Методический семинар
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.seminar_ivina_i.a.pptx | 147.01 КБ |
obyasnitelnaya_zapiska_ivina_i.a.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе ФГОС лежит системно -деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .
Системно-деятельностный подход способствует достижению метапредметных результатов в обучении: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе, повышает мотивы к познавательной деятельности.
Принципы организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Учить умению учиться в команде приходить к выводам через решение проблемных вопросов Развитие коммуникативных умений
Типология уроков Урок постановки учебных задач; Урок решения учебной задачи; Моделирование и преобразование моделей; Урок решения частных задач с применением открытого способа действий; Урок контроля и оценки.
На современном уроке необходимо мотивировать детей к самостоятельной работе проблемные вопросы и ситуации развитие творческого потенциала личности
Эффективность работы на уроках русского языка и литературы повышается за счет групповых форм работы (данные занятия способствуют приобретению навыков взаимоконтроля через совместную деятельность); использования приемов сравнения и сопоставления (развитие мыслительной деятельности).
П ринципы и технологии уроков обращение к личному опыту детей; использование нетрадиционных форм; с оздание проблемных ситуаций на уроках; технологии исследования; самостоятельное оценивание образовательных достижений. УУД Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные; Личностные .
Сравнение - основной прием работы на уроках Сравнение позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создать проблемные ситуации, в разрешении исследовании которых ученики могут самостоятельно сделать выводы, предположения относительно той или иной темы.
Д ля эффективной познавательной деятельности необходимы основания для сравнения и четкая последовательность действий. Определить объекты для сравнения. Установить цель сравнения. З аписать признаки сравниваемых объектов Выделить среди перечисленных признаков существенные . Определить, что можно сопоставить Найти сходства и различия Сделать выводы из сравнения . Оформить результат сравнения
Возможные варианты формы записи результатов сравнения 1 вариант ……………….и …………….... похожи тем, что…………….. Сходство объясняется тем, что………………………………………............ различаются по …………………и …………… следующим основаниям: а)…………………(объект №1…………, а №2……………….) б)……………...…(объект №1…………, а №2……………….) Различия можно объяснить …………………………………….
2 вариант Объект №1 Объект №2 Сходство: Различия: Вывод: …………………………………………………………………………
Основания для сравнения Сходство Различия Объект №1 Объект №2 3 вариант Основания для сравнения Объект №1 Объект №2 Черты сходства 1. 2. – ……………. – ……………. Черты различия 1. 2. – – – – 4 вариант Вывод: ………………………………………………………………………… .
«Найди лишнее слово» бескрайние расшитые испечь разбудить - Что объединяет слова? - Чем отличаются? Ответ: Лишнее слово РАЗБУДИТЬ, т.к. выбор написания приставки отличается от остальных слов
«Выяви общие признаки слов» Глиняный, травяной, полотняный. Журавлиный, петушиный, пчелиный. Карманный, лимонный, весенний. Клюквенный, торжественный, организационный, авиационный . - Что объединяет слова во всех группах? (Ответы детей начинаются с мнений о части речи, есть мнения о вопросах.) - Что общего у слов 1 группы? 2 группы? и т.д . В результате приходим к выводам о написании Н, НН в именах прилагательных.
Мониторинг сформированности УУД при реализации приёма сравнения в 6а классе
Сформированность УУД при реализации приёма сравнения (сопоставление по классам)
Сравнение как ключевой прием системно-деятельностного подхода обучения • повышает познавательную активность, • развивает творческую инициативу, интеллект учащихся, • раскрепощает учеников, снижает их утомляемость , • способствует развитию УУД.
Предварительный просмотр:
Объяснительная записка к конкурсному заданию заочного тура
Учитель года РС (Я)-2017
Методический семинар
«Сравнение как ключевой приём системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе».
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Ивиной Ирины Александровны
МБОУ СОШ №15
г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия)
Сегодня школа должна воспитывать всесторонне развитую личность, не только обладающую большим потенциалом знаний и умений, но и, прежде всего, мыслящую, умеющую из огромного количества информации выбрать главное.
Слайд 2
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Ученик в современной школе может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы. Именно поэтому новые стандарты делают акцент на системно-деятельностном подходе к обучению, что в свою очередь существенно меняет роль учителя на уроке.
Слайд 3
Системно-деятельностный подход способствует достижению метапредметных результатов в обучении, а это развивает умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе, повышает мотивы к познавательной деятельности. Реализация данного подхода в обучении основана, прежде всего, на развитии мыслительной деятельности обучающихся.
Преподавание русского языка и литературы в современной школе связано с целым рядом противоречий. Для меня, как для педагога, важно так организовать учебный процесс, чтобы повысить учебную мотивацию и спланировать продуктивную и результативную деятельность.
Слайд 4
На своих уроках я ставлю основную цель – учить умению учиться. Основной принцип уроков – вместе, в команде приходить к выводам через решение проблемных вопросов. А это способствует развитию коммуникативных умений.
В рамках системно-деятельностного подхода на сегодняшний момент разработано несколько типологий уроков (А.К. Дусовицкий)
Слайд 5:
- Урок постановки учебных задач;
- Урок решения учебной задачи;
- Моделирование и преобразование моделей;
- Урок решения частных задач с применением открытого способа действий;
- Урок контроля и оценки.
Слайд 6
Необходимо мотивировать детей к самостоятельной работе путем создания чувства удивления и новизны, через проблемные вопросы и ситуации. Такие действия способствуют развитию творческого потенциала личности.
Слайд 7
Для эффективности работы на уроках русского языка и литературы основной акцент делаю на:
- групповые формы работы (данные занятия способствуют приобретению навыков взаимоконтроля через совместную деятельность);
- использование приемов сравнения и сопоставления (развитие мыслительной деятельности).
Слайд 8
Для активизации, мотивации детей к обучению при планировании уроков останавливаюсь на следующих принципах и технологиях:
- обращение к личному опыту детей (воздействие на эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы развития детей для привлечения к деятельности);
- использование нетрадиционных форм (сочетание аудио-, видеоматериалов, игровых форм);
- создание проблемных ситуаций на уроках;
- технологии исследования;
- самостоятельное оценивание образовательных достижений.
Такие принципы построения уроков позволяют формировать следующие УУД:
- Познавательные (развитие мыслительных операций);
- Регулятивные (постановка цели, продумывание плана действий, самоконтроль и оценка);
- Коммуникативные (развитие речевой компетенции, умения слушать, работа в сотрудничестве);
- Личностные УУД.
(Слайд 9)
На уроках русского языка и литературы я активно использую прием сравнения, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создать проблемные ситуации, в разрешении исследовании которых ученики могут самостоятельно сделать выводы, предположения относительно той или иной темы.
Конечно, стихийное сравнение не может быть эффективным и не всегда позволит прийти к результату. Поэтому я стремлюсь, чтобы дети четко понимали: для сравнения необходимы основания. Это могут быть как различия, так и сходства. Для того чтобы сравнение состоялось как прием, его основания оформляем в различные таблицы, в зависимости от условий сравнения. Для обучающихся созданы подсказки.
(Слайд 10)
Последовательность действий при сравнении
- Определите объекты, которые вам предстоит сравнить.
- Установите цель сравнения. Ответьте на вопросы: «Для чего вы сравниваете эти объекты? Что должно получиться в результате сравнения?» Наличие цели значительно облегчит поиск оснований для сравнения и формулировку вывода.
- Вспомните, что вам известно о сравниваемых объектах. Начните с определений понятий, дополните их другими признаками. На этом этапе целесообразно записать признаки сравниваемых объектов в два столбика. Кое-кто считает, что этим этапом сравнение и заканчивается. Не торопитесь. Все только начинается…
- Выделите среди перечисленных признаков существенные. Помните? Сравнение – сопоставление существенных признаков. (Существенные признаки, то есть главные, основные, те, которые отражают сущность объекта. Лишившись этих признаков, объект перестает быть собой (перестает существовать).
- Среди существенных признаков выберите сопоставимые, то есть те, которые можно сравнивать друг с другом: форму сравнивают только с формой, цвет с цветом, размеры с размерами…. Сопоставимые существенные признаки, по которым вы собираетесь сравнивать объекты, называют основаниями (линиями, критериями) сравнения. В зависимости от целей и объектов сравнения таких линий может быть 1-2, а может быть значительно больше.
- Сопоставьте сравниваемые объекты по выделенным основаниям, найдите сходство.
- Противопоставьте сравниваемые объекты по выделенным основаниям, найдите различия.
- Сделайте выводы из сравнения.
- Выводы могут:
– объяснять причины сходства и различия: сходство объясняется тем, что…; различия можно объяснить…;
–Оформите результат сравнения в словесной форме либо в виде таблицы или схемы.
Возможные варианты формы записи результатов сравнения представлены на слайдах 11-13. Такие записи позволяют четко сформулировать выводы, прийти к результатам.
На первоначальных этапах условия для сравнения обозначаю сама, затем учащиеся учатся находить их самостоятельно. Тем самым отрабатываются умения работы с текстом, а также можно говорить о дифференцированном подходе, так как каждый ученик может индивидуально для себя отметить основания для выявления сходств или различий того или иного явления.
Данный прием в основном использую в упражнениях, которые представлены на слайдах 14-15.
При таком подходе к планированию уроков в результате проведенных мониторинговых исследований деятельности учеников можно делать выводы, что активизируется мыслительная деятельность детей, совершенствуется исследовательская работа, что способствует эффективности усвоения нового материала, его закреплению и умению применять в дальнейшей деятельности, результат которой отражается в итоговой аттестации.
(Слайд 15) Контрольный класс 6а, в котором данный прием используется на уроках систематически.
Слайд 16 – Повышение уровня сформированности УУД на протяжении 2015-2017 года.
Слайд 17.
Таким образом, можно говорить, что прием сравнения как реализация системно-деятельностного подхода обучения повышает познавательную активность, развивает творческую инициативу, интеллект учащихся, раскрепощает учеников, снижает их утомляемость, способствует развитию УУД.
В целом данная система работы формирует в человеке индивидуальные качества, позволяющие ученику найти себя, стать собой в быстро меняющемся мире.