Занятия по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Программные задачи:
1. Углубить знания детей о домашних животных, о пользе, приносимой людям.
2. Продолжать учить детей правильно строить предложения. Активизировать речь детей, использовать слова, связанные с действиями животных. Использовать в речи устное народное творчество: потешки, песенки, образные названия.
3. Воспитывать любовь к животным, к их детёнышам. Учить заботиться о них.
Материал: домики для животных, шапочки домашние животные: кошка, собака, корова, лошадь, овца.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за животными: кошкой, собачкой, лошадкой (кормление, передвижение) .
2. Рассматривание картин с изображением домашних животных.
3. Чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Смоляной бычок», «Как собачка друга искала ».
Ход занятия: Дети сидят полукругом. На столе воспитателя макет деревни: сад, дом, хлев, конура, конюшня. На других столах: шапочки для животных, угощение для животных.
1.- Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости. Догадайтесь, куда?
-В русскую избу.
Посмотрите, какая она большая, красивая. Давайте постучим в дверь. Никто не отвечает. Попробуем заглянуть в оконце и узнаем, кто здесь живёт?
Из окна выглядывает кошечка.
- Мяу! Мяу! Здравствуйте! Меня зовут Мурка.
- Кто же это?
- Кошечка! Киска! Кисонька! Кошка!
- Спойте обо мне песенку.
Дети поют: «Кошка и котята», рус. Нар. Мелодия, обработка М. Раухвергера.
- Зовут меня Мурка. Я живу рядом с человеком. Посмотрите, какая я красивая.
Дети рассматривают кошку, отвечают на вопросы.
- Какая шёрстка?
- Мягкая.
- Какие глазки?
- Зелёные, быстрые.
- Расскажите о лапках.
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
- Какую пользу приносит человеку?
- Ловит мышей.
- За это хозяин ухаживает за ней, кормит, гладит по шёрстке.
- А что кисонька любит больше всего?
- Лакать молочко.
- Кто даёт нам молочко?
-Молочко даёт нам коровка.
- Правильно, а вот и её домик. Позовём коровушку.
Дети зовут, а она не идёт, прочтём о ней потешку, она услышит и придёт: «Дай молочка, Бурёнушка… »
- Му! Му! Правильно, меня зовут Бурёнушка. Дети просят молочка для кошечки.
- Какой у тебя красивый домик.
- Как называется её домик?
- Хлев.
- Кто за ней ухаживает?
- Человек за ней ухаживает.
- Какую пользу приносит человеку коровушка?
- Бурёнушка даёт молочко, сливочки. Кошка Мурёнка и корова Бурёнка живут рядом с человеком. Человек ухаживает за ними, кормит.
- Как называют этих животных?
- Домашние животные.
- Заглянем и в другие домики. Кто там живёт? Без загадки хозяин дома не выйдет к нам.
Загадки: 1. Цок-цок-цок, на дорожке скачу,
Всех верхом прокачу.
- а что человек любит лошадку? За ней ухаживает?
- Возит телегу, пашет лошадка землю, возит человека.
-А кто же здесь живёт?
Загадка: 2. Почешу бочок, дам шерсти клочок на тёплые варежки.
- Овечка.
- Ду-ду-ду гудит рожок, шла овечка на лужок.
Шла по мостику, да через речку.
Вы видали ту овечку?
- Чем хороша овца?
- Шерсть даёт на варежки, на шапку, на валенки.
Идём к следующему домику.
- Лежу под крылечком, хвост колечком.
Лаю, кусаю, в дом не пускаю.
- Собачка.
- Ты, собачка, не лай, деток наших не пугай.
- Как собака помогает человеку?
Собака охраняет дом, ходит на охоту.
-Мы с вами узнали о помощниках человека, которые живут рядом с ним. Как называют этих животных?
- Домашние животные.
2. Использование ТСО: прослушивание отрывков из рассказа «Добрая хозяюшка», из песни Кота Леопольда. Подвести к выводу, что животных нужно любить, уметь дружить с ними.
3. – Давайте и мы поухаживаем за животными, покормим их. Дети выбирают соответствующий корм для отдельного животного и кормят со словами: «Ешь, пожалуйста».
4. Игра: «Беги на голосок». Используются шапочки. Затем уточнить название детёнышей животных: щенки, котята, жеребята, ягнята, телята.
5. Из этих животных кто нужнее всех человеку?
Приходят к выводу: они все нужны человеку.
6. – Вы сегодня хорошо потрудились на занятии все молодцы.