Планирование

Кутянина Ольга Сергеевна

Памятки в помощь написанию плана воспитательно - образовательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД в ДОУ

Методы повышения познавательного интереса и активности детей

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

• Сравнение

• Метод моделирования и конструирования

• Метод вопросов

• Метод повторения

• Решение логических задач

•Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоционального отклика

• Игровые и воображаемые ситуации

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.

• Игры-драматизации

• Сюрпризные моменты

• Элементы творчества и новизны

• Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы развития творческого потенциала

• Эмоциональная насыщенность окружения

• Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

• Игровые приемы

• Юмор и шутка

• Экспериментирование

• Проблемные ситуации и задачи

• Неясные знания (догадки)

• Предположения (гипотезы)

• ТРИЗовские методы



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ

«Планирование образовательного процесса в ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования»

Авторитарный - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками.

Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

Амплификация - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. В отличие от акселерации, А. предполагает полноценное и максимально наполненное проживание каждого возрастного этапа. Теоретической основой концепции А. является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В. Запорожец

Ведущая деятельность – та, в которой формируются основные психологические новообразования возраста, дифференцируются другие деятельности, развиваются все частные психические процессы; наибольшим образом способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая за собой его развитие.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; совместная деятельность, в процессе которой происходит сотрудничество, диалог. Необходимо для становления личности воспитанника и развития воспитателя – без помощи нового поколения, без со-развития с ним, педагог не реализуется как профессионал, как личность.

Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.

Гуманизация образования - философская и социально - политическая доктрина, согласно которой содержание образования должно обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельностное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Деятельностный подход  – 1) признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности; 2) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности. Является общим основанием для классификации содержания дошкольного образования, как во Временных требованиях, так и в основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, т.е. учет так называемых детских видов деятельности; 3) представление в базисном содержании дошкольного образования разных их видов деятельности, а также сама деятельность в развитии, ее основные компоненты: цель, выбор средств, нахождение способов, контроль и т.п. Д.п. обеспечит детям субъективность освоения социокультурного содержания, связь знаний, источником которых будут и взрослый, и партнеры.

Здоровьесберегающий ребенка подход – особый, стержневой подход, оберегающий и укрепляющий психику ребенка при отборе содержания дошкольного уровня образования. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в водных процедурах и систематических занятиях физкультурой. Речь идет и об укладе жизни ДОУ, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок чувствует себя защищенным. Это, прежде всего, положительная направленность во всем. Н-р, давая детям представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает их внимание к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги.

Деятельность – 1) динамическая система взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которой происходит возникновение образа,  оказывающего влияние на все дальнейшее взаимодействие человека с миром, на его сущность, содержание, способы, а также на отношение человека к самой деятельности; 2) активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Диалог - процесс приобщения к иному смысло - жизненному пространству через языковое взаимодействие и проясняет его сущностные особенности, духовные измерения существования.

Духовное развитие – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого способа существования.

Духовность 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.

Задатки – анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Но способность – есть функция не задатков, а развития их путем целенаправленной деятельности.

Знание – 1) результат познавательной деятельности, совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов явлений или предметов; 2) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, суждений, законов, теорий, учений, принципов, формул, дат, событий, фактов и т.д.

Зона ближайшего (потенциального) развития – 1) расхождение, разность в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и в совместной деятельности с взрослым; реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих его людей; 2) область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективу развития ребенка.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации психического и личностного потенциала каждого ребенка в образовании.

Индивидуальность - интегральное свойство личности, совокупность индивидуально - психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

Интегративные качества личности - психологические новообразования в центральных сферах психического развития дошкольника. Формирование интегративных качеств выступает как социокультурный процесс, протекающий посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Задача формирования интегративных качеств рассматривается не как ориентация на конкретную образовательную область, а как раскрытие перед воспитанником на многоаспектной сферы жизнедеятельности взрослых посредством освоения им образовательных областей. Тем самым, через вхождение ребенка в социальное бытие взрослых, обеспечивается обогащение его личности. Формирование интегративных качеств опосредуется присущими возрасту специфическими потребностями, которые не только выражаются, но и развиваются в разных видах детской деятельности.

Интегративный подход – принцип решения приоритетных для дошкольного возраста задач развития на основе сочетания чувственного и рационального познания, соответственно их возрасту. При И.п. педагог не только обогащает осваиваемые детьми области действительности, но и сохраняет целостность каждой; добивается необходимого образовательного эффекта за оптимальное время. На сегодня, как правило, в качестве единицы интеграции выступает тематизм, что, к сожалению, в основном захватывает лишь ассоциативный пласт

Интеграция 1) объединение в одно целое каких - либо частей; ориентация на восприятие системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей; 2) состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интериоризация – 1) постепенное превращение какого – либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутреннее психологическое свойство или способность человека; 2) формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности.

Качества личностные - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие

Качества физические – характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели

Качества интеллектуальные – характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта)

Качество образования – 1) определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного, эстетического и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; 2) степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о., прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту.

Коллектив – 1) внешний механизм саморазвития человека; 2) малая группа, члены которой объединены тесными деловыми, межличностными, нравственными связями и которые совместными усилиями обеспечивают получение социально значимого продукта своей деятельности.

Комплексный подход – подход к организации практики воспитания и обучения, рассматривающий эту практику с позиции целостности и системности.

Концепция - совокупность взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.

Критерий (греч. – средство для суждения) - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, на основании которого производится оценка (определение) сдвига, преобразования или шага развития какой-либо психологической структуры. Критерии задаются в соответствии с задачами и нормами развития в конкретном возрастном интервале.

Культура – 1) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики; 2) высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение; уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо области знания или деятельности; 3) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в совокупности отношений.

Личностно ориентированное обучение – обучение, в основе которого лежит признание уникальной сущности каждого ученика и признание индивидуальности его учебной траектории. Его признаки: субъектность, признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого участника, гуманность взаимодействия, рефлексия образовательных результатов и т.п.

Личностный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, самосознательному развивающемуся субъекту.

Модернизация – изменение, усовершенствование чего - либо в соответствии с современными требованиями, вкусами, в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.

Модификация - видоизменение предмета или явления, не затрагивающее его сущности.

Мониторинг (от англ. контролировать, проверять) - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксирования соответствия (или несоответствия) результатов этого процесса первоначальным предположениям; процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям,

Мониторинг качества дошкольного образования – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и воспитательный процессы. Мониторинг должен позволять выявить индивидуальное своеобразие процесса формирования у воспитанников интегративных качеств как промежуточных и итоговых результатов освоения Программы в разном возрасте, тем самым определить индивидуальную траекторию развития детей в условиях дошкольного образования

Мотив – 1) предмет потребности, ее психологическое проявление; 2) то психологически реальное (отраженное), принадлежащее личности, что побуждает и направляет ее деятельность; 3) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.

Мотивация - совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности; динамические процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Направленность – 1) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий; 2) целостная, иерархизированная система потребностей и мотивов, задающая структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений личности с окружающим миром и к миру, основные линии ее поведения.

Непрерывное образование – стадийный и целостный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и формального образования,.

Образовательная область – перечень видов детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная, музыкально-художественная, продуктивная, а также области «Здоровье» и «Безопасность». Они в совокупности обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Образовательные области имеют не узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка

Образовательная программа - нормативно - управленческий документ, в котором представлены целевые ориентиры, ценностные и теоретико - методологические основы образовательной системы, принципы, содержание и механизм ее функционирования и дальнейшего развития.

Образовательная программа, разработанная ДОУ – это стратегия педагогической деятельности по реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивающая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения.

Образование - процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных и деятельностных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Образовательная программа - нормативно - управленческий документ, в котором представлены целевые ориентиры, ценностные и теоретико - методологические основы образовательной системы, принципы, содержание и механизм ее функционирования и дальнейшего развития.

Образовательная среда – естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечивать его продуктивную деятельность.

Обучение - это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности как основы для формирования черт, свойств и качеств личности.

Ориентировочная основа действия (ООД)– в сложившемся виде – это система знаний человека о цели, внешней и внутренней обстановке, в которой эта цель должна достигаться, а также о плане и средствах (опять – таки как внешних, так и внутренних), предстоящей активности по достижению цели. ООД может быть полной, верной, соответствующей реальной ситуации, либо неполной, неточной, неадекватной; это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П.Я. Гальперин) исполнения.

Основные направления развития детей – в соответствии с ФГТ, это: физическое развитие, социально-личностное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое

Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди.

Парадигма научная - совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.  

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

План — 1) документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и последовательность их проведения, имеет определенное назначение в соответствии с целью и свою структуру.

Планирование- вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.

Принцип интегративности – принцип формирования перечня качеств в ходе освоения всех или большинства образовательных областей в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был организован правильно, с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Принцип интеграции образовательных областей – предусматривает соотношение образовательных областей. Предполагает осуществление задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области в ходе реализации других образовательных областей. Принцип интеграции является альтернативой «предметному» принципу построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

Принцип комплексно-тематический – комплексное объединение программного содержания в рамках какой-либо темы, реализуемой как на занятиях, так и вне их.. Тесно связан с принципом интеграции, т.к. полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания, но и организационных форм, в которых в той или иной степени будут  интегрироваться и различные виды деятельности.

Профессиональная компетентность – это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психофизиологические возможности самостоятельно использовать их на практике. Это способность и стремление разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности.

Процесс – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Развивающий характер содержания образования – его направленность на раскрытие потенциальных возможностей ребенка - через взрослого, а также в процессе взаимодействия друг с другом и самостоятельно, в процессе практического освоения и преобразования разнообразных объектов. Однако содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. Педагог должен знать, какое содержание образования непосредственное или опосредованное развивает каждого воспитанника.

Развитие – 1) Развитие – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры; 2) процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Результаты  (продукты обучения) - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Имеет внешние (идея, текст, поделка) и внутренние (личностные качества, способности) проявления. Результаты освоения детьми ООП дошкольного образования - фиксируют итоговый результат освоения Программы в виде интегративных качеств воспитанника 7 лет, то есть «на выходе» из ДОУ, но при этом допускают возможность определения промежуточных результатов.

Результат итоговый освоения ООП дошкольного образования представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Результаты промежуточные освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление. разработка промежуточных результатов освоения детьми Программы как предпосылок тех интегративных качеств, которые составят итоговые результаты ее освоения, предполагает выявление культурообразующей составляющей каждого интегративного качества в возрастном аспекте

Рефлексия – 1) процесс воспоминания, выявления и осознания основных компонентов деятельности, ее смысла, способов, проблем, пути их решения, полученные результаты и т. п.; 2) способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми и строить свое поведение с учетом возможных их реакций; 3) способность анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий; процесс самопознания субъектом внутренней психической активности и состояний.

Роль 1) социальная функция личности, набор различных моделей поведения, связанных с социальным положением индивида;  2) способ поведения людей, соответствующий принятым нормам, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Самоактуализация – процесс и результат использования максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах; стремление личности к постоянному самосовершенствованию.

Саморазвитие – 1) то же, что самодвижение – внутреннее необходимое самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями. Направленность на себя, исхождение от себя или осуществление для себя (самоконтроль, саморазвитие); 2) собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности воспитания в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.

Самостоятельная деятельность - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Сензитивность возрастная – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Система – набор или комплекс связанных между собой или взаимозависимых объектов, которые образуют сложное единство, целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой – либо схемой или планом; упорядоченное множество элементов, обладающих структурой и организацией.  

Системность содержания дошкольного образования - обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает, которые «выступают» не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже старший дошкольник овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е. позволяет выходить за пределы конкретики, делать обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход позволяет педагогу реализовать на практике важный дидактический принцип - «от общего к частному». Его специфика в том, что для дошкольника каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, что способствует выстраиванию некой целостной картины.

Системный подход - методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система.

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных объектов; (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его С. д. со взрослым. Иименно в ней формируются все специфически человеческие психические процессы. В С. д. со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации.

Содержание образования - педагогически адаптированная система ЗУН, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевого отношения, усвоение их призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.

Сотрудничество учебное – различные виды совместной работы субъектов обучения, направленных на решение учебных задач. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: введение в деятельность; разделенное действие; имитируемое действие; поддержанное действие; саморегулируемое действие; самоорганизуемое действие; самопобуждаемое действие; партнерство.

Социальная роль – социальная функция, модель поведения, которая объективно задана социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С.с.р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; определенные психофизические данные человека, которые являются условиями осуществления конкретной деятельности оптимального качества.

Среда – окружение, совокупность природных, социальных условий, в которых организуется деятельность человека; окружающие социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Средства педагогические – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса: оборудование, техника, пособия, технические средства, предметно – дидактические, социальные (субъекты образовательного процесса). 

Средство - предмет, приспособление, необходимое для выполнения какой - либо деятельности;   предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются педагог (его голос, речь, мастерство), учебники, оборудование, форма организации обучения, в том числе – групповая и коллективная.

Структура – строение, внутреннее устройство чего – либо; относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Субъект - 1) лицо или группа лиц, выступающим активным деятелем в каком-либо акте, процессе; 2) индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; 3) человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно – практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

Субъектность  социально ценное качество, способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать  жизненные планы

Технология педагогическая - такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Умение - 1) освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний; 2) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам; 3) способность, возможность личности к эффективной реализации навыков и действий в изменяющихся условиях.

Форма организации обучения – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Форма и содержание находятся

Целеобразование — составная часть пед. (управленческой) деятельности, которая заключается в построении иерархии (таксономии, дерева) целей. Характерно, что крупные по своим масштабам цели не могут в принципе быть конкретными. Т.е. на «вершине» дерева целей они неконкретны, глобальны, а «листочки» этого дерева целей должны быть технологичны. Мелкие задачи д/б поставлены так, чтобы педагог, руководитель мог однозначно сказать, выполнена эта задача или нет. Целеполагание определяется как проектирование. Задачи - это подцели, способствующие реализации целей.

Целостный подход - обеспечивающий изучение целостность объекта, отличную от простой суммы отдельных частей.

Цель - 1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности рассматриваются как аспект мотивации, а ценностные ориентации — как субъективные концепции ценностей или разновидностей социальных установок, занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

 Циклограмма работы – 1) распределение дел, в течение определенного  временного периода, совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия; 2) схема (форма) календарного планирования деятельности при выполнении постоянно повторяющихся однотипных видов работ.

 «Я - концепция личности» - многомерная, относительно устойчивая, субъективно осознаваемая и переживаемая система представлений человека о самом себе, включающая самопознание, отношение к себе, саморегуляцию и оценку себя. На основе ее человек строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, и самим собой.



Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ НОД

• НОД-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.

• НОД-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина)

Театрализованные НОД (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

• НОД-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения)

• НОД-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка)

• НОД-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию)

• НОД-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»)

• НОД-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т.д.)

• НОД-формулы (предложены в книге Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»)

• НОД-путешествия

Бинарные НОД (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа)

• НОД-фантазии

• НОД-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию)

• НОД-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной)

• НОД типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией)

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей)

• НОД  «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?)



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Суть ошибки

Комментарии

1.

Запись в планах и целей, и задач

Написание задач - излишне, т.к. без их выполнения в принципе невозможно реализовать цель и достичь результат. Цель- образ результата, задача – та же цель, реализуемая в конкретной ситуации

2.

Не четко постановлены цели, недостижимы

Часто они обтекаемы, не конкретны и не являются руководством к действию. Н-р, «воспитывать уважение к старшим», «воспитывать любовь к природе»  и т.п.

3.

Ориентация на прогр. содержание, знания

Во многих планах вместо целей воспитатели пишут: «программное содержание», «дать знания», «вооружить знаниями» и т.п.

4.

Направленность на обязанности или действия педагога

Примеры: «воспитывать…», «учить вежливому обращению». В в целях записываются метод. приемы или формы организации («рассказать о…», «объяснить, что…», «поручить полить…», «упражнять в..» и т.п.

5.

Триединые задачи - разв., восп., образоват.

При этом воспитатели озабочены тем, чтобы действительно были три группы задач, отслеживая наличие «триединства», а не качество текста

6.

Неконкретность формулировки целей

Например: «развивать память (внимание, мышление…..)», воспитывать аккуратность - какое конкретное умение способствует формированию аккуратности?

7.

Отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности

Не прослеживается взаимосвязь разных видов деят–ти: работа сегодняшнего дня не опирается на полученный опыт, не отражается в следующие дни. Не учитываются принципы последовательности и постепенности обучения и воспитания детей

8.

Фиксация внимания на второстеп-х деталях

Многословие, неконкретность. На одну смысловую единицу текста приходится 10-15 лишних слов. В итоге - большой объем плана и низкая его эффективность