Сценарии

Уварова Елена Валерьевна

Сценарии Дней памяти, Гуманитарного дня Недели наук и искусств и других дел

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon День снятия блокады (2013 год)54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит тема нашествия из симфонии № 7 (“Ленинградская”) демонстрируются фрагменты документального видеофильма (“Неизвестная война”) о последних приготовлениях немецких войск перед нападением.

1-й ведущий. У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

2-й ведущий. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб ради того, чтобы мы сейчас жили.

1-й ведущий.  

Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Музыка Д. Шостаковича постепенно сменяется воем сирены воздушной тревоги.

 На этом фоне идут кадры бомбардировки.

Ведущий читает стихотворение (Галина Беднова).

Кто-то родом из детства…Я - из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо среди белого дня.
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как - не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
 

Ведущий. На фоне выступления Гитлера (без звука) читает планы Германии в отношении Советского Союза:

Германцы возвышаются над всеми прочими народами, имея право на господство. Нам должны подчиняться низшие расы, к которым относятся славяне, цыгане, евреи. Они подлежат полному уничтожению. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки.

Москву окружить плотным кольцом, уничтожать всех. На этом месте сделать искусственное озеро. Ленинград стереть с лица земли.

Звучит О фортуна Орфа (Кармина Бурана). Начало только звук (23 с) а  когда стихает, начинает ведущий (до 1:37 т.е. 1:14 с).

Ведущий № 1:

Восьмого сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулась кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

Ведущий № 2:

Обречь на медленную мучительную смерть, как можно больше людей, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград “голыми руками” – вот что такое стратегия голода.

Ведущие уходят. На сцену выходит ученица.

Наш город в снег
До пояса закопан
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх…
Мы знаем
От людей, сражённых смертью,
Что означает:
“Смертью смерть поправ”.

1-й ведущий. Война. Ленинград. Блокада. С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. Иногда обстрелы продолжались 19 часов подряд.

2-й ведущий. Но расчёты фашистов на мощь авиации не оправдывались, и они всё больше надеялись на губительные последствия блокады.

1-й ведущий. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.

2-й ведущий. Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда, холод, тьма…

Вступает громко 2 куплет (до 2:20). Убрать звук.

Читают стихотворение Лариса Щасная. Детство.

Мы были серыми, как соль,
А соль на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль,
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ,
И смерть обрушивалась с неба,
Раскаливая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово - «Нет!».
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Её надеждой в горький час -
И свет, и соль земли родимой,
И золотой её запас.

Дети войны Т.Гверцетели с хором (1 куплет и припев) – 1:32 мин (Одновременно идёт хроника жизни блокадного Ленинграда, но уже без звука) (“Неизвестная война”).

1-й ведущий.. Казалось, что на Ленинград, лишённый света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая тьма. Казалось, что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю ленинградцев.

2-й ведущий. Это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходивших до высот трагизма, и мужества, почти не доступного нашему пониманию.

Звучит “Вокализ” С. Рахманинова (5:10)

Детская память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и сполохи пожаров.

Ученик:

Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется…А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…

Ученица:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
“Где твоя мама, мальчик?”
- “Дома”.
“А где твой дом, сынок?”
- “Сгорел”.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

Ученик:

Блокада – далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы.
И как трамваи вмерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Морозы в 1942 г. были страшные, небывалые – по 40 градусов.

Но даже в таких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ.

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученица:

Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла…

Её из школы на носилках 
Домой ребята понесли. 
В ресницах у подруг слезинки 
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон. /Ю.Воронов /

1-й ведущий. Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Она не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Девочка просто жила в родном городе в трудное время и вела дневник, в котором отмечала смерти всех своих близких: “Если просто хочешь есть, это не голод. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…” Но Таня не сдавалась долго, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила.

В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

2-й ведущий. И, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девочек и мальчиков, которые так и остались навсегда в своём времени.

Закончился «Вокализ»

Начинается «В далеком тревожном году» на вступлении 20 секунд 1 абзац

1-й ведущий. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.

Продолжение песни 1 куплет, затем в минусе на весь текст про бомбы

Ученица: Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. За одну неделю школьники собрали более миллиона бутылок.

Ученица: Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами.

Ученик: Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли “часовыми ленинградских крыш”.

Ученик: В газете “Смена” была помещена такая заметка школьника Вовы Иванова: “Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало – двенадцать зажигательных бомб”.

Песня продолжается со второго куплета со словами1:15мин

(В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
.
На парте осталась раскрытой тетрадь -
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - Ленинградцы!)

На фоне встречи фронтов

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год.

На фоне салюта над Ленинградом. Звучит вступление «Ведь мы же с тобой Ленинградцы» уходит в фон

Салют

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе – салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Ю. Воронов

Последний куплет громко «Ведь мы же с тобой Ленинградцы»

Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском мемориальном кладбище.

На фоне Фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге и других мемориалов

2-й ведущий в тишине.

Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда!
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем,
Будьте достойны.
Люди, покуда сердца стучатся
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли.
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните
Но о тех, кто уже не придёт никогда
Заклинаю, Помните!

Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная им память!

На экране вокруг портрета появляются изображение рук со свечами.

 Зажигают свечи и ставят их

Секрет Гарден Адажио на финал – свечи.