3. Вариантность

В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах.

твОрог -творОг

одноврЕменно -

одновремЕнно

4.Профессионализмы

Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли

кОмпас (общ.) – компАс (морской термин)

новорождЁнный (общ.) – новорОжденный (мед.)

5. Омографы

Слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

ЗАмок – замОк, Орган – оргАн

Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому в непонятной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ УДАРЕНИЯ В РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАШЕГО КОЛЛЕДЖА

3.1 Процедура исследования

Мною было проведено анкетирование. В нем участвовало 70 человек  в возрасте 16-20 лет. Им были предложены следующие задания:

  • Поставить ударения в предложенных словах
  • Ответить на следующие вопросы:
  1. Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи?
  2. Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове?
  3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?
  4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи?
  5. Где вы чаще всего соблюдаете правила постановки ударения?
  6. Кто для вас является образцом речевого поведения?

 В результате анкетирования мы получили следующие данные:

Слова

Выполнено верно

Выполнено неверно

каталОг

52

18

свЁкла

62

8

тОрты

57

13

кУхонный

64

6

красИвее

53

17

началАсь

55

15

дозвонИться

60

10

зАнятый

66

4

сОгнутый

65

5

понЯв

67

3

надОлго

67

3

вОвремя

68

2

Итог таков, общее количество верно поставленных ударений составило 87,6 %. Больше всего затруднений вызвало слово «каталОг», а меньше, слово «вовремя».

Исходя из ответов на заданные вопросы, я выяснила, что большинство людей замечают ошибки в речи окружающих, но сами не всегда соблюдают правила постановки ударений. Также, для большинства опрошенных, учителя и родители являются образцом речевого поведения.

Так как я являюсь студентом медицинского колледжа, в своем исследовании я решила использовать не только общеупотребительные слова, но и медицинские термины. Мною были опрошены студенты 1 и 3 курса, в общей сложности 70 человек.


Слова

Выполнено верно

(1 курс)

Выполнено неверно

(1 курс)

Выполнено верно

(3 курс)

Выполнено неверно

(3 курс)

вЕтряная (оспа)

7

27

8

28

коклЮш

11

23

20

16

на снОсях

8

26

15

11

рожЕница

4

30

18

18

новорождЕнный

12

22

21

15

жёлчь

2

32

24

12

кровоточИть

7

27

12

24

(широк) в костИ

24

10

27

9

Ягодицы

15

19

26

10

диспансЕр

19

15

19

17

закУпорить

11

23

29

7

психопАтия

22

12

7

29

запломбирОванный

4

30

5

31

флюорогрАфия

16

18

9

27

каронарогрАфия

15

19

6

30

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что орфоэпия является одним из сложнейших разделов языкознания и нам есть еще над чем работать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное мной исследование позволило сделать следующие выводы:

  • отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;
  • мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;

Умение правильно произнести устное сообщение — это необходимый навык современного специалиста в любой области. Мы выбрали профессию «человек + человек» и в будущей нашей работе мы обязаны соблюдать эти нормы. Причём важно не только то, что мы говорим, но и как мы говорим.

Человек, свободно владеющий русским языком, обязан знать языковые нормы, в том числе и орфоэпические, обязан говорить правильно. Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.
Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка. Часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее.

Причём, как было выявлено в ходе проекта, обучающиеся редко обращаются к словарям вне уроков.

Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое –как:

неточно, приблизительно, неверно (А.Н. Толстой)

Используемые источники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «КАК СОБЛЮДАЮТСЯ НОРМЫ ОРФОЭПИИ в современном обществе» Выполнила: Судницына Диана Сергеевна, Студентка 104 группы Руководитель: Вазанкова Светлана Витальевна, Учитель русского языка ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» Благовещенск, 2019

Слайд 2

Цель работы : Исследование состояния норм орфоэпии в современном мире

Слайд 3

Основные задачи: Ознакомление с теоретической литературой по проблеме исследования; Анализ орфоэпических норм, регламентирующих употребление слов в современном русском литературном языке; Выявление фактов вариативной нормы; Иллюстрация на конкретном лексическом материале орфоэпических норм русского языка; Выявление тенденции развития орфоэпических норм русского языка.

Слайд 4

Предмет исследования: орфоэпические ошибки

Слайд 5

Объект исследования: Устная речь

Слайд 6

Методы исследования: Изучение научной литературы по проблеме исследования Описательно – аналитический метод Сравнительно – сопоставительный метод

Слайд 7

Практическая значимость Разработать методические рекомендации по нормам орфоэпии, которые помогут обучающимся следить за грамотностью своей речи.

Слайд 8

Актуальность: обусловлена наличием грамматических и стилистических помет в словарных статьях.

Слайд 9

Норма - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо); образец поведения или действия. «нормы ударения» - это правила произношения. Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

Слайд 10

Ударение – выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи.

Слайд 11

Особенности ударения в русском языке Разноместность Ударение может падать на любую часть слова Подвижность Ударение перемещается с одного слога на другой Вариантность В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах. Профессионализмы Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли Омографы Слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Слайд 12

Результаты анкетирования Слова Выполнено верно Выполнено неверно каталОг 19 13 свЕкла 30 2 тОрты 22 10 кУхонный 26 6 красИвее 24 8 началАсь 24 8 дозвонИться 27 5 зАнятый 28 4 сОгнутый 28 4 понЯв 30 2 надОлго 29 3 вОвремя 31 1

Слайд 13

Слова Выполнено неверно (1 курс) Выполнено неверно (1 курс) Выполнено верно (3 курс) Выполнено неверно (3 курс) вЕтряная (оспа) 7 27 8 28 коклЮш 11 23 20 16 на снОсях 8 26 15 11 рожЕница 4 30 18 18 новороджЕнный 12 22 21 15 жёлчь 2 32 24 12 кровоточИть 7 27 12 24 (широк) в костИ 24 10 27 9 Ягодицы 15 19 26 10 диспансЕр 19 15 19 17 закУпорить 11 23 29 7 психопАтия 22 12 7 29 запломбирОванный 4 30 5 31 флюорогрАфия 16 18 9 27 каронарогрАфия 15 19 6 30

Слайд 14

1.Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи? 2.Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове? 3.Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих? 4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи? 5. Где вы чаще всего соблюдаете правила постановки ударения? 6. Кто для вас является образцом речевого поведения? Вопросы анкеты

Слайд 15

Заключение Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы: отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи; мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи.

Слайд 16

«Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое –как: неточно, приблизительно, неверно» ( А.Н. Толстой)

Слайд 17

Используемая литература https :// sibac.info/studconf/hum/viii/31535 https :// good-new.livejournal.com/283700.html https://www.calc.ru/Orfoepicheskiye-Normy-Russkogo-Yazyka.html https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ORFOEPIYA.html https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/4220-temy_razdela_1__orfoepicheskie_normy_.html