Учителям начальных классов

Зудина Наталья Алексеевна

Предварительный просмотр:

Нарушения письма.

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

 Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

-  определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-  соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-  воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Классификация дисграфических ошибок

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

- пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

- пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

- пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

- замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

- замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

- перестановки букв и слогов: онко — окно,

- недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

- искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

- слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

- нарушение смягчения согласных: болшой—большой, толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

- нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

- нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

- замена слов по звуковому сходству;

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

- пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;  

- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

- зеркальное написание букв: с,э,ю;

- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

- обозначение смягчения согласных;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

1.  В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

3. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

- пропуски согласных;

- пропуски гласных;

- перестановки букв;

- добавления букв;

- пропуски, добавления, перестановки слогов;

- слитное написание слов;

- раздельное написание слов;

- слитное написание предлогов с другими словами;

- раздельное написание приставки и корня.

5. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

6. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма,  можно наметить основные направления работы с ребенком.



Предварительный просмотр:

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Лексико-грамматический анализ.

Упражнения, позволяющие устранять нарушения письма, зависят от вида нарушения. Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закреплять знание терминов «слово», «предложение».

1. Журналисты.

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

2. Какое число я задумал?

Педагог предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

3. Я начну, а ты продолжи.

Педагог называет слово (загадывает),  ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое.

4. Кто самый внимательный?

Педагог читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

5. Мы не скажем, а покажем.

Педагог читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении.

6. Закончи рассказ.

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным. (Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зёрен. Вышла кормушка…..Закончить  рассказ -  Дети кормили птичек до весны.)

7. Наведи порядок.

Педагог предлагает разобрать слова и предложения к схемам. Назвать слова, предложения.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.

Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь — это месяц осени.)

8. Молчанка.  Дети слушают рассказ, поднимают карточку с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Можно так же определять количество звуков в слове.

9. Обозначь цифрой.

Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово «солнце», цифру записать в тетрадь. (В конце игры можно сложить полученные числа.)

Зимой солнце светит, но не греет. Зимнее солнце освещало сосны. Вечером мы увидели заходящее солнце. Солнце закрылось тучей. Мальчик нарисовал солнце.



Предварительный просмотр:

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Слоговой анализ и синтез .

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1. Только гласные

Педагог называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. «Наведи порядок».

а)  Детям предлагаются картинки. Им необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов.

б)  Педагог показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.

3. Шифровальщики

а)      Выделить устно из слов первый слог

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б)     Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в)     Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).

г)      Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)

4. Внимание и счет

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)



Предварительный просмотр:

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Фонематический анализ и синтез.

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадай-ка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

2. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

 Утка, муха, нитки, игры, цирк, Аня. (Умница).  

3. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!

Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

5. Кто быстрей

В течение двух минут:

а)      составить как можно больше слов на определенный звук;

б)     составить предложение с большим количеством слов;

в)     составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

6. Назови букву.

а) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

б) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

7. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

8. Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

9. Цепочка слов

На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)

10.  Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.



Предварительный просмотр:

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Развитие пространственного восприятия, зрительного внимания, закрепление образа букв

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1.Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

2.Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3.Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

5. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

6.Художники

Разукрасить рисунки, обвести по контуру.

7.Орнамент

Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

8.Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

9. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

10. Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

11.         Конкурс внимательных и находчивых

а)      Устное описание характерных отличительных признаков двух букв («Р» и «П», «X» и «Ж»).

б)     Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

в)     Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

г)      Найти недостающий элемент буквы.

д)     Угадывание букв в разных положениях.

е)      Чтение по горизонтали и вертикали.

ж)    Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)

з)      Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)

и)     Замена рукописного текста печатным и наоборот.

к)     Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.

л)     Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).