Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2025
Материал отражает личное мнение учителя по теме: "Чему меня учат мои ученики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Чему меня учат мои ученики»
Жила- была девочка, активная такая девочка. Еще в детском саду учила своих кукол, подражая воспитателю. Пошла в школу, и сама того не зная, стала учителем для своих учителей. Шло время, тогда в далеком 1997 году молодая учительница и не думала, что история повторится, и самыми строгими и добрыми учителями станут ее ученики.
Чему ученики научили учителя?
Вот она, стройная и хрупкая, впервые переступает порог школьного кабинета. 33 пары настороженных глаз смотрят только на нее. Начинает вести урок. Еще нет такого внимания, чтобы охватить весь класс. Она - неуверенная, чуть застенчивая. Вдруг замечает, что мальчик на первой парте пристально смотрит на нее. Оценивает?
Быстро осмотрев себя в отражении окна, думает, что у нее что-то не так с прической, а может, испачкалась мелом или …
Ждет конца урока, а он со звонком на перемену летит к ней. И тихо - тихо практически шепотом говорит: « Извините, у вас на рукаве блузки дырочка». Она краснеет и смущается. И еле – еле дожидается конца дня, бежит домой. И битый час вертит свою блузку, пока не находит, что , действительно, одна петелька кружева отошла от общего рисунка. Это научит ее быть внимательной к деталям.
Время летит быстро. Она становится уверенной в себе, приобретает море житейского опыта, но никто не застрахован от очередного урока.
Ей доверили класс. Сложный, но он первый, поэтому самый любимый! Переживает за каждого. Отвечает на разные вопросы. Учится любить жизнь, так как любят ее пятиклассники.
В шестом классе она уже ориентируется в новых музыкальных направлениях. Ее проверяют на прочность. И она снова учиться понимать своих учеников.
В седьмом появляются первые влюбленности. Но она становится мудрее, не ругает лишний раз, понимая причину такого поведения.
В восьмом – идет в поход со своим классом. Учится быть решительной. И, к своему удивлению, понимает, что вчерашние мальчики и девочки уже взрослые люди.
В девятом учится слушать и слышать. Вновь переживает, как сдадут выпускные экзамены. Хранит тайны, которые доверены только ей. Таким доверием дорожит.
И постоянно учится, учится, учится у тех, кого учит сама.
Однажды в школе проводили опрос. Один из вопросов звучал так:
- Что для вас важнее: человеческие качества учителя или профессионализм? Как вы понимаете, большинство ответило, что важнее человеческие качества учителя , такие, как : доброта, порядочность, последовательность в действиях и поступках.
И со временем она понимает, что учитель воспитывает своим личным примером. «Не навреди» – основной девиз в ее работе.
Солнышко в глазах, доброта в сердце, чистота помыслов в душе, знание предмета, требовательность, но не деспотизм - вот ориентиры ее профессионализма.
Сложно сказать, сколько за все время работы проведено уроков. Порой учительница ловила себя на мысли, что вот тот вихрастый паренек научил ее делать скриншот с экрана телефона, а та задорная девчонка подсказала, где найти опорные конспекты для подготовки к экзамену.
Ее жизнь в постоянном движении и развитии благодаря ученикам. Вот за плечами и опыт работы, но она точно знает, что « не существует безвыходных ситуаций, лишних людей, случайных встреч и потерянного времени». Порой учится на своих ошибках…
Плохо прошел урок. Подумает: «Почему?» Знает, ученики подскажут ей, что не так. Не обижается, не обвиняет, а разбирает неудачный опыт. Это формирует в ней настоящего учителя, который может ошибаться, но признает свои ошибки.
Такие ситуации закаляют ее характер, учат быть креативной, гибкой в оценке, настойчивой в достижении цели, сдержанной в словах и поступках.
Постоянный поиск новых приемов и методов обучения дают результат. Ее любимая цитата Генриха Форда: « Каждый, кто перестаёт учиться, стареет, — не важно, в 20 или 80 лет, — а любой другой, кто продолжает учиться, остаётся молодым».
Вот и новый сентябрь. Тихо закружит листопад. Садясь за программы или изучение обновленных стандартов, готовя новый проект или конспект урока, она понимает, что ее уже не пугают новые вызовы. Она счастливый человек, потому что у нее есть любимая работа. Погружаясь в водоворот школьного океана, уверена, что этот год будет не похож на предыдущий. В этом есть какое – то необъяснимое словами притяжение, сравнимое с магнетизмом.
Наступит и День учителя, где она, когда-то неопытная учительница, в полной мере ощутит себя центром Вселенной, а ее ученики смогут удивить снова и снова.
Вновь будут подготовки к праздникам, олимпиадам, конкурсам и фестивалям. Иногда она ловит себя на мысли, что приобрела в свою копилку новые навыки и знания, а главный ее двигатель – это ученики!
Листая сайты, как страницы книги, она читает слова Джеки Цана : «Каждый человек, появляющийся в нашей жизни – учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то – мудрее, кто-то учит прощать, кто-то – быть счастливым и радоваться каждому дню. Кто-то вовсе нас не учит – просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Цени каждого человека, даже если он появился на мгновение. Ведь если он появился, то это уже неспроста».
Это изречение переносит ее в одно пасмурное декабрьское утро, когда однажды совсем скромная школьница пригласила ее на праздник. Событие вроде бы непримечательное, но она только пришла работать в новый для себя коллектив. Не знала ни учителей, ни учеников, а тем более, где проводится праздник. Та девушка поддержала ее, помогла освоиться. Сколько искренности и тепла нес в себе этот ребенок. Именно тогда учительница поняла, что будет сильной. Нужно быть сильной, чтобы стать опорой для многих детей.
Действительно, каждый ребенок, которого она учила, поспособствовал ее становлению. Хотя, конечно, она не помнит всех. Один научил быть терпимее, другой подсказал новое решение проблемы, третий способствовал тому, что она стала уверенной в себе.
Сейчас ,оглядываясь назад, она понимает, что все было не зря!
Несколько раз пробегая тему глазами, она вспоминает изречение Симона Соловейчика: «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске»