Мысли вслух...мои размышления о главном

Николаева Ирина Вадимовна

Предварительный просмотр:

25 предложений

или

несвоевременные размышления

о пяти пунктах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  1. В моих руках проект президентской инициативы «Наша новая школа», а в голове вопросы…
  2. Легко ли школе адаптироваться к новым реалиям?
  3. Как сохранить и приумножить накопленный опыт успешности?
  4. Каким образом преодолеть без потерь очередной виток реформ образования?

Стадия 1. Предварительное рассуждение

  1. Так много и так часто говорят о новых стандартах, поддержке талантливых детей, ключевой роли учителя, ветхих школах и сохранении здоровья школьников, что смысл этих слов поблек и пообтерся.
  2. А вы замечали, что некоторые слова после долгого употребления становятся тусклыми и маловразумительными, «ветшают, как платье» (писал Маяковский В.)?...

Стадия 2. Согласование

1. Дать детям возможность раскрыть свои способности,

подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

  1. Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже,  принимая человека таким, каким он может быть, мы делаем его лучше.
  2. Нужны новые стандарты!
  3. НО! Будьте бдительны, разработчики, еще Ж.-Ж. Руссо писал: «мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчет того, чему в состоянии научиться дети».

2.Выстроить систему поиска и поддержки талантливых детей.

  1. Получает распространение такой тип школ, в котором «взбивают сливки», уделяют максимум внимания только одаренным, принимают по конкурсу, а между тем одаренных в них только 5 %.
  2. Персидская пословица гласит: не просите груш у тополя – результата не будет, а тополь зачахнет!
  3. ПОВЕРЬТЕ! При особом уходе и тополь может радовать своей стройностью и красотой.

 3.Развивать учительский потенциал.

  1. Помните у А. Уорда: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет»?
  2. Хотите успешных учащихся, сделайте успешными учителей, только помните, что послушные не генерируют идей.
  3. И ВСЕ-ТАКИ! Мне, как Р. Рождественскому, «по-прежнему верится, что если останется жить земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!»

4. Изменить облик школы.

  1. Вы про эту школу собираетесь писать? – удивился водитель, - смотрите, половина фасада не покрашена, значит, самая обычная школа… (Управление школой, № 8, 2006, стр. 8)
  2. И все-таки, встречают по одежке...?
  3. Согласитесь, неплохо, если тебя и встретят, и проводят хорошо.
  4. ПОРА  видавшим виды школам менять лицо, только выиграть можно, не торопясь!

5. Реализовать приоритет здорового образа жизни.

  1. ДА! Человек будущего – здоровый человек.
  2. В детском саду ребенок проводит 5-6 лет,  в ВУЗе столько же, а в школе – 11, значит, в школе должно быть уютно и комфортно, причем, не только ученикам, но и педагогам.

Стадия 3. Вовлечение и Реализация

  1. Альтернатива традиционной школе нужна!
  2. Чтобы реформа приводила к улучшению, чтобы после ее очередного витка не становилось хуже, необходимо объявить мораторий на все вялотекущие реформы.
  3. Совершенствуемся вместе: семья и школа!
  4. Семья – это берег, а школа - море, на берегу ребенок делает свои первые шаги,
    получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое
    море знаний, и курс в этом море прокладывает школа, писал Л. Кассиль.

Вместо эпилога:

Есть нечто более сильное, чем все войска на свете,

 - это идея, время которой пришло!

В. Гюго



Предварительный просмотр:

Творческое сочинение

«Чему учить?»

(размышление о  модернизации образования)

вместо эпиграфа

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Не хочу учиться, а хочу жениться…

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Не учите меня жить!

И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»

Учиться,  учиться, учиться!

В. И. Ленин

Учись учиться!

Современные педагогические издания

Противоречивость педагогики делает практически невозможным получение ответа на самый простой по своей форме и самый спорный по своей сути школьный вопрос «Чему учить?»

Противоречие 1

(озадачивающее)

Провозглашена гуманизация образования. Ученик признан объектом учебной деятельности.

НО! В отношении этого «объекта» применяются технологии, проводятся эксперименты; в школе обучают, воспитывают «объект», формируют его личность.

ЗАДАЧА (повышенного уровня): каким образом, сохраняя последовательность провозглашенным принципам гуманности, перейти от вопроса учителей «Чему учить?» к вопросу учеников «Чему учиться?»

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ РЕШЕНИЯ: перейти от учительского «Надо!» к ученическому «Хочу!» через совместное «Зачем?»

Противоречие 2

(настораживающее)

Школа провозглашена исполнителем социального заказа общества. Сформулирован и заказ: воспитать школьников образованными, культурными, высоконравственными и творчески активными личностями.

НО! Выбор заказчиков ограничен, с одной стороны, возможностями школы, а с другой стороны, неумением учащихся делать этот выбор. Да и сам «заказ» сформулирован  слишком шаблонно.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: будьте внимательны к словам учеников! Школьники в своих сочинениях пишут: «Школа готовит нас к жизни, которой не существует!»

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предлагая варианты обучения, факультативы, спецкурсы и т.д. школа должна идти впереди общества, ориентироваться на будущее. Свою деятельность школе необходимо строить по законам и нормам не сегодняшнего дня (но и о нем нельзя забывать), а завтрашнего, зарождающегося уже сегодня.

Противоречие 3

(вдохновляющее)

Изменяется, модернизируется структура и содержание образования.

НО! Скорость модернизации выше скорости, с которой могут воспринимать изменения  и изменяться сами педагоги. А пути и способы модернизации навязываются «сверху» иногда без учета мнения не только «объекта» обучения, но и педагога. Вот и продолжают многие воспринимать ученика как сосуд, который необходимо до краев наполнить знаниями.

ПРОБЛЕМА: нет времени ждать, когда педагоги смогут применять передовой опыт работы, перейдут от «школы развития памяти», к «школе развития мышления».

ВЫХОД ЕСТЬ! Говорить о проблеме, значит наполовину ее решить. А используя   возможность  педагогов обмениваться мнениями, привлекать школьников и их родителей к управлению школой, к решению острых школьных вопросов, к числу которых относится и вопрос «Чему учить?», сможем решить эту проблему полностью.

ВМЕСТЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ! Будьте готовы к сотрудничеству, принятию чужого мнения, особенного детского. Желайте этих изменений.

вместо эпилога

(цитата для размышления о целях образования)

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Николаева Ирина Вадимовна, г. Магадан МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской»



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Без школы я беззащитна и одинока

Воспитание - главная цель средней школы. Английский философ Джон Локк отмечал, что именно благодаря воспитанию, «девять из десяти тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными». Эта мысль созвучна моей педагогической философии.

Для меня школа – добрая и жестокая, справедливая и суровая, веселая и грустная …–  самое компромиссное место на земле. Здесь можно найти золотую середину между «я могу» и «мне надо», между желанием и необходимостью. Но… ведь можно и не найти... Не найти не только этой «золотой середины», но и ответов на свои вопросы. Один старшеклассник написал в своем сочинении: «Школа дает ответы на вопросы, которых мы не задавали». Он прав! Тысячу раз прав! И я думаю, что  в школе первично воспитание. А   обучение - «ответы на незаданные вопросы» - должно быть подчинено воспитанию!

Невольно задумаешься, а что же такое воспитание? По моему мнению, это формирование нравственности и создание у школьников навыков жизни в нравственной атмосфере. В этой ситуации мне вспоминается и кажется небезосновательным предостережение Е. Евтушенко:

Должны мы бороться за детские души

должны,

        должны

Но что, если под поучительской чушью

В нас

нету души?

И прежде, чем лезть с поучительством грозным

и рваться в бои

за детские души,

        пора бы нам, взрослым,

очистить свои…

Становится не по себе, когда понимаешь, что в школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные, порой просто случайные. Думаю, учителем в школе может быть не всякий человек. И дело даже не в том, что он должен иметь специальное образование, а в том, что он должен иметь хотя бы минимальные педагогические способности. Ведь именно от меня, от учителя, от моих личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе детей, да и сами детские судьбы.

С одной стороны, учитель – мученик своей профессии: он работает без развлечений и не может позволить себе передышку пока не выгорит. Его эффективной творческой работе мешают и жесткие директивы министерства, и рутинная, отбирающая очень много времени отчетность, и нищенская зарплата, и перегрузка, не позволяющая не только жить полноценной личной жизнью, но и совершенствовать свою педагогическую квалификацию.

Но с другой стороны!? «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят … с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку». Помните слова Чехова А. П.? Согласитесь, они и сейчас не устарели. Мне повезло, и многие мои учителя соответствовали идеалу Чехова А. П.

Моих учителей отличают не знания, не образованность, не трудолюбие. По-моему, тот – Учитель, кто  соединяет в себе и ум, и мастерство, и знания, кто искренне открыт для детей, для окружающих, для общества. Я стараюсь именно так воспринимать мир, ведь такое восприятие мира – источник воспитательной силы личности педагога, его ежедневного творчества, энтузиазма в передаче  духовных ценностей, накопленных человечеством, детям, доверчиво смотрящим ему в глаза.

Мы слишком долго жили, в рамках философии «долженствования», центральной нравственной категорией которой является понятие «долга». В жертву долгу приносились индивидуальные интересы и потребности человека. К моему сожалению,  многие и сегодня живут и мыслят в рамках этой философии.

Как правило, выпускник школы, определяя свой жизненный путь, выбирая профессию учителя, чаще всего ориентируется на тот учебный предмет, который любит, знает и желает преподавать детям. Он убежден, что глубокое знание этого предмета должны обеспечить ему успех. Неудачи начинаются потом, когда молодой учитель остается один на один с детьми и вдруг обнаруживает, что они совсем не похожи на тот воображаемый идеальный сосуд, который он готовился и должен был наполнить знаниями. Если учитель – человек творческий, ищущий, он начинает понимать, что успех работы педагога зависит от умения общаться с детьми, и стремится наверстать упущенное.

Уверена, что внутренний мир ребенка – особенный мир, отличный от взрослого. Дети живут конкретными образами. Они доверчивы и открыты. На интуитивном уровне дети чувствуют фальшивые нотки. И, опираясь на особенности их мира, общаться с ними легко и приятно. Доверие ребенка – бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для меня очень важно сохранить это доверие, создать для ребенка безопасную обстановку общения. Любовь, добро, желание быть интересным – вот залог успеха в общении с детьми.

Я воспринимаю общение как нечто естественное, присущее человеку как воздух, и стараюсь не забывать: эту атмосферу мы создаем сами!

Общение – это обмен духовными ценностями. И что радостно! Есть в школе педагоги, светлые и, наверное, по-своему счастливые, для которых решающее свойство человека – его личностная позиция в общении: установки, отношение к миру, людям, самому себе.  

Я счастливый человек – меня не бросало из крайности в крайность, и я сразу нашла то, что мне нравится. Без школы я беззащитна и одинока.

Для меня главные понятия современной школы - «свобода», «выбор» «ответственность», признание уникальности, индивидуальности, исключительности  каждой личности – центральные понятия не только  философии существования, но и моей педагогической философии. Это то, к чему я стремлюсь в своей работе. И пусть не всегда все получается. На то она и школа, чтобы в ней не все получалось, чтобы оставалось какое-то пространство для новых желаний!

Николаева Ирина Вадимовна, г. Магадан МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»



Предварительный просмотр:

Дневник интеллектуальных ощущений «Как я познакомилась с QR-кодом…».

Выбирай, а то…

По знаку зодиака я весы, и поэтому любой выбор вызывает мучительные ощущения от острого желания сделать этот выбор правильно. Учиться или нет, на сайте Снейл  или другом, выбрать летний всеобуч или оргдеятельностый проект, какую тему. Выбор сделан, мучения закончились

Давайте познакомимся…

Не ожидала!!! Честно! Не ожидала настолько индивидуального подхода и такого внимательного отношения. Рада, что в дистанционном образовании есть образец высокого качества! Не покидает ощущение радости за свой выбор вашего центра и гордости за ваш качественный труд…в летний период ☺!

Как  я познакомилась с QR-кодом…

Конечно, я видела эти «необычные черно-белые красивые квадратики» ☺, но они никогда не вызывали у меня особого интереса, да и в сознании никак не связывали между собой образование и новую фишку в торговой и рекламной сферах.

Приятное ощущение профессионального удивления от того, что QR-код может быть полезен в педагогической практике.

Жгучее желание с максимальной пользой провести эти несколько учебных дней сменилось ощущением проживания интересного опыта, который предстоит пережить и моим ученикам.

Ощущение разочарования и собственной профессиональной отсталости от обнаружения статей о QR-кодах в образовании от 2012! года. А можно узнать, сколько педагогов Магадана прошли обучение по этой теме в вашем центре? Думаю, интересные были бы данные для обсуждения на одной из дискуссионных площадок областного августовского совещания. Если возможно, хотелось бы такие данные получить, а то десятки тысяч километров между нами превращаются в годы отставания.

Ощущение маленькой победы от составленного QR-квеста и от «все-таки» созданного с помощью технических специалистов QR-кода по заданным техническим условиям.

Приятные ощущения открывающихся перспектив в использовании кодов в работе. До выхода на работу чуть больше месяца, есть  время пополнить арсенал педагогических приемов.

Партизанские задания…

Моему сыну чуть больше полгода - самое время ползать, вставать и пытаться ходить…конечно вместе с мамой ☺ Поэтому все задания выполняю по-партизански: весь день вынашиваю идеи их решения, поздним вечером, уложив сына спать, пишу ответы, а днем (благо разница во времени позволяет соблюдать указанные сроки) в перерывах между играми в «ку-ку» и «догоню-догоню» отсылаю работы на проверку. Парадоксальное ощущение, что день и ночь короче, чем кажутся ☺. Подозрительное ощущение, что сынок хитрее маминых партизанских игр ☺. Невероятные ощущения,  что  мои физические, психические и интеллектуальные ресурсы если небезграничны, то очень  широкомасштабны

Круги на воде…

QR-коды захватывают мою жизнь.

17.08 – присматриваем новый телефон, и мой взгляд останавливается на том,  у которого на экране заманчиво красуется QR-код (предустановленное ПО на телефоне). Муж ловит взгляд и улыбается – QR-код проник в семью ☺

18.09 – позвонили из школы, ищут, кого «назначить добровольцем» для проведения первого в учебном году мастер-класса для педагогов города. Не раздумывая, соглашаюсь и называю тему – QR-коды проникают в профессию ☺

19.09 – принесли сок из магазина, вижу на упаковке QR-код, догадываетесь, что я сделала?! Раньше бы и в голову не пришло его считывать ☺

Послевкусие…

Теперь, когда все завершилось, не покидает ощущение интеллектуального удовлетворения от полученных новых знаний, от проделанной работы, от достигнутых результатов, от открывающихся перспектив укрепления контакта с учениками за счет разговора на одном современном информационном языке.

Николаева Ирина Вадимовна, МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»



Предварительный просмотр:

 

Эссе «Я – педагог»

Обязательное предисловие

Я прошу Вас

отбросить все свои мысли

и читать мои размышления с чистого листа:

без предубеждений и оценки.

Как я стала другой учительницей

Каждый год, когда на занятиях элективного курса «Залог успеха или управление собственными ресурсами» мы с ребятами изучаем тему «Профессиональное самоопределение», я сталкиваюсь с проблемой – рассказать, как я стала учителем. И каждый год я не нахожу ничего лучше, интереснее и занимательнее, чем рассказать им реальную историю своего профессионального становления. Историю, похожую на новеллу, историю полную случайностей и закономерностей, совпадений и противоречий, преодолений и подарков судьбы.

В моих размышлениях не будет хронологической последовательности. Скорее, это пазл из воспоминаний, которые из «картинок детской памяти» складываются в отдельные события «взрослой жизни», а может быть, в мою судьбу…

Моя мама утверждает, что я не играла в «школу» с куклами, потому что была занята спортивной гимнастикой. Закончив школу с серебряной медалью, я имела право поступить без экзаменов на факультет физики и математики. НО!  Я выбрала факультет педагогики и методики начального образования и…сдавала экзамены. Спорт научил преодолевать трудности (даже если эти трудности я создаю сама) и соревноваться (даже если соревнуюсь сама с собой)!

Могла написать только изложение на «5» и поступить, НО! Изложение написала на «4» и сдавала еще математику и русский язык. Наверное, так должно было быть! Я любила математику, несмотря на замечания об иррациональном подходе к решению задач и примеров, потому что обожала чувство юмора учителя - моей классной руководительницы – Прошкиной Натальи Анатольевны. Я любила русский язык за возможность излагать мысли на бумаге. На уроках Виктории Ивановны Заруба я писала лучшие сочинения, потому что мне позволяли писать так, как я думала. Я с удовольствием пишу и сейчас, правда, все чаще статьи и размышления об образовании.

Студенческие годы – яркие воспоминания самостоятельной почти взрослой жизни. Чувство юмора пригодилось на сцене «Студенческой весны», а приобретением стали новые отношения со взрослыми-преподавателями. Сколько интеллектуальных впечатлений от курсовой по математике, написанных под руководством Веры Александровны Лебединцевой, для создания задач для школьников, где пригодился мой иррациональный подход. Я восхищалась, как Тамара Васильевна Буркова на семинарах по методике русского языка обращалась к нам, выпускницам школ, строго по имени отчеству, и представляла, как буду обращаться к своим ученикам, проявляя уважение к личности каждого. А еще мне очень нравились занятия Владимира Иосифовича Шпикерман по краеведению и землеведению. Наша, его любимая группа, ходила на экскурсии и в походы. А в памяти всплывает первая в жизни «2» за невыученный «Круговорот воды в природе», и точно помню, как выучила его на всю жизнь! В одном из сохраненных мамой моих школьных дневниках осталась запись «Пришла без дневника наблюдений». Мне уже 18 лет,  а я с удовольствием веду дневник наблюдений за природой, потому что любовь к предмету передалась от преподавателя!

До окончания обучения в ВУЗе еще полгода, НО! Я уже нашла работу…или работа нашла меня. Закончив университет, я могла бы работать учителем начальных классов, вернувшись в родной посёлок, НО! Устраиваюсь работать педагогом-психологом, а это требует самообразования и дополнительного обучения, и остаюсь в городе, где нет родственников и близких. А в памяти всплывает одиннадцатый класс и спектакль по сценарию Н. Павловой «Вагончик», в котором я играю психотерапевта Лилю. Школьный режиссер Любовь Станиславовна Серегина помогает понять образ человека-профессионала, который старается понять и принять трудных подростков.

Мне всего 21 год, а меня назначают классным руководителем одного из трудных классов. Моя мама утверждает, что я никогда не собиралась быть учителем, потому что мечтала стать адвокатом. Теперь я учитель-адвокат, передо мной открываются возможности  быть справедливой и отстаивать справедливость в отношениях моих детей, и желание защищать нуждающихся реализовано.  

Спустя два года я – классный руководитель кадетского класса. Вспоминаю рассказы мамы о том, что в детстве вместо колыбельной она пела мне песню «Шел отряд по берегу…». НО! «Где же очередное преодоление?» - спросите вы. Спустя год, я становлюсь классным руководителем одновременно двух кадетских классов и начинаю мечтать... о сыне.

 В 25 лет я понимаю,  как важно, кто будет твоим наставником, потому что мне повезло, и Гришенко Наталья Михайловна как руководитель и создает условия, и учит ответственно, с интересом и творчеством относиться и к процессу, и к результату своего труда! Мне интересна моя профессия, мне до всего есть дело, мне хочется делиться своими идеями и опытом. Пожалуй, 2004 год перевернул всю мою жизнь: призер городского конкурса «Педагог года», победитель областного конкурса, поездка на Всероссийский конкурс, а потом победитель областного конкурса «Лидеры в образовании – 2010». Может, и надо остановиться, оглянуться и отдохнуть…НО! Это совсем не про меня!

 Помню, как раньше я смеялась над анекдотом о том, как  в магазине женщина обращается к мужчине: «Здравствуйте! Вы отец моего ребёнка!» Мужчина пугается. Видя это, женщина уточняет: «Я учительница вашего сына!» Спустя немножко множко лет сбывается моя мечта – я стала мамой сына! И вот недавно на семинаре Е. М. Пахомова рассказывает историю учительницы, которая на финал Всероссийского конкурса «Учитель года» приехала со своими детьми, а я только через пару минут понимаю, что речь о ее учениках, а не о родных детях. Как оказывается 4 килограмма Человека  могут изменить наши убеждения! Теперь я совсем другая учительница! Какая? Пока не знаю…НО!

Согласитесь, тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или астрономии объяснялась соответствующим отношением к биологичке или астрономичке.  Вспоминая свои школьные и студенческие годы, я понимаю, что учитель учит не только химии и физике, но и тому,  следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы поведения.

Не стану красиво рассуждать о любви к ребенку как основе педагогической профессии, учитывая, что наша профессия массовая, а любовь как феномен уникальна и индивидуальна. Скажу о том, что помогает мне  в работе.

Интерес к жизни – влияние этой личностной черты тем более сильно потому, что оно не заметно даже мне. Я люблю наблюдать и фотографировать небо и могу прямо во время урока посмотреть в окно и произнести: «Какое сегодня небо!» Скажу мимоходом, как бы для себя. Непросвещенный не уловит воспитания в этом моменте: что здесь педагогического?! Реплику произнесла личность – не педагог… Но вектор задан, и этот вектор педагогически значимый, потому что ориентирует внимание детей на жизнь как таковую, на ее ценность.

Интерес к культуре как личностная характеристика является условием успешности моей профессиональной работы. Если мы не следим за трендами в культуре, становимся скучными, если не следим за трендами в экономике, становимся бедными, если не следим за трендами в образовании, становимся неинтересными ученикам. Я стараюсь  быть в теме не только новинок в образовании, но и теме последних событий в культурной, общественной и политической жизни. Это дает возможность говорить с детьми на современном и понятном им языке.

Интерес к самому человеку. Этот интерес не замечается, когда он есть, но его отсутствие сразу вызывает нарекания у того, с кем общаются.  Мне нравится называть детей по имени, узнавать об их увлечения, достижениях. Мне приятно, когда они делятся со мной идеями. Мне интересно раскрывать их возможности. Я рада, что со мной они не боятся ошибаться.

Я уверена, что спустя годы ко мне будут приезжать и приходить мои ученики и станут рассказывать, как однажды я что-то изменила в их судьбе!

Я знаю, что в этом мире я всего лишь человек!

Я надеюсь, что для кого-то я  - весь мир…