Главные вкладки
Проектная деятельность
Социально-трудовой проект "Чудо-грядка, здоровье в порядке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-trudovoy_proekt.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение»
Социально-трудовой проект
«Чудо-грядки -
здоровье в порядке»
Выполнили: Власова Н.,
Самоделова А., Закирова А
Руководитель: Овчинникова Т.П.
Актуальность проекта
Человечество использует лекарственные растения с давних времён. С первых дней появления на земле, не имея в наличии фармацевтических препаратов, человек, страдая от различных заболеваний, искал помощи у природы.
Как говорится в Библии, растения и травы, Бог, создал на третий день. Все это он отдал Адаму и Еве, чтоб они питались травами и растениями. Первые письменные записи о лечебном использовании трав и растений обнаружили в ассирийском перечне, который был составлен 6000 лет назад. В него входит описания 250 трав. Так же нашли папирус, которому 3500 лет и в нем упомянуто о 700 разных травяных лекарствах, многие даже сейчас используются.
Отцом современной медицины считают - древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н. э.),он писал о травах: «Дайте больному лечебную траву, и он сам избавится от болезни».
В России выращивание лекарственных растений начинается с середины 17 века со времён царя Алексея Михайловича. В это время были организованы аптекарские огороды, был создан специальный аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами царского двора и армии (Александрова, 2014). Опыт применения лекарственных растений передавался из поколения в поколение, накапливался людьми и стал основой особого направления в медицине – фитотерапии. уст.траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них. С каждым годом увеличивается спрос на растительное лекарственное сырьё. По прогнозу ВОЗ (2016) доля фитопрепаратов на мировом фармацевтическом рынке за несколько лет увеличится с 40 до 60 %.
В современной медицине, не смотря на огромное количество химических препаратов, лекарственные растения не утратили своего значения. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается.
Несмотря на важность этого направления в медицине, мы очень мало знаем о свойствах лекарственных растений и технологиях их выращивания. Многие лекарственные растения собираются людьми в дикой природе, что может привести к уменьшению их численности и исчезновению редких лекарственных растений.
Для удовлетворения потребности общества в дальнейшем необходимо будет выращивать лекарственные растения на дополнительных площадях
Полученные знания и навыки позволять обучающимся самостоятельно выращивать и использовать лекарственные растения.
Реализация данного проекта привлечет внимание подростков к здоровому образу жизни.
В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания.
Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у обучающихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Задачи, стоящие перед школой сегодня таковы, чтобы из ее стен выходили адаптированные, востребованные, адекватно реагирующие на изменения в жизни общества люди.
Данный проект направлен на реализацию выше сказанных задач школы и общества в целом.
Обоснование проблемы, решаемой в проекте
По статистике, обучающиеся Куртамышского СУВУ чаще всего болеют простудными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и страдают эмоционально-психическими расстройствами. Выращивание лекарственных растений в какой-то степени может содействовать решению проблемы.
Во-первых, использование растительного сырья вызывает минимум побочных эффектов и аллергических реакций по сравнению с химическими препаратами.
Во-вторых, для выше упомянутых недугов существуют методы профилактики в виде использования лекарственных растений.
На лекарственные препараты, в том числе и растительного происхождения в 2018 году было потрачено 422088,98 рублей. Выращивание лекарственных растений позволит сэкономить бюджет учебного заведения.
Продукты проекта могут использовать медицинские работники для профилактики и комплексной терапии, психологи во время занятий и тренингов, проводимых с обучающимися и педагогами , сотрудники во время обеденного перерыва в виде фиточая.
Цель: создание условий для организации социально-значимой трудовой деятельности подростков и привлечения к здоровому образу жизни
Задачи проекта:
- Собрать информацию о лекарственных растениях, способных помочь при простудных заболеваниях, заболеваниях желудочно- кишечного тракта эмоционально-психических расстройствах, подобрать растения для выращивания, изучить их фармакологические свойства и методы заготовки.
- Изучить экологические особенности подобранных лекарственных растений.
- Создать участок лекарственных растений на территории училища.
- Заготовить выращенные растения для профилактики и лечения заболеваний сотрудников и обучающихся Куртамышского СУВУ.
Целевые группы: обучающиеся и сотрудники СУВУ «Куртамышское спецПУ»
География проекта и сроки его реализации
Проект реализуется в Куртамышском СУВУ
Адрес: город Куртамыш, ул. Строителей, 19;
Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г – октябрь 2019 г.
Этап | Деятельность | Сроки |
1.Организационно-подготовительный этап | -Определение источников информации; -планирование способа сбора и анализа информации; - сбор информации | Декабрь 2018 январь 2019г |
2.Основной этап | -сбор и систематизация материалов -Разработка земельного участка; -планировка и разбивка грядок; -посадка лекарственных растений; -уход и выращивание. | Февраль-август 2019г |
3.Заключительный этап | - Уборка выращенных растений - подготовка участка к следующему вегетационному периоду -заготовка лекарственных растений -размещение информации на официальном сайте Куртамышского СУВУ в разделе «Проектная деятельность» | Сентябрь –октябрь 2019г |
Содержание деятельности (мероприятия проекта)
1.Организационно-подготовительный этап | ||||
Мероприятия | Содержание | Участники | Сроки | Результат |
Просмотр фильма о лекарственных растениях | Формирование рабочей группы. Определение темы, целей и задач проекта, его исходного положения. Разработка плана мероприятий для реализации проекта | Овчинникова Т.П. Команда проекта | 12.12-22.12 2018 | Сформирована проектная группа Определены цели и задачи проекта Разработан план мероприятий |
Социологический опрос | Проведение анкетирования среди обучающихся Куртамышского СУВУ | Проектная группа | 23.12.18-31.12.18 | Обработанные анкеты воспитанниц |
Беседа, Интернет - поход | Сбор информации о лекарственных растениях Курганской области | Власова Н Закирова А Самоделова А | 12 января – 20 января | Работа в сети интернет, Изучены лекарственные растения способных помочь при простудных заболеваниях, заболеваниях ЖКТ и эмоционально-психических расстройствах рекомендованные для выращивания нашей географической зоны |
Информационный десант | Сбор информации о фармакологических и экологических особенностях растений | Власова Н Закирова А Воробьева Г | 21.01.19-25.01.19 | Изучены экологические и фармацевтические особенности |
Практическая работа | Изготовление плана лекарственной грядки | Проектная группа | 26.01.19-29.01.19 | Изготовлен план чудо грядки |
Творческий тандем | Описание проекта «Чудо грядка – здоровье в порядке» | Овчинникова Т.П Назарова Л.В. | 29.01.19-31.01.19 | Написана теоретическая часть проекта |
2.Основной этап | ||||
Творческая мастерская | Изготовление упаковочных мешочков и этикеток для сухих лекарственных растений | Самоделова А Власова Н | Февраль 2019 | Изготовлены упаковочные мешочки и этикетки для лекарственных растений |
Покупка и заказ семян | Заказ семян лекарственных растений, покупка. | Назарова Л.В Ефанова Н.Л. | Февраль 2019 | Закуплены семена, растений |
Урок-практикум | Заготовка посадочного материала, выращивание рассады | Ефанова Н.Л. НазароваЛ.В. Самоделова А. Власова А. Закирова А. | Март-апрель | .Посев посадочного материала на рассаду |
Трудовой десант | Подготовка и оборудование места для сушки лекарственных растений | Проектная группа | апрель | Изготовлены сушильные решетки, подготовлены специальные стеллажи. |
Практическая работа | Разбивка плана грядки на территории СУВУ | Ефанова Н.Л. НазароваЛ.В. Самоделова А. Власова А. Закирова А. | 20.04-22.04 2019 | На участке разбиты грядки в соответствии с планом |
Практическая работа | Формирование грядки | НазароваЛ.В. Самоделова А Власова А. Закирова А | 24-25.04 2019 | Сформированы грядки |
Практическая работа | Посадка черенков пиона, валерианы, мяты на грядку | Ефанова Н.Л. НазароваЛ.В. Самоделова А Власова А. Закирова А. | 26.04. 2019 | Посажены черенки пиона, валерианы, мяты |
Практическая работа | Посев семян лекарственных растений и высадка рассады в грунт на лекарственную грядку | Ефанова Н.Л. НазароваЛ.В. Самоделова А Власова А. Закирова А. | 5-10.05 2019 | Посеяны в грунт семена Мелиссы, Шалфея, Ромашки, Душицы, Тысячелистника, Базилика, Фенхеля, Петрушки, Валерианы |
Трудовой десант | Уход за чудо-грядкой | Проектная группа | Май-сентябрь 2019г | Прополка, полив, рыхление почвы, подкормка. |
Практикум | Заготовка лекарственных растений | Проектная группа | Июнь-сентябрь 2019 | Сбор, сушка лекарственных растений |
Практикум | Упаковка лекарственного сырья | Проектная группа | Сентябрь-октябрь | Фасовка лекарственных растений в изготовленные мешочки |
3. Заключительный этап | ||||
Творческая мастерская | Создание презентации для защиты проекта | Проектная группа | Сентябрь 2019 | |
Конкурс | Участие в учрежденческом конкурсе социально-трудовых проектов | Проектная группа | 4.02.19 | |
Презентация проекта | Размещение информации на официальном сайте Куртамышского СУВУ в разделе «Проектная деятельность» | Овчинникова Т.П. | Октябрь 2019 | |
Использование продуктов проекта | Использование лекарственных растений, выращенных и заготовленных своими руками для профилактики и лечения простудных и желудочно-кишечных заболеваний. | Медицинские работники, психологи |
Ожидаемые результаты
Социально-трудовой проект «Чудо - грядки» способствует расширению сферы общения обучающихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия и профессиональных навыков
В результате организации социально-значимой трудовой деятельности в виде работы над проектом ожидаются следующие результаты
Обучающиеся соберут информацию об экологических особенностях, фармакологических свойствах лекарственных растений: календулы лекарственной (ноготки), мяты перечной, мелиссы , бадана , ромашки аптечной , хризантемы , петрушки , фенхеля , душицы , пиона (марьин корень), чеснока, шалфея , валерианы (пустырник), базилика, тысячелистника.
Научатся выращивать, осуществлять заготовку, использовать выше упомянутые лекарственные растения.
В 2018 г валерианы экстракта было закуплено 68 (25мл) упаковок по цене 35рублей, на сумму 2367 рублей, пустырника – 67 упаковок (25мл) по цене 25 рублей на сумму 1673р. Итого на валериану и пустырник потрачено 4040р.
Мы планируем заготовить 50% от закупаемых трав что сэкономит бюджет организации на 2020 рублей, не считая того, что выращивать будем не только валериану и пустырник.
Критерии и механизмы оценки эффективности проекта
Для оценки результатов эффективности проекта участниками творческой группы разработаны анкеты для обучающихся и сотрудников. Анкетирование будет проводиться в октябре 2019 года. Анализ анкеты будет приложен к отчету о реализации проекта.
Партнеры проекта
Социальные партнеры: администрация СУВУ «Куртамышское спецПУ»; медицинские работники СУВУ
Команда проекта
Руководитель проекта: Овчинникова Т.П.
Обучающиеся: Власова Анастасия, Закирова Азалия, Самоделова Алена
Ресурсы проекта
Виды ресурсов | Краткое пояснение |
Кадровые | Учитель биологии высшей категории ОвчинниковаТ.П., мастера производственного обучения высшей категории Назарова Л.В, Ефанова Н.Л.,владеют навыками проектной деятельности |
Материально-технические | Созданы условия для реализации проекта: имеется земельный участок, инвентарь для садово-огородных работ, семена лекарственных растений, удобрения, бумага, копировальная техника |
Информационные | Научная литература, СМИ, интернет. |
Развитие проекта в постпроектной перспективе
В дальнейшем планируется увеличение площади посадки лекарственных растений с 36 м2 до 45м2, расширение видового разнообразия лекарственных растений до 15 видов .
Создание аптекарской грядки в подшефном детском саду МКДОУ№7, как возможность распространения проекта на другие целевые группы.
Бюджет проекта
№ п\п | Наименование материальных ресурсов | Цена | Количество | Стоимость |
1. | Корни пиона | 650-00 | 3 | 1950-00 |
Семена | ||||
1 | Мелисса | 180-00 | 2 | 360-00 |
2 | Шалфей | 36-00 | 2п | 72-00 |
3 | Ромашка | 29-00 | 2п | 58-00 |
4 | Шалфей | 29-00 | 2п | 58-00 |
5 | Душица | 29-00 | 2п | 58-00 |
6 | Тысячелистник | 18-00 | 2п | 36-00 |
7 | Базилик | 25-00 | 2п | 50-00 |
8 | Фенхель | 25-00 | 2п | 50-00 |
9 | Валериана | 19-00 | 1п | 19-00 |
10 | Петрушка | 25-00 | 2п | 50-00 |
Итого | 2761-00 | |||
Удобрения | ||||
11 | Аммофос | 54-00 (1 кг) | 1кг | 54-00 |
12 | Сушильный шкаф | 3500 | 1шт | 3500-00 |
Итого | 6315-00 |