рабочая программа по музыке 5 класс для детей с ОВЗ
Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования. Школой создаются все условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования. Школой создаются все условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Разработанная рабочая программа ориентирована на:
- создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
- формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного процессов;
- практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;
Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.
Поставленные задачи по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.
Методические аспекты индивидуального обучения на дому:
Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным программам, скорректированным для каждого ученика, предусматривающим полный объем содержания среднего общеобразовательного учреждения.
Приоритетными методами являются индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся на основе уплотненного учебного материала.
Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы, творческие, проектные работы, презентации, творческие задания и т.п.
Формы учебных занятий:, обзорные уроки, посильные практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, самостоятельная работа, рефлексия.
В процессе индивидуального обучения учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями.
Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год
Актуальность
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 0,5 часа в неделю (общий объем 17 часов)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство» (Музыка)
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2. Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2.Основное содержание учебного предмета
№ | тема | Кол-во часов |
5класс | ||
1 | Музыка и литература Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов | 8,5 часов |
2 | Музыка и изобразительное искусство Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | 8,5 часов |
Всего 17 часов |
Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
5 класс | |
Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2015.
Рабочая тетрадь для 5 класс, М.: Просвещение, 2015
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 51 кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс. (СD) | Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2014. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение
- Примерная программа основного общего образования «Музыка». Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение 2014г.
- Хрестоматии с нотным материалом. М.: Просвещение
- Сборники песен и хоров.
- Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) «Современная концепция и методика обучения музыке» Н. А. Бергер С.-Петербург: КАРО 2004г.
- Книги о музыке и музыкантах: «Музыка всюду живёт…» стихи о музыке В. Семернин М.: Советский композитор 1991г. Беседы об оркестре Дм. Рогаль-Ливицкий М.: Государственное музыкальное издание 1961г.
- Научно-популярная литература по искусству. Коллекция журналов Галерея,
Печатные пособия
- Карточки с изображением музыкальных инструментов.
- Портреты композиторов.
- Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Дидактический раздаточный материал:
- Карточки с признаками характера звучания.
- Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
- Мультимедийная программа «Караоке»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
- CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс.
Технические средства обучения
- Музыкальный центр.
- Фортепиано.
- Ноутбук.
- Экран.
- Проектор.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
- Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Мультипликационный фильмы о музыке.
- Нотный и поэтический текст песен.
- Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
- Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
- Стол учительский с тумбой.
Предварительный просмотр:
3.Тематическое планирование
№ | Тема | часы |
5 класс Музыка и литература (8,5 часов). | ||
1 | Что роднит музыку с литературой | 0,5 |
2 | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… | 0,5 |
3 | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | 0,5 |
4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 0,5 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» | 0,5 |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…» | 0,5 |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 0,5 |
8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. | 0,5 |
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны». | 0,5 |
10 | «Всю жизнь несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | 0,5 |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». | 0,5 |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». | 0,5 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 0,5 |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 0,5 |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 0,5 |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 0,5 |
17 | Мир композитора. | 0,5 |
Музыка и изобразительное искусство (8,5 часов). | ||
18 | Что роднит музыку и изобразительное искусство? | 0,5 |
19 | Импрессионизм в музыке и живописи | 0,5 |
20 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …» | 0,5 |
21 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» | 0,5 |
22 | «Небесное и земное» в звуках и красках. | 0,5 |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен -квинтет» | 0,5 |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 0,5 |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» | 0,5 |
26 | Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира». | 0,5 |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 0,5 |
28 | Застывшая музыка. | 0,5 |
29 | Полифония в музыке и живописи. | 0,5 |
30 | Музыка на мольберте. | 0,5 |
31 | «О подвигах, о доблести, о славе…». | 0,5 |
32 | «В каждой мимолётности вижу я миры…». | 0,5 |
33 | Музыкальная живопись М. П. Мусоргского | 0,5 |
34 | Мир композитора. | 0,5 |
Всего 17 часов |