Родителям

Шейкина Любовь Григорьевна

Роль семьи в развитии способностей ребенка

Практические советы родителям

Советы родителям по предупреждению ДТП

 azps.ru А.Я. Психология http://azps.ru/articles/kid/index.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sem_v_razvitii_sposobnostey_rebenka.docx18.05 КБ
Файл sovety_roditelyam.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии способностей ребенка

«Пока все народы не научатся использовать интеллектуальные способности молодого поколения, мир не избавит себя от мрака, голода, расового шовинизма, воин нетерпимости. Это один из аргументов, почему необходима работа по стимулированию интеллектуально-познаваемой активности и развитию компетентности, как у старших, так и у младших детей», - так считает польский психолог Леон Ниебржидовски. К сожалению, большинству родителей трудно определить интеллектуальный потенциал своих детей, поэтому они не могут выбрать нужный метод для их развития.

Маленькие дети обучаются главным образом путем подражания тому, что они видят вокруг себя, особенно дома. Поэтому их непосредственное окружение – родители и воспитатели – должны в повседневной жизни сами тоже хотеть и любить учиться. Такой пример поощрит детей делать то же самое. Если родители сами ценят знания и с удовольствием пользуются книгами, ходят на экскурсии в музеи и на выставки, любят природу, они могут быть уверены – это повлияет на интеллектуально-познавательное развитие детей. В работе психолога Гортцеля показано, что интеллект ребенка может быть увеличен на 50-60 пунктов в 130-мерной шкале интеллекта, если окружающая среда побуждает его думать и тренировать свой ум. И наоборот, показатель интеллектуального развития настолько же снизится, если окружающая среда духовно бедна и не стимулирует развитие.

В исследованиях других ученых обследовались знаменитые люди, уже добившиеся успеха в жизни. В результате были определены важные для развития способностей качества:

  • в раннем детстве все получали поддержку от родителей в развитии познавательной активности;
  • у них всегда были шансы для развития интеллекта под руководством профессионала;
  • они тесно общались с людьми близких интересов и способностей;
  • их успехи всегда поддерживались семьей.

Очень важно, чтобы хоть кто-то из родителей поддерживал развитие интеллектуального потенциала своих детей. Если ребенок лишен положительного родительского влияния, существующие в нем интеллектуальные способности, могут зачахнуть. Наиболее решающие факторы в развитии познавательных способностей у детей – следующие:

  • родители, которые высоко ценят искусство, спорт или интеллектуальные занятия – и это является естественной частью их жизни;
  • родители с высокими нравственными ценностями и убежденные, что усилия детей не напрасны и обязательно приведут к будущим успехам;
  • первые учителя у таких детей – сердечные и понимающие люди. Они пытаются дать детям все, на что способны;
  • учителя в старших классах придают большое значение индивидуализации обучения, выработке навыков учения, воспитания самодисциплины.

В формировании личности и развитии способностей огромную роль играют также различные интересы, характер которых зависит опять-таки от индивидуальных особенностей ребенка. Изучая интересы своих детей, родители могут оказывать основное влияние на развитие способностей и полезных увлечений ребенка. Для этого необходимо:

  • в процессе воспитания устранять или снижать те интересы, которые затрудняют в настоящий период выполнение своих обязанностей;
  • помогать ребенку в развитии и формировании полезных интересов, обогащающих его личность;
  • способствовать формированию разнообразных интересов, чтобы избежать ограниченности увлечений, т.к. только специальная направленность интересов обедняет интеллект ребенка, ослабляет его общее развитие;
  • помогать ребенку, закреплять неожиданно возникшие полезные интересы, которые кажутся кратковременными и изменчивыми;
  • объяснять детям отрицательные последствия неправильной реализации некоторых даже полезных интересов. Иногда ребенок, увлекаясь той или иной деятельностью, ведет в основном сидячий образ жизни, что ухудшает физическое, а следовательно, и духовное развитие;
  • пробуждать, вызывать интерес к  различным областям знаний у тех детей, которые не проявляют его сами.

Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания.



Предварительный просмотр:

Практические советы родителям

Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы американского педагога и психолога Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысячи семей, где имеются одаренные дети.

  • Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  • У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не окончена.
  • Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
  • Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Я предоставляю ребенку посильную помощь, проявляя заботу.
  • Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
  • Я стараюсь показать ребенку интересные места.
  • Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
  • Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя дома.
  • Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  • Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  • Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересом.
  • Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  • Я приучаю ребенка к чтению с детства.
  • Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
  • Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
  • Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
  • Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
  • Я хвалю ребенка учебную инициативу.
  • Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста.
  • Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  • В занятиях ребенка я нахожу достойные похвалы.
  • Не существует тем, которые я совершенно исключаю для общения с ребенком.
  • Я помогаю ребенку быть личностью.
  • Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимание телепрограммы.
  • Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
  • Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Если вы согласны с 20% этих советов, вам необходимо срочно подумать над остальными.

Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе.