Методическая копилка
Разработки уроков, часов общения, рабочих программ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разговор с учащимися
«Национальное единство – сила мира» (11 класс)
Цель:
·формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях
способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.
Оборудование: проектор
Ход беседы
Вступительное слово
- Ребята скажите, вы класс? Вы едины?
(Мнения - предположительно о единстве интересов, обучения)
- Для чего нужно это единство?
Мнения
Актуализация
(просмотр видеоролика)
Обмен мнениями. Ключевой вопрос – В чем проявляется единство?
После ролика на слайде появляется фраза:
При единении малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
- А что может разрушить единство?
Мнения
Обозначение проблемы разговора
Просмотр второго видеоролика
- Можете ли вы назвать проблему, которую несет в себе это видео?
Мнения
- Если отталкиваться от начала нашего разговора о единстве, то, какую ошибку совершают во фрагменте люди?
Мнения
Приходим к термину НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
- А что такое национальное единство? Слайд
Мнения
- Спасибо
Слайд (Национальное единство – сила…)
- В чем сила национального единства?
Мнения
Слайд (национальное единство- сила мира)
- А давайте, определим значение народного единства по этой фразе. Почему оно важно?
Мнения
- Спасибо за ваши мнения, безусловно, все они важны. Но можем ли мы в одиночку разрешить проблему национальной разобщенности, если она вдруг возникнет?
Мнения
- А что может со своей стороны делать население любого государства?
Мнения
- Спасибо. Я в свою очередь хочу сказать, что государство многое делает для единения народа, как в законодательном, так и в культурном аспекте.
Если говорить о последнем то вспомните, какой праздник появился в нашей стране совсем недавно?
- Мнения
- Да, в декабре 2004 года указам В.Путина был учрежден Праздник День народного Единства, в память об исторических событиях 1612 года. Но это уже тема для другой беседы.
- А можете ли вы назвать еще события в нашей стране, которые способствуют единению народов
Мнения
(Сказать о Бессмертном полке)
- Спасибо. Очень хочется, что наш разговор не пройдет для вас бесследно. И вы как граждане России тоже будете заинтересованы в сохранении мира через национальное единство.
- У вас в руках голуби. Что они символизируют
МИР
- Что несет в себе каждый голубь?
Читаем слова, записанные на каждом голубе ЛЮБОВЬ, ВЗАМОПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ДРУЖБА, БРАТСТВО, ДОВЕРИЕ, РАВНОПРАВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ПРАВДА, ТЕРПЕНИЕ.
- Давайте наполним мир этим. Прикрепите их вот к этому земному шару.
- Вы сейчас создали для себя мир, в котором есть ЛЮБОВЬ, ВЗАМОПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ДРУЖБА, БРАТСТВО, ДОВЕРИЕ, РАВНОПРАВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ПРАВДА, ТЕРПЕНИЕ.
- Я желаю жить вам в мире, который будет основан именно на этом.
Предварительный просмотр:
ИГРЫ
для проведения часов общения
Комментарий.
Участники при проведении подобных игр рассаживаются по кругу.
Важно определить правила участия:
S принцип активности;
^ принцип добровольности;
S каждый имеет возможность покинуть круг и побыть на «стуле размышлений». Можно вернуться в круг в любой момент.
S Правило поднятой руки.
S Соблюдаем конфиденциальность.
КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ!
Цели: сплочение коллектива, определение круга проблем, которые предстоит решать в ближайшее время, определение приоритетных жизненных направлений и средств преодоления трудностей в контексте общих жизненных проблем.
Игра «Что я люблю делать...»
Один из присутствующих выбирает что-то, что он очень любит делать, и без слов начинает показывать это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет о себе рассказать. Как только пантомима завершена, участники по кругу высказывают свои догадки. После этого выступающий говорит, какое предположение оказалось верным.
Игра «Все мы чем-то похожи...»
Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько групп. Для этого он каждому сообщает на ухо название животного (кот, собака, петух и т.п.) и просит всех закрыть глаза. Далее все играющие, издавая звуки («мяу», «гав», «кукареку»), должны собраться в группы.
Каждой группе дается задание составить список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас - синий» и др. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.
Игра «Паутииа»
У каждого из присутствующих есть возможность сообщить остальным свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-то захочет рассказать о своем хобби, о том, что у него лучше всего получается, о каком-нибудь интересном событии из своей жизни. У вас есть 1 минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе.
Далее ведущий берет клубок в руки и начинает игру. Рассказав о себе, ведущий зажимает свободный конец нити в руке, и кидает любому игроку напротив. Таким образом, клубок передается дальше, от игрока к игроку, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Если кто-либо из игроков ничего не хочет говорить о себе, попросите его просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.
Ведущий заключает, что получилась огромная паутина, которая связывает всех участников игры в единое целое. После этого паутину нужно будет снова распустить. Возвращая клубок предыдущему, нужно пересказать все, что он рассказывал о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к ведущему.
Если нить будет запутываться при попытке ее распустить, то можно прокомментировать ситуацию: «Некоторые члены коллектива уже тесно связаны между собой».
Упражнение «Сколько во мне людей?»
Предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете эту фразу?
- Как самосознание человека связано с его отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?
Упражнение «Кто я?»
Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я - ...». Теперь распределите все высказывания по схеме:
«Я» телесное | «Я» эмоциональное | «Я» умственное | «Я» социальное |
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было справиться с заданием?
- Что было особенно трудным?
- Посмотрите на соотношение высказываний в каждой графе, сделайте для себя выводы.
Упражнение «Мой портрет» («Я» глазами группы)
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.
Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления, только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.
Упражнение «Отверженный»
Один из участников выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.
В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший. Сначала он должен сам попробовать назвать 3-4 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол». У участника есть право на один вопрос, если что-то не ясно для него в этом перечне.
Вопрос для обсуждения:
- Открыли ли вы для себя что-то новое в высказывании коллег?
- Каковы ваши ощущения?
Ведущему ладо быть готовым к тому, что после проведения данного упражнения появятся «обиженные», поэтому будет уместно познакомить группу с одним из высказываний французского писателя и философа Ф. Ларошфуко: «Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются». А психологи считают, что обидчивость - признак зависимости мнения о себе от мнения окружающих, но оно не самое главное в нашей жизни! А еще есть мнение, что обида - это стремление избежать возможности расти и совершенствоваться, потому что когда человек обижается, ему как бы и делать больше ничего не надо. Разве это правильно?