Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_po_samoobrazovaniyu_-polnaya.doc | 96 КБ |
igrushki.pptx | 882.29 КБ |
ovoshchi-frukty.pptx | 2 МБ |
mebel.pptx | 995.16 КБ |
ovoshchi.pptx | 2.22 МБ |
окружной практико-ориентированный семинар «Дессиминация опыта работы с детьми, имеющими особенности развития» | 46 КБ |
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
коу «нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
отчет о самообразование
тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
подготовила:
учитель-дефектолог
ожгибесова Е.И.
Г. Нижневартовск, 2020
Развитие речи неслышащих дошкольников
через использование современных инновационных технологий
контроль за самообразованием педагога
Предмет | Ф.И.О. учителя | Этапы профессионального развития | |||
Развитие своего опыта | Освоение чужого опыта | Освоение научной разработки | Создание новой практики через эксперимент | ||
Развитие речи, ФЭМП, РСВ и ОП, индивидуальная работа | Ожгибесова Елена Ивановна, учитель-дефектолог | Одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. Решение этой задачи необходимо как для подготовки неслышащих дошкольников к школе, так и для успешной их социализации. Педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Применение инновационных методов и приемов развития речи у дошкольников помогают активизировать решить эту задачу. Поэтому, необходимо отобрать и адаптировать те современные инновационные технологии для развития речи, которые будут развивать неслышащих дошкольников в соответствии с их возрастом, индивидуальными, слухоречевыми возможностями. | Ширнина Л. Современные технологии для развития речи дошкольников. Международный образовательный портал http://www.maam.ru/ Степанова Л.Н. Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДО. | Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Одним из важных аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. В развитие речи выделяет три основных направления: структурное – фонетика, лексика, грамматика; функциональное – развитие связной речи и речевого общения; когнитивное – способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Педагогическая библиотека М.И. Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. | Создание интерактивных презентаций для развития речи по темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима»; Изготовление - книжек-малышек по темам развития речи; - Фланелеграф с демонстрационным материалом - Рабочих тетрадей (1, 2 уровни) по развитию речи дома для воспитанников 2 г.о., для старших дошкольников - Создание интеллект-карт, мнемотаблиц для неслышащих дошкольников |
- Экспозиция
В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных умений воспитанников со слуховой депривацией зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество.
Состояние речи неслышащих дошкольников разнообразно и зависит от ряда факторов:
- степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь;
- наличия медико-педагогической помощи ребенку и семье. Чем раньше ребенок слухопротезирован, организована с ним коррекционная работа, включен в речевую среду, тем более успешно будет развиваться малыш;
- уровня психического и общего развития ребенка.
В основном дети, которые поступают в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития: от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети воспроизводят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи неслышащими детьми тоже нарушено: от полного ее непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора.
Поэтому мне, педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, важно любыми способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Всем известно, что если ребенок вовлечен и увлечен какой-то интересной деятельностью, то результат этой деятельности будет лучше. Реализуя ФГОС дошкольного образования, где важным является решение речевых задач через детскую деятельность, не подменяя ее учебной, педагог должен ориентироваться и уметь применять новые технологии речевого развития с неслышащими дошкольниками. Инновационные педагогические технологии – это система методов, форм, способов, приёмов, которые ориентированы на развивающуюся личность ребенка. Следовательно, необходимо отобрать и адаптировать те современные инновационные технологии для развития речи, которые будут развивать неслышащих дошкольников в соответствии с их возрастом, индивидуальными, слухоречевыми возможностями.
2. Цель: Формирование речи неслышащих дошкольников посредством современных инновационных технологий.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по теме самообразования.
- Определить уровни развития речи воспитанников.
- Отобрать, адаптировать и внедрить в практику наиболее эффективные современные инновационные технологии для развития речи детей со слуховой депривацией.
- Разработать интерактивных презентаций, рабочей тетради по лексическим темам.
3. план работы по теме самообразования
Содержание | 2017-2018 год | 2018-2019 год | 2019-2020 год |
1.Планирование и анализ деятельности |
|
|
|
2.Диагностика деятельности обучающихся | Диагностика усвоения и сохранности программного материала проводятся, опираясь на методические рекомендации: Николаевой Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом». Диагностика проводится 2 раза в год: 1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая. | ||
Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» за 2017-18 учебного года воспитанников 2 г.о. показали, что 34% детей имеют средний уровень развития речи, 66% - низкий уровень. | Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» на начало 2018-19 учебного года воспитанников 3 г.о. показали, что 40% детей имеют низкий уровень развития речи, 50% - средний уровень, 10 % - высокий уровень. | Результаты усвоения программного материала по разделу «Развитие речи» на начало 2019-20 учебного года воспитанников 4 г.о. показали, что 33% детей имеют низкий уровень развития речи, 67% - средний уровень. | |
3.Изучение новых технологий, методик, их апробация |
Автор в пособии предлагает комплекс упражнений, игр по развитию слухового внимания, речи и интеллекта для детей раннего и дошкольного возраста. Представлен образец дневника достижений малыша. Даны рекомендации для родителей и педагогов как заниматься с ребенком с недостатками слуха. Все игры и упражнения, представленные автором, способствуют формированию всех компонентов речи ребенка.
| Внедрение в практику интерактивных игр для развития речи «Шаг за шагом», «Смотри и говори», «Развивающие игры», «В помощь логопеду (Мерсибо)», «Профессор Хиггинс» | Степанова Л.Н. Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДО. |
4.Выбор организационных форм в рамках темы (нестандартные уроки) | Методы повышения эмоциональной активности детей: игровые ситуации, сюрпризные моменты. Интегрированные занятия. (развитие речи+развитие слухового восприятия; развитие речи + формирование элементарных математических представлений и тд) Занятия по развитию речи с применением ИКТ Технология дифференцированного (индивидуального) обучения | ||
5.Изучение литературы по теме | Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после КИ и стволомозговой имплантации. Королева И.В. раскрывает все аспекты проблемы кохлеарной имплантации. Анализирует особенности развития слуха и речи у разных категорий пациентов с КИ. Подробно описывают методы развития слуха и речи у детей с КИ: как развивать остаточный слух до операции, как развивать слуховое восприятие после подключения КИ, как развивать произносительные навыки и устную речь в дооперационный и послеоперационный этапы. Предлагает примерные сценарии занятий, игры и упражнения для развития слуха и речи у детей до и после КИ. Мухина А.Я. Методика обучения чтению детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте. М.: 2004 В пособии раскрываются наиболее эффективные формы и методы обучения неслышащих детей чтению Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Обухова указывает, что одним из важных аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи. В развитие речи выделяет три основных направления: структурное – фонетика, лексика, грамматика; функциональное – развитие связной речи и речевого общения; когнитивное – способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.:ВЛАДОС, 2003 В пособии изложены задачи и содержание работы по РСВ и ОП. Раскрыты особенности работы на разных этапах, определена последовательность. | Ширнина Л. Современные технологии для развития речи дошкольников. С введением ФГОС ДО педагог ДО должен уметь ориентироваться в выборе современных технологий. ИТ – это система методов, способов, приемов, средств обучения, направленных на получение положительного результата за счёт динамических изменений в личности дошкольника. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме решения проблем. Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников: дифференцированное обучение; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; метод моделирования. | М.И. Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Раскрыт опыт с безречевыми детьми, представлен комплексный подход к формированию структурных компонентов речи средствами инновационных технологий |
6.Изучение передового опыта (посещение уроков коллег) | * Взаимопосещение подгрупповых занятий: Артемовой Л.Л. (ФЭМП 5г.о), Пашниной И.В. (ФЭМП 3 г.о.), Рычковой И.Е. (развитие речи 1 г.о.) индивидуальных занятий: Трусовой В.А (8 А), Стариковой Н.В (5 А), Школьной Г.В. (5 б), Кузнецовой Е.В. (логопедичекий массаж) |
|
|
7.Формы отчётности и практические выходы (доклады, выступления, открытые мероприятия) |
|
|
|
8.Организация творческой деятельности обучающихся во внеурочное время (олимпиады, проекты) | В рамках взаимодействия с социальными партнерами мои обучающиеся принимали участие: - в городском фестивале творчества детей с ОВЗ «Шаг навстречу» (номинация « Выразительное чтение»), 1 место; - в городском фестивале художественного творчества детей с ОВЗ «Солнце для всех» (номинация «Выразительное чтение»), 1 место; - в городском фестивале для людей с ОВЗ «Я талант» (номинация «выразительное чтение»), победители; - в III Международном музыкальном фестивале «Волшебная симфония» для детей и подростков с ограниченными возможностями по слуху (номинация «Стихотворение») | В рамках взаимодействия с социальными партнерами мои обучающиеся принимали участие: - в городском фестивале творчества детей с ОВЗ «Шаг навстречу» (номинация « Выразительное чтение»), победитель; - в интернет-олимпиаде «Родник знаний», 1 место; | В рамках взаимодействия с социальными партнерами организован участие: - в городском фестивале творчества детей с ОВЗ «Солнце для всех» (номинация «Выразительное чтение»); - в интернет-олимпиаде «Родник знаний»; - Третий Всероссийский конкурс «Надежды России» |
9. Изготовление вспомогательных дидактических материалов | - интерактивные презентации для развития речи по темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима»; - книжки-малышки по темам развития речи; - рабочая тетрадь по развитию речи дома (1, 2 уровни); - подбор картинок и речевого печатного материала по всем темам развития речи | - интерактивные презентации для развития речи по лексическим темам: «Весна», «Осень», «Животные», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Профессии», «Фрукты», «Зима» (усложнение в соответствии с программой 3 г.о.) - интерактивная рабочая тетрадь по развитию речи дома (3 г.о.); | - интерактивные презентации для развития речи по лексическим темам: «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Одежда», «Представления о себе», «Фрукты», «Зима» (усложнение в соответствии с программой 4 г.о.)- рабочая тетрадь по развитию речи для старших дошкольников по теме «Природа: животные, времена года, овощи, фрукты, птицы» - создание интеллект-карт -создание мнемодорожек и мнемотаблиц для дошкольников с нарушенным слухом |
10. Выводы по каждому году | Подводя итоги за 1-ый год работы над темой можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме. | Подводя итоги за 2-ой год работы над темой можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме. На 3-ом году работы над темой продолжить изучение опыта работы педагогов, внедрить в практику наиболее эффективные современные инновационные технологии для развития речи детей со слуховой депривацией (интерактивные комьютерные игры, интерактивные презентации и рабочая тетрадь по лексическим темам ). Обощить опыт работы по теме на уровне МО учителей-дефектлогов. | План работы реализован в полном объеме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КУКЛА МИШКА ЗАЙКА ЮЛА МЯЧ МАШИНА КУБИК РЫБА ПИРАМИДА МАТРЁШКА
СОСЧИТАЙ ОДНА ЮЛА, ДВЕ ЮЛЫ И ТД А /
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА? ИЗ РЕЗИНЫ ИЗ ПЛАСТМАССЫ
ОПИШИ ИГРУШКУ. А / /
У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Вот красивая матрешка И пушистая кошка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где растёт?
?
?
сад огород
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сидеть
Чего нет у …?
Где можно…?
спать
лежать
писать
кушать
Хранить вещи
Как а я карт и нка л и шняя?
Как а я карт и нка л и шняя?
Сост а вь расск а з. А Что это? Из чего сделан? Какой по цвету? Какой по величине? Какие детали? Зачем? Где стоит? ?
Сост а вь расск а з. А Что это? Какой по цвету? Какой по величине? Какие детали? Зачем? ?
? ? ? ? ?
? ? ? ? ?
Скаж и наобор о т
Скаж и наобор о т
Скаж и наобор о т
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОМИДОР ОГУРЕЦ ЛУК КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА МОРКОВЬ СВЁКЛА
СОСЧИТАЙ ОДИН А /
СОСЧИТАЙ ОДНА А /
СОСТАВЬ РАССКАЗ. А / / ?
Предварительный просмотр:
казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
Технологическая карта индивидуального занятия
по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
в 1 «А» классе, вариант 2.2
Тема: Автоматизация Ш. Дифференциация Т-Д
«Санитар»
Ожгибесовой Е.И.
учителя-дефектолога
2017 - 2018 учебный год
Тема: Автоматизация Ш. во всех позициях. Дифференциация Т-Д Фразы по теме «Санитар» | Дата проведения: 25.10.2017г. | ||
Задачи: I. Обучение произношению. 1. Автоматизировать звук Ш во всех позициях на материале слогов, слов, предложений. 2. Дифференцировать звуки Т-Д. 3. Формирование навыков слитного произношения слов, с ударением, с соблюдением звукового состава. 4. Закреплять знание правила орфоэпии «Безударное О». II. Развитие слухового восприятия
III. Воспитательные задачи
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
| Личностные
| ||
Межпредметные связи:Окружающий мир, развитие речи, математика, социально-бытовая ориентация | |||
Ресурсы занятия: презентация к уроку, разрезные картинки «Собери букву», таблички, «Профессор Хиггинс», буквы | |||
Ход занятия | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | ||
I. Организация начала занятия | |||
Педагог предлагает поздороваться. - Поздоровайся - Спроси у меня, что будем делать? - Будем слушать, говорить, играть, читать, писать. Повтори. -Как твоя фамилия? - Чурик София, сядь. - Соня, говори хорошо, думай. Конверт с буквами. За каждое задание я буду давать тебе букву, а потом ты составишь слово. (молодчина) | Ребенок стоит около двери. - Здравствуйте, Елена Ивановна - Елена Ивановна, что будем делать? -Будем писать и тд - Чурик | ||
II. ФП | |||
Автоматизация Ш 1)д/и «Разрезная картинка» Ребенку предлагается составить букву ШЭ. - Будем говорить звук Ш. Расскажи о звуке Ш. 2) д/и «Кубик» Прочитай слоги. ША, ШКО, ШКУ, УШ, ОШ 3) д/и «Ребусы» (карточка) Школа, шкаф, карандаш, шахматы 4) д/и «Дополни предложение» Ребенку предлагается дополнить предложение по картинкам Около окна стоит … (шкаф) В портфеле лежат …(карандаш), тетради, книги. Ребята идут …(школу) Я люблю играть … (в шахматы) Дифференциация Т-Д Послушай, какие звуки мы будем говорить. Программа Пр Хиггинс воспроизводит звуки Т-Д. Чем звуки Т и Д не похожи? 2) «Узнай звук» Слушай, я буду говорить звуки разные, если услышишь Т, то хлопни 1 раз, Д – 2 раза -Слушай и повтори слоги. (ПрД.Хиг) 3) д/и «Назови слова со звуками Т и Д» Ребенку предлагается картинка «Класс» 4) Составь предложение из слов. В шкафу лежат книги и тетради. Скажи предложение на одном выдохе. Микроитог. Что мы делали? | Ребенок составляет букву. Язык вверху, губы округлены, воздушная струя теплая. Ребенок бросает кубик и повторяет слоги. Решает ребусы Ребенок выполняет задание. Ребенок сидит около доски (4 м) Т-Д Т-глухой. Д-звонкий Повторяет слоги. Парты, доска, стулья, дети, тетради, карандаши, телевизор, девочка, портфель, тумба Составляет предложение. Мы говорили звуки Ш, Т-Д | ||
III. РСВ | |||
- Будем слушать. -Как ты слышишь? (шепот) -Назови дни недели. (шепот) - Какая тема? - Будем рассказывать диалог. -Что такое диалог? (картинка) | - Будем слушать. - Я слышу хорошо. - Понедельник, … - Санитар - Разговор двух и более человек. | ||
IV. Итог занятия. | |||
Составь слов из букв. Что мы делали? Как ты занималась? Тебе было интересно? Трудно? Отметь, как занималась? | Ребенок составляет слово. Мы … Я занималась хорошо. |
Предварительный просмотр:
ЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА Г. НИЖНЕВАРТОВСКА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Формирование речевых навыков у дошкольников с нарушением слуха
Слух – это способность организма воспринимать и различать слуховые сигналы посредством слухового анализатора. Сохранность слуха очень важна для развития ребенка, тк большой объем информации об окружающем мире мы получаем через слуховой анализатор.
(СЛАЙД)Категория детей с нарушенным слухом крайне разнородна по степени и характеру снижения слуха, времени ее наступления, уровню речевого развития. Выделяют глухих (глубокое, стойкое, двустороннее нарушение слуха), позднооглохших(потеря слуха после 3 лет), слабослышащих(частичная, в резкой степени выраженная слуховая недостаточность), кохлеарноимплантированных детей. Чаще в массовый детский сад могут прийти дети слабослышащие и кохлеарноимплантированные.
(СЛАЙД. )Состояние речи плохо слышащих детей дошкольного возраста многообразно и зависит от таких факторов
- степень и сроки снижения слуха,
- уровень психического развития,
- наличия педагогической помощи,
- речевая среда, в которой находится ребенок.
Большинство неслышащих детей находятся на низком уровне речевого развития: они знают небольшое количество слов, в основном названия игрушек, и произносят их в лепетной или усеченной форме, при наличии короткой фразы отмечаются аграмматизмы. Восприятие речи окружающих тоже страдает: дети не понимают обращенную речь, либо понимают с помощью естественных жестов, в ситуации наглядного выбора.
Поэтому развитие речи детей является главной задачей коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.
Для того чтобы формирование речевых навыков неслышащего ребенка было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий:(СЛАЙД.)
- создание речевой среды, т.е. постоянное речевое общение с детьми всех взрослых; Взрослые организуют постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, играми, рисованием;
- постоянное использование детьми индивидуальных слуховых аппаратов, речевого процессора, которые обеспечивают более полное восприятие речи и звуков окружающего мира, формирование устной речи и общения;
- осуществление контроля за речью детей со стороны взрослых;
- требования к речи взрослых. Речь взрослых должна соответствовать нормам орфоэпии, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость.
Формирование речевых навыков: лексических, грамматических, произносительных происходит параллельно с использованием различных форм речи. (устной, письменной)
Как происходит формирование различных форм речи?
На всех этапах обучения речи устная речь выступает как исходная и основная.
Сначала ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно произносит слова. Однако устная речь не может выступать для плохо слышащего ребенка единственной формой восприятия и воспроизведения речи. (СЛАЙД.ФОТО).Поэтому параллельно используют письменную речь: глобальная (целостное восприятие слов, написанных на табличках).В результате глобального восприятия речевого материала у детей накапливается определенный багаж речевых единиц, что приводит к многочисленным заменам слов по графическому облику, и вызывает ошибки в различении недостаточно усвоенного материала. Поэтому, вводится аналитическое чтение, письмо печатными буквами, работа с разрезной азбукой.
А для детей со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова, в качестве вспомогательного средства используется дактильная форма речи. Это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Имплантированный ребенок не нуждается в использовании дактильной формы речи.(ФОТО)(ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - дактилирование слов).
Но всегда ведущая роль принадлежит устной речи, а письменная речь привлекается для уточнения воспринимаемого на слухо-зрительной основе речевого материала, лучшего его запоминания и воспроизведения. На основе сформированных навыков чтения происходят обогащение словаря детей, дети более точно передают звуко-буквенную структуру слова, овладевают грамматическими формами, развивается навык разговорной и описательно-повествовательной речи.
Овладение словарным составом языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой культуры речи.
Весь речевой материал группируется тематически и расширяется с каждым годом (25 тем). Слова включаются в наиболее распространенные типы коммуникативных высказываний: побуждения, вопросы, сообщения, отрицания. Это позволяет расширять возможности употребления слов, уточнять и дифференцировать их значение. Становление лексической системы происходит постепенно. СЛАЙДСначала дети соотносят предметы с их названиями (понимание вопросов Что это? Кто это?), выделяют характерные признаки (Какой? Какая? Какое?), подбирают слова-действия (Что делает?). Затем дети учатся использовать обобщающие слова, слова обозначающие целое и его части, слова синонимы, слова различной степени обобщенности (кухонная, столовая, чайнаяитд), слова антонимы, слова, обозначающие из чего сделан предмет, многозначные слова, слова, обозначающие черты характера. Речевой материал дети усваивают в разных видах речевой деятельности: от сопряженно-отраженного проговаривания, глобального чтения до устного называния и аналитического чтения, письма.
ВИДЕО (Какой? Какая?)
Например, пример накопления словаря на разных годах обучения и усложнение типов высказывания. Тема «Транспорт». Сначала ребенок обозначает предмет лепетными словами типа би-би, ту-ту, авто. Далее появляется фраза: Это машина. Машина едет. Расширение фразы: у Вовы самолет, а у Саши пароход. Самолет летит, пароход плывет. А позднее — разные высказывания о наземном, воздушном, водном транспорте, о водителях, пилотах, капитанах, пассажирах, о кабинах, рулях, колесах.
Для развития словаря используются речевые игры и ситуации
(ВИДЕО КИРА)
СЛАЙД С целью формирования грамматического строя речи детей учат замечать аналогии в образовании вопросов, побуждений, сообщений и отрицаний; накапливать запас устойчивых словосочетаний, употреблять их в соответствующих предложениях.
Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом.
Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы. Однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи — имен прилагательных, местоимений, наречий, имен числительных.
На слайде представлены различные некоторые речевые игры, направленные на формирование грамматического строя речи.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ, ПО ВРЕМЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИКТОГРАММ. ВИДЕО
ОПОРА НА ТАБЛИЧКУ (ЧЕГО НЕ СТАЛО? АМИНА)
От соотнесения слов с предметами, объектами, свойствами, качествами, действиями, состоянием постепенно дети овладевают составлением словосочетаний, затем предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа. Посмотрите видео, на котором девочка с помощью интеллект-карты составляет рассказ о семье (ВИДЕО КИРА РАССКАЗ О СЕМЬЕ)
Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы — звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.
В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. (СЛАЙД)Первый этап - формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребенку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т. д.).
Второй этап основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе.
Основной методический прием — сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.
На всех этапах обучения речи неслышащих дошкольников применяется речевая ритмика..(СЛАЙД)Данный методический прием позволяет учителю-дефектологу формировать ритмико-интонационную структуру слова и фразы, более естественную, слитную, ритмичную и интонированную речь.
Дети, подражая педагогу, должны выполнять различные движения тела, рук, ног, и сопровождать их произнесением звуков, слогов, слов, фраз.
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа над звуками, словами
Звук М. Можно сесть по-турецки, можно встать.
- Руки согнуть на уровне груди, развести вверх в стороны, затем плавным движением подвести к щекам: А___М___
- Руки (плавно) отвести от щек вперед, а затем развести вверх в сторону: М___А___
- Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти М____А___ мама
Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.
Интонация
А) легкий взмах руки перед собой (повествовательная интонация) МАМА.
Б) Руки согнуть на уровне груди, быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный МАМА!!!!(восклицательная интонация)
В) Руки согнуть на уровне груди, выполнить движение, обозначающее вопрос: МАМА?(вопросительная интонация)
Г) Детям предлагается как говорит педагог и повторить интонацию . Учитель отворачивается спиной к детям, говорит слов МАМА , а дети должны повторить интонацию и соответствующее движение.
Упражнения на отделение одного слога от другого
Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.
Изменение высоты голоса
Ф____ - движение на звук Ф(поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф__
Взять две игрушки: кошку и собаку. Движения и проговаривания выполняются синхронно с учителем.)
Как фыркает кошка? – Движени, обозначающее вопрос.
Ф___!Ф___! Движение на звук Ф
Ка лает собака? – движение вопрос
Ав___! Ав___! – подражают лаю собаки
Разделить детей на 2 группы: кошки и собаки. Кошки задают вопрос собакам, те отвечают. Педагог берет две собаки – большую и маленькую
- Как лает большая собака? (движение вопрос)
- Ав! Ав! (низким голосом)
- Как лает маленькая собака? – движение вопрос
- Ав! Ав! – высоким голосом
Игра с двумя группами детей. Сначала кошки фыркают на маленькую собаку. Та отвечает высоким голосом. Потом кашка фыркает на большую собаку. Та отвечает низким голосом. (Группы менять)
Упражнения на долготу звучания
-Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а(протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).
Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками — а
Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а, резко вытянуть руки вперед —на.
Упражнения на формирование темпа произнесения
-Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-.
Упражнения на изменения силы голоса (встать)
- «Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.
Упражнения для работы над высотой голоса
- Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А—А—А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а—а—а.(Со старшими – сказка «Три медведя»)
Упражнения над ритмами
- Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.
- Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтата, папаПА, паПАпа и т. д.
Упражнения над интонационной стороной речи
- Побуждать к произнесению гласного О с интонацией боли, вопросов, осуждения, радости, усталости. Для выработки соответствующей интонации разыгрываются различные сценки (например, собака спит, дети подходят и будят ее сначала тихо: «о! о! вставай!», потом громко: «О! О! ВСТАВАЙ!». Собака просыпается, лает и бежит за детьми. Испуганные дети убегают и кричат: «Ой! Ой! Ой!».