"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Курс по выбору "Занимательная стилистика" предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филолгический профиль, а интересным всем, так как побуждает учащихся к размышлению над собственной речью, прививает навыки культуры словоупотребления, воспитывает интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_9_klass.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс по выбору «Занимательная стилистика» предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как побуждает учащихся к размышлению над собственной речью, прививает навыки культуры словоупотребления, воспитывает интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.
В данном курсе излагаются основные вопросы, связанные со стилем художественной литературы.
Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Как всякое искусство, она выражает многообразие человеческого бытия, помогает нам познавать жизнь и ее законы.
Язык художественного произведения – понятие, включающее в себя всю совокупность средств, которые использует автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Язык писателя связан с родом, жанром, темой, сюжетом, композицией произведения.
Эстетические основы организации художественного текста, все элементы стиля писателя, а также стиля литературного направления изучает стилистика художественной литературы.
Курс опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены девятиклассниками в процессе изучения базового курса русского языка, затрагивает основные вопросы, связанные со стилем языка художественной литературы. Рассчитан на 34 часа.
Актуальность курса на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, научат вдумчиво вникать в особенности языка, обращая внимание на его разнообразие, на те приемы, которыми пользуются авторы художественных произведений, чтобы язык не только передавал информацию, но и воздействовал на чувства, воображение, память. Кроме того, данный курс может помочь в подготовке учащихся к ГИА в 9 классе. Результаты ГИА прошлых лет говорят о том, что зачастую попытка учащихся выразиться образно лишь добавляет речевые ошибки. Речь большинства учеников неразвита, они мало читают, слишком редко видят и слышат образцы грамотной литературной речи, не имеют опыта написания сочинения требуемого жанра. В результате детям порой трудно сформулировать собственную мысль. Ошибок (самых разных: речевых, грамматических, логических, стилистических) допущено столько, что нередко высказывания кажутся лишенными смысла. Настоящий же курс поможет учащимся вдумчиво вникать в особенности языка, обращать внимание на его разнообразие, сделает речь богаче и выразительнее.
Новизна курса:
– в выделении дополнительных часов;
– в логике построения учебного материала;
– в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
– в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания учащихся. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.
– в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;
– в систематизировании занятий для постепенного накопления умений;
Значимость данного курса в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к литературе.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 класс; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед учащимися сформулированы цели курса.
Цели данного курса:
– научить учащихся сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего;
- прививать навыки культуры словоупотребления;
– оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
– способствовать интеллектуальному развитию ученика;
– воспитывать деловые качества у человека.
Программа направлена на достижение следующих задач:
– знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;
– сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
– самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
– пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
– владеть устной и письменной речью;
– владеть навыками стилистической правки текста;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Теоретической основой данного курса является:
– лингвистический, стилистический анализ текста;
– система языковых понятий и функционирование;
– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется курс:
– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
– уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
– комплексный подход при разработке занятий;
– вариативность содержания и форм проведения занятий;
– научность, связь теории и практики;
– преемственность;
– наглядность;
– систематичность и последовательность;
– прочность полученных знаний;
– активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения.
Роль курса заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
– способен работать над разнообразной информацией;
– может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
– способен аргументированно доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, стилях, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, риторикой. Данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Главное направление – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточенное внимание не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом. Такой подход принципиально важен с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения, так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.
Планируемый результат
В результате обучения по данной программе ученик должен:
Иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о стилистических ресурсах русского языка.
Знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• специальные образные средства языка художественной литературы ;
• основные нормы русского литературного языка;
• основные нормы речевого этикета.
Уметь:
• различать стили речи;
• проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, и средств массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Методическое обеспечение учебного процесса
Ведущие методы и приемы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
Разновидность метода | Приемы |
Метод словесной передачи информации Метод наглядной передачи информации Метод передачи информации с помощью практической деятельности | Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж. Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст). Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность |
Методы стимулирования и мотивации ученика:
Разновидность метода | Приемы |
Эмоциональный Познавательный Волевой Социальный | Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха. Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку. Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности. Демонстрация заинтересованности результатами своей работы |
Методы контроля и самоконтроля:
Разновидность метода | Приемы |
Устный Письменный Самоконтроль | Индивидуальный опрос, «тихий опрос». Сочинение Самоконтроль по образцу |
Формы организации на занятии:
– индивидуальные;
– фронтальные;
– групповые.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Стилистические ресурсы русского языка. Что делает нашу речь выразительной? Секреты художественного мастерства писателей.
- Стили речи. Книжные стили. Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Разговорный стиль речи. Канцелярская окраска речи (штампы).
- Слово в языке художественной литературы.
Сочетаемость слов.
- Многозначность слова в художественном тексте.
Метафора. Метонимия. Синекдоха.
Стилистическое использование многозначности. Каламбур. Парадокс.
- Омонимы.
Омофония. Омофоны. Омография. Омографы.
Стилистическое использование омонимов.
- Синонимы
Семантические (смысловые, идеографические), стилистические синонимы. Стилистическое использование.
- Антонимы в контексте.
Антитеза. Оксюморон. Стилистическое использование антонимов
- Имена собственные в художественном тексте.
- Иноязычные слова в художественной литературе.
Пуризм и пуристы. Стилистическая оценка заимствованных слов.
- Устаревшая лексика, неологизмы. Их стилистическая роль.
Стилистическое использование историзмов, архаизмов. Фонетические, словообразовательные, семантические архаизмы. Старославянизмы.
Лексические, семантические неологизмы. Окказионализмы. Индивидуально-стилистические, общеязыковые неологизмы
Аббревиатуры
- Фразеологические обороты. Крылатые выражения. Идиомы.
- Диалектная и профессиональная лексика. Стилистическая оценка диалектизмов и профессионализмов.
- Специальные образные средства языка художественной литературы. Простейшие тропы. Эпитет. Изобразительные, постоянные, эмоциональные, метафорические эпитеты. Сравнение. Развернутое сравнение.
- Сложные тропы. Метафора. Развернутая метафора. Олицетворение. Аллегория. Художественный символ. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота.
- Стилистические фигуры. Антитеза. Оксюморон. Градация. Параллелизм. Анафора. Эпифора. Инверсия. Умолчание. Риторический вопрос.
- Звукопись. Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. Аллитерация, ассонанс.
- Стилистическое использование словообразования. Богатство словообразовательных суффиксов, искусство их применения для выражения разнообразных оттенков и эмоциональной окраски слов. Стилистическое использование русского словообразования в творчестве лучших писателей (Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин).
- Стилистически грамотное построение предложений. Порядок слов в предложении. Согласование определений. Согласование сказуемого.
Теоретические занятия сменяются занятиями-практикумами, цель которых – практическое применение усвоенного ранее, выработка умения анализировать текст, редактировать «чужой материал»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1, 2 | Стилистические ресурсы русского языка | 2 | Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной? Секреты художественного мастерства писателей | ||
3, 4 | Стили речи | 2 | Книжные стили. Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Разговорный стиль речи. Канцелярская окраска речи (штампы) | ||
5, 6 | Слово в языке художественной литературы | 2 | Конспектирование, небольшое сочинение-рассуждение об отличии образа в слове и словесного образа в художественной литературе | ||
7, 8 | Многозначность слова в художественном тексте. | 2 | Работа с текстами. Анализ текста | ||
9, 10 | Омонимы в каламбурах. Синонимы и их стилистическая роль. Антонимы в контексте и их стилистическая роль. | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов | ||
11, 12 | Имена собственные в художественном тексте | 2 | Сообщения «О чем говорят имена литературных героев» | ||
13, 14 | Иноязычные слова в художественной литературе | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов. Сообщения учащихся | ||
15, 16 | Устаревшая лексика, неологизмы. Их стилистическая роль. | 2 | Работа с текстами. Анализ текста. Сообщения учащихся | ||
17, 18 | Диалектная и профессиональная лексика | 2 | Сочинение о дружбе, чести, долге, труде и т.д. | ||
19, 20 | Фразеологические обороты. Крылатые выражения | 2 | Работа с текстами. | ||
21, 22 | Специальные образные средства языка художественной литературы. Простейшие тропы | 2 | Сочинение в жанре назидания, используя сравнение | ||
23, 24 | Сложные тропы | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов | ||
25, 26 | Стилистические фигуры | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов | ||
27, 28 | Звукопись | 2 | Работа с текстами. Анализ стихотворений | ||
29, 30 | Стилистическое использование словообразования | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов. Творческая работа | ||
31. 32 | Стилистически грамотное построение предложений | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов | ||
33, 34 | Лингвистический анализ текстов | 2 | Работа с текстами. Анализ текстов |
Литература для учителя
1.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: АЙРИС – пресс, 2005
2. Горшков А.И. Лекции по русской стилистике. М.: Издательство Литературного института им. А.М.Герцена, 2000
3. Степанов Ю.С. Стилистика. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990
4. Шелестюк Е.В. Интерпретация художественной литературы (аналитическое чтение). Учебное пособие/ Уральский гос.пед.университет. – Екатеринбург, 2001
5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. – М., 1980
6. Винокур Г.О. О языке художественной литературы/ Комкнига, 2006
7. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1988.
Литература для учащихся
- Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Введение в поэтику. М.: Интерпракс, 1994.
- Власенкова А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2004
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: АЙРИС-пресс, 2007.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: «Мир и образование», 2003
- Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1988.