Рабочие программы по обществознанию
Программы по обществознанию на 2014-15 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 6 класс | 44.97 КБ |
Рабочая программа по обществознанию 7 класс | 22.33 КБ |
Рабочая программа по обществознанию 9 класс | 62.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 225
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от | «Утверждаю» Приказ № от Директор ГБОУ СОШ № 225: ________________/ А.С. Федосеенко/ |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для учащихся 6 класса
Составитель: учитель Уварова Е.В.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга;
- программы «Обществознание» 6-11 классы, М.: Вентана – Граф, 2009 г., которая входит в учебно – методический комплект по обществознанию под общей редакцией Г.А.Бордовского.
Обоснование выбора данной программы и УМК:
УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории. Учебники рекомендованы Министерством образования РФ к использованию в качестве основного учебно - методического материала для учащихся и включены в Федеральный перечень учебников.
УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" в основной школе, в том числе 34 часа в 6 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели курса:
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является вторым этапом в изучении обществознания.
В учебнике в интересной и увлекательной форме освещаются вопросы человековедения. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Уровень программы: базовый.
Классификация: типовая.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты.
Шестиклассник должен знать:
- что такое общество и человек;
- механизмы и регуляторы деятельности людей;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;
- специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Уметь
- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;
- приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
- оценивать поведение людей;
- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Владеть
- приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной;
- отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
6) определение собственного отношения к явлениям жизни человека, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами шестиклассников, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- беседа
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности);
- практикум,
- рассказ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Человек – часть природы (4 часа)
Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.
Познавая мир и самого себя (8 часов)
Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.
Деятельность человека (9 часов)
Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».
Жизненный путь человека (4 часа)
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.
Человек в мире культуры (4часа)
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука.
Заключение (1 час)
Жизненные ценности человека.
Учебно-методический комплект.
Основная литература
- Барабанов В.В., Насонова И.П.. Обществознание. 6 класс. М.: Вентана –Граф, 2009г.
- Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. 8 класс – М.: Русское слово, 2010г.
- Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.- сост. Е.Н. Сорокина. – Е.А. Певцова.
- Соболева О.Б.. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. . М.: Вентана –Граф, 2009г.
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы и виды контроля | Домашнее задание № §, стр | |
Тема 1. Человек - часть природы. (4 часа) | |||||||
1 | 2.09 | Происхождение человека | Зарождение мифа, мифы о происхождении человека, библия о сотворении человека .Научный подход к происхождению человека, предыстория человечества, человек современного вида | Давать определение мифа, знать – что такое тотем?; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. Уметь высказывать свою точку зрения.Знать, что такое эволюция; как Дарвин и его последователи объясняли происхождение человека, кто такой неандерталец и каково его судьба в истории человечества; основные достижения первобытного человека разумного вида. Уметь работать в группе с текстом и отвечать на вопросы | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | §1,2 | |
2 | 9.09 | Расы людей | Внешность человека, происхождение рас | Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга; Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов. Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. ; | Устный опрос Творческое задание | §3 | |
3 | 18.09 | Человек и природа | Среда обитания человека, что объединяет человека и животных и чем человек отличается от животного | Знать чем человек отличается от животных и что их объединяло; Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за истинктивным поведением животных. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | Опрос | §3 | |
4 | 25.09 | Урок-практикум | Творческие задания, опрос | §4 | |||
Тема II. Познавая мир и самого себя ( 8 часов) | |||||||
5 | 2.10 | Сознание человека | Сознание, бессознательное | Знать, что такое самосознание; Уметь выяснять: в процессе чего возникает связь человека с миром, в чем проявляется бессознательное; | Устный опрос, текстовые задания | §5 | |
6 | 9.10 | Познание мира | Психея – это душа; основной инструмент познания мира; ощущение и восприятие | Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Уметь работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий; Работать в группе. Высказывать свою точку зрения | Фронтальный опрос | §6 | |
7 | 16.10 | Познание мира | Размышляем, анализируем, делаем выводы; мысли, облеченные в слова | Знать: что такое умозаключение, что значить мыслить, какую роль процесс мышления играет в жизни человека.; Выяснить: какой обработке подвергается информация после того, как она поступила в мозг и зачем человеку необходимо четко и ясно выражать свои мысли. Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре. | Текстовые задания, опрос | §7 | |
8 | 23.10 | Память человека | Память – бесценный дар; как работает память, вспомнить быстро, запомнить надолго; такая разная память; внимание – помощник памяти. | Уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти; Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным; Высказывать свою точку зрения и работать в группе. | Опрос, беседа, текстовые задания | §8 | |
9 | 30.10 | Эмоциональный мир человека | От эмоций к чувствам; как важно контролировать эмоции. | Знать основные эмоции человека; Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние; Работать в паре. | Опрос, текстовые задания | §9 | |
10 | 13.11 | Воспитываем характер | Темперамент, типы темперамента; характер, черты характера; как формируется характер. | Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека; Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни; Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным. | Беседа, опрос | §10 | |
11 | 20.11 | Способности человека | На что я способен, трудно ли быть гением | Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов; Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека; Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? | Текстовые задания, опрос | §11 | |
12 | 27.11 | Практикум | Работа с текстовыми заданиями и тестами | Показать уровень усвоения материала по теме» Познавая мир и самого себя» | Тест и фрагменты худ. произведений | Стр 139-142 | |
Тема III. Деятельность человека ( 9 часов) | |||||||
13 | 4.12 | Поведение и поступок | Поведение, агрессия и агрессивное поведение; поступок и результаты поступка. | Знать: что такое поведение, поступок. Уметь давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира приводить примеры агрессии одного народа против другого. Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы. | опрос | §12 | |
14 | 11.12 | Потребности и интересы | Что такое потребность; пирамида потребностей; интересы. | Называть основные потребности человека; выяснить: как интерес влияет на активность человека, как взаимосвязаны потребность и интерес; что связывает потребности и мотивы наших поступков. Работать с текстом в группе, высказывать свою точку зрения. | Тестовые задания. к/т | §13 | |
15 | 18.12 | Что такое деятельность | Человек активный; игра; учеба, труд, творчество. | Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности. Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества. Работать с текстом и отвечать на вопросы. | опрос | §14 | |
16 | 25.12 | Как общаются люди | Что такое общение, средства и правила общения | Знать, что такое общение, основные средства общения. Выявить формы речевого общения и другие. Использовать формы обращения к неизвестным людям. Работать в группе. | Тестовые задания | §15 | |
17 | 15.01 | Отношения между людьми | Учимся жить в обществе, симпатия и антипатия. | Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия. Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе. Работать в группе при обсуждении заданий. | опрос | §16 с 83-85 | |
18 | 22.01 | Любовь и дружба | Дружба, любовь. | Знать определения понятий «дружба», «любовь». Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь. Работать в группе при обсуждении заданий. | Тестовый материал, опрос. | §17 с 85-89 | |
19 | 29.01 | Мораль в жизни человека | Что такое мораль, «золотое правило морали» | Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали. Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни. | Опрос Задания стр.95 (узнайте себя) | §18 с 89-92 | |
20 | 5.02 | Ненасилие. Милосердие. Благотворительность | Ненасилие, милосердие, благотворительность. | Знать, что такое благотворительность Уметь высказывать свою точку зрения по заданиям. Приводить примеры из жизни, обсуждая их в группе. | Опрос, Стр. 94 № 4-9 - задания | §18 с 92-95 | |
21 | 12.02 | Урок-практикум | |||||
Тема IV. Жизненный путь человека ( 4 часа) | |||||||
22 | 19.02 | Легко ли быть молодым? | Мы родом из детства, подростковый возраст, берегите здоровье смолоду, юность | Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. Работа с текстом в паре. | Опрос, тестовые задания. | §19 | |
23 | 26.02 | На пике активности | Время активного труда, время создавать семью, чтобы жизнь была интересной. | Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. Работать в группе, обсуждая текст. | Фронтальный опрос, беседа | §20 | |
24 | 5.03 | От зрелости к старости | «Золотая пора» жизни, «Старость цвета серебра». | Знать: в чем особенность пожилого возраста; Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста. Работая в группе, ответить на вопрос «Какие профессии можно назвать интеллектуальными? Почему занятие ими помогает человеку сохранять работоспособность? | Беседа, фронтальный опрос. | §21 | |
25 | 12.03 | Урок-практикум | |||||
Тема V. Человек в мире культуры ( 3 часа | |||||||
26 | 19.03 | Наше наследие | Материальная и духовная культура, ценности духовной культуры, язык, традиции и обряды. Толерантность | Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры. Уметь работать с текстом. | беседа | §22 | |
27 | 2.04 | Во что мы верим | Вера и доверие, религиозная вера, свобода совести. | Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры. Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков. | Опрос, диалог - беседа | §23 | |
28 | 9.04 | Искусство и наука | Искусство, наука | Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые. Объяснять связь искусства и науки с творчеством. Выяснить, как создаются художественные произведения. | Опрос, беседа | §24 | |
29 | 16.04 | Урок-практикум | Жизненные ценности человека | В работе с группой показать свои основные компетенции. | стр. 131-138 | ||
30 | 23.04 | Итоговая контрольная работа | |||||
31-34 | Резерв |
Учебно-методический комплект.
Основная литература
Для учащихся
В.В.Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. 6 класс. М.: Вентана –Граф, 2009г.
О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. . М.: Вентана –Граф, 2009г.
О.Б. Соболева. Обществознание 7 класс. - М.: Вентана –Граф, 2009г.
О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. М.: Вентана –Граф, 2009г.
Для учителя
Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.- сост. Е.Н. Сорокина. – Е.А. Певцова.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. 8 класс – М.: Русское слово, 2010г.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 225
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от | «Утверждаю» Приказ № от Директор ГБОУ СОШ № 225: ________________/ А.С. Федосеенко/ |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для учащихся 7 класса
Составитель: учитель Уварова Е.В.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка к рабочей программе курса
«Обществознание» для 7 класса
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга;
- программы «Обществознание» 6-11 классы, М.: Вентана – Граф, 2009 г., которая входит в учебно – методический комплект по обществознанию под общей редакцией Г.А.Бордовского.
Обоснование выбора данной программы и УМК:
УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории. Учебники рекомендованы Министерством образования РФ к использованию в качестве основного учебно - методического материала для учащихся и включены в Федеральный перечень учебников.
УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе.
Важнейшими целями изучения курса являются:
- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- помощь в осознании учеником своего места в обществе, своих социальных ролей;
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Уровень программы: базовый.
Классификация: типовая.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 170 часов для обязательного изучения обществознания на ступени основного общего образования, в том числе 34учебных часов при 1 часе в неделю в 7 классе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Общество и его структура (7 часов)
Зачем изучать общество и проблемы управления им?
Общество как форма жизни людей. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Понятие «социальное»
Структура общества. Вертикальная и горизонтальная структура общества. Общественное неравенство.
Виды социальных групп. Большие и малые социальные группы.
Многообразие народов. Национальные различия. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения.
Профессии, профессиональные коллективы, профессиональные объединения. Профессия как социальная группа. Роль различных профессий в жизни общества.
Образование и профессиональная компетентность. Выбор профессии.
Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения в семье. Отношения между поколениями.
Классный коллектив как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.
Человек в обществе (11 часов)
Позиции человека в обществе. Статус. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения. Социальная мобильность. Роли, которые играют люди в обществе. Формальные и неформальные роли. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков. Ролевой конфликт.
Коллективное поведение. Групповая активность как коллективное поведение. Особенности поведения человека в разных коллективах. Человек и толпа.
Межличностные отношения. Общение. Солидарность, взаимопонимание, толерантность, лояльность. Агрессивное поведение. Межличностные конфликты и способы их решения.
Социальные нормы. Социальный контроль. Общественные ценности и нормы. Мораль и нравственность. Гуманизм. Социализация человека. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение. Роль поощрения и наказания в общественном поведении.
Общество и государство (9 часов)
Государство как политическая организация общества. Формы организации государственного управления. Политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Разделение властей. Центральная власть и местное самоуправление.
Гражданин. Государственная власть и граждане. Участие граждан в политической жизни демократического государства. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в современной жизни человека. Политический экстремизм и его последствия.
Социальные конфликты и политическое развитие.
Средства массовой информации и их роль в обществе. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Современное общество(4 часа)
Общественный прогресс и его результаты в начале 21 века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество. Противоречия общественного развития.
Религия и атеизм. Религиозные организации и объединения. Их роль в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания.
Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и международного терроризма.
Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью. Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами.
Учебно-методический комплект.
Обществознание: программа 6-11 классы общеобразовательной школы/ авт.-сост.: О.Б.Соболева, А.В.Воронцов, В.В.Барабанов. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Соболева О.Б., Корсун Р.П. Обществознание. Человек в обществе. : 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 225
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от | «Утверждаю» Приказ № от Директор ГБОУ СОШ № 225: ________________/ А.С. Федосеенко/ |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для учащихся 9 а класса
Составитель: учитель Уварова Е.В.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка к рабочей программе курса
«Обществознание» для 9 а класса
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга;
- программы «Обществознание» 6-11 классы, М.: Вентана – Граф, 2009 г., которая входит в учебно – методический комплект по обществознанию под общей редакцией Г.А.Бордовского.
Обоснование выбора данной программы и УМК:
УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории. Учебники рекомендованы Министерством образования РФ к использованию в качестве основного учебно - методического материала для учащихся и включены в Федеральный перечень учебников.
УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе.
Уровень программы: базовый.
Классификация: типовая.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 170 часов для обязательного изучения истории на ступени основного общего образования, в том числе 34 учебных часов при 1 часе в неделю в 9 классе.
Цели курса
К 9 классу основной школы знания экономических категорий, понятий, процессов, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни, нуждаются в обобщении, дополнении теорией.
Цель курса — познакомить учащихся с основными понятиями экономики, развивать умения соотносить экономические понятия с реальными явлениями жизни подростков, дать представление о структуре экономики и сущности основных экономических процессов; подчеркнуть первостепенные экономические интересы — как личные, так и общественные.
При изучении материала используется принцип «от частного к общему»: через конкретные экономические ситуации, с которыми сталкивается ученик в своей жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Основное содержание курса
Введение (1 час)
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага (7 часов)
Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности. Экономика как наука. Экономические и неэкомические блага. Производство. Факторы производства. 3eмля, капитал, труд, предпринимательство. Информация как фактор производства. Рациональное поведение человека в экономике Альтернативная стоимость.
Как организуется экономическая жизнь общества. Главные вопросы экономики. Рыночная экономика и частная собственность. Централизованная экономика. Смешанная экономика.
Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики.
Тема 2. Рынок. Рыночная экономика. Рыночный механизм (14 часов)
Основные понятия рыночной экономики. Сущность и функции рынка. Элементы рыночного механизма. Как образуются цены. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкуренции. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
Участники экономических отношений. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства.
Роль предприятий в экономической жизни. Предприятие как коммерческая организация. Издержки, выручка, прибыль предприятия. Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества.
Деньги: история и современность. Функции денег. Инфляция. Банки — сердце рыночной экономики. Банк и его функции. Виды банков. Кредиты и их роль в современном обществе. Кредит и принципы кредитования. Потребительский кредит.
Страхование и его место в жизни людей. Механизм страхования. Виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве.
Рынок труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Понятие и функции семейного бюджета. Доходы семьи. Расходы семьи.
Тема 3. Государство в рыночной экономике (10 часов)
Зачем экономике нужно государство. Как государство регулирует экономику. Экономические функции и цели государства.
Кредитно-денежное и валютное регулирование. Как государство проводит кредитно-денежную политику. Как государство регулирует валютные отношения.
Что такое экономический рост. Валовой внутренний продукт. Экономические циклы.
Налоги: почему их надо платить. Как появились налоги. Функции налогов. Налоговая политика государства.
Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета.
Государственная политика занятости. Безработица и ее виды. Политика в области социальной защиты населения. Социальное государство. Социальная защита. Как осуществляется социальная политика государства. Пенсия, пособия, социальные услуги.
Государство на охране окружающей среды. Экологическая проблема. Нерациональное природопользование. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы.
Коррупция - «рыночный ответ» на слабость государства Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
Итоговое обобщение (1 час)
Основы рационального экономического поведения человека в современном мире.
Литература.
1. О.Б. Соболева, А.В. Воронцов, В.В. Барабанов. Обществознание. Программа. - М. «Вентана-Граф», 2009.
2. И.П. Насонова Обществознание. 9 класс. / под общ. ред. Г.А. Бордовского - М. «Вентана-Граф», 2011.
3. Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. Экономика. 10-11 классы. - М. «Вентана-Граф», 2011г.
Распределение учебного материала курса | ||
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Экономическая наука. Экономические блага | 6 |
2 | Рынок. Рыночная экономика. | 9 |
3 | Рыночный механизм | 7 |
4 | Государство в рыночной экономике | 11 |
4 | Контрольные работы | 4 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
курса обществознание, 9а класс
№ п/п | Дата проведения урока | Темы уроков | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Формы контроля | Дом. задание | ||||
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага (7 часов) | ||||||||||
1 | 05.09 | Что изучает экономика | Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности. Экономика как наука. | Знать основные понятия | Фронтальный опрос по изученному материалу | П.1-2, зад. Стр.13 | ||||
2 | 11.09 | Блага и ресурсы | Экономические и неэкомические блага. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала | П.3, вопрос стр.16 | ||||
3 | 18.09 | Как производятся экономические блага. | ПроизводствоФакторы производства. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания к документам | П.4-5, стр.25 | ||||
4 | 25.09 | Производство. Факторы производства | 3eмля, капитал, труд, предпринимательство. Информация как фактор производства.Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации Уметь составлять схему | Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания | П.6, воп.5 | ||||
5 | 2.10 | Повторение | Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | |||||||
6 | 9.10 | Типы экономических систем | Как организуется экономическая жизнь общества. Главные вопросы экономики. Рыночная экономика и частная собственность. Централизованная экономика. Смешанная экономика. | Знать основные понятия Уметь составлять таблицу | Таблица | П.7, повтор. п.1-6 | ||||
7 | 16.10 | Контрольная работа | Тест | |||||||
Тема 2. Рынок. Рыночная экономика.(9 часов) | ||||||||||
8 | 23.10 | Основные понятия рыночной экономики. Функции рынка. | Основные понятия рыночной экономики. Сущность и функции рынка. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Работа по вопросам | П.8, в.3,4, 6 (эссе) | ||||
9 | 13.11 | Законы спроса и предложения | Элементы рыночного механизма. Как образуются цены. Законы спроса и предложения. Равновесная цена. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Эссе | П.9, зад.10 | ||||
10 | 20.11 | Конкуренция. Ее виды и методы | Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкуренции. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации Уметь составлять таблицу, схему | Составление таблицы, схемы | П.10, зад.2 (таблица), в.15 | ||||
11 | 27.11 | Рынок труда | Участники экономических отношений. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства. Рациональное поведение человека в экономике | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. Уметь работать в группах | Работа по вопросам, проверка таблицы | П.11, зад.9 | ||||
12 | 4.12 | Повторение | ||||||||
13 | 11.12 | Роль предприятий в экономической жизни | Предприятие как коммерческая организация. Издержки, выручка, прибыль предприятия. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | П.12, вопросы | |||||
14 | 18.12 | Организационно – правовые формы предприятий | Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. | Знать основные понятия Уметь анализировать информацию и составлять таблицу Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Взаимопроверка основных понятий и терминов, решение задач | П.13, в.4 (таблица) | ||||
15 | 25.12 | Контрольная работа | Тест | |||||||
Тема 3. Рыночный механизм (7 часов) | ||||||||||
16 | 15.01 | Экономика семьи | Понятие и функции семейного бюджета. Доходы семьи. Расходы семьи. | Знать основные понятия Уметь работать в группах | Заполнение таблицы, эссе | П.14, зад.15 | ||||
17 | 22.01 | Деньги: история и современность | Деньги: история и современность. Функции денег. Инфляция. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Составить памятку | П.15, в.9 | ||||
18 | 29.01 | Банки – сердце рыночной экономики | Банк и его функции. Виды банков. | Знать основные понятия Уметь составлять таблицу | Терминологический диктант | П.16, в.4-7 | ||||
19 | 5.02 | Кредиты и их роль в современном обществе | Кредиты и их роль в современном обществе. Кредит и принципы кредитования. Потребительский кредит. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации Уметь составлять схему | Составить схему «Виды кредитов» | П.17, | ||||
20 | 12.02 | Страхование и его место в жизни людей | Страхование и его место в жизни людей. Механизм страхования. Виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Тест | П.18, подготов. к к/р | ||||
21 | 19.02 | Повторение | ||||||||
22 | 26.02 | Контрольная работа | Тест | |||||||
Тема 4. Государство в рыночной экономике (11 часов) | ||||||||||
23 | 5.03 | Зачем экономике нужно государство | Как государство регулирует экономику. Экономические функции и цели государства. | Знать основные понятия Уметь участвовать в дискуссии. | Обобщающая беседа в конце урока по изученному материалу | П.19, вопрос 9 | ||||
24 | 12.03 | Кредитно – денежное и валютное регулирование | Как государство проводит кредитно-денежную политику. Как государство регулирует валютные отношения. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации Уметь выступать с сообщением | Проверка сообщений | П.20, вопр.7-8 | ||||
25 | 19.03 | Экономический рост. Экономические циклы | Что такое экономический рост. Валовой внутренний продукт. Экономические циклы. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Решение задач | П.22, в.11 | ||||
26 | 2.04 | Налоги. Налоговая политика государства | Налоги: почему их надо платить. Как появились налоги. Функции налогов. Налоговая политика государства. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач Уметь составлять схему | Решение задач, составление схемы | П.21, в.1 | ||||
27 | 9.04 | Государственный бюджет | Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Выполнение заданий | П.23, зад.4 | ||||
28 | 16.04 | Повторение | ||||||||
29 | 23.04 | Государственная политика занятости | Безработица и ее виды. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Работа по вопросам | П.24, за.9 | ||||
30 | 30.04 | Социальная политика государства | Политика в области социальной защиты населения. Социальное государство. Социальная защита. Как осуществляется социальная политика государства. Пенсия, пособия, социальные услуги. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач Уметь работать в группах | Работа по вопросам, решение задач | П.25,за.7-8 | ||||
31 | 7.05 | Государство на охране окружающей среды. | Экологическая проблема. Нерациональное природопользование. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Опрос по вопросам | Повтор. 19-25 | ||||
32 | 14.05 | Коррупция - «рыночный ответ» на слабость государства | Умение участвовать в дискуссии. | Тест | Подготовиться к защите проектов. | |||||
33 | 21.05 | Контрольная работа | Тест | |||||||
34 | 28.05 | Резерв |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 225
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от | «Утверждаю» Приказ № от Директор ГБОУ СОШ № 225: ________________/ А.С. Федосеенко/ |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для учащихся 9 б класса
Составитель: учитель Уварова Е.В.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка к рабочей программе курса
«Обществознание» для 9 б класса
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга;
- программы «Обществознание» 6-11 классы, М.: Вентана – Граф, 2009 г., которая входит в учебно – методический комплект по обществознанию под общей редакцией Г.А.Бордовского.
Обоснование выбора данной программы и УМК:
УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории. Учебники рекомендованы Министерством образования РФ к использованию в качестве основного учебно - методического материала для учащихся и включены в Федеральный перечень учебников.
УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе.
Уровень программы: базовый.
Классификация: типовая.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 170 часов для обязательного изучения истории на ступени основного общего образования, в том числе 34 учебных часов при 1 часе в неделю в 9 классе.
Цели курса
К 9 классу основной школы знания экономических категорий, понятий, процессов, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни, нуждаются в обобщении, дополнении теорией.
Цель курса — познакомить учащихся с основными понятиями экономики, развивать умения соотносить экономические понятия с реальными явлениями жизни подростков, дать представление о структуре экономики и сущности основных экономических процессов; подчеркнуть первостепенные экономические интересы — как личные, так и общественные.
При изучении материала используется принцип «от частного к общему»: через конкретные экономические ситуации, с которыми сталкивается ученик в своей жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Основное содержание курса
Введение (1 час)
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага (7 часов)
Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности. Экономика как наука. Экономические и неэкомические блага. Производство. Факторы производства. 3eмля, капитал, труд, предпринимательство. Информация как фактор производства. Рациональное поведение человека в экономике Альтернативная стоимость.
Как организуется экономическая жизнь общества. Главные вопросы экономики. Рыночная экономика и частная собственность. Централизованная экономика. Смешанная экономика.
Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики.
Тема 2. Рынок. Рыночная экономика. Рыночный механизм (14 часов)
Основные понятия рыночной экономики. Сущность и функции рынка. Элементы рыночного механизма. Как образуются цены. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкуренции. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
Участники экономических отношений. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства.
Роль предприятий в экономической жизни. Предприятие как коммерческая организация. Издержки, выручка, прибыль предприятия. Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества.
Деньги: история и современность. Функции денег. Инфляция. Банки — сердце рыночной экономики. Банк и его функции. Виды банков. Кредиты и их роль в современном обществе. Кредит и принципы кредитования. Потребительский кредит.
Страхование и его место в жизни людей. Механизм страхования. Виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве.
Рынок труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Понятие и функции семейного бюджета. Доходы семьи. Расходы семьи.
Тема 3. Государство в рыночной экономике (10 часов)
Зачем экономике нужно государство. Как государство регулирует экономику. Экономические функции и цели государства.
Кредитно-денежное и валютное регулирование. Как государство проводит кредитно-денежную политику. Как государство регулирует валютные отношения.
Что такое экономический рост. Валовой внутренний продукт. Экономические циклы.
Налоги: почему их надо платить. Как появились налоги. Функции налогов. Налоговая политика государства.
Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета.
Государственная политика занятости. Безработица и ее виды. Политика в области социальной защиты населения. Социальное государство. Социальная защита. Как осуществляется социальная политика государства. Пенсия, пособия, социальные услуги.
Государство на охране окружающей среды. Экологическая проблема. Нерациональное природопользование. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы.
Коррупция - «рыночный ответ» на слабость государства Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
Итоговое обобщение (1 час)
Основы рационального экономического поведения человека в современном мире.
Литература.
1. О.Б. Соболева, А.В. Воронцов, В.В. Барабанов. Обществознание. Программа. - М. «Вентана-Граф», 2009.
2. И.П. Насонова Обществознание. 9 класс. / под общ. ред. Г.А. Бордовского - М. «Вентана-Граф», 2011.
3. Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. Экономика. 10-11 классы. - М. «Вентана-Граф», 2011г.
Распределение учебного материала курса | ||
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Экономическая наука. Экономические блага | 6 |
2 | Рынок. Рыночная экономика. | 9 |
3 | Рыночный механизм | 7 |
4 | Государство в рыночной экономике | 11 |
4 | Контрольные работы | 4 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
курса обществознание, 9б класс
№ п/п | Дата проведения урока | Темы уроков | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Формы контроля | Дом. задание |
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага (7 часов) | ||||||
1 | 05.09 | Что изучает экономика | Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности. Экономика как наука. | Знать основные понятия | Фронтальный опрос по изученному материалу | П.1-2, зад. Стр.13 |
2 | 11.09 | Блага и ресурсы | Экономические и неэкомические блага. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала | П.3, вопрос стр.16 |
3 | 18.09 | Как производятся экономические блага. | Производство. Факторы производства. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач Уметь использовать документы для получения информации. | Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания к документам | П.4-5, стр.25 |
4 | 25.09 | Производство. Факторы производства | 3eмля, капитал, труд, предпринимательство. Информация как фактор производства.Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики. Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики. | Знать основные понятия Уметь составлять схему | Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания | П.6, воп.5 |
5 | 2.10 | Повторение | ||||
6 | 9.10 | Типы экономических систем | Как организуется экономическая жизнь общества. Главные вопросы экономики. Рыночная экономика и частная собственность. Централизованная экономика. Смешанная экономика. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. Уметь анализировать информацию | Таблица | П.7, повтор. п.1-6 |
7 | 16.10 | Контрольная работа | Тест | |||
Тема 2. Рынок. Рыночная экономика.(9 часов) | ||||||
8 | 23.10 | Основные понятия рыночной экономики. Функции рынка. | Основные понятия рыночной экономики. Сущность и функции рынка. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Работа по вопросам | П.8, в.3,4, 6 (эссе) |
9 | 13.11 | Законы спроса и предложения | Элементы рыночного механизма. Как образуются цены. Законы спроса и предложения. Равновесная цена. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач Уметь подготавливать эссе | Эссе | П.9, зад.10 |
10 | 20.11 | Конкуренция. Ее виды и методы | Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкуренции. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции. | Знать основные понятия Уметь составлять таблицу, схему | Составление таблицы, схемы | П.10, зад.2 (таблица), в.15 |
11 | 27.11 | Рынок труда | Участники экономических отношений. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства. Рациональное поведение человека в экономике Безработица и ее виды. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. Уметь работать в группах | Работа по вопросам, проверка таблицы | П.11, зад.9 |
12 | 4.12 | Повторение | ||||
13 | 11.12 | Роль предприятий в экономической жизни | Предприятие как коммерческая организация. Издержки, выручка, прибыль предприятия. | Знать основные понятия Умение участвовать в дискуссии. | П.12, вопросы | |
14 | 18.12 | Организационно – правовые формы предприятий | Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Взаимопроверка основных понятий и терминов, решение задач | П.13, в.4 (таблица) |
15 | 25.12 | Контрольная работа | Тест | |||
Тема 3. Рыночный механизм (7 часов) | ||||||
16 | 15.01 | Экономика семьи | Понятие и функции семейного бюджета. Доходы семьи. Расходы семьи. | Знать основные понятия Уметь работать в группах | Заполнение таблицы, эссе | П.14, зад.15 |
17 | 22.01 | Деньги: история и современность | Деньги: история и современность. Функции денег. Инфляция. | Знать основные понятия Уметь подготавливать сообщения | Составить памятку | П.15, в.9 |
18 | 29.01 | Банки – сердце рыночной экономики | Банк и его функции. Виды банков. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации | Терминологический диктант | П.16, в.4-7 |
19 | 5.02 | Кредиты и их роль в современном обществе | Кредиты и их роль в современном обществе. Кредит и принципы кредитования. Потребительский кредит. | Знать основные понятия Уметь составлять схему | Составить схему «Виды кредитов» | П.17, |
20 | 12.02 | Страхование и его место в жизни людей | Страхование и его место в жизни людей. Механизм страхования. Виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Тест | П.18, подготов. к к/р |
21 | 19.02 | Повторение | ||||
22 | 26.02 | Контрольная работа | Тест | |||
Тема 4. Государство в рыночной экономике (11 часов) | ||||||
23 | 5.03 | Зачем экономике нужно государство | Как государство регулирует экономику. Экономические функции и цели государства. | Знать основные понятия Уметь работать в группах | Обобщающая беседа в конце урока по изученному материалу | П.19, вопрос 9 |
24 | 12.03 | Кредитно – денежное и валютное регулирование | Как государство проводит кредитно-денежную политику. Как государство регулирует валютные отношения. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Проверка сообщений | П.20, вопр.7-8 |
25 | 19.03 | Экономический рост. Экономические циклы | Что такое экономический рост. Валовой внутренний продукт. Экономические циклы. | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Решение задач | П.22, в.11 |
26 | 2.04 | Налоги. Налоговая политика государства | Налоги: почему их надо платить. Как появились налоги. Функции налогов. Налоговая политика государства. | Знать основные понятия Уметь использовать текст учебника для получения информации Уметь составлять схему | Решение задач, составление схемы | П.21, в.1 |
27 | 9.04 | Государственный бюджет | Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета. | Знать основные понятия Уметь использовать документы для получения информации. | Выполнение заданий | П.23, зад.4 |
28 | 16.04 | Повторение | ||||
29 | 23.04 | Государственная политика занятости | Знать основные понятия Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Работа по вопросам | П.24, за.9 | |
30 | 30.04 | Социальная политика государства | Политика в области социальной защиты населения. Социальное государство. Социальная защита. Как осуществляется социальная политика государства. Пенсия, пособия, социальные услуги. | Знать основные понятия Уметь работать в группах | Работа по вопросам, решение задач | П.25,за.7-8 |
31 | 7.05 | Государство на охране окружающей среды. | Экологическая проблема. Нерациональное природопользование. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы. | Уметь использовать документы для получения информации. Использовать теоретическую информацию для решения практических задач | Опрос по вопросам | Повтор. 19-25 |
32 | 14.05 | Коррупция в международном экономическом сотрудничестве. | Коррупция - «рыночный ответ» на слабость государства | Умение участвовать в дискуссии. | Тест | Подготовиться к защите проектов. |
33 | 21.05 | Контрольная работа | Тест | |||
34 | 28.05 | Резерв |