009. Портфолио 2010-2015
1. Качество знаний учащихся по итогам мониторингов МБОУ СОШ №1
2. Динамика качества знаний, по результатам ЕРМКО
3. Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных Олимпиад, входящих в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, РТ, Министерства культуры РФ и РТ
4. Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных Олимпиад, не входящих в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, РТ, Министерства культуры РФ и РТ
5. Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных Олимпиад профессионального мастерства, творческих конкурсов, фестивалей, смотров
6. Организация различных форм внеурочной деятельности
7. Системность в организации воспитательной и социально-направленной деятельности с родительской общественностью
8. Отсутствие правонарушений учащимися класса
9. Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
10. Наличие публикаций
11. Проведение открытых уроков
12. Публичное представление педагогического опыта на курсах повышения квалификации
13. Публичное представление собственного опыта на сайте
14. Выступления на презентациях, конференциях и круглых столах
15. Продуктивность использования образовательных технологий
16. Руководство методическим объединением
17. Курсы повышения квалификации
18. Владение навыками пользователя персонального компьютера
19. Наличие государственных и отраслевых, муниципальных поощрений
20. Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах
21. Организация различных форм внеурочной деятельности с программой элективного курса по немецкому языку в старшей ступени обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных Олимпиад,
входящих в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, РТ, Министерства культуры РФ и РТ
2013-2014 уч.год
Всероссийский молодежный чемпионат по немецкому языку.
Город Пермь. Центр развития одаренности. Код школы 17010001
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Общее кол-во участников |
Кол-во участников | 7 | 11 | 1 | 5 | 2 | 0 | 0 | 26 |
Место в городе Кызыле
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего | ||
победитель | Жанжигитова Асель | 0 | Буянды Саша | 0 | Оюн Андрианна | 3 | |
2 место | Бланк Виктория | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
3 место | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Место в республике Тыва
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего | ||
победитель | Жанжигитова Асель | 0 | Буянды Саша | 0 | Оюн Андрианна | 3 | |
2 место | Бланк Виктория | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
3 место | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2014-2015 уч.год
Молодежный чемпионат по немецкому языку.
Город Пермь. Центр развития одаренности. Код школы 17010001
Количество участников
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Общее кол-во участников |
2014-2015 | 0 | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
Место в городе Кызыле
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего | |
победитель | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 место | 0 | Хертек Снежана | 0 | 0 | 0 | 1 |
3 место | 0 | Сандрагай лова Анастасия | 0 | 0 | 1 |
Место в республике Тыва
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего | |
победитель | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 место | 0 | Хертек Снежана | 0 | 0 | 0 | 1 |
3 место | 0 | Сандрагай лова Анастасия | 0 | 0 | 0 | 1 |
Сводная таблица победителей за два года
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего |
2013-2014 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |
2014-2015 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого за два года | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |
Сводная таблица призеров за два года (2 место)
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего |
2013-2014 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2014-2015 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Итого за два года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Сводная таблица призеров за два года (3 место)
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего |
2013-2014 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2014-2015 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Итого за два года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Г.Кызыл | РТ | |||||
год | 2013-2014 | 2014-2015 | Итого | 2013-2014 | 2014-2015 | Итого |
победитель | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 |
2 место | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 место | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация различных форм внеурочной деятельности
Предварительный просмотр:
Системность в организации воспитательной и социально-направленной деятельности с родительской общественностью
Предварительный просмотр:
Отсутствие правонарушений учащимися класса
Предварительный просмотр:
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
№ | Документ | Дата выдачи | класс | Занятое место | Выписка из грамоты |
1 | Грамота | 5б | За лучшую работу в конкурсе плакатов ко Дню учителя | ||
2 | Грамота | 31.10.13 | 5б | III | Общешкольный конкурс «Минута Славы» |
3 | Грамота | 16.11.13 | 5б | I | Интеллектуальная игра «Эрудит» ко Дню рождения школы |
4 | Грамота | 25.10.13 | 5б | I | Конкурс агитбригад по ПДД и ЗОЖ |
5 | Грамота | Приказ №87 от 23.05.14 | 5б | Победитель | Конкурс «Класс года 2014» |
6 | Грамота | 23.10.14 | 6б | II | По школе. Интеллектуальная игра «Эрудит» ко Дню рождения школы |
7 | Грамота | 23.10.14 | 6б | III | По школе. Интеллектуальная игра «Эрудит» ко Дню рождения школы |
8 | Грамота | 23.10.14 | 6б | I | Среди 6-х классов. Интеллектуальная игра «Эрудит» ко Дню рождения школы |
9 | Грамота | 22.05.15 | 6б | Победитель | Конкурс «Класс года 2015» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Публичное представление педагогического опыта на курсах повышения квалификации
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступления на презентациях, конференциях и круглых столах
№ | Наименование документа | № | Дата выдачи | Тема | Форма проведения | Кем выдан |
Сертификат | 04 | 16.02.12 | «От идеи до воплощения» Республиканский фестиваль педагогических идей | Выступление Внеклассная работа. «Творческо-языковой проект: Мюзикл «Das Leben ist Wunderschön» «Жизнь прекрасна» | ГАОУ ДПО (ПК) С Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров | |
Сертификат | 4 | 16.03.12 | Педагогический опыт-копилка профессионального мастерства. Республиканский фестиваль педагогических идей | Выступление Внеклассная работа. «Творческо-языковой проект: Мюзикл «Das Leben ist Wunderschön» «Жизнь прекрасна» | ||
Сертификат | 606 | 24.03.12 | Круглый стол. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку в школе. Республиканский уровень. | Доклад «Интегрированные уроки» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Руководство методическим объединением
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Владение навыками пользователя персонального компьютера
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация различных форм внеурочной деятельности
ЕГЭ – без проблем
Программа элективного курса по немецкому языку
в старшей ступени обучения
Пояснительная записка
Основанием для разработки данной программы послужили следующие причины:
Всем известно, что иностранный язык стал языком международной коммуникации, а в условиях расширенных экономических и культурных связей России стал востребован его деловой аспект, столь необходимый для представителей самых разных профессий. К сожалению, существующие УМК по немецкому языку предоставляют ограниченное количество материала данного аспекта. При использовании языка важно иметь в виду грамматику, правильное употребление всех грамматических правил.
Элективный курс “ЕГЭ – без проблем” рассчитан на учащихся 10-11 классов, готовящихся к письменной части экзамена в формате ЕГЭ, желающих соответствовать европейскому уровню владения иностранным языком. Учащиеся 10-11 классов в основном ознакомлены и владеют целым рядом грамматических явлений. На старшем этапе рассматриваются более сложные грамматические явления и доминирует расширение словарного запаса, грамматические темы не выходят на первый план. Грамматические явления вводятся ситуативно и в связи с конкретным текстом. Данный курс представляет собой в значительной степени углубленное повторение, обобщение, систематизацию и совершенство изученного учащимися грамматического материала. Цель курса – повысить результативность обучения учащихся немецкому языку и обеспечить их качественную подготовку, соответствующую уровню С1, владения иностранным языком (“Европейский языковой портфель”)
Цели и задачи изучения курса
Обучение практической грамматике призвано:
- Способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитию их творческих способностей;
- Стимулировать познавательную активность учащихся, формировать у них потребность в самостоятельном приобретении знаний и способность к автономному обучению в течение всей жизни;
- Развивать у учащихся способность к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместное решение проблем различного характера;
- Мотивировать учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, формируя при этом позитивное отношение к народам-носителям изучаемого языка и их культурам;
- Развивать межкультурную компетенцию учащихся;
- Совершенствовать и развивать уровень информационной и коммуникативной компетентностей как средства современной межкультурной коммуникации, неотъемлемо от условия успешной социализации личности.
Грамматические умения и навыки в процессе обучения должны давать учащимся возможность:
- В соответствии со своими интересами и потребностями осуществлять непосредственные контакты с представителями стран изучаемого языка и поддерживать их в разнообразных коммуникативных ситуациях, адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, строить собственные высказывания логично и понятно для собеседника, относительно свободно используя при этом выразительные средства немецкого языка;
- Письменно фиксировать и передавать информацию различного объема и характера;
- Творчески “обращаться” с немецким языком, воспринимать эстетику языка и текста, пользоваться немецким языком для творческого самовыражения;
- Переводить с немецкого языка на русский и с русского языка на немецкий в наиболее типичных ситуациях устного общения.
Элективный курс рассчитан для учащихся 10-11 классов в объеме 68 программных часов с продолжительностью в два года при недельной нагрузке 1 час в неделю. Для этого курса необходимы учебные пособия:
- Практическая грамматика (немецкий язык), Д. А. Паремская, Минск, “Высшая школа”, 2003.
- Справочник по грамматике немецкого языка, Н. Б. Соколова, И. Д. Молчанова, Москва, “Просвещение”, 2003.
Содержание программы
Являясь компонентами разных видов речевой деятельности, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому под грамматическим навыком говорения мы будем понимать стабильное правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения, таким образом, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке, мы будем называть речевыми морфологическими навыками. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и их детерминантов, прилагательных и местоимений в немецком языке, личных окончаний глаголов в немецком языке.
Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в немецком языке в устной речи, мы определяем как синтаксические речевые навыки, т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами предложений.
Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки с тем, однако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т.е. графическими и орфографическими навыками.
Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков, прежде всего тем, что они носят дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного вида речи.
Характеризуя грамматические навыки в рецептивных видах речевой деятельности, мы считаем важным подчеркнуть следующее:
Под рецептивными грамматическими навыками мы будем понимать автоматизированные действия по узнаванию и понимаю грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку рецепция устного и письменного текста может иметь место, как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки следует классифицировать на рецептивно активные и рецептивно пассивные грамматические навыки чтения и аудирования.
Рецептивно активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений. Рецептивно активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями.
Наряду с активно рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся должны быть сформированы также пассивно рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала). К таким навыкам относятся:
- навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта;
- дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа грамматической информации текста;
- упрощать (выражать более простыми языковыми средствами) письменную информацию/текст;
- строить логичные и связанные высказывания большего объема;
- заполнять таблицы, схемы заданной/полученной информацией;
- использовать справочную литературу различного характера;
- делать выводы.
Методы и формы обучения
Речевые задачи | Коммуникативные умения | Возможные формы и приемы работы |
Устанавливать и поддерживать контакт с партне-ром по общению | Письменно и устно сообщать, запрашивать информацию; Обмениваться опытом. | Написание письма. |
Выражать чувства, эмоции | Выражать сочувствие, симпатии, разочарование | Написание писем немецкому другу; Краткая передача содержания текста. |
Рассказывать и изображать что-либо | Представлять результаты парной и групповой работы; Самостоятельно готовить сценарии, тематика и проблематика которых соответствует тематике урока; Оформлять свои ассоциации, идеи, впечатления; Привести аргументы, тезисы, подтверждающие что-либо | Подготовка сценария, сочинение фантастических историй |
Переводить | Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот; Переводить с русского языка на немецкий. | Выступление в роли переводчика в разы-грываемых ситуациях повседневного общения |
Передать содержание текста | Передать общее, полное (детальное) содержание текста или нужной, интересующей учащегося информации, содержащейся в тексте | Передача содержания текста с опорой на ключевые слова; Рассказ о событиях; Комментирование фактов, событий. |
Переработать творчески текст | Придумать начало, конец истории, рассказа; Написать собственный рассказ по заголовку прочитанного или прослушанного текста; Интерпретировать содержание текста (с элементами фантазии); Дополнить содержание текста за счет добавления в него собственных идей, мнений, описаний. | Написание сценария к тексту, постановка по сценарию; Написание письма читателя к автору; Восстановление текста.
|
Формы контроля уровня достижений учащихся
Цель контроля | Тип задания | Характеристика задания | Специфика объектов контроля |
Проверка уровня сформированности лексических и грамматических навыков | Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов | Задания закры-того типа, по-скольку пра-вильный ответ учащимся не формулируется, а выбирается из числа предложенных альтернатив | Проверяется в большей степени умение учащихся сделать правильный выбор |
Проверка уровня сформированности лексических и грамматических навыков, частично также умений читать и аудировать | Трансформация/завершение заданных предложений; конструирование предло-жений из заданных лек-сических/грамматических элементов; заполнение про пусков в тексте; написание диктантов с пропусками | Задания полуот-крытого типа, поскольку уч-ся формулирует свой вариант ответа в строго заданном контексте | Дать объективную оценку ответа учащегося не всегда представляется возможным |
Проверка уровня сформированности умений говорить и писать на немецком языке | Составление устных и письменных высказываний с опорой на ключевые слова, иллюстрации, заданный сюжет и т.д. | Задания открытого типа, поскольку учащийся самостоятельно порождает устное или письменное высказывание | Дать бъектив-ную оценку трудно, при этом лексиче-ские,граммати-ческие ошиб-ки не должны играть важной роли |
Критерии оценки
Критериями оценки практического владения учащимися грамматических явлений являются:
- степень соответствия письменного высказывания речевому намерению, теме и ситуации общения;
- уровень речевого творчества, т.е. умение самостоятельно использовать языковые средства в новых ситуациях общения;
- сложность высказывания с точки зрения содержания, тематики, передаваемых понятий, уровня языковой трудности;
- характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствия/несоответствия грамматическим, лексическим нормам немецкого языка.
Контроль сформированности грамматических навыков может иметь тестовый характер. Однако используемые при этом тесты должны быть коммуникативно-ориентированными и не занимать слишком большое место среди контрольных заданий других типов.
Результаты изучения курса
Элективный курс «ЕГЭ – без проблем» дает возможность :
а) развивать и стимулировать умение учащихся осуществлять взаимо- и самооценку уровня владения теми или иными аспектами языка и видами коммуникативной деятельности;
б) самостоятельно готовить сценарии, тематика и проблематика которых соответствует тематике урока;
в) оформлять свои ассоциации, идеи, впечатления;
г) привести аргументы, тезисы, подтверждающие что-либо;
д) обеспечить их качественную подготовку, соответствующую уровню С1, владения иностранным языком.
Характеристика временных и материальных ресурсов, необходимых для освоения элективного курса «ЕГЭ – без проблем»
Класс | К - во часов в неделю | Кол-во часов за год | Объем програм-мы в часах | Продолжительность курса | Учебные пособия |
10 | 1 | 34 | 68 | Два года | Практическая грамматика (немецкий язык), Д. А. Паремская, 2006. Справочник по грамматике немецкого языка, Н. Б. Соколова, И. Д. Молчанова, Москва, “Просвещ”, 2006 |
11 | 1 | 34 |
Тематическое планирование элективного курса «ЕГЭ – без проблем» 10 класс
Тема | Кол-во часов | |
Имя существительное | Артикль: неопределенный, определенный. Склонение существительных. Типы склонений существительных. Множественное число существительных. Новые правила немецкой орфографии. | 8 |
Имя Прилагательное | Склонение прилагательных. Типы склонений прилагательных. Степени сравнения. | 7 |
Глагол | Управление глаголов. Модальные глаголы. Инфинитив. Временные формы глагола. Страдательный залог. Passiv. Временные формы Passiv Passiv с модальными глаголами. | 8 |
Предлоги | Предлоги Винительного падежа. Предлоги Винительного и Дательного падежей Предлоги, требущие Genitiv. Предлоги, требующие Dativ. | 6 |
Пунктуация | Новые правила правописания: знаки препинания в простом, сложносочиненном и сложноподчиненном Предложении. | 5 |
Итого: | 34 часа |
11 класс
Тема | Кол-во часов | |
Сослагательное наклонение (конъюктив) | Временные формы конъюктива. Конъюктив вспомогательных глаголов. Модальные глаголы в конъюктиве. Конъюктив в косвенной речи. | 8 |
Синтаксис. Простое предложение | Порядок слов в простом предложении. Порядок слов в вопросительном предложении. Порядок слов в повелительном предложении. Средства выражения отрицания. | 4 |
Сложносочиненное предложение | Предложения с союзами: und, aber, denn, jеder, deshalb, nicht nur… sondern auch, weder … noch, sowohl…als auch… | 6 |
Сложноподчиненное предложение | Порядок слов в сложноподчиненном предложении. Типы сложноподчиненных предложений. Союзы сложноподчиненных предложений. | 6 |
Словообразование | Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Субстантивация. Адъективация. Образование глаголов с помощью приставок. Словосложение. | 4 |
Местоимение | Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Отрицательные местоимения. Безличное местоимение. | 3 |
Междометие |
| 3 |
Итого: | 34 часа |
Календарно- тематическое планирование элективного курса
«ЕГЭ – без проблем» 10 класс
Тема | Кол-во часов | Цели обучения. Учащиеся должны уметь: |
Имя существительное | 8 | Систематизировать и обобщать грамматические явления, усвоенные на предыдущих этапах обучения; Корректно пользоваться грамматической терминологией; Знать и уметь использовать в речи: правила употребления артикля, различать типы склонения и уметь склонять существительные, уметь образовывать мн. ч. сущ-х.; Письменно оформить высказывание с учетом новых правил немецкой орфографии: упорядочение звукобуквенных соответствий. |
Имя прилагательное | 7 | Систематизировать знания и практически использовать в речи грамматические явления: склонение прилагательных, степени сравнения. |
Глагол | 8 | Владеть грамматическими явлениями: управление глаголов, модальные глаголы, употребление инфинитива, временные формы глаголов, Passiv, Passiv с модальными глаголами; Систематизировать и обобщать грамматические явления, усвоенные на предыдущих этапах обучения; Корректно пользоваться грамматической терминологией; |
Предлоги | 6 | Употреблять предлоги в речи; Осознанно употреблять грамматические явления в речи: предлоги, требующие Genitiv, Dativ. |
Пунктуация | 5 | Владеть новыми правилами правописания: знаками препинания в простом и сложносочиненном, сложноподчиненном предложении. |
Итого: | 34 |
11 класс
Тема | Кол-во часов | Цели обучения. Учащиеся должны уметь: |
Сослагательное наклонение (Конъюнктив) | 8 | Владеть грамматическими явлениями: Pras, Prat. Конъюнктива, конъюнктив вспомогательн. гл., модальные глаголы в конъюнктиве, конъюнктив в косвенной речи. |
Синтаксис. Простое предложение. | 4 | Систематизировать и обобщать следующие грамматические явления: порядок слов в простом, вопросительном, повелительном предложении, средства выражения отрицания. |
Сложносочиненное предложение. | 6 | Владеть грамматическими явлениями: сложносочиненными предложениями с союзами und, aber, denn, ader, deshalb, nicht nur…sondern auch, weder…noch, sowohl…als, auch и т. д. |
Сложноподчиненное предложение. | 6 | Систематизировать и обобщать грамматические явления, усвоенные на предыдущих этапах; Владеть практически следующими грамматическими явлениями: видами придаточных предложений, порядком слов в придаточном предложении, соединение с помощью подчинительных союзов, относительных местоимений. |
Словообразование. | 4 | Овладеть следующими грамматическими явлениями: образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов, субстантивация и адъективация, образование глаголов с помощью приставок, словосложение; Письменно оформить высказывание с учетом новых правил немецкой орфографии. |
Местоимение | 3 | Систематизировать и грамотно использовать в речи грамматические явления: указательные, притяжательные, отрицательные местоимения, безличное “es”. |
Междометие. | 3 | Использовать в ситуациях общения и уметь письменно оформить высказывание с учетом новых правил немецкой орфографии. |
Итого: | 34 |
Литература для учащихся:
- Grammatik lehren und lernen. H. Funk, M. Koenig, Langenscheidt, 1997
- Grammatik mit Sinn und Verstand W. Rug, F. Tomaszewski, Klett, 2000.
- Grammatik in Feldern. J. Buscha, Verlag fur Deutsch, 2001.
- Grammatik kreativ. G. Gerngro?, W. Krenn, Langenscheidt, 2001.
- Lehr- und Ubungsbuch der deutschen Grammatik, D. Schmitt, Verlag fur Deutsch, 1999.
- Deutsch III. Studienjahr L.Korabljowa, I. Paramonowa Москва, «Просвещение», 1998
Литература для учителя:
- Все правила современного немецкого языка. «БАО-ПРЕСС» РИПОЛ классик. Москва 2005
- Практическая грамматика (немецкий язык), Д. А. Паремская, Минск, “Высшая школа”, 2006.
- Die Schonheit ist angekommtn. Ein Grammatikkrimmi, Klett, 2002.
- Справочник по грамматике немецкого языка, Н. Б. Соколова, И. Д. Молчанова, Москва, “Просвещение”, 2006