рабочая программа по музыке 5 класс для детей с ОВЗ

Шульгина Любовь Евгеньевна

Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования. Школой создаются все  условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования. Школой создаются все  условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Разработанная рабочая программа ориентирована на:

  • создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
  • формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
  • формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного  процессов;
  • практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;

Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей  и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

Поставленные задачи  по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей  здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.

Методические аспекты индивидуального обучения на дому:

Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими  рекомендациями.

Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным  программам, скорректированным  для каждого ученика, предусматривающим  полный  объем  содержания среднего общеобразовательного учреждения.

Приоритетными  методами  являются  индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся  на основе уплотненного учебного материала.

Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы,  творческие,  проектные  работы,  презентации, творческие задания и т.п.

         Формы  учебных занятий:,  обзорные уроки, посильные  практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,

 Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов,  самостоятельная работа, рефлексия.

        В процессе индивидуального обучения  учащиеся  овладевают необходимыми знаниями и умениями.

Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год

Актуальность

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;  игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 0,5 часа в неделю (общий объем 17 часов)

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство» (Музыка)

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 2. Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2.Основное содержание учебного предмета

тема

Кол-во часов

5класс

1

Музыка и литература

           Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

8,5 часов

2

Музыка и изобразительное искусство

 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

8,5 часов

Всего 17 часов

Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое обеспечение

 Методическое обеспечение

5 класс

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2015.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Рабочая тетрадь для 5 класс, М.: Просвещение, 2015

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 51 кл.:

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс. (СD)

Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2014.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение
  2. Примерная программа основного общего образования «Музыка». Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение 2014г.
  3. Хрестоматии с нотным материалом. М.: Просвещение
  4. Сборники песен и хоров.
  5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) «Современная концепция и методика обучения музыке» Н. А. Бергер С.-Петербург: КАРО 2004г.
  6. Книги о музыке и музыкантах: «Музыка всюду живёт…» стихи о музыке В. Семернин М.: Советский композитор 1991г. Беседы об оркестре Дм. Рогаль-Ливицкий М.: Государственное музыкальное издание 1961г.
  7. Научно-популярная литература по искусству. Коллекция журналов Галерея,  

Печатные пособия

  1. Карточки с изображением музыкальных инструментов.
  2. Портреты композиторов.
  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки с признаками характера звучания.
  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
  4. Мультимедийная программа «Караоке»
  5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
  7. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  8. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  9. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  10. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс.

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Фортепиано.
  3. Ноутбук.
  4. Экран.
  5. Проектор.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  7. Мультипликационный фильмы о музыке.
  8. Нотный и поэтический текст песен.
  9. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
  10. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Оборудование кабинета

  1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
  3. Стол учительский с тумбой.



Предварительный просмотр:

3.Тематическое планирование

Тема

часы

5 класс

Музыка и литература (8,5 часов).

1

Что роднит музыку с литературой

0,5

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

0,5

3

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

0,5

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

0,5

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

0,5

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

0,5

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

0,5

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

0,5

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны».

0,5

10

«Всю жизнь несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

0,5

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».

0,5

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».

0,5

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

0,5

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

0,5

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

0,5

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

0,5

17

Мир композитора.

0,5

Музыка и изобразительное искусство  (8,5 часов).

18

Что роднит музыку и изобразительное искусство?

0,5

19

Импрессионизм в музыке и живописи

0,5

20

Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …»

0,5

21

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

0,5

22

«Небесное и земное» в звуках и красках.

0,5

23

Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен -квинтет»

0,5

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве  

0,5

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

0,5

26

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира».

0,5

27

Образы борьбы и победы в искусстве.

0,5

28

Застывшая музыка.

0,5

29

Полифония в музыке и живописи.

0,5

30

Музыка на мольберте.

0,5

31

«О подвигах, о доблести, о славе…».

0,5

32

«В каждой мимолётности вижу  я миры…».

0,5

33

Музыкальная живопись М. П. Мусоргского

0,5

34

Мир композитора.

0,5

Всего 17 часов