Планирование
Памятки в помощь написанию плана воспитательно - образовательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_organizatsii_nod.doc | 29.5 КБ |
slovar_k_plan-yu.doc | 104.5 КБ |
netraditsionnye_formy_nod.doc | 25.5 КБ |
1_osn._oshibki_v_napisanii_plana_rab._vosp.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД в ДОУ
Методы повышения познавательного интереса и активности детей | • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) • Сравнение • Метод моделирования и конструирования • Метод вопросов • Метод повторения • Решение логических задач •Экспериментирование и опыты |
Методы повышения эмоционального отклика | • Игровые и воображаемые ситуации • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д. • Игры-драматизации • Сюрпризные моменты • Элементы творчества и новизны • Юмор и шутка (учебные комиксы) |
Методы развития творческого потенциала | • Эмоциональная насыщенность окружения • • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование) • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее) • Игровые приемы • Юмор и шутка • Экспериментирование • Проблемные ситуации и задачи • Неясные знания (догадки) • Предположения (гипотезы) • ТРИЗовские методы |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ
«Планирование образовательного процесса в ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования»
Авторитарный - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками.
Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.
Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.
Амплификация - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. В отличие от акселерации, А. предполагает полноценное и максимально наполненное проживание каждого возрастного этапа. Теоретической основой концепции А. является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В. Запорожец
Ведущая деятельность – та, в которой формируются основные психологические новообразования возраста, дифференцируются другие деятельности, развиваются все частные психические процессы; наибольшим образом способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая за собой его развитие.
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; совместная деятельность, в процессе которой происходит сотрудничество, диалог. Необходимо для становления личности воспитанника и развития воспитателя – без помощи нового поколения, без со-развития с ним, педагог не реализуется как профессионал, как личность.
Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.
Гуманизация образования - философская и социально - политическая доктрина, согласно которой содержание образования должно обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельностное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.
Деятельностный подход – 1) признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности; 2) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности. Является общим основанием для классификации содержания дошкольного образования, как во Временных требованиях, так и в основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, т.е. учет так называемых детских видов деятельности; 3) представление в базисном содержании дошкольного образования разных их видов деятельности, а также сама деятельность в развитии, ее основные компоненты: цель, выбор средств, нахождение способов, контроль и т.п. Д.п. обеспечит детям субъективность освоения социокультурного содержания, связь знаний, источником которых будут и взрослый, и партнеры.
Здоровьесберегающий ребенка подход – особый, стержневой подход, оберегающий и укрепляющий психику ребенка при отборе содержания дошкольного уровня образования. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в водных процедурах и систематических занятиях физкультурой. Речь идет и об укладе жизни ДОУ, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок чувствует себя защищенным. Это, прежде всего, положительная направленность во всем. Н-р, давая детям представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает их внимание к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги.
Деятельность – 1) динамическая система взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которой происходит возникновение образа, оказывающего влияние на все дальнейшее взаимодействие человека с миром, на его сущность, содержание, способы, а также на отношение человека к самой деятельности; 2) активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Диалог - процесс приобщения к иному смысло - жизненному пространству через языковое взаимодействие и проясняет его сущностные особенности, духовные измерения существования.
Духовное развитие – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого способа существования.
Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.
Задатки – анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Но способность – есть функция не задатков, а развития их путем целенаправленной деятельности.
Знание – 1) результат познавательной деятельности, совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов явлений или предметов; 2) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, суждений, законов, теорий, учений, принципов, формул, дат, событий, фактов и т.д.
Зона ближайшего (потенциального) развития – 1) расхождение, разность в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и в совместной деятельности с взрослым; реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих его людей; 2) область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективу развития ребенка.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации психического и личностного потенциала каждого ребенка в образовании.
Индивидуальность - интегральное свойство личности, совокупность индивидуально - психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.
Интегративные качества личности - психологические новообразования в центральных сферах психического развития дошкольника. Формирование интегративных качеств выступает как социокультурный процесс, протекающий посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Задача формирования интегративных качеств рассматривается не как ориентация на конкретную образовательную область, а как раскрытие перед воспитанником на многоаспектной сферы жизнедеятельности взрослых посредством освоения им образовательных областей. Тем самым, через вхождение ребенка в социальное бытие взрослых, обеспечивается обогащение его личности. Формирование интегративных качеств опосредуется присущими возрасту специфическими потребностями, которые не только выражаются, но и развиваются в разных видах детской деятельности.
Интегративный подход – принцип решения приоритетных для дошкольного возраста задач развития на основе сочетания чувственного и рационального познания, соответственно их возрасту. При И.п. педагог не только обогащает осваиваемые детьми области действительности, но и сохраняет целостность каждой; добивается необходимого образовательного эффекта за оптимальное время. На сегодня, как правило, в качестве единицы интеграции выступает тематизм, что, к сожалению, в основном захватывает лишь ассоциативный пласт
Интеграция – 1) объединение в одно целое каких - либо частей; ориентация на восприятие системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей; 2) состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Интериоризация – 1) постепенное превращение какого – либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутреннее психологическое свойство или способность человека; 2) формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности.
Качества личностные - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие
Качества физические – характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели
Качества интеллектуальные – характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта)
Качество образования – 1) определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного, эстетического и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; 2) степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о., прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту.
Коллектив – 1) внешний механизм саморазвития человека; 2) малая группа, члены которой объединены тесными деловыми, межличностными, нравственными связями и которые совместными усилиями обеспечивают получение социально значимого продукта своей деятельности.
Комплексный подход – подход к организации практики воспитания и обучения, рассматривающий эту практику с позиции целостности и системности.
Концепция - совокупность взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.
Критерий (греч. – средство для суждения) - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, на основании которого производится оценка (определение) сдвига, преобразования или шага развития какой-либо психологической структуры. Критерии задаются в соответствии с задачами и нормами развития в конкретном возрастном интервале.
Культура – 1) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики; 2) высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение; уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо области знания или деятельности; 3) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в совокупности отношений.
Личностно ориентированное обучение – обучение, в основе которого лежит признание уникальной сущности каждого ученика и признание индивидуальности его учебной траектории. Его признаки: субъектность, признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого участника, гуманность взаимодействия, рефлексия образовательных результатов и т.п.
Личностный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, самосознательному развивающемуся субъекту.
Модернизация – изменение, усовершенствование чего - либо в соответствии с современными требованиями, вкусами, в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.
Модификация - видоизменение предмета или явления, не затрагивающее его сущности.
Мониторинг (от англ. — контролировать, проверять) - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксирования соответствия (или несоответствия) результатов этого процесса первоначальным предположениям; процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям,
Мониторинг качества дошкольного образования – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и воспитательный процессы. Мониторинг должен позволять выявить индивидуальное своеобразие процесса формирования у воспитанников интегративных качеств как промежуточных и итоговых результатов освоения Программы в разном возрасте, тем самым определить индивидуальную траекторию развития детей в условиях дошкольного образования
Мотив – 1) предмет потребности, ее психологическое проявление; 2) то психологически реальное (отраженное), принадлежащее личности, что побуждает и направляет ее деятельность; 3) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.
Мотивация - совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности; динамические процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Направленность – 1) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий; 2) целостная, иерархизированная система потребностей и мотивов, задающая структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений личности с окружающим миром и к миру, основные линии ее поведения.
Непрерывное образование – стадийный и целостный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и формального образования,.
Образовательная область – перечень видов детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная, музыкально-художественная, продуктивная, а также области «Здоровье» и «Безопасность». Они в совокупности обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Образовательные области имеют не узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка
Образовательная программа - нормативно - управленческий документ, в котором представлены целевые ориентиры, ценностные и теоретико - методологические основы образовательной системы, принципы, содержание и механизм ее функционирования и дальнейшего развития.
Образовательная программа, разработанная ДОУ – это стратегия педагогической деятельности по реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивающая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения.
Образование - процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных и деятельностных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Образовательная программа - нормативно - управленческий документ, в котором представлены целевые ориентиры, ценностные и теоретико - методологические основы образовательной системы, принципы, содержание и механизм ее функционирования и дальнейшего развития.
Образовательная среда – естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечивать его продуктивную деятельность.
Обучение - это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности как основы для формирования черт, свойств и качеств личности.
Ориентировочная основа действия (ООД)– в сложившемся виде – это система знаний человека о цели, внешней и внутренней обстановке, в которой эта цель должна достигаться, а также о плане и средствах (опять – таки как внешних, так и внутренних), предстоящей активности по достижению цели. ООД может быть полной, верной, соответствующей реальной ситуации, либо неполной, неточной, неадекватной; это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П.Я. Гальперин) исполнения.
Основные направления развития детей – в соответствии с ФГТ, это: физическое развитие, социально-личностное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое
Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди.
Парадигма научная - совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
План — 1) документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и последовательность их проведения, имеет определенное назначение в соответствии с целью и свою структуру.
Планирование- вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.
Принцип интегративности – принцип формирования перечня качеств в ходе освоения всех или большинства образовательных областей в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был организован правильно, с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.
Принцип интеграции образовательных областей – предусматривает соотношение образовательных областей. Предполагает осуществление задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области в ходе реализации других образовательных областей. Принцип интеграции является альтернативой «предметному» принципу построения образовательного процесса в дошкольном образовании.
Принцип комплексно-тематический – комплексное объединение программного содержания в рамках какой-либо темы, реализуемой как на занятиях, так и вне их.. Тесно связан с принципом интеграции, т.к. полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания, но и организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды деятельности.
Профессиональная компетентность – это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психофизиологические возможности самостоятельно использовать их на практике. Это способность и стремление разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности.
Процесс – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Развивающий характер содержания образования – его направленность на раскрытие потенциальных возможностей ребенка - через взрослого, а также в процессе взаимодействия друг с другом и самостоятельно, в процессе практического освоения и преобразования разнообразных объектов. Однако содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. Педагог должен знать, какое содержание образования непосредственное или опосредованное развивает каждого воспитанника.
Развитие – 1) Развитие – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры; 2) процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Результаты (продукты обучения) - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Имеет внешние (идея, текст, поделка) и внутренние (личностные качества, способности) проявления. Результаты освоения детьми ООП дошкольного образования - фиксируют итоговый результат освоения Программы в виде интегративных качеств воспитанника 7 лет, то есть «на выходе» из ДОУ, но при этом допускают возможность определения промежуточных результатов.
Результат итоговый освоения ООП дошкольного образования представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Результаты промежуточные освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление. разработка промежуточных результатов освоения детьми Программы как предпосылок тех интегративных качеств, которые составят итоговые результаты ее освоения, предполагает выявление культурообразующей составляющей каждого интегративного качества в возрастном аспекте
Рефлексия – 1) процесс воспоминания, выявления и осознания основных компонентов деятельности, ее смысла, способов, проблем, пути их решения, полученные результаты и т. п.; 2) способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми и строить свое поведение с учетом возможных их реакций; 3) способность анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий; процесс самопознания субъектом внутренней психической активности и состояний.
Роль – 1) социальная функция личности, набор различных моделей поведения, связанных с социальным положением индивида; 2) способ поведения людей, соответствующий принятым нормам, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Самоактуализация – процесс и результат использования максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах; стремление личности к постоянному самосовершенствованию.
Саморазвитие – 1) то же, что самодвижение – внутреннее необходимое самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями. Направленность на себя, исхождение от себя или осуществление для себя (самоконтроль, саморазвитие); 2) собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности воспитания в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.
Самостоятельная деятельность - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Сензитивность возрастная – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Система – набор или комплекс связанных между собой или взаимозависимых объектов, которые образуют сложное единство, целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой – либо схемой или планом; упорядоченное множество элементов, обладающих структурой и организацией.
Системность содержания дошкольного образования - обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает, которые «выступают» не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже старший дошкольник овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е. позволяет выходить за пределы конкретики, делать обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход позволяет педагогу реализовать на практике важный дидактический принцип - «от общего к частному». Его специфика в том, что для дошкольника каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, что способствует выстраиванию некой целостной картины.
Системный подход - методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система.
Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных объектов; (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его С. д. со взрослым. Иименно в ней формируются все специфически человеческие психические процессы. В С. д. со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации.
Содержание образования - педагогически адаптированная система ЗУН, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевого отношения, усвоение их призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.
Сотрудничество учебное – различные виды совместной работы субъектов обучения, направленных на решение учебных задач. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: введение в деятельность; разделенное действие; имитируемое действие; поддержанное действие; саморегулируемое действие; самоорганизуемое действие; самопобуждаемое действие; партнерство.
Социальная роль – социальная функция, модель поведения, которая объективно задана социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С.с.р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; определенные психофизические данные человека, которые являются условиями осуществления конкретной деятельности оптимального качества.
Среда – окружение, совокупность природных, социальных условий, в которых организуется деятельность человека; окружающие социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Средства педагогические – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса: оборудование, техника, пособия, технические средства, предметно – дидактические, социальные (субъекты образовательного процесса).
Средство - предмет, приспособление, необходимое для выполнения какой - либо деятельности; предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются педагог (его голос, речь, мастерство), учебники, оборудование, форма организации обучения, в том числе – групповая и коллективная.
Структура – строение, внутреннее устройство чего – либо; относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.
Субъект - 1) лицо или группа лиц, выступающим активным деятелем в каком-либо акте, процессе; 2) индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; 3) человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно – практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Субъектность – социально ценное качество, способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать жизненные планы
Технология педагогическая - такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Умение - 1) освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний; 2) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам; 3) способность, возможность личности к эффективной реализации навыков и действий в изменяющихся условиях.
Форма организации обучения – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Форма и содержание находятся
Целеобразование — составная часть пед. (управленческой) деятельности, которая заключается в построении иерархии (таксономии, дерева) целей. Характерно, что крупные по своим масштабам цели не могут в принципе быть конкретными. Т.е. на «вершине» дерева целей они неконкретны, глобальны, а «листочки» этого дерева целей должны быть технологичны. Мелкие задачи д/б поставлены так, чтобы педагог, руководитель мог однозначно сказать, выполнена эта задача или нет. Целеполагание определяется как проектирование. Задачи - это подцели, способствующие реализации целей.
Целостный подход - обеспечивающий изучение целостность объекта, отличную от простой суммы отдельных частей.
Цель - 1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности рассматриваются как аспект мотивации, а ценностные ориентации — как субъективные концепции ценностей или разновидностей социальных установок, занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Циклограмма работы – 1) распределение дел, в течение определенного временного периода, совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия; 2) схема (форма) календарного планирования деятельности при выполнении постоянно повторяющихся однотипных видов работ.
«Я - концепция личности» - многомерная, относительно устойчивая, субъективно осознаваемая и переживаемая система представлений человека о самом себе, включающая самопознание, отношение к себе, саморегуляцию и оценку себя. На основе ее человек строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, и самим собой.
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ НОД
• НОД-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.
• НОД-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина)
• Театрализованные НОД (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
• НОД-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения)
• НОД-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка)
• НОД-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию)
• НОД-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»)
• НОД-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т.д.)
• НОД-формулы (предложены в книге Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»)
• НОД-путешествия
• Бинарные НОД (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа)
• НОД-фантазии
• НОД-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию)
• НОД-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной)
• НОД типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией)
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей)
• НОД «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?)
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
№ | Суть ошибки | Комментарии |
1. | Запись в планах и целей, и задач | Написание задач - излишне, т.к. без их выполнения в принципе невозможно реализовать цель и достичь результат. Цель- образ результата, задача – та же цель, реализуемая в конкретной ситуации |
2. | Не четко постановлены цели, недостижимы | Часто они обтекаемы, не конкретны и не являются руководством к действию. Н-р, «воспитывать уважение к старшим», «воспитывать любовь к природе» и т.п. |
3. | Ориентация на прогр. содержание, знания | Во многих планах вместо целей воспитатели пишут: «программное содержание», «дать знания», «вооружить знаниями» и т.п. |
4. | Направленность на обязанности или действия педагога | Примеры: «воспитывать…», «учить вежливому обращению». В в целях записываются метод. приемы или формы организации («рассказать о…», «объяснить, что…», «поручить полить…», «упражнять в..» и т.п. |
5. | Триединые задачи - разв., восп., образоват. | При этом воспитатели озабочены тем, чтобы действительно были три группы задач, отслеживая наличие «триединства», а не качество текста |
6. | Неконкретность формулировки целей | Например: «развивать память (внимание, мышление…..)», воспитывать аккуратность - какое конкретное умение способствует формированию аккуратности? |
7. | Отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности | Не прослеживается взаимосвязь разных видов деят–ти: работа сегодняшнего дня не опирается на полученный опыт, не отражается в следующие дни. Не учитываются принципы последовательности и постепенности обучения и воспитания детей |
8. | Фиксация внимания на второстеп-х деталях | Многословие, неконкретность. На одну смысловую единицу текста приходится 10-15 лишних слов. В итоге - большой объем плана и низкая его эффективность |