Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Посуда" (средняя группа)
Данный материал окажет помощь при работе по формированию лексико - грамматического строя речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельностина тему: «Звук и буква Ш» для детей подготовительнойгруппы
Форма : групповое.
Возраст: дети подготовительной группы компенсирующей направленности.
Оборудование: компьютер, презентация, предметная картинка, звуковые линейки, карточка с изображением буквы Ш ; тетради и карандаши,
Цель: упражнять в узнавании звука [Ш] по акустико-артикуляпионной признакам и графического образа буквы III.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с правильным произношением и артикуляцией звука [III]:
- познакомить с графически образом буквы :
- закреплять навыки составления предложений с заданными слонами.
Коррекционно-развивающие: - создание эмоционально психологического благополучия:
- совершенствовать у детей фонематическое восприятие и навыки звуковойанализслов:
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию.
- профилактика дислексии и дисграфии путём улучшения зрительного восприятия,
Коррекционно-воспитательные: - формировать навык самоконтроля за собственной речью:
- воспитывать интерес к обучению и желание учиться в школе
Оборудование: компьютер, презентация, звуковые линейки, карточки с изображением буквы Ш в разных форматах : тетради и карандаши.
Ход
Организационный момент
Учитель логопед:
Дети стоят в кругу. Скрещенными руками берутсебя за мочки ушей, растирать и . проговаривать слова.
1 .«Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно!».
Введение в тему,
Приходит в гости Мышонок.
2.Учитель - логопед: Прослушайте стихотворение, которое придумал мышонок. И подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала.
Шарф и шапку потеряла.
Дети: Звук[Ш|.
Новая тема.
Учитель - логопед: Давайте произнесем звук |Ш все вместе,
3.Характеристика звука[ III]. (слайд №1)
Учитель - логопед: Почувствуйте.когда произносим мы этот звук, что делают губы?
Ребёнок: Губы округляются.
Учитель - логопед: Где находится язык.
Ребёнок: Язык находится за верхними зубами, («чашечкой»).
Учитель-логопед: Какая струя воздуха выходит: тёплая или холодная?.'
Ребёнок: Струя воздуха тёплая,
Учи гель -логопед: Как вы думаете звук [ш] –гласный или согласный.
Ребёнок: Его нельзя петь, язык образуем преграду. Звук [ ш ] согласный.
Учитель - логопед: Каким кружком обозначим тот звук'?
Ребёнок: Синим.
Учтель – логопед: Приложите руку к горлышку, произнесите этот'звук и определите, -звонкий он или глухой,
Ребёнок: Он глухой,
Учитель - логопед: Твердый или мягкий ?
Ребёнок: Твердый,
Учитель - логопед: Верно. Он согласный, твердый, глухой звук. Запомните, он всегда твердый.
4.Игра «Кто самый внимательный?».
Учитель - логопед: Дети, вы будете хлопать в ладоши . как только услышите звук ш.
ш,с,ш.з,д,ш.т.ш.
Ша, жу, шо. су.за. ши. зо.
Учитель - логопед: Вспомните и назовите слова со звуком [III] из стихотворения.
Ребенок: Шура, шапка, шуба, шарфик.
5. Учитель - логопед: Ребята, наш гость Мышонок очень страшный шалун, однажды Мышонок , как всегда шалил дома, и натворил такой беспорядок. Нам надо навести порядок, и расставить все предметы по своим местам. Куда ты повесишь шубу.
(слайд №2)
Ребёнок: Шубу я повешу на вешалку.
Учитель - логопед: Куда ты поставишь горшок'.'
Ребёнок: Горшок я поставлю на стол.
6.Звуковой анализ слова мышка.
7.Физминутка.
«Мышки и пышки».
Десять очень славных мышек
(Показать десять пальцев на обеих руках.)
Десять взять решили пышек.
(Ладонями изобразить пирожок.)
Печь горячую открыли.
(Кистью руки показан., как открывается дверка
у печки.)
К сковородке подскочили.
Лапки все пообжигали.
(Зажимают руки в кулачки.)
Стала мама всех лечить,
Лапки в маслице мочить.
(Каждый палец правой руки по очереди
Крепко прижимаются к центру ладони левой руки, затем
наоборот.)
Пластырь клеить всем на ранки.
А потом давать баранки.
(На обеих руках одновременно делать колечки.)
9. Знакомства с буквой Ш.
Учитель - логопед помещает на доску букву III. Буква III обозначает согласный твердый звук ш Буква III совсем простая. Как забор стоит прямая.».
- Скажите, из каких элементов состоит буква III?
Как они расположены? - Подумайте, как можно сделать ее из пальчиков (большой палец и мизинец правой рукисоединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх); нарисовать букву Ш в воздухе.
- Молодцы, а теперь нас ждёт задание в тетрадках.
Работа в тетрадях.
Учитель - логопед: Теперь давайте напишем букву ш. Посмотрите, как я это делаю на доске. Пишем сверху вниз вертикальные палочки, а потом слева
на право внизу горизонтальную палочку.Напишите целую строчку.
Итог нод,
По просьбе взрослого дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности н а тему: «Посуда» для детей средней группы компенсирующей направленности.
Коррекционно – образовательные задачи.
Уточнять и расширять словарь по теме «Посуда».
Обучать суффиксальному способу образования.
Учить составлять рассказ по сюжетной картинке и вопросам взрослого.
Учить отвечать на вопросы полными ответами, предложениями из 3 – 5 слов.
Коррекционно – развивающие задачи.
Развивать зрительныйгнозис и праксис, тонкую и общую моторику, слуховое внимание.
Формировать направленную воздушную струю.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, работать в паре. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Оборудование: Предметные картинки с изображением посуды, мяч, разрезные картинки с изображением посуды, плоскостные изображения чашек. Сюжетная картинка, пиктографический план рассказа.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Помощники».
Ход НОД.
Организационный момент.
Учитель – логопед встречает детей и приглашает подойти к доске.
На доске предметные картинки.
-Ребята сегодня к нам пришло много гостей, давайте
поздороваемся.
Введение в тему.
Учитель – логопед:Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Тогда, послушайтезагадку.
Она бывает разная стеклянная, деревянная,
металлическая, керамическая.
В цветочек, горошек, листочек.
Но всем нужна для одного.
Покушать вкусно из неё. (Посуда.)
Дети перечисляют предметы, изображенные на доске.
Новая тема.
Учитель – логопед: Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть этиписьма нам необходимо выполнить задание
«Найди пару».
-У каждого из вас на груди кружочки разного цвета, я закрою глаза, а вы
быстренько найдете свою пару. (Дети по парам делятся на три команды
желтые, красные, синие.) Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт, синие получают синий конверт.)
Дидактическая игра «Собери картинку».
Учитель – логопед : Посмотрите, на картинках изображена посуда. В конвертах такие же предметы, только разбитые. Помогите мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно.
Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки и т.д.
Учитель – логопед: Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у васполучилось? (Ответы детей).
Учитель – логопед: Мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково». Взрослый предлагает детям встать в кружок и берёт мяч.
Учитель – логопед: Я вам бросаю мяч, и называть посуду, а вы будете ловить мяч, называть её ласково и возвращать мяч мне (проводится игра.) Молодцы, ребятки, хорошо поиграли.
Взрослый предлагает сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре,
Попеременно ритмично ударяют кулаком
Об кулачок и хлопаю в ладоши.
Мы посуду перемыли:
Чайник, xашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, по одному
на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли,
только чашку мы разбили,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Одна ладонь скользит по другой.
Снова загибают пальчики.
Так мы маме помогали.
Попеременно ритмично ударяют
Кулачком об кулачок
и хлопают в ладоши.
Учитель – логопед: Ребята, вспомните и назовите, что помощники разбили ?
Ребёнок: Чашку.
Упражнение «Подуем на чай».
Взрослый предлагает детям встать около своих стульчиков, дети выбирают плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Учитель - логопед: Я предлагаю вам выпить чай, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы делаете вдох и дуете на пар, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.
Упражнение выполняется 2 -3 раза.
Учитель – логопед приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.
Беседа по картине. Взрослый предлагает рассмотреть картину.
Учитель – логопед: Кому помогают дети?
Ребёнок: Дети помогают маме.
Учитель – логопед: Что моет Петя горячей водой?
Ребёнок: Петя моет тарелки горячей водой.
Учитель – логопед: Что вытирает Вика полотенцем?
Ребёнок: Вика вытирает миску полотенцем.
Учитель – логопед: Что мама убирает на полку?
Ребёнок: Мама убирает посуду на полку.
Учитель – логопед читает получившийся рассказ с использованием пиктаграфического плана рассказа.
Один вызванный ребёнок пересказывает весь текст.
Итог НОД.
Учитель – логопед достает коробочку с сюрпризом.
О чем мы сегодня говорили на сегодняшнем занятии?
Дети: О посуде.
Учитель – логопед: Какие игры вам понравились?
Дети перечисляют понравившиеся им игры и упражнения.
Учитель – логопед: Вы так хорошо выполняли все задания, что я приготовила сюрприз. Он – в волшебном сундучке. Что это?
Дети: Это наклейки.
Учитель – логопед: Выберите по одной наклейке и наклейте на тетради