Исследовательская деятельность учащихся

Научно-практические, исследовательские, проектные работы учеников МАОУ "Комсомольская СОШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

МАОУ «Комсомольская СОШ»

Формирование здорового образа жизни учащихся

МАОУ «Комсомольская СОШ»

Областной научный форум молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Автор: Тимощенко Полина,

Россия, Заводоуковский р-он,                  

пос.Комсомольский,

МАОУ «Комсомольская СОШ»,  

5 класс

Руководитель: Шаляпина

Татьяна Александровна,

учитель английского языка

МАОУ «Комсомольская СОШ»

Пос.Комсомольский - 2014г.

Оглавление

Введение

3

Глава 1.Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся

5

1.1. Состояние здоровья детей в России  

5

1.2. Влияние различных факторов на здоровье детей

7

Глава 2. Изучение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся Комсомольской школы

10

2.1. Методы исследования                                                            

10

2.2. Ход эксперимента и его результаты

10

Выводы

15

Заключение              

16

Литература

17

Приложение

18

                                             

«Здоровье – это еще не все,

но без здоровья, все – ничто»

Артур Шопенгауэр    

Введение

Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся МАОУ «Комсомольская СОШ».

Предмет исследования: образ жизни учащихся начальной школы МАОУ «Комсомольская СОШ».

Гипотеза состоит в том, что большинство школьников ведет малоподвижный образ жизни, спортом не занимается, у некоторых имеются вредные привычки. Соответственно, здоровье учащихся имеет отклонения от нормы, а некоторые ребята имеют заболевания, в том числе и хронические, которые появились у них за время учебы в школе.

 Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
  2. определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
  3. проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности достаточно нового понимания данной проблемы, а также использовать данные по ниже приведенной исследовательской работе и блога «Формирование здорового образа жизни учащихся МАОУ «Комсомольская СОШ» на платформе сайта "Nsportal.ru" - образовательная социальная сеть (как продолжение исследовательской деятельности) в воспитательной работе школы.

Глава 1. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся

1.1. Влияние различных факторов на здоровье детей

 Неоспоримым является тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

В последнее время естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. В Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2006 году» отмечалось, что десятки миллионов человек проживают в условиях постоянного превышения ПДК токсических веществ в атмосферном воздухе. Большая нагрузка ложится на жителей санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

На территориях, где загрязнение воздушной среды определяют выбросы от предприятий химической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, наблюдается повышенная детская смертность от пневмоний.

Особую опасность представляет загрязнение атмосферного воздуха свинцом, соединения которого используется в качестве антидетонационных присадок к бензину. В городах с интенсивным движением автотранспорта содержание свинца в атмосферном воздухе достигает 6 мкг/м3. С выбросами промышленных предприятий в воздух городов России поступает до 1,6 тысяч тонн свинца. Специальные исследования, проведенные в городах Белово, Кемерово, Новокузнецк подтверждают прямую зависимость между содержанием свинца в объектах окружающей среды и в организме детей. Показано выраженное влияние свинца на детский организм, его нервную систему и зрение. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что у детей могут возникать проблемы в поведении и обучении, обусловленные воздействием свинца.         

   Наличие в источниках централизованного водоснабжения солей тяжелых металлов и хлорорганических  соединений создает  серьезную опасность для здоровья населения.

  Высокое природное содержание бора, брома, магния в питьевой воде приводит к росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения у населения.

  При радиологических исследованиях выявляются нарушения гигиенических нормативов. Они характерны для зон влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей.

  Высокий уровень загрязнения воды и почвы способствует загрязнению выращиваемой продукции и продовольственного сырья.

  Наряду с экологическими проблемами с начала 1990 года наблюдалась тенденция ухудшения демографического развития. Численность населения страны сокращается. Основная причина – превышение числа умерших над числом родившихся. Люди стали умирать более молодыми. Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте увеличился.

   По прогнозу Госкомстата России за период 1997-2010 гг. численность населения России уменьшится на 6,4 млн. человек и составит к концу прогнозного периода 141 млн. человек.

   Одним из индикаторов здоровья населения является младенческая смертность.

Уровень материнской и младенческой смертности стабильно снижается. В первые за последние 10 лет отмечено снижение частоты всех основных осложнений беременности. В последнее время в нашей стране многое делается для поддержания материнства и детства, но и этих мер пока недостаточно.

  Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением здоровья нации. Значителен рост социально опасных заболеваний. За последние годы выросла заболеваемость туберкулезом, наркоманией, алкоголизмом.

Ежегодно в России регистрируются десятки миллионов инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.

Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось в 4 раза. Соответственно, увеличилось количество хронически больных девушек. А это будущие матери – носительницы генофонда нации.

 За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 20%. Отмечается рост инвалидизации населения.

   Показатели здоровья являются наиболее объективными  и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост  и развитие организма.

1.2. Состояние здоровья детей в России

На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам.

           Забота о здоровье учащихся, о формировании здорового образа жизни  представляется весьма актуальной задачей не только для педагогов, родителей, но и самих учащихся.

          Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 – 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%, а основная часть - 50 – 55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

В 2008 году общая заболеваемость детей школьного возраста довольно высока.

         Среди детей 7-18 лет отмечается выраженный рост заболеваемости. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза.

         Особенно прогрессируют показатели заболеваемости у подростков в возрасте 15-17 лет. Сегодня 70% подростков страдают хронической патологией.

         Низкий уровень здоровья подростков помимо факторов, обусловленных отдельными формами школьного обучения, во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих  факторов риска (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.п.)

Благодаря проведению профилактических мер и вакцинации в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась заболеваемость инфекционными болезнями.

         Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма школьников.

         Изучение состояния здоровья школьников позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Факторы, влияющие на состояние  здоровья, находятся вблизи нас, задача в том, чтобы найти способы воздействия на эти факторы, оценить свое здоровье, образ жизни и подумать о том, как его изменить. Изучение и оценка состояния здоровья школьников поможет сформировать жизненную позицию, нацеленную на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение – детей, внуков и правнуков.

Глава 2. Изучение проблемы формирования здорового

образа жизни обучающихся МАОУ «Комсомольская СОШ»        

2.1. Методы исследования

Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методы: анкетирование, интервьюирование и анализ классных журналов.                

2.2. Ход эксперимента и его результаты                        

Исследовательская работа по изучению проблемы формирования основ здорового образа жизни школьников была проведена в октябре  2013 года.

  1. Было опрошено 33 человека (1-4 класс).

Нами была составлена анкета, которая включила в себя 12 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.

На вопрос №1 о ежедневной зарядке большинство ребят ответили, что они каждое утро выполняют физические упражнения. Лишь 6 отметили для себя занятия спортом (Приложение №3).

На вопрос «Едите ли вы чипсы или «кириешки»? Да ответили 19, а нет 14. (Приложение №4). Причем, хочется отметить, что 14 человек употребляют такого рода пищу 1 раз в неделю, 4 человека 2 раза в неделю и только один человек употребляет в пищу чипсы или «кириешки» 5 раз в неделю из 7 возможных (Приложение №5).

На вопросы о том, знают ли дети, что пища эта вредная практически единогласно ответили да.

Мы проанализировали с помощью классных журналов количество ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Оказалось,  что самыми активными спортсменами являются ребята 1 класса. Они посещают и школьные секции, и занимаются спортом вне школы. Третья часть детей из всех обучающихся начальной школы спортивные кружки и секции не посещает. Из тех учащихся кто ходит на тренировки предпочитают в своем большинстве Спортивные игры. (Приложение №6).

Хочется отметить, что в вопросе про режим дня, все таки большинство учащихся ответили «Да» (Приложение №7).

По результатам интервью 20 ребят пьют сок чаще, нежели, компот и лимонад. 2 человека написали «Pepsi», не смотря на то, что данного варианта не было в качестве предложенных (Приложение №8).

9 из 24 детей ответили, что взрослые в их присутствии могут позволить себе закурить (Приложение №9).

Перед уходом в школу не едят лишь 18% опрошенных. Это ученики 1 и 2 класса, которые завтракают в школе после второго урока (Приложение №10).

Что касается чистки зубов 82% опрошенных чистят зубы ежедневно утром и вечером, 15% чистят только утром и 3% чистят зубы редко (Приложение №11).

Большинство  ребят в своем рационе ежедневно употребляют овощи и фрукты (60%), 12% опрошенных вообще не употребляют в пищу ни овощи, ни фрукты. Однако, нельзя не отметить тот факт, что в школьной столовой нам (ученикам Комсомольской школы) практически каждый день дают бананы, яблоки, апельсины… И почему 12% ответили так, остается загадкой… Хотя, возможно они предпочитают более экзотические фрукты (Приложение №12).

23 обучающихся отдадут предпочтение игре на улице, нежели просмотру телевизора и игре на компьютере (Приложение №13).

Обращает на себя внимание тот факт, что представления о здоровом образе жизни разрозненны. Если объединить все понятия о здоровом образе жизни, приведенные в анкете, то получим следующее – «Здоровый образ жизни – это правильное питание, занятия спортом, наличие хорошего отдыха при соблюдении режима дня, личной гигиены, физических упражнений (н-р: зарядки и т.д.), прогулок на свежем воздухе, не курить, не пить».

Не смотря на возросший интерес педагогической общественности к здоровьесбережению, основная масса учительства плохо знакома с особенностями нового педагогического подхода (опрос учителей Комсомольской школы). Среди значительной части педагогов бытует мнение, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься медики, психологи и учителя физкультуры.

Но можно ли сформировать культуру здоровья обучающихся только на уроках физкультуры? Вряд ли. Многим педагогам необходимо поработать над решением проблемы сохранения и развития здоровья школьников на уроке.

 Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни.

Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу (Приложение №14). Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.

2.) Было опрошено 50 человек (5-11 класс).

Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.

На вопрос «Что вам больше всего нравиться  делать в свободное время». Ученики отвечали по-разному. По результатам анкетирования 20%  опрошенных в свободное время встречаются с друзьями и слушают музыку. Ученики предпочитают чтению книг просмотр телевизора.

Достаточно много учеников посещают кружки, секции и занимаются спортом.

Хочется отметить, что в вопросе о необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни, все-таки большинство учащихся ответили да (нужно придерживаться принципов ЗОЖ).

Что касается действий по сохранению здоровья, то больше половины опрошенных занимаются спортом, полноценно питаются, соблюдают режим дня.

Однако, около 12% не следят за своим здоровьем, считая, что у них все впорядке. Нельзя не отметить тот факт, что каждый день утром в школе проводится зарядка, а также есть спортивные секции баскетбола и волейбола.

На вопросы об употреблении ПАВ мнения ребят разделились: пробовали один раз 13%, изредка 10%, постоянно  5%. Хочется отметить, что большее количество обучающихся, а именно  28% ни разу не употребляли алкоголь, не пробовали наркотики, не курили (Приложение №15).

На вопрос об основных причинах употребления ПАВ самым популярными ответами стали: из-за любопытства, за компанию и способ «убить» время, так ответили 7% учащихся. (Приложение №16).

Обращает на себя внимание тот факт, что представления о здоровом образе жизни разрозненны. Если объединить все понятия о здоровом образе жизни, приведенные в анкете, то получим следующее – «Здоровый образ жизни – это правильное питание, занятия спортом, наличие хорошего отдыха при соблюдении режима дня, личной гигиены, физических упражнений (н-р: зарядки и т.д.), прогулок на свежем воздухе, не курить, не пить». (Приложение № 17,18).

Не смотря на возросший интерес педагогической общественности к здоровьесбережению, основная масса учительства плохо знакома с особенностями нового педагогического подхода (опрос учителей Комсомольской школы). Среди значительной части педагогов бытует мнение, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься медики, психологи и учителя физкультуры.

Но можно ли сформировать культуру здоровья обучающихся только на уроках физкультуры? Вряд ли. Многим педагогам необходимо поработать над решением проблемы сохранения и развития здоровья школьников на уроке.

 Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни. (Приложение №19).

Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу. Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.

Выводы

Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:

1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;

2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;

3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, не все учителя предпринимают что-либо для формирования основ здорового образа жизни школьников. Возможно, это связано с нехваткой времени.

А самое главное - обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.

Заключение

  Мы считаем необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение отношения их к собственному здоровью.

  Считаем, что необходимо формировать отношение школьников к собственному здоровью, разрабатывать профилактические и санитарно - гигиенические мероприятия для поддержания и улучшения здоровья. Эти проблемы можно решать совместно с родителями, учителями, врачами, администрацией (например, уроки здоровья, тематические классные часы, беседы, лекции, консультации, дни здоровья).

    Результаты проделанной работы доведены до сведения обучающихся и администрации школы, педагоги провели заседание Оздоровительного Совета, выступили на родительских собраниях, традиционными вы течение года стали Дни здоровья, регулярное проведение недель «Здорового образа жизни», в классах оформили уголки здоровья, в еженедельном порядке обновляется информация на блоге «Формирование здорового образа жизни учащихся МАОУ «Комсомольская СОШ».

Литература

  1. Аргунова, М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников [Текст] /М. В. Аргунова // Химия в школе. – 2009. - №1.- С.23-26.
  2. Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В.Груздева, А. Г.Муравьёв, Э. В.Гущина. – М.: АО МДС, 1996.–190 с.
  3. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг –М.: АО МДС, 2000. – 380 с.
  4. Величковский, Б. Т., Кирпичёв, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
  5. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России [Текст]. – М.: АО МДС, 1996.
  6. Самкова, В. А., Прутченков, А.С. Экологический бумеранг [Текст]: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
  7. Скалон, Н. В. Экология сибирского города [Текст].- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  8. Пономарёва, О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии [Текст]// Биология 1 сентября. – 2001. - №42
  9. http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php Географический справочник «О странах».
  10. http://nsportal.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayushchikhsya

Приложение №1

Необходимые термины:

Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) – согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Приложение №2

Анкета

Приложение №3

Ежедневное выполнение физических упражнений

Приложение №4

Употребление в пищу «кириешек» или чипсов. Количество раз в неделю

Приложение №5

Знания о вреде «кириешек» или чипсов

Приложение №6

Занятие в спортивных кружках

Приложение №7

Соблюдение режима дня

Приложение №8

Употребление в пищу таких напитков как: пепси, сок, компот, лимонад

Приложение №9

Наблюдение курения взрослых

Приложение №10

Употребление пищи перед уходом в школу

Приложение №11

Чистка зубов

Приложение №12

Употребление в пищу фруктов. Количество раз в неделю

Приложение №13

Провождение свободного времени

Приложение 14

Приёмы психологической разгрузки

Экологическая обстановка не радует, и качество нашего питания не очень высокое, при этом есть учебная нагрузка.

Отсюда – повышенная утомляемость, неврозы не только детей, но и учителей.

Поэтому вы можете использовать приёмы психологической разгрузки.

Упражнения для снятия общей усталости

  1. Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
  2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперёд и назад. Так отдыхают усталые руки.
  3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Точечный массаж головы и шеи

  1. Массируем область лба – 2-, 3-,4-м пальцами.
  2. Массируем заднюю поверхность шеи.

Физическая зарядка для глаз

  1. Зажмуриваем и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
  2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
  3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, налево.
  4. Быстро моргаем 1-2 минуты.
  5. Массажируем веки круговыми движениями

Гимнастика для ума

  1. Утренняя гимнастика под музыку. Двигаются правая нога и левая рука и, наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация усваивается лучше.
  2. Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем слова – расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.
  3. Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.

Быстрый способ улучшить самочувствие

Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на пёрышко.

Сидя за партой: едем на велосипеде, поём весёлые песни, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена.

Снятие напряжения при чтении

Возьмитесь правой рукой за левое плечо  сожмите его. Отверните голову в другую сторону Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.

Улучшение работы памяти

Положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню.

Упражнения-звукоподражания

Гласные звуки поём, подражаем голосам животных.

«И-и-и» повышает настроение.

«Ее-ее-ее» тренирует горло.

«О-оо-оо» горло лечит.

«А-а-а» снимает напряжение.

Не отрываясь, смотрим на определённый цвет 2-3 секунды.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ     - это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ  - расслабляет психику.

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ  - успокаивает, понижает кровяное давление, рассеивает негативные эмоции, помогает сконцентрироваться. 

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ – чувство веселья, способствует пищеварению.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – активизирует, вызывает прилив сил, воодушевляет.

СИНИЙ ЦВЕТ - помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.

Приложение №15

Приложение №16

Приложение №17

Приложение №18

Приложение №19

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

МАОУ «Комсомольская СОШ»

Формирование здорового образа жизни учащихся

МАОУ «Комсомольская СОШ»

(5-11 класс)

Работа на районную научно-практическую конференцию

исследовательских и проектных работ

«Первые шаги в науке»

секция «Здоровье»

Автор: Дорофеева Татьяна,

Россия, Заводоуковский р-он,                  

пос.Комсомольский,

МАОУ «Комсомольская СОШ»,  

9 класс

Руководитель: Шаляпина

Татьяна Александровна,

учитель английского языка

МАОУ «Комсомольская СОШ»

Пос.Комсомольский - 2014г.

Оглавление

Аннотация

Введение

3

4

Глава 1.Проблемы формирования здорового образа жизни школьников

6

1.1. Состояние здоровья детей в России  

6

1.2. Влияние различных факторов на здоровье детей

9

Глава 2. Изучение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся Комсомольской школы

11

2.1. Методы исследования                                                            

11

2.2. Ход эксперимента и его результаты

11

Выводы

14

Заключение              

15

Литература

16

Приложение

17

Аннотация

Изучение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся МАОУ «Комсомольская СОШ».

                                                                                           

                                                                                     

«Здоровье – это еще не все,

но без здоровья, все – ничто»

Артур Шопенгауэр    

Введение

Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших  жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся 5-11 класс МАОУ «Комсомольская СОШ».

Предмет исследования: образ жизни учащихся II и III ступени образования МАОУ «Комсомольская СОШ».

Гипотеза состоит в том, что большинство школьников ведет малоподвижный образ жизни, спортом не занимается, у некоторых имеются вредные привычки. Соответственно, здоровье учащихся имеет отклонения от нормы, а некоторые ребята имеют заболевания, в том числе и хронические, которые появились у них за время учебы в школе.

 Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
  2. определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
  3. проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности достаточно нового понимания данной проблемы, а также использовать данные по ниже приведенной исследовательской работе и с сайта «Формирование здорового образа жизни учащихся МАОУ «Комсомольская СОШ» (как продолжение исследовательской деятельности) в воспитательной работе школы.

Глава 1. Проблемы формирования здорового образа

жизни школьников

1.1. Влияние различных факторов на здоровье детей

 Неоспоримым является тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

В последнее время естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. В Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2006 году» отмечалось, что десятки миллионов человек проживают в условиях постоянного превышения ПДК токсических веществ в атмосферном воздухе. Большая нагрузка ложится на жителей санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

На территориях, где загрязнение воздушной среды определяют выбросы от предприятий химической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, наблюдается повышенная детская смертность от пневмоний.

Особую опасность представляет загрязнение атмосферного воздуха свинцом, соединения которого используется в качестве антидетонационных присадок к бензину. В городах с интенсивным движением автотранспорта содержание свинца в атмосферном воздухе достигает 6 мкг/м3. С выбросами промышленных предприятий в воздух городов России поступает до 1,6 тысяч тонн свинца. Специальные исследования, проведенные в городах Белово, Кемерово, Новокузнецк подтверждают прямую зависимость между содержанием свинца в объектах окружающей среды и в организме детей. Показано выраженное влияние свинца на детский организм, его нервную систему и зрение. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что у детей могут возникать проблемы в поведении и обучении, обусловленные воздействием свинца.         

   Наличие в источниках централизованного водоснабжения солей тяжелых металлов и хлорорганических  соединений создает  серьезную опасность для здоровья населения.

  Высокое природное содержание бора, брома, магния в питьевой воде приводит к росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения у населения.

  При радиологических исследованиях выявляются нарушения гигиенических нормативов. Они характерны для зон влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей.

  Высокий уровень загрязнения воды и почвы способствует загрязнению выращиваемой продукции и продовольственного сырья.

  Наряду с экологическими проблемами с начала 1990 года наблюдалась тенденция ухудшения демографического развития. Численность населения страны сокращается. Основная причина – превышение числа умерших над числом родившихся. Люди стали умирать более молодыми. Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте увеличился.

   По прогнозу Госкомстата России за период 1997-2010 гг. численность населения России уменьшится на 6,4 млн. человек и составит к концу прогнозного периода 141 млн. человек.

   Одним из индикаторов здоровья населения является младенческая смертность.

Уровень материнской и младенческой смертности стабильно снижается. В первые за последние 10 лет отмечено снижение частоты всех основных осложнений беременности. В последнее время в нашей стране многое делается для поддержания материнства и детства, но и этих мер пока недостаточно.

  Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением здоровья нации. Значителен рост социально опасных заболеваний. За последние годы выросла заболеваемость туберкулезом, наркоманией, алкоголизмом.

Ежегодно в России регистрируются десятки миллионов инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.

Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось в 4 раза. Соответственно, увеличилось количество хронически больных девушек. А это будущие матери – носительницы генофонда нации.

 За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 20%. Отмечается рост инвалидизации населения.

   Показатели здоровья являются наиболее объективными  и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост  и развитие организма.

1.2. Состояние здоровья детей в России

На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам.

           Забота о здоровье учащихся, о формировании здорового образа жизни  представляется весьма актуальной задачей не только для педагогов, родителей, но и самих учащихся.

          Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 – 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%, а основная часть - 50 – 55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

         В 2008 году общая заболеваемость детей школьного возраста довольно высока.

         Среди детей 7-18 лет отмечается выраженный рост заболеваемости. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза.

         Особенно прогрессируют показатели заболеваемости у подростков в возрасте 15-17 лет. Сегодня 70% подростков страдают хронической патологией.

         Низкий уровень здоровья подростков помимо факторов, обусловленных отдельными формами школьного обучения, во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих  факторов риска (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.п.).

Благодаря проведению профилактических мер и вакцинации в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась заболеваемость инфекционными болезнями.

         Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма школьников.

         Изучение состояния здоровья школьников позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Факторы, влияющие на состояние  здоровья, находятся вблизи нас, задача в том, чтобы найти способы воздействия на эти факторы, оценить свое здоровье, образ жизни и подумать о том, как его изменить. Изучение и оценка состояния здоровья школьников поможет сформировать жизненную позицию, нацеленную на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение – детей, внуков и правнуков.

Глава 2. Изучение проблемы формирования здорового

образа жизни обучающихся МАОУ «Комсомольская СОШ»        

2.1. Методы исследования

Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методы: анкетирование, интервьюирование и анализ классных журналов.    

2.2. Ход эксперимента и его результаты                        

Исследовательская работа по изучению проблемы формирования основ здорового образа жизни школьников была проведена в октябре  2013 года.

Было опрошено 50 человек (5-11 класс).

Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.

На вопрос «Что вам больше всего нравиться  делать в свободное время». Ученики отвечали по-разному. По результатам анкетирования 20%  опрошенных в свободное время встречаются с друзьями и слушают музыку. Ученики предпочитают чтению книг просмотр телевизора.

Достаточно много учеников посещают кружки, секции и занимаются спортом.

Хочется отметить, что в вопросе о необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни, все-таки большинство учащихся ответили да (нужно придерживаться принципов ЗОЖ).

Что касается действий по сохранению здоровья, то больше половины опрошенных занимаются спортом, полноценно питаются, соблюдают режим дня.

Однако, около 12% не следят за своим здоровьем, считая, что у них все впорядке. Нельзя не отметить тот факт, что каждый день утром в школе проводится зарядка, а также есть спортивные секции баскетбола и волейбола.

На вопросы об употреблении ПАВ мнения ребят разделились: пробовали один раз 13%, изредка 10%, постоянно  5%. Хочется отметить, что большее количество обучающихся, а именно  28% ни разу не употребляли алкоголь, не пробовали наркотики, не курили (Приложение №3).

На вопрос об основных причинах употребления ПАВ самым популярными ответами стали: из-за любопытства, за компанию и способ «убить» время, так ответили 7% учащихся. (Приложение №4).

Обращает на себя внимание тот факт, что представления о здоровом образе жизни разрозненны. Если объединить все понятия о здоровом образе жизни, приведенные в анкете, то получим следующее – «Здоровый образ жизни – это правильное питание, занятия спортом, наличие хорошего отдыха при соблюдении режима дня, личной гигиены, физических упражнений (н-р: зарядки и т.д.), прогулок на свежем воздухе, не курить, не пить». (Приложение № 5, 6).

Не смотря на возросший интерес педагогической общественности к здоровьесбережению, основная масса учительства плохо знакома с особенностями нового педагогического подхода (опрос учителей Комсомольской школы). Среди значительной части педагогов бытует мнение, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься медики, психологи и учителя физкультуры.

Но можно ли сформировать культуру здоровья обучающихся только на уроках физкультуры? Вряд ли. Многим педагогам необходимо поработать над решением проблемы сохранения и развития здоровья школьников на уроке.

 Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни. (Приложение №7).

Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу. Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным. (Приложение №8).

Выводы

Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:

1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;

2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;

3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, не все учителя предпринимают что-либо для формирования основ здорового образа жизни школьников. Возможно, это связано с нехваткой времени.

А самое главное - обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.

Заключение

  Мы считаем необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение отношения их к собственному здоровью.

  Считаем, что необходимо формировать отношение школьников к собственному здоровью, разрабатывать профилактические и санитарно - гигиенические мероприятия для поддержания и улучшения здоровья. Эти проблемы можно решать совместно с родителями, учителями, врачами, администрацией (например, уроки здоровья, тематические классные часы, беседы, лекции, консультации, дни здоровья).

    Результаты проделанной работы доведены до сведения обучающихся и администрации школы, педагоги провели заседание Оздоровительного Совета, выступили на родительских собраниях, традиционными вы течение года стали Дни здоровья, регулярное проведение недель «Здорового образа жизни», в классах оформили уголки здоровья.

Литература

  1. Аргунова, М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников [Текст] /М. В. Аргунова // Химия в школе. – 2009. - №1.- С.23-26.
  2. Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В.Груздева, А. Г.Муравьёв, Э. В.Гущина. – М.: АО МДС, 1996.–190 с.
  3. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг –М.: АО МДС, 2000. – 380 с.
  4. Величковский, Б. Т., Кирпичёв, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
  5. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России [Текст]. – М.: АО МДС, 1996.
  6. Самкова, В. А., Прутченков, А.С. Экологический бумеранг [Текст]: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
  7. Скалон, Н. В. Экология сибирского города [Текст].- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  8. Пономарёва, О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии [Текст]// Биология 1 сентября. – 2001. - №42
  9. http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php Географический справочник «О странах».
  10. http://nsportal.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayushchikhsya

Приложение №1

Необходимые термины:

Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) – согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Приложение №2

Анкета

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

 

Приложение №8

Приёмы психологической разгрузки

Экологическая обстановка не радует, и качество нашего питания не очень высокое, при этом есть учебная нагрузка.

Отсюда – повышенная утомляемость, неврозы не только детей, но и учителей.

Поэтому вы можете использовать приёмы психологической разгрузки.

Упражнения для снятия общей усталости

  1. Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
  2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперёд и назад. Так отдыхают усталые руки.
  3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Точечный массаж головы и шеи

  1. Массируем область лба – 2-, 3-,4-м пальцами.
  2. Массируем заднюю поверхность шеи.

Физическая зарядка для глаз

  1. Зажмуриваем и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
  2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
  3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, налево.
  4. Быстро моргаем 1-2 минуты.
  5. Массажируем веки круговыми движениями

Гимнастика для ума

  1. Утренняя гимнастика под музыку. Двигаются правая нога и левая рука и, наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация усваивается лучше.
  2. Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем слова – расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.
  3. Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.

Быстрый способ улучшить самочувствие

Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на пёрышко.

Сидя за партой: едем на велосипеде, поём весёлые песни, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена.

Снятие напряжения при чтении

Возьмитесь правой рукой за левое плечо  сожмите его. Отверните голову в другую сторону Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.

Улучшение работы памяти

Положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню.

Упражнения-звукоподражания

Гласные звуки поём, подражаем голосам животных.

«И-и-и» повышает настроение.

«Ее-ее-ее» тренирует горло.

«О-оо-оо» горло лечит.

«А-а-а» снимает напряжение.

Не отрываясь, смотрим на определённый цвет 2-3 секунды.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ     - это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ  - расслабляет психику.

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ  - успокаивает, понижает кровяное давление, рассеивает негативные эмоции, помогает сконцентрироваться. 

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ – чувство веселья, способствует пищеварению.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – активизирует, вызывает прилив сил, воодушевляет.

СИНИЙ ЦВЕТ - помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.