Урок по математике во 2 классе на тему: "Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа"
Урок – путешествие по математике во 2 б классе по программе «Школа России»
Тема: Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа.
Цель: Повторить и закрепить умение складывать и вычитать двузначные числа с переходом и без перехода через разряд.
Задачи:
1. Повторить и обобщить пройденный материал по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел», закрепить навыки решения текстовых задач, уравнений.
2. Повышать познавательную активность учащихся, развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в паре и группах; доброжелательность, взаимопомощь, организованность, умение дружить.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умения оценивать результат своей деятельности; аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД: осознанно строить высказывание в устной форме; выстраивать цепочку логического рассуждения, совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; умению работать в паре, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы: осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Тип урока: обобщение знаний и умений.
Методы обучения: проблемно-диалогическое и предметно-действенное.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- самостоятельная;
- парная.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»; монеты, сундучки из бумаги, плакат «Сундук с драгоценностями»; индивидуальные карточки, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Орг. Момент
|
- Ребята, вам нравится, когда к вам приходят гости? (да) 1. - К нам на урок тоже пришли гости. Посмотрите на них и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу и мне. |
ΙΙ. Мотивация к учебной деятельности
| Беседа: - Ребята, 2016 год – особенный год. - Почему? Как вы думаете? (объявлен годом кино) - Какие фильмы для вас самые любимые? (Алиса в стране чудес, сказка о потерянном времени, Летучий корабль, Белый плен, Морозко, Старик Хоттабыч, Золушка, Остров сокровищ, Пираты карибского моря и др.) - Посмотрите на слайд и скажите какая тема урока? (Сложение и вычитание двузначных чисел) ТЕМА НА ДОСКЕ ЗАКРЫТА ТЕМУ ОТКРЫВАЕТ УЧИТЕЛЬ - У нас сегодня с вами необычный урок. 2. - Почему? (Мы отправимся в путешествие) - Как вы догадались? (Мы видим корабль, остров, на котором возможно спрятаны сокровища) - Куда мы отправимся, как вы думаете? (На остров сокровищ) (Есть фильм, который так и называется: «Остров сокровищ») - Кто-нибудь смотрел этот фильм? - Чем он интересен? (Герой фильма становится свидетелем пиратских разборок и узнает важный секрет - где спрятаны сокровища пирата. Герои отправляются на поиски сундука с сокровищами) произведение шотландского писателя Роберта Стивенсона о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом Флинтом на необитаемом острове. - Итак, какова же Цель нашего путешествия? (Доплыть до острова и найти сундук с сокровищами) - Как интереснее путешествовать: одному или с друзьями? (С друзьями) Рассказ учителя: Итак: мы совершим увлекательное путешествие на остров сокровищ. Наш путь будет лежать через моря и океаны, где нас будут ждать необыкновенные приключения. 3. Корабли с парусами, на которых путешествовали по морю назывались каравелла, бригантина, фрегат, шхуна. 4. На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку. 5. Наш корабль (Шхуна) стоит у причала и ждёт сигнала к отправлению. По пути вы должны собрать как можно больше монет, для того, чтобы найти сундук с драгоценностями. У вас на парте находится свой сундучок, в который вы и будете собирать монеты. В конце урока оценим свою работу. Молодец, здорово! - оранжевый цвет
Подтянись! - красный цвет |
III. Постановка цели и задач урока. |
- Каковы же задачи урока? (Повторить сложение и вычитание двузначных чисел, решение уравнений, решение текстовых задач) - Что пригодится на уроке? (Усидчивость, старание, терпение, знания, внимательность, работоспособность, умение работать в паре, группах, умение дружить) 6. Учитель открывает слайд и показывает задачи урока 1. Повторить сложение и вычитание двузначных чисел. 2. Закрепить решение выражений, текстовых задач, уравнений) 3. Развивать умения анализировать, обобщать; внимание, математическую речь; умение работать в паре, группах. 4. Воспитывать интерес к предмету, организованность, умение дружить. - Я надеюсь, что наш урок пройдёт с пользой и мы сможем показать то, чему уже научились. (У вас на партах лежат таблички, и если вы затрудняетесь с решением задания, можете поднять сигнал «SOS») |
IV.Обобщение и систематизация изученного
|
- Пора отправляться в путь. Чтобы поднять якорь, нужно показать свои знания в устном счете. 7. 1) Математический диктант. (один за доской остальные в тетрадях) - сумма 13 и 9 - на сколько 37 больше 30 - уменьшаемое 52, вычитаемое 11, найдите зн. разности - 75 без 40 - 1 слагаемое 26, 2 слагаемое 36, найдите зн. суммы - сколько надо убрать из 33 = 10 - запишите число, которое больше 27 на 2 Самопроверка (правильный ответ обводят) Ключ: 22, 7, 41, 35, 62, 23, 29 Учащиеся сигналят карандашами (+ или -) Оцените ответ. (Максим писал красиво, старался, знает состав чисел, компоненты при + и – , знает как решать примеры на разностное сравнение ставлю – «5») Монета. - Ребята, встаньте, кто доволен своей работой. Вы заслужили монету. - Поднимите руку, кому было трудно. - Какой совет можно дать этим ребятам? (Повторить состав чисел, компоненты при сложении и вычитании, учиться решать примеры на разностное сравнение) Тетради отодвинули на край стола Якорь поднят, отправляемся в путь - Посмотрите, у нас на пути ледяная гора. 8. - Как она называется? (Айсберг). Высота над поверхностью воды может достигать до 70 м. При столкновении с ней корабль может получить повреждение, чтобы этого избежать, надо справиться с заданием. 9. 2) Решение выражений (На ЖЁЛТЫХ карточках 3 выражения) Работа в парах (учитель проходит и говорит: договоритесь кто из вас будет отвечать) - Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух) (65 – 23) + 8 = 42 + 8 = 50 - к разности (84 – 5) + (35 – 25) = 79 + 10 = 89 - к разности 84 и 5 прибавить разность 35 и 25 70 - (43 + 19) = 70 - 62 = 8 из 70 вычесть сумму Проверка: Выходят по одному ученику с каждого ряда. Читают пример и называют ответ. Учащиеся сигналят карандашами (+ или -) Оценивает учитель. (Грамотно прочитали выражение и нашли его значение). «5» Монета. - Встаньте ребята, кто доволен своей работой. Вы заработали ещё одну монету. Поднимите руку, кому было трудно. - Какой совет можно дать тем ребятам, чтобы справиться с трудностями. (Повторить состав чисел, алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел со скобками) Карточку отложили Айсберг мы благополучно миновали Но наш корабль сбился с пути. Чтобы взять правильный курс, мы должны проплыть (………..прочитай) 10. Залив правильных решений. 11. 3) Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик (КРАСНЫЕ карточки. Самостоятельно.) - Прочитайте задание. - Какие вопросы у вас возникли к этому заданию?
76 54 80 53 62 - 37 + 26 - 45 + 30 - 16 39 80 35 83 46 Взаимопроверка. - Ребята встаньте, кто доволен работой своего товарища по парте? - Оцените работу (Учащиеся ставят только «5» или «4») У вас ещё одна Монета. - Дайте совет тем ребятам, которым было трудно. (Повторить состав чисел, выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик, пользуясь алгоритмом) - Карточки с выполненным заданием я оценю. Совпадёт ли моя оценка с вашей оценкой. Карточку отложили. |
V. Физминутка
| 12. Электронно-музыкальная презентация с движениями Раз-два – выше голова Три-четыре – руки шире Пять-шесть – тихо сесть Семь-восемь – лень отбросим. |
VI. Обобщение и систематизация изученного
|
-13. Ребята, прочитайте куда мы приплыли? «Остров Верных Равенств» - Какие вопросы вы можете задать друг другу на этом острове? - Что такое равенство? (Это выражение со знаком равно) - Какое равенство называется верным? (Равенство называется верным, у которого значение левой и правой части равны) - Итак, возьмите СИНЮЮ карточку. - Прочитайте задание. - Что такое уравнение? (Выражение с переменной) 14. 4) Решение уравнений (на карточках) Каждый решает уравнение самостоятельно у – 32 = 50 у = 82 Проверка: 1 ученик с места называет корень уравнения. у = 82 (у равно 82---------- у равен 80ти двум) Учащиеся сигналят карандашами (+ или -) Оценивает учитель (Нашёл корень уравнения верно – «5») Монета. Оцените свою работу самостоятельно и возьмите монету, кто справился с заданием. Карточку отложили |
VII. Физминутка для глаз. (Музыка на релаксацию)
|
- Ребята, закройте глазки и отдохните 15. - Что услышали? (шум моря, крик чаек) Звучит спокойная расслабляющая мелодия. Дети закрыли глаза и слушают. |
|
- Плывем дальше. - Незаметно приплыли к Бухте задач. 16. - Что такое бухта? (Небольшая часть моря, которая впадает в сушу, защищённая от ветра и удобная для стоянки судов. 5) Задача 17. в группах (ЗЕЛЕНАЯ карточка) 1) В море плавают 43 ската, а дельфинов на 2 меньше. Сколько всего животных плавают в море? Выражением: 43 – 2 + 43 = 84 (ж.) По действиям: 1) 43 – 2 = 41 (д.) 2) 43 + 41 = 84 (ж.) Ответ: всего 84 животных плавает в море.
Проверка: 1 ученик у доски решает задачу устно. Учащиеся сигналят карандашами (+ или -) Оцените: (Правильно решил задачу и назвал верно ответ, «5») Монета. - Ребята, у кого так же решена задача, значит вы заработали ещё одну монету. Возьмите тетради и запишите решение задачи самостоятельно в тетрадь. - Я оценю решение задачи у каждого в тетради. Итог: Какие знания помогли решить задачу? (Алгоритм решения задачи и состав чисел) |
VIII. Рефлексия (подведение итогов) |
- Мы закончили свое путешествие. 18. - Прочитайте, куда мы приплыли? (На остров сокровищ) - Что вы видите на острове? (Сундук с драгоценностями) - Чем можно наполнить сундук? (Монетами) - А еще чем? (ЗНАНИЯМИ) 19. - Ребята, загляните в свой сундучок. Монет какого цвета у вас больше? - Возьмите в руки одну такую монету и положите своё сокровище (знания) в сундук. (Учитель открывает сундук на доске) Самооценка. - Все сегодня на уроке постарались и засияли наши знания оранжевыми и зелеными цветами. - Я хочу отметить …… за работу на уроке. |
IX. Итог | - Ребята, мы решили с вами поставленные задачи? (Да) 20. - Вам понравилось путешествовать? Учитель обращает внимание на последний слайд. 21. 1. Больше всего на уроке мне понравилось… - Какие знания помогли вам получить сокровища? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел, решения задач и уравнений; состав чисел) - Какими качествами должен обладать настоящий моряк? (Ум, умение работать в команде, внимательность, целеустремленным, ответственным, уважать других) - А ещё настоящий моряк должен обладать смекалкой. |
X. Домашнее задание
| 22. - Поэтому у вас будет творческое домашнее задание. - Возьмите БЕЛУЮ карточку и прочитайте задание. (На карточке 5 ребусов) - Вы можете выбрать и решить любой ребус или решить всё задание. |