Методическая копилка
Проект «По тропинке к Здоровейке»
тропа здоровья для детей с ОВЗ по зрению на территории средней специализированной группы МКДОУ № 13 «Теремок»
Тип проекта: интеграционная комплексная модель, реализующая и осуществляющая в рамках ФГОС и ООП группы.
Цель проекта: формирование у детей с ОВЗ по зрению навыков здорового образа жизни в летний период через моделирование здоровье сберегающей среды в ДОУ
Задачи проектной деятельности:
для педагогов:
- знакомиться с использованием инновационных технологий профилактики и оздоровления детей с ОВЗ по зрению и разнообразными формами и методами физического развития детей;
- повышать культуру здоровья детей средней специализированной группы, вооружать их знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни;
- мотивировать к участию родителей в физкультурно-спортивных мероприятиях на уровне детского сада и города;
- благоустраивать территорию с точки зрения создания условий для организации игровой, познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей.
для воспитанников:
- стимулировать воспитанников активно включаться в процесс физического развития;
- способствовать накоплению у воспитанников знаний о факторах, влияющих на здоровье человека;
- воспитывать личностные качества: доброжелательность, терпение, заботу, внимание к ближнему;
- развивать умственную саморегуляцию, самосознание в действиях, моторику;
- профилактика плоскостопия, коррекция зрения, улучшение координации движения, функций сердечнососудистой и дыхательной систем, эмоционально - психического состояния детей, повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям и приобщение детей к здоровому образу жизни.
для родителей:
- привлекать родителей к благоустройству участка и участию совместно с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ, к изготовлению атрибутов и декораций для проведения мероприятий;
- повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения и физического развития детей с ОВЗ по зрению;
- знакомить с физкультурно-оздоровительной работой группы и осваивать упражнения (для снятия усталости глаз и развития глазодвигательных мыщц), для формирования практических умений в области физического воспитания своего ребёнка;
Участники проекта: педагоги, родители, дети, социум.
Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь - август 2014 г.)
Расположение: участок группы.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов: озеленение территории растениями, оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры, создание нескольких зон по станциям: «Уголок леса», «Во саду ли, в огороде», «Аптека доктора Здоровейки», «Музыкальная долина», «Город Любознаек», «Мастерская Самоделкина», «Стадион Здоровячков», «Долина Почемучек», «Цветочное царство».
Методы проекта:
- комплексы утренней зарядки;
- физические и коррекционные упражнения;
- спортивные соревнования и развлечения;
- оздоровительные и закаливающие мероприятия;
- познавательно-образовательные мероприятия.
Предполагаемый результат:
- снижение уровня заболеваемости воспитанников;
- снятие эмоционального напряжения;
- осознания родителями своей роли и возможностей в формировании здоровья ребёнка и всей семьи;
- повышение компетенции родителей в области здоровьесбережения;
- рост мастерства педагогов во взаимодействии с семьей, руководству проектной деятельностью.
Актуальность проекта:
Творческий проект ориентирован на решение одной общей проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей. Сегодня нет необходимости убеждать кого- либо в актуальности проблемы здоровья.
Согласно данным Минобрнауки России по изучению здоровья существенно ухудшились показатели здоровья дошкольников.
Они свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие:
- на 8,1% снизилось число здоровых детей;
- на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии;
- почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями;
- при достижении 6 летнего возраста 60—70% детей имеют низкое зрение, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития, получившая отражение в нормативно-правовых документах:
- Конвенция по правам ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании» ;
- Приказ № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
Лето, прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребёнок должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы лето провести с пользой для здоровья, был создан проект тропы здоровья для детей с ОВЗ по зрению на участке средней специальной группы, под девизом: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся и физически - развивайся». Создание проекта позволило проводить с детьми ОВЗ по зрению оздоровительную работу через игровую деятельность.
Создание адаптивной среды
«Тропа здоровья» имеет разное покрытие: большая часть поверхности представляет собой: травяной покров, песчаную поверхность, ямки с галькой, камнем, сосновыми шишками, деревянными пеньками.
На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами ребята находятся под наблюдением воспитателя.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми ОВЗ была разработана система профилактической работы и приёмы закаливания.
Комплекс оздоровительных и закаливающих процедур имеет следующие составные:
- ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
- хождение босиком по траве;
- принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
- принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде и песке;
- выполнение упражнений на осанку;
- выполнение психогимнастики, гимнастики для глаз;
- выполнение закаливающего, точечного массажа.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
На «Тропе здоровья» используется различное оборудование:
- спортивное (бревно для равновесия, скамейка) - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей;
- игровое (пеньки, брёвна, ямки с камнями и песком, следы) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (Аист- доктор Здоровейка, Заяц, Мальвина, Буратино, Кузнечик Кузя, Паутина с паучком). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
Учитывая, что в летний период дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:
- упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку, перекаты с пятки на носок, ходьба на внутреннем своде стопы, «Утиная ходьба»(ходьба в полуприсяде), «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра),«Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
- упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, бревну, ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки), захват предметов стопами ног.
На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
- сделать несколько дыхательных упражнений;
- походить босиком по песку, траве;
- покатать шишки ступнями ног;
- полюбоваться красотой цветущих растений;
- просмотреть памятки и листовки.
Убеждаем детей в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учим детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываем у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.
Проект предполагает создание на территории нескольких функциональных зон:
1. «Уголок леса» - зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта и функций сердечнососудистой и дыхательной систем, повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
2. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами и ягодником для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Наблюдая за трудом воспитателей в огороде, дети будут приобретать практические навыки ухода за растениями. Совместная работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.
3.«Стадион Здоровячков» - спортивная площадка для физического развития, улучшения координации движения, профилактики плоскостопия, оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни включающий:
- коррекционную дорожку «По дорожке мы пойдём: ножками потопаем, ручками похлопаем» - ( камешки, песок, следы, шишки, пенёчки)
- «Водный аттракцион »- (бассейн, водные пистолеты, тазы с водой и игрушками);
- «Сундучок доктора Здоровейки» - дидактический материал для проведения гимнастики для глаз.
-«Офтальмотренажёры»- ( пирамидки, коврики, сигнальные метки )
- кольцеброс Буратино;
4. «Мастерская Самоделкина» - зона для развития продуктивной деятельности, для снятия физической нагрузки, улучшения эмоционально - психического состояния детей, моторной напряжённости мышц рук (развитию тактильной чувствительности; мелкой моторики рук; координации движений; зрительно-моторной координации; умения концентрировать внимание.)
5. «Аптека доктора Здоровейки» - зона помогает улучшению эмоционально – психического состояния детей, а растения: хоста, традесканция, бархатцы, ирисы, тюльпаны, мята, пеларгония, календула, ромашка, василёдк - развивают обоняние детей.
6. «Музыкальная долина» - помогает проведению пальчиковой гимнастике, которая даёт возможность развитию гибкости и подвижности пальцев, развитию фонематического и музыкального слуха, зона на которой применяется сказкотерапия позволяющая снятию страхов, перенапряжения и перевозбуждения детей,
7. «Город Любознаек» - зона игр с заданиями для развития моторики и интеллектуальных способностей детей, даёт возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности для получения удовольствия и создания хорошего настроения
8. «Долина Почемучек» - зона познания жизни животных и растений.
9. «Цветочное царство» - это ограниченная территория, на которой выращиваются различные декоративные растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида закреплённой территории.
Формы отчётности:
- проведение совместных проектных мероприятий;
- участие в Дне ДРК к отчётному педсовету по итогам летнего отдыха и оздоровления воспитанников в ДОУ;
- создание методической копилки по итогам летнего отдыха и оздоровления детей с ОВЗ по зрению, с включением результатов.
Фотогалерея
Приложение
I.Гимнастика для глаз для детей средней специализированной группы
Гимнастика проводится на всех видах занятий, прогулках, между занятиями
1.«День – ночь»
Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд, затем убрать руки. Повтор упражнения 4-5 раз.
2.«Солнышко»
Под закрытыми веками рисовать глазами круги – влево, вверх, вправо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
3.«Моргашки»
Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
4. «Мои ручки»
А) И.П. – вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем – рука перемещается вправо в сторону, затем влево. Сменить руку, всё повторить по 5 раз каждой рукой медленно.
Б) И.п. см. упражнение 4.Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз.
5. «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вправо-влево, вверх вниз)
Солнышко тучки – летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки
Лёгких - две штучки (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло (поморгать).
6. «Сосенка»
Дети берут в руки маленькую сосенку на палочке, чётко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова находится в одном положении, двигаются только глаза. Хором:
Ашу - ашу – ашу-
Посмотрим на сосну нашу. (Передвигают сосенку вправо-влево, прослеживая движение взглядом)
Ишки – ишки – ишки,
Вот на ней шишки (поднимают сосенку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом)
Ша – ша – ша
Сосна хороша. (Рисуют сосенку в воздухе)
7.«Белка»
Белка дятла поджидала, ( резко перемещают взгляд вправо – влево)
Гостя вкусно угощала:
Ну – ка, дятел, посмотри – (перемещает взгляд вверх – вниз)
Вот орехи, раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (помигивают)
И пошёл играть в горелки. (Закрывают глаза и поглаживают веки указательными пальцами).
II.Упражнение для снятия усталости глаз
Выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку на уровне глаз и пристально смотрят на него в течение 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой 2 раза.
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления.
В основу данного комплекса положены многолетние исследования. Автор методик – доктор медицинских наук В.П.Базарный.
1. Развитие глазодвигательных мышц (для проведения нужен рисунок размером 50*60 см, который может находиться на стене над доской, на любой другой стене, на потолке. Схема выполнения упражнений видна по рисункам. Каждое упражнение выполняется по 6 – 8 раз.
2. Сигнальные метки. В различных участках групповой комнаты, на полках фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание сигнальные метки, Это могут быть игрушки, красочные картинки. Упражнение стоит выполнять стоя. Педагог периодически даёт соответствующие команды и под счёт» один, два, три, четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движение головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения 1 -2 минуты.
3. Офтальмотренажёры
А). «Шарикики»–задание: найди два одинаковых шарика; сосчитай сколько во всех шариков: красных, зелёных, маленьких, больших, с ленточкой и т.д., сколько всего шаров.
Б). «Волшебные бусы» – задание: найди две одинаковые бусенки; найди такую бусенку, где есть точки,собери бусы на нитку и т.д.
В). « Ковёр самолёт» – задание: составь узор по своему замыслу. Каждый ребёнок закрепляет только одну деталь на коврике. После составления узора варианты заданий различны: сосчитай, сколько всего фигур, сколько кругов, сколько квадратов и т. д.
Отчёт
о проделанной работе в летний оздоровительный период 2014 г.
старшей специализированной группы
Лето справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления детей. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, насладиться свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. В группе из 11 детей с ОВЗ по зрению имеют: 3 человека - «4» зрительную нагрузку, 8 человек – «7».
Приоритетной задачей летнего оздоровительного отдыха детей нашей группы являлось - сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их полноценного физического развития, поддержка эмоционально положительного состояния ребёнка, преодоление недостатков развития детей с нарушением зрения, возникших на фоне зрительной патологии при овладении движениями ( скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства). В целях оздоровления была разработана система профилактической работы и приёмы закаливания.
Коррекция здоровья детей и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствовали повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно – двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно – двигательную ориентировку. Комплекс оздоровительных и закаливающих процедур имел следующие составные: ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой, хождение босиком по траве, принятие солнечных и воздушных ванн, выполнение психогимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на осанку по формированию точности и координации движений, принятие душа перед сном, обливание ног и рук до локтя во время прогулки, увеличение времени сна, витаминизация и калорийность питания, физкультурные мероприятия, а так же соблюдался питьевой режим.
Большее количество времени было отведено игровой деятельности на воздухе: подвижные, сюжетные, дидактические игры различной тематики, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказкам, загадкам, разучиванию стихов и речевых игр.
Проект пескотерапии «Раз, песчинка, два – песчинка», целью которого было изучение свойства песка, а так же развитие зрительного восприятия окружающего мира, мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки дифференцированно для каждого ребёнка с определённой нагрузкой, дал свои результаты. Дети с удовольствием изготавливали картины, плоскостные игрушки, которые покрывали песком, красили и придумывали свои сказки по изготовленным героям. Игры с песком, сооружение построек из песка, изготовление скульптур при помощи песка и клея ПВА – стало одним из самых увлекательных занятий. Дети с нетерпением ждали, когда высохнут изготовленные поделки, для того чтобы раскрасить их и показать их своим любимым мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Результатом проекта явилось пополнение знаний о свойствах песка и оформление к игровой программе «В гостях у песочной королевы Синеглазки».
На протяжении всего лета проводились: игровые программы «Аптека доктора Здоровейки», где дети не только получали фитотерапию, но и узнали много нового о лекарственных растениях и их пользе.
«В царстве цветов» - ребята закрепили знания о культурных и лекарственных растениях, научились правильно ухаживать за ними.
В игровой программе «Путешествие с тётушкой Сорокой» ребята показали свои артистические данные, где чётко подрожали звукам животных, использовали интонацию, темп речи, а игровая программа «Я и моя семья» - помогла протестировать семьи и определить, какому ребёнку уделяется мало родительского внимания. Проведены были развлечения «День мыльных пузырей», «В гостях у светофора» для формирования компенсаторных способов ориентировки на улице, « День любимой игрушки».
Для развития зрения и осуществления взаимосвязи по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводились индивидуально и по подгруппам визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, цветоразличения, движения глаз при помощи офтальмотренажёров. Для формирования навыков использования в процессе осязания предметно – практической деятельности были проведены игры и индивидуальные занятия «В гостях у Самоделкина», где дети работали с фольгой и бумагой: оригами, составляли мозаику из различных видов бумаг, изготавливали аппликации из различных материалов, работали с пластилином, глиной и песком.
Для родителей были подготовлены консультации: «Лето - пора закаляться», «Как изготовить офтальмотренажёры для ребёнка своими руками, «Гимнастика для глаз», «Куда пойти с ребёнком в выходной день летом». Был оформлен уголок в павильоне «Вот оно, какое наше лето», где был помещён материал о закаливании детей, загадки, пословицы, стихи о лете.
Все запланированные мероприятия по летней оздоровительной работе реализованы.
Результатом проделанной работы стало снижение заболеваемости, улучшение зрения и участие во всероссийских и международных конкурсах, где дети получили дипломы и сертификаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analit._otchyot_srednyaya_spetsializirovannaya_gruppa.pdf | 1.8 МБ |