Обобщение и распространение моего педагогического опыта.
Статья «Духовно – нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования: вымысел или реальность?» для публикации в научном сборнике по проблеме «Педагогическое обеспечение позитивной социализации детей в условиях дополнительного образования» в рамках IX областного форума «Образование Приангарья – 2013»
ЗВУК, РИТМ, МУЗЫКА И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Музыка - это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. Музыка - это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло. Она является фактором, задающим направление развития цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Драгоценное время детства и отрочества | 23.51 КБ |
Звук, ритм,воздействие музыки на человека. | 105.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно – нравственное воспитание школьников
в музыкально - эстетической деятельности»
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».
Д.А. Медведев.
В Федеральных государственных образовательных стандартах модернизации российского образования сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Мы все стремимся, чтобы дети были добрыми, хорошими, то есть духовно и нравственно воспитанными, потому что от этого зависит наше будущее. Детям и подросткам нужна наша помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать. Сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность. «Процессы глобализации направлены на разрушение традиционных и национальных ценностей, замену их новыми, очень часто оказывающими разрушающее воздействие на детскую психику» [1;с.12]. Остановить этот процесс можно, если убеждать ребенка, что человек – это не только его тело, но и душа. Для тела нужна материальная пища, а для души духовная. С материальной пищей все понятно, но не все даже взрослые понимают, что такое духовная пища. А духовная пища – это разные виды искусства. «Ведь искусство – это часть духовной культуры человечества, специфический род духовно – практического освоения мира. К искусству можно отнести разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности» [2; с.6]. «Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство — это своеобразный учебник жизни» [2; с.7].
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.
И так определяя цели духовно – нравственного воспитания нужно ориентироваться на:
- Формирование у детей и подростков правильного представления о том, кто такой хороший, нормальный человек. Какими качествами он наделен.
- Развитие у ребенка правильной жизненной позиции и ориентации. То есть того, к чему, прежде всего, должен стремиться человек, что являются главными жизненными ценностями.
- Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.
- Формирование способности различать полезное для себя и вредное и противостоять последнему.
Достижение поставленных целей средствами духовно – нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях можно на уроках музыки, искусства, через дополнительное образование: внеурочная деятельность, кружки дополнительного образования разных направлений воспитательной деятельности: нравственного, культурологического, эстетического, патриотического.
Работая учителем музыки, на базе нашей школы, я веду кружки дополнительного образования эстетической направленности - театральный «В гостях у сказки» и вокальный «До - ми - солька» от муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дома детского творчества". Коллективы данных кружков принимают активное участие в мероприятиях школы и муниципального уровнях: в фестивалях «Театральная весна», «Дарите музыке сердца», «Патриотическая песня»…
Театр – это один из самых доступных видов искусства, связанный с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Участвуя в спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
По выражению А.П. Чехова: « Театр - это трибуна, с которой можно сказать миру о многом, и, в первую очередь, о красоте, правде и добре». Кроме того, театр помогает каждому ребенку, даже если вначале он был не особенно талантлив как артист, развить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться как личности, творя и играя. Подбирая спектакли для постановки на школьной сцене, я всегда отдаю предпочтение сказкам, которые учат добру, победе добра над злом, дружбе, где ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Это такие спектакли как: «Малиновый медведь», «Хвастунишка», «Хрустальный ключик», «Многоуважаемый Тузик» и другие. Так же спектакли, я стараюсь дополнять музыкой и песнями соответствующей тематики, что делает их более яркими и музыкальными. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры в спектакле, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.
Песня - это тоже своеобразный источник познание о мире и об окружающей действительности. На занятиях дети разучивают песни различной тематики, они раскрывают способность личности любви – к матери, к Родине, к родному Отечеству, к труду. Приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. И важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. На занятиях дети разучивают исторические, военные песни, о славных сынах и героях Отечества, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
В нашей школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников. В содружестве с клубом «Патриот» проводятся концерты, мероприятия посвящённые «Дню антифашиста», «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Бессмертен подвиг Ленинграда», «Герои России Моей», «Воинская доблесть усольчан» и другие, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, в Афганистане, рассказы о службе в армии …
В 2009 году в школе прошли мероприятия посвященные Василию Потапову. Он погиб в Дагестане и посмертно был награжден Орденом Мужества. Это открытие «Уголка боевой Славы имени Потапова Василия Викторовича», «Мемориальной доски», каждый год проходит «Линейка памяти». Была проделана колоссальная работа. Со слезами на глазах учителя и учащиеся школы собирали информацию, фотографии о жизни Василия Потапова. Никто не оставался равнодушным ни взрослые, ни дети. И я думаю, что память о нем будет жить в наших сердцах, о таких героях нельзя забывать, а надо говорить о них как о патриотах - защитниках своей Родины. В данное время, мы оформили всю информацию в проектную деятельность «Герой нашего времени». Каждый год проводим линейку памяти, чтобы знакомить с именем Василия Потапова будущие поколения нашей школы.
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем[1; с.12].
Иоанн, (Экономцев)
Используемая литература
- «Духовно – нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде» (Текст) / автор – составитель Е.М. Зуева.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
- Искусство. 8 -9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Прсвещение, 2012.
Список используемых источников информации
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac141.htm
- http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/
Предварительный просмотр:
ЗВУК, РИТМ, МУЗЫКА И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Музыка - это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. Музыка - это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло. Она является фактором, задающим направление развития цивилизации.
Мир наполнен звуками.
Мы живём в мире, наполненном звуками.
С древних времён люди использовали звук для получения информации об окружающем мире, для общения между собой.
Ещё находясь в утробе матери, человек слушает её сердцебиение, слышит её голос и музыку, сам издаёт приглушённые звуки.
Звук возникает в результате колебательного движения частиц и объектов: мельчайших, таких как атомы и электроны, и гигантских, таких как планеты.
Звук представляет собой универсальную могущественную невидимую силу, способную вызывать как благоприятные изменения (радость, вдохновение, исцеление, расслабление, умиротворение ...), так и разрушительные (раздражение, дезориентация, угнетение, опустошение, заболевание и даже гибель) изменения.
Почему музыка оказывает сильное воздействие на человека?
Человека можно сравнить с очень сложным уникальным и тонко настроенным музыкальным инструментом. Каждые атом, молекула, клетка, ткань и орган тела постоянно излучают частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни
Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма - ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что музыка оказывает по принципу акустического резонанса очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга...), а также на эмоции, желания, чувства.
Когда звуковые волны проникают в тело человека, в его клетках возникают симпатические колебания. Высокое содержание в тканях воды помогает передавать звук. Общий механический эффект при этом можно сравнить с глубоким массажем на атомном и молекулярном уровнях.
Можно отметить, что на организм человека музыка оказывает как прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), так и через воздействие на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
Какая музыка делает нас лучше?
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Примером такой музыки является классическая музыка.
Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».
Другой пример музыки, обладающей мощным гармонизирующим действием и большой исцеляющей силой, - древние мантры, песнопения. Они являются живым чудодейственным наследием для нас и будущих поколений.
Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека (её развитие, мир, гармонию, освобождение).
Нравственное начало в музыке
Музыка является универсальным человеческим языком. Она способна обходить логические и аналитические фильтры сознания и устанавливать прямой контакт с проникновенными чувствами из глубин души, памяти и воображения. Поэтому уважение к жизни и чувство моральной ответственности - необходимые предпосылки для сочинения, исполнения и использования музыки.
В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.
Воздействие музыки на чакры.
Чакра ( «круг»,«диск», «колесо», ) – название связано с тем, что они выделяются в теле виде излучающих энергию образований, от которых выступают лепестки – рядом находящиеся участки энергетических каналов. В основном, энергетические центры расположены в районе нервных сплетений. Также они соответствуют расположению эндокринных желез ( желез внутренней секреции), они связаны и влияют на работу друг на друга. Через них мы воспринимаем информацию из окружающего мира. Соответственно и музыка того или иного жанра и направления воспринимается этими энергетическими центрами.
Также можно сказать, что чакры это определенные уровни сознания человека, исходя из которых формируется образ жизни человека и поведения его в обществе. Пример …. Злимся мы на кого - нибудь или раздражаемся вибрирует чакра солнечного сплетения манипура. Начинает болеть живот.
Все творение основано на математической формуле ритма.
Музыка сопровождает поток энергии повсюду во вселенной, даже в мельчайшей клетке жизни. Это поистине беззвучный звук, который мы слышим только тогда, когда настроены на его частоту. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. В зависимости от размера он может успокаивать, вдохновлять, возвышать, уравновешивать или возбуждать.
В книге "Тайная сила музыки” Дэвид Тейм утверждает, что нет ни одной функции в человеческом теле, на которую не оказывала бы влияния музыка. "Исследование показало, что музыка воздействует на пищеварение, внутреннюю секрецию, кровообращение, питание и дыхание… Музыка действует на тело двумя различными путями: прямое воздействие, т.е. влияние звука на клетки и органы, и косвенное – через воздействие на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на множество процессов в теле человека”.
Аристотель сказал: "Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада”. Итак музыка может благотворно влиять на человека. Какая это музыка?
Но, а сейчас поговорим о музыки, которая извращает сознание человека
Извращение музыки и ритма изначально было проявлено в ритмах вуду . Ритмы вуду используются в колдовстве и черной магии, они вызывают страх и тревогу, суеверие и ненависть, смерть по непонятным причинам.
Джаз это разновидность ритмов вуду
Джаз является искажением чакры Сахасрара , забирающим мудрость Отца.
расположена в верхней части головы, в области темени. Сахасрара- это подсоединение к космосу, полное освобождение, высшее сознание.
Джаз имеет рваный рисунок, который вызывает нисходящее движение энергии от Сахасрара к нижним чакрам. Гипнотическое действие – основная задача джаза. Он становится культовой, ритуальной музыкой и оказывает воздействие на темп сердцебиения. Он оказывает незаметное, но неуклонное влияние и на разум, и на эмоции. Человек утрачивает связь с действительностью, так как буквально теряет Божественный Разум. При первом контакте с этой музыкой душа воспринимает ее как насилие и искажение. Но по мере того как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней, так же, как это происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам.
Чакра сердца Анахата – расположена на уровне сердца. Это наша преданность, любовь, сострадание, радость. Совершенный звук, ритм и темп сердца можно найти в вальсе. Постепенно джаз начал извращать ритм вальса. Появились танго, фокстрот и другие танцевальные формы, которые являются искажением первоначального размера 3/4.
Если слушать музыку достаточно долго, наши клетки и телесные храмы привыкают к ней, и мы начинаем предпочитать ее всякой другой.
Чакра седалища души Манипура расположена на месте солнечного сплетения. Это - власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность.
Освобождение души можно почувствовать в народной музыке. Назначение народной музыки – призывать души вернуться к своей исконной культуре.
Солнечное сплетение – место ощущения Бога, поклонения Богу. Бажаны, религиозные песнопения Востока, наполняют все чакры энергиями великих сфер света.
Искажение энергий данной чакры происходит сегодня в музыке " soul ” .
Так же искажение чакры солнечного сплетения происходит через блюз . В блюзе слышен сигнал бедствия. Такова психология детей, выросших без родительской любви, и они выходят на улицу и совершают преступления, чтобы быть замеченными.
В чакре третьего глаза Аджна – расположенной на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы, интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания беспорочное видение Бога представлено в музыке для фортепиано и овладении мастерством фортепьянной игры. В концерте Грига ля минор для фортепиано с оркестром все энергии возвышены. Дисциплина этой чакры, которая отвечает за науку, истину и обучение, извращается компьютерной музыкой .
Чакра горла Вишудха – расположена ниже подбородка, у основания шеи. Это - общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония, "внутренний голос правды" фокусирует энергии лидерства и темп марша. Их искажает рок-н-ролл . Возбуждение от этой музыки весьма заразительно и привлекательно, энергия немедленно насильственно высвобождается из чакр, вызывая физическое ощущение сексуальной природы.
Всего за десятилетие рок-н-ролл, бунтарство, сексуальная свобода, протест и наркотики стали образом жизни большой части молодежи. А началось все с музыки. Джерри Рубин написал в своей книге: "Рок-н-ролл ознаменовал начало революции. Мы видим, что секс, рок-н-ролл и наркотики – это план по захвату Америки и других стран. Когда молодежь, музыка, секс, наркотики и непослушание сочетаются с тяжкими преступлениями, с этим трудно справиться”.
На рисунке изображен результат разрушительного воздействия рок музыки. Так выглядит аура человека после прослушивания "Come Together" в исполнении Битлз.
То, что мы видим здесь в первую очередь, это полное отсутствие ауры. Отсутствует оболочка света вокруг души, чакр.
Муладхара-чакра
Расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Она осyществляет связь с Землей и отвечает за потомство человека.
Свадистан-чакра
Расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Она отвечает за сексyальные отношения. От нее зависит состояние почек и всей мочеполовой системы y женщин и мyжчин. Эта чакpа активно участвует во взаимоотношениях полов.
К чему, к какой музыке мы придем в будущем? Перед нами встает серьезное испытание. Это испытание для каждого из нас – призвать музыку сфер и поддерживать внутреннюю гармонию. Источники музыки, открытые великими композиторами прошлых веков, остаются источниками многообразных музыкальных форм будущего.
Говоря об отрицательном воздействии музыки нельзя не отметить ее лечебное воздействие на человека.
Лечебные свойства музыки.
Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервно больных.
В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко, древне-китайские подходы к диагностике и лечению включали в себя физические воздействия (иглоукалывания и прижигания), в том числе и музыки на биологически активные точки. Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни китайцев.
Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.
• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
• Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей
• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему
• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность
• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
• Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему
• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки
• Цимбала – уравновешивает печень
• Балалайка – лечит органы пищеварения
• Труба – лечит радикулит