Для Вас, родители

На странице "Для Вас, родители" можно найти интересную информацию по воспитанию детей, полезные советы, программы социальных проектов, беседы и тренинги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание трудных подростков

(беседа для родителей)

Переходный возраст по праву считается сложным. Организм ребенка начинает перестраиваться, меняется гормональный фон, что влечет за собой массу метаморфоз. В это время некоторые отделы головного мозга функционируют особенно активно, что не только заставляет подростка ясно и много мыслить, но и делает его неусидчивым, гиперактивным, эмоционально неустойчивым. Стартует становление личности. Ребенок начинает поиск своего я, задумывается об окружающей его реальности: для этого периода характерно желание изменить мир. Наблюдаются перемены и во внешности: под влиянием гормонов может ухудшиться состояние кожи и волос, что способно вызвать у подростка комплексы. Поэтому винить ребенка, переживающего переходный период, в перепадах настроения не стоит: это от него не зависит. Но все ли подростки — трудные?

На самом деле это достаточно емкий термин, толковать который можно по-разному и весьма широко. В целом считается, что поведение трудных подростков – это впадание в крайности. Такой ребенок просто неуправляем, родители и учителя не имеют для него никакого авторитета. Он ведет себя излишне вызывающе и даже способен нарушить закон (возможно, он уже это делал не раз). Этим детям присущи вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), они рано вступают в половые отношения, любят наряды, привлекающие внимание, возможно, примыкают к каким-либо субкультурам. Школа для трудных подростков – это место, куда они ходят пообщаться со сверстниками, учеба их мало интересует. Конечно, не обязательно все эти признаки в полном количестве сочетаются в одном ребенке, но какая-то часть непременно присутствует.

Воспитание трудных подростков

Воспитание трудных подростков дело не простое. Прежде чем разобраться, какую тактику следует избрать родителям, необходимо понять два важных фактора: как и зачем подросток становится трудным. И кто в этом виноват. А виновата во всех случаях семья. Именно от воспитания зависит, каким будет ребенок в переходном возрасте.

Причины «трудности» подростка могут быть следующими:

  • он растет в неполной семье и лишен возможности наблюдать за примерами построения полноценных и гармоничных отношений
  • у мамы и папы сложные отношения друг с другом или они в разводе, и каждый из них пытается «перетянуть одеяло» на свою сторону
  • эмоциональная связь между родителями и их чадом отсутствует
  • мама и папа считают, что все достижения ребенка – исключительно их заслуга, если бы не они, он бы ничего не добился, и не забывают регулярно напоминать об этом сыну или дочери
  • родители мало занимались своим чадом или не занимались им вовсе, поручив эту задачу школе, бабушкам-дедушкам или улице
  • родители, напротив, слишком много занимались ребенком, он единственное, что их интересует в жизни, и все свои усилия они направляли и направляют исключительно на него
  • маленького человечка жестоко наказывали, причем мера наказания не соответствовала провинности
  • в семье применяются разные подходы воспитания (например, мама говорит одно, папа – противоположное, или в воспитании старшего ребенка и младшего ребенка применялись разные принципы) и у чада, говоря языком подростков, «едет крыша» от обилия и противоречивости информации
  • родители не смогли подружиться со своим чадом
  • мама и папа пытаются компенсировать недостаток внимания со своей стороны дорогими подарками

Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что поведение трудного подростка:

  • является подражанием взрослым (если мама и папа ругаются или даже дерутся, то вряд ли их чадо будет в свободное время читать стихи хорошо поставленным голосом)
  • обусловлено непониманием, чего от него, собственно хотят
  • является результатом недостатка заботы и внимания. Любой его поступок – это мольба о том, чтобы родители наконец обратили на него внимание и показали, что он им нужен

Таким образом, все действия для того, чтобы в вашей семье никогда не узнали, что такое проблемы трудных подростков, должны осуществляться с ранних лет малыша. Он должен чувствовать, что мама и папа – это его друзья, что они всегда помогут. С ним нужно много разговаривать, интересоваться его проблемами. А когда начнется переходный возраст, необходимо объяснять, что с ним происходит, и как с этим справляться. Но что делать, если ребенок уже успел стать трудным подростком?

Работа с трудными подростками

Работа с трудными подростками должна осуществляться с помощью психолога. Ведь родители уже успели наделать немало ошибок в воспитании, что и привело к такому плачевному результату. И далеко не во всех случаях они способны исправить их самостоятельно. Мама и папа должны признать свою вину и понять, в чем конкретно были допущены ошибки, чтобы избежать их впоследствии. Также родителям следует быть готовыми к тому, что психолог будет работать не только с их ребенком, но и с ними. Ведь проблемы начались из-за того, что в семье было что-то не так.

Хороший специалист всегда способен оказать квалифицированную помощь трудным подросткам и их родителям. Поэтому не следует пренебрегать общением с ним – в противном случае ситуация может окончательно выйти из-под контроля.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»                                  «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель директора                         Директор МБОУ СОШ №7

МБОУ СОШ №7                              по УВР МБОУ СОШ №7                           п. Углегорск

п. Углегорск                                     п. Углегорск                                                __________Павленко О.В.

__________________                      _____________________                 Приказ №_____

Протокол №__                                «__»__________201   г.               от «__»__________201  г.

от «__»________201  г.

Социальный проект  

по работе  с трудными подростками

«Школьная газета»

Сейитмедова Е.Ю.

учитель французского языка

Проект «Школьная газета»

             Проект «Школьная газета» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, реализуется в рамках работы экспериментальной площадки «Развитие и функционирование начальной школы в режиме полного дня» и предназначен для  организации познавательной деятельности младших школьников.

Актуальность проекта обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с трудными детьми, направлена на снижение правонарушений путём вовлечения подростков в социально-направленную деятельность.

         В  настоящее время разработано достаточное количество образовательных проектов, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данный образовательный проект предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества как обучающихся младших, так и старших классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети во время реализации проекта, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данного проекта,  направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка,  но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Новизна проекта «Школьная газета» состоит в том, что он создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации проекта, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературы, риторики, иностранного языка.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной  деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие  навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Особую значимость данный проект имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, как  имеющим активную  жизненную позицию, так и не знающим чем себя занять в свободное время, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

 Этапы  реализации проекта:

сентябрь: организационный этап.

октябрь-ноябрь: подготовительный этап

декабрь-апрель: практический этап.

Май: подведение итогов работы над проектом.        

Цель проекта: создание   пространства для социальных практик трудный подростков и приобщение  их к общественно значимым делам 

Задачи проекта:

  • познакомить школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
  • формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
  • способствовать формированию  коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве,  создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  • развивать  психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
  • способствовать освоению ИКТ - средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.

Проект  предусматривает  формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации проекта используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- встреча с журналистами;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в  газетах.

Настоящий проект построен в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным,  творить и сотрудничать – этому способствуют  активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Продолжительность занятий – 40-45 минут.

Контроль  за усвоением знаний:

Контроль знаний осуществляется  через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.

Условия реализации образовательной программы:

  • Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта: 10 – 16 лет
  • Сроки реализации проекта: 2013 – 2014 уч. год

Требования к знаниям и умениям:

Проект позволяет формировать у учащихся:

 познавательные учебные действия

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  • установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  •  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

К концу реализации проекта  учащиеся должны знать:

- основные цели и задачи средств массовой информации;

- иметь представление о профессии журналист;

- основные жанры журналистики;

- особенности основных компьютерных программ

                                               

  должны уметь:

- строить устное и письменное сообщение;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- иметь  навык работы на персональном компьютере;

-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- готовить  и публиковать материалы в прессе        под руководством педагога.

Результатом деятельности трудных подростков  в рамках  проекта «Школьная газета» станет выпуск школьной газеты для младших школьников  с использованием  ИКТ - технологий.

 


План реализации проекта и тематика занятий

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия

Дата прове

дения

1 этап

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Агитационная деятельность,  набор обучающихся в группу по работе над проектом

1

Вводное занятие. История российской газеты

1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение

5.09

2

Профессия - журналист

1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом Зубаревой Т.П.

12.09

3

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе

1

Факт – основной материал для работы журналиста

19.09

4

Жанр журналистики — заметка

1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение.

26.09

2 этап

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»

1

Заметка информационного характера

3.10

6

Жанр журналистики — репортаж

1

Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста

10.10

7

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Написание репортажа с любимого урока

17.10

8

Жанр журналистики — статья

1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные

24.10

9

Практическая работа «Написание статьи»

1

Написание статьи о проблемах нашего класса

31.10

10

Жанр журналистики — интервью

1

Вид интервью - диалог

14.11

11

Практическая работа «Интервью с учителем»

1

Работа над интервью

21.11

12

Жанры журналистики - фельетон

1

Острая злободневная критика

28.11

13

Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика»

1

Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью

5.12

14

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Знакомство с разными видами шрифтов

12.12

15-16

Работа на ПК. Программа   MS WORD

2

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка

19.12

26.12

17

Практическая работа  «Текст, заголовок»

1

Упражнение в написании современным шрифтом

16.01

18

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж

1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»

23.01

19

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Пейзаж, композиция, портрет

30.01

20-21

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

Работа над фоторепортажем

6.02

13.02

22-23

Работа на ПК. Программа    

MS POWER POINT.

2

Особенности работы в программе  MS POWER POINT.

20.02

27.02

24

Практическая работа «Презентация»

1

Работа над составлением презентации

6.03

25-26

Работа на ПК. Программа    

 MS PUBLISHER

2

Особенности работы в программе MS PUBLISHER

13.03

20.03

27

Практическая работа «Праздничная открытка»

1

Работа над оформлением праздничной открытки  в программе MS PUBLISHER

27.03

28-29

Практическая работа «Выпуск праздничной  газеты ко Дню Победы»

2

Работа над выпуском газеты

3.04

10.04

30-31

Практическая работа  «Афиша для школьного спектакля»

2

Работа над выпуском газеты

17.04

24.04

32-34

Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»

3

Работа над выпуском газеты

15.05

22.05

ИТОГ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ,

НАГРАЖДЕНИЕ АКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЫСТАВКА САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ НОМЕРОВ


Используемая литература для учителя:

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Используемая литература для обучающихся:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ СОШ № 7

ЗАТО  Углегорск

Протокол № ________

от «____»___________2013 г.

____________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ № 7

ЗАТО Углегорск

_________Е.С. Руденко

«____»___________2013г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 7

ЗАТО Углегорск

________О.В.Павленко

«___»____________2013 г.

Адаптированная

образовательная программа по французскому языку для обучающихся 5-9 классов

по VII виду обучения

Сейитмедова Елена Юрьевна

учитель французского языка

высшая квалификационная категория

Аннотация

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по французскому  языку, примерной программы основного общего образования по французскому языку для 5 –9 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы под редакцией А.С. Кулигиной, Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной с учетом психофизических особенностей обучающихся  с задержкой психического развития.

Раздел  I

Пояснительная записка

Рабочая программа по французскому языку разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по французскому языку, примерной программы основного общего образования по французскому языку для 5 –9 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы под редакцией   А.С. Кулигиной, «Твой друг французский язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2013 и А.С. Кулигина, «Твой друг французский язык, 5-6 класс» и Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина «Синяя птица для 7-8 классов», Москва «Просвещение», 2010 с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития.

В настоящую программу внесены изменения: добавлены изучаемые дидактические единицы, изменено распределение количества часов на изучаемые разделы в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения французского языка, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об Образовании в РФ".

Федеральный закон от 1 декабря 200 7 г. N 309-ФЗ О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения

понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.)

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией

Н.Е. Галеевой.

Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов (разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» No1,2,3 в 1993 г.)

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089

(ред. от 31.01.2012)

"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

Структура документа

Программа по французскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся с системой контрольно-измерительных материалов.

Содержание курса французского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания французского языка.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в

силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут

освоить Программу по французскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся

общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации,

затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.

Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.

Однако общеобразовательная  школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по французскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому

Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся с ЗПР по французскому языку.

Новизна программы

Новизна Программы заключается в:

логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ЗПР;

выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.

систематизировании занятий для прочного усвоения материала.

Значимость программы

Значимость данной Программы заключается в углублении лингвистических знаний, овладении иностранной культурой устной и письменной речи учащихся с ЗПР на базовом уровне; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логического мышления.

Место курса в образовательной программе

Предмет «иностранные языки» включен в образовательную область «фи-лология» наряду с русским языком и литературой.

Иностранный язык (в том числе французский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников с ЗПР. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка на базовом уровне.

Цели обучения

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие цели:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения

знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к французскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных

умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение французским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного

запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний об устройстве и функционировании французского языка

в различных сферах и ситуациях общения; о французском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать

языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте французского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;

Место предмета в базисном учебном плане школы

Рабочая программа рассчитана на 510 часов:

5 класс

–102 часов (3 часа в неделю);

6 класс

–102 часов (3 часа в неделю);

7 класс

 -102 часов (3 часа в неделю);

8 класс

– 102 часов (3 часа в неделю);

9 класс

– 102 часов (3 часа в неделю).

Программа курса способствует осознанию идеи единства и многообразия в окружающем мире, пониманию роли и места своей культуры в контексте

общемировой, позволяет получить умения и навыки пользования языком в различных речевых ситуациях, овладеть основными грамматическими структурами, навыками, связанными с социальными функциями языка.

Данная программа ставит на первое место коммуникативную функцию слова, умение владеть языком как средством коммуникации, развитие миротворческой лексики, связанной с правами человека, предотвращением конфликтов.

Цели изучения иностранного языка

направлены:

на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка;

формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования

компетенций:

-речевая компетенция

–развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

-языковая компетенция

–овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

-социокультурная компетенция

–приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII -IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

-компенсаторная компетенция

–развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

-учебно-познавательная компетенция

–дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

-формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);

-формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков,

способствующих подготовки молодежи к жизни в условиях опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов).

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов – представлений, непрочностью связей между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

При изучении иностранного языка у таких детей замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в речи, затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, а также возникают трудности при усвоении форм диалогической речи.

Специфика обучения иностранному языку детей в общеобразовательной школе по  VII виду предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Введение в урок элементов игры, даже в старших классах, повышает работоспособность детей и способствует развитию, коррекции познавательных процессов.

Большая часть программного материала при изучении иностранного языка берется только в качестве ознакомления.

Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается с работой

со словарем; на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке.

Аудирование значительно сокращается. Сокращается объем письменных упражнений, остальные тщательно разбираются или выполняются в  классе.

В 7-9 классах акцент в преподавании иностранного языка смещается на перевод текстов со словарем и на формирование устойчивого навыка работы

со словарем.

Проверка знаний обучающихся

В конце каждой четверти проводится контрольная работа, состоящая из заданий по всем четырём видам речевой деятельности.

Предусмотрена проверка знаний и умений обучающихся в форме тестирования с выбором ответа, творческого, проектного задания, работы по карточке, презентации, списывании текста с заданием, работы со словарём.

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа по французскому  языку для 5 – 9 классов обеспечена следующим учебно - методическим комплексом:

5 класс

-учебник «Французский язык», книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиоприложение (CD);

6 класс

-учебник «Французский язык», книга для учителя , рабочая тетрадь , книга для чтения, аудиоприложение (CD);

7 класс

-учебник «Французский язык», книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиоприложение (CD);

8 класс

-учебник «Французский язык», книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиоприложение (CD);

9 класс

- учебник «Французский язык», книга для учителя, рабочая тетрадь «Контрольные работы», аудиоприложение (CD)

Формы организации учебного процесса

Формой организации учебного процесса является урок.

Технологии обучения: ИКТ, игровые, технология личностного ориентирования, технология развивающего обучения ,технология коррекционного обучения.

Основные содержательные линии

В курсе иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии:

коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: ауди-рование, говорение, чтение, письмо;

языковые средства и навыки пользования ими;

социокультурная;

общеучебные умения.

Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «иностранный язык».

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающегося.

1. Приоритет коммуникативной цели в обучении французскому  языку.

2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку

3. Сбалансированное обучение устным (говорение и понимание на слух) и

письменным (чтение и письмо) формам общения.

4. Ориентация на личность учащегося.

5. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом.

6. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способно-стей учащихся.

7. Широкое использование эффективных современных технологий обучения.

8. Социокультурная направленность.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый

Формы контроля: устная форма (говорение), письменные формы контроля аудирования, одноязычные и двуязычные (перевод) формы контроля чтения и одноязычная форма контроля письма.

Раздел II Примерное тематическое планирование курса обучения французскому языку по программе УМК “Синяя птица” 5-9 классы (учебные дидактические единицы с примерным распределением учебных часов по разделам курса)

  1. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения

(спорт, музыка, посещение кино/ театра / парка аттракционов.  Покупки.

 Переписка)  - 80 часов.

  1. Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.

  2.  Каникулы и их проведение в различное время года - 60 часов.

  1. Родная страна и страна/страны изучаемого языка.

  2. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их

  3. достопримечательности.

  4.  Городская/сельская среда проживания школьников - 90 часов.

Раздел III

Требования к ЗУН по французскому  языку в 5 классе

 В результате изучения французского языка в пятом классе ученик должен:

 иметь представление:

основные значения изученных лексических единиц;

основные способы словообразования;

особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений;

основные нормы речевого этикета;

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; уметь на минимально допустимом уровне:

говорение

начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях  общения;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;

 аудирование

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять

значимую информацию, определять тему и выделять главные факты

чтение

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным

пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и

письменного общения с носителями иностранного языка;

осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в  полиязычном мире;

приобщения к ценностям мировой культуры;

ознакомления представителей других стран с культурой своего народа.

Требования к ЗУН по французскому языку в 6 классе

В результате изучения французского языка в шестом классе ученик должен:

иметь представление:

основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования;

особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений;

основные нормы речевого этикета;

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

2) уметь (на минимально допустимом уровне):

говорение

начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;

делать краткие сообщения по темам: переписка; школа и школьная жизнь,

изучаемые предметы и отношение к ним; каникулы; родная страна и страна

изучаемого языка, их столицы и достопримечательности;

аудирование

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять

значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;

чтение

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и

письменного общения с носителями иностранного языка;

осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире;

приобщения к ценностям мировой культуры;

Требования к ЗУН по французскому  языку в 7 классе

В результате изучения французского языка в седьмом классе ученик должен: иметь представление:

основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования;

особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений;

основные нормы речевого этикета;

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

уметь (на минимально допустимом уровне):

говорение

начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;

делать краткие сообщения по темам: взаимоотношения в семье, с друзьями;

внешность; досуг и увлечения; переписка; школа и школьная жизнь; изучаемые предметы и отношение к ним; каникулы; родная странна и страна изучаемого языка, их столицы и достопримечательности;

аудирование

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;

чтение

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным

пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;

осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире;

приобщения к ценностям мировой культуры.

Требования к ЗУН по французскому языку в 8 классе

В результате изучения французского языка

в восьмом классе ученик должен: иметь представление:

основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования;

особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений;

основные нормы речевого этикета;

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

уметь (на минимально допустимом уровне):

говорение

начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;

делать краткие сообщения по темам: межличностные взаимоотношения в

семье, с друзьями, в школе; переписка; родная странна и страна изучаемого языка, их столицы и достопримечательности; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, интернет); выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру, мир профессий и качества, необходимые для разных профессий.

аудирование

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять

значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;

чтение

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным

пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации,

достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;

осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире;

приобщения к ценностям мировой культуры;

ознакомления представителей других стран с культурой своего народа.

Требования к ЗУН по французскому  языку в 9 классе

В результате изучения французского  языка в девятом классе

ученик должен: иметь представление:

основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования (словосложение, аффиксация);

особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глагола, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, местоимений, пассивного залога, косвенной речи, сложноподчиненных предложений с Conditional1;

основные нормы речевого этикета (реплики-клише, оценочную лексику);

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

2) уметь (на минимально допустимом уровне):

говорение

начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

обмениваться мнениями по темам учебной программы с опорой на оценочную лексику;

высказываться по предложенным речевым ситуациям в пределах учебных тем;

делать краткие сообщения по темам: «Каникулы», «Межличностные отношения», «Досуг и увлечения», «Путешествие», «Мой день», «Родная страна и страны изучаемого языка», «Школьное образование», «Выбор профессии», «Спорт», «Молодежная культура»;

описывать события и явления (в пределах изученных тем), передавать основную мысль и основное содержание прочитанного или услышанного, выражать к нему свое отношение;

аудирование

воспринимать на слух и понимать основное значение аутентичных текстов в аудио -и видеозаписи: описаний, сообщений рекламно-информационного характера, рассказов, интервью с опорой на языковую догадку и контекст;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,

выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;

чтение

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, определяя тему и главную мысль, выделяя главные факты, устанавливая логическую последовательность фактов текста, прогнозируя содержание по заголовку или по началу текста, восстанавливая текст из разрозненных абзацев или путем добавления опущенных фрагментов;

читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием содержания, устанавливая причинно -следственную взаимосвязь фактов и событий, обобщая и критически оценивая полученную информацию, комментируя  факты и события с собственных позиций;

читать аутентичные тексты с извлечением интересующей информации, оценивая ее с точки зрения значимости для решения коммуникативной задачи;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

делать выписки из текста для последующего использования в собственных

высказываниях или для проектной деятельности;

писать поздравления, личные письма, адекватно употребляя формулы речевого этикета;

писать краткое сообщение, комментарий, описание событий и людей с использованием оценочных суждений и уместных лингвистических средств связи; 

Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и

письменного общения с носителями английского языка;

осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире;

приобщения к ценностям мировой культуры;

ознакомления представителей франкоязычных стран с социокультурными особенностями своей страны (в пределах изученной тематики).

развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений

и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи.

Раздел IV

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение     программы

  1. А.С. Кулигина, «Твой друг французский язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2013
  2. А.С. Кулигина, А.В. Щепилова «Твой друг французский язык, 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013
  3. Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина «Синяя птица для 7-8 классов», Москва «Просвещение», 2010
  4. Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина «Синяя птица для 9 классов», Москва «Просвещение», 2004
  5. Примерные программы по учебным предметам «Иностранный язык, 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2010
  6. ФГОС ООО
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования
  8. Ресурсы Интернета (http://www.school2100.ru/, http://standart.edu.ru/)
  9. Структурированная тематическая база наглядных пособий и КИМ
  10. Цифровая медиатека/ЭОР (видео-, аудиофайлы, флеш-объекты)


Предварительный просмотр:

Советы психолога для родителей «трудного» подростка

· Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

· Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

· Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

· Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

· Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

· Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

· Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

· Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

· Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

· Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

· Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

· Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

· Пригласите его (ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

· Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

· Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

· Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

· Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения.

Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.

“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т.д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Хотелось бы предложить следующие рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):

· Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

· К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

· Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

· Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.

И последнее: пожелания взрослым работающим с детьми и подростками:

· Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, “испорченном” подростке хорошие стороны.