Речевая карта, с подробными рекомендациями к заполнению.
Предлагаемый материал может быть использован молодыми специалистами для заполнения логопедической документации в детских дошкольных, школьных и медицинских учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevayakarta_opisanie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата обследования
Речевая карта
Ф.И.О. ребенка дата рождения
Откуда поступил
Сведения о родителях:
мать
отец
Данные анамнеза:
Протекание беременности: без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.
Развитие плода: без патологии, с патологическими проявлениями.
Характер родов: без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.
Раннее развитие речи ребенка: время проявления голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова первые предложения ______________________________________
Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка: в срок, с опозданием, с опережением
Перенесенные заболевания:
Занимался ли ранее с логопедом, результаты
Ι. Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики
Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное, неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.
Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движения плавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.
Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.
Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок): выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.
Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.
Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук): нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.
Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает количество элементов, не нарушает.
ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.
2. Состояние ручной моторики:
Статическая координация движений:
-распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вертикальном положении под счет до 15;
-распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет;
-«коза» под счёт;
-«зайчик» под счёт;
-сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;
-положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.
Динамическая координация движений:
-выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;
-держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;
-сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;
-попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;
-«ладонь»-«кулак»;
-положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.
ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ
ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции
1. Строение артикуляционного аппарата
А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет
Б. Губы: естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней
В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы
Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний
Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма
В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма
Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма
Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма
Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма
2. Состояние артикуляционной моторики
Губы:
-«Ниточка» и удержать под счёт до 5;
-«Бублик»;
-«Хоботок»;
-«Заборчик»;
-«Зайчик»;
-«Лягушка»;
-«Окошко»;
-многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
Челюсть:
-«Бегемотик»;
-движение челюстью вправо-влево;
-выдвинуть нижнюю вперед.
выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.
Язык:
-«Лопатка» и подержать под счет до 5;
-положить широкий язык на верхнюю губу;
-«Часики»;
-«Лопатка»-«Иголочка»;
-«Орешки»;
-«Качели»;
-«Змейка»;
-стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.
выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается
Мягкое нёбо:
-широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);
-при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.
Продолжительность и сила выдоха:
-сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;
-поддувать пушинки, листок бумаги.
выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.
Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:
-оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.
выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.
ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; ПРИСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
3.Состояние мимической мускулатуры
Мышцы лба:
-нахмурить брови;
-поднять брови.
выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями, небольшого объёма; движение не удается.
Мышцы глаз:
-легко сомкнуть веки;
-плотно сомкнуть веки;
-закрыть правый глаз, затем левый;
-подмигнуть.
выполнение правильное; движение не удается; появление синкинезий.
Мышцы щёк:
-надуть левую щеку;
-надуть правую щеку;
-надуть обе щеки одновременно;
-втянуть щеки в рот.
выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.
Формирование мимических поз: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.
правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
ΙΙΙ.Исследование фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
-свистящие -
-шипящие -
-соноры -
-заднеязычные -
-др. звуки -
-усредненность гласных -
-оглушение звонких согласных -
-озвончение глухих согласных -
-нарушение йотированных гласных -
-недостаток произношения мягких согласных -
-палатализация -
-изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи -
ВЫВОДЫ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).
ΙV. Произносительная сторона речи
Голос – тихий, чрезмерно громкий, крикливый, резкий, с металлическим оттенком, сиплый, хриплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый, нормальный голос нормальной силы, неумение говорить шепотом, пользуется твердой атакой голоса / использует мягкую атаку голоса.
Темп речи – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.
Мелодико-интонационная сторона речи – интонированная, выразительная; монотонная; малоинтонированная.
Дыхание – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
Степень разборчивости речи: невнятная, малопонятна, несколько снижена, смазанная, не нарушена
ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА, ТЕМПА, ДЫХАНИЯ, МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ,ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.
V. Исследование состояния фонематического слуха и звукового анализа
Опознание фонем на фоне
-ряда гласных звуков -
-согласных звуков -
-слогов -
-слов -
Повторение слогового ряда за логопедом -
Придумывание слов с данным звуком -
Определение данного звука в названии картинок -
Определение места данного звука в словах -
Раскладывание картинок с оппозиционными звуками в два ряда -
Слуховая дифференциация звуков -
Определение…
-1-го гласного звука в слове -
-последнего гласного звука в слове -
-первого согласного звука в слове -
-последнего согласного звука в слове -
Последовательное называние всех звуков в слове
Определение количества звуков в слове
Придумывание слов из…
-2 звуков -
-3 звуков -
-4 звуков -
-5 звуков -
Сравнение слов-паронимов по звуковому составу:
ВЫВОДЫ: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО. НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗРАСТУ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО.
V. Исследование слоговой структуры слов
Односложные слова:
Двусложные слова:
Трехсложные слова:
Четырёхсложные слова:
ВЫВОДЫ: СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ; ДОБАВЛЕНИЕ СЛОГОВ; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ
VΙ. Исследование импрессивной речи
1. Обследование номинативной стороны речи
Понимание существительных (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела) -
Узнавание предмета по описанию -
Понимание действий -
Понимание признаков -
Понимание пространственных наречий -
2. Обследование понимания предложений
Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности:
-Принеси, покатай на полу и поставить машинку на стол. -
-Закрой дверь и выключи свет в комнате. -
-Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул. -
Понимание инверсионных конструкций:
-Я умылся после того, как сделал зарядку (Что мальчик сделал раньше?). -
-Петю встретил Миша (Кто приехал?). -
Выбор подходящего слова: Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв. -
Исправление предложения: Коза принесла корм девочке. -
Понимание сравнительных конструкций: Слон больше мухи или муха больше слона? -
Выбор правильного предложения: Взошло солнце, потому что стало тепло или Стало тепло, потому что взошло солнце.
Заканчивание предложения: Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…
3. Обследование понимания грамматических форм
Понимание форм единственного и множественного числа существительных -
Понимание отношений, выраженных предлогами -
Понимание падежных окончаний существительных:
-покажи линейку ручкой
-карандашом ручку
-карандаш линейкой
ВЫВОДЫ: ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ СФОРМИРОВАНА, СФОРМИРОВАНА НЕДОСТАТОЧНО
VII. Исследование экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи: однословная, фразовая, связная
1. Обследование слов, обозначающих предметы:
-обобщающие слова:
-части тела:
-части лица:
-посуда:
-одежда:
-обувь:
-головные уборы:
-дикие животные:
-домашние животные:
-домашние птицы:
-дикие птицы:
-насекомые:
-рыбы:
-деревья:
-цветы:
-грибы:
-овощи:
-фрукты:
-ягоды:
-продукты:
-мебель:
-музыкальные инструменты:
-рабочие инструменты:
-электроприборы:
-профессии:
-транспорт:
-редко употребляемые слова:
Дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник…
Называние предмета по его описанию:
-Кто косой, слабый, трусливый? -
-Что светит, сияет, греет? -
-Как называется помещение, где читают и получают книги? -
Название детенышей животных:
кошки собаки коровы козы лошади курицы утки волка лисы медведя
Части предмета:
-окна:
-стула:
2.Обследование слов, обозначающих признаки предметов:
Вкус:
Цвет:
Форма:
Подобрать признаки к предметам: ёжик - ёлка - яблоко -
Обследование слов, обозначающих действия предметов:
Названия действий людей: врач ___ учитель ___ продавец ____ шофёр ___ повар ___ маляр ___
Названия действий животных:
кто как передвигается: ласточка - лягушка - кузнечик - щука - змея - воробей - лошадь - лиса -
кто как кричит: петух - ворона- воробей - голубь - сорока -
Название времен года, их последовательности, признаков:
Подбор антонимов: большой - холодный - чистый - твердый - тупой - мокрый - широкий - светлый - высокий - старший -
Подбор синонимов к словам: боец - радость - врач - тайна - верный - быстрый -
Подбор однокоренных слов: лес - сад -
ВЫВОДЫ: АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН.
VIII. Состояние грамматического строя речи
1. Словоизменение
Употребление сущест. ед. ч. в разл. падежах:
Образование форм родительного падежа множественного числа существительных:
«Чего много в лесу?» -
«Чего много в саду?» -
«Чего много в этой комнате?» -
Преобразование ед. ч. имен существит. во мн.: коза - глаз - стул - лоб - ухо - дерево - рот - билет - перо - окно - рукав - воробей - доктор - лев - рог - хлеб -
Употребление предлогов:
Согласование числительных с существительными:
2. Словообразование
Образование уменьшительной формы существительного: ковер - гнездо - голова - сумка - ведро - птица - трава - ухо - лоб - воробей - стул - дерево -
Образование прилагательных от существительных: снег - бумага - стекло - пластмасса - мех - шерсть - пух -
Образование сложных слов: камень дробить - землю черпать - сено косить -
ВЫВОДЫ: ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (АГРАММАТИЗМ).
IX. Состояние связной речи
Составление предложений по сюжетной картинке -
Составление рассказа по сюжетной картинке -
Составление рассказа по серии сюжетных картинок -
Пересказ текста -
Самостоятельный рассказ -
ВЫВОД: РАССКАЗ СОДЕРЖИТ ВСЕ ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ; ВЕРНО ПЕРЕДАЁТСЯ СМЫСЛ, НО ОТСУТСВУЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЗВЕНЬЯ; ИЗЛОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТАРНОЕ; СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; ТРЕБУЕТСЯ РАЗВЁРНУТАЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЖЕ ПРИ ОКАЗАНИИ РАЗВЁРНУТОЙ ПОМОЩИ; ИЗЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ; ИЗЛОЖЕНИЕ ЛОГИЧНОЕ; СЛОВАРЬ АДЕКВАТЕН; ВЕРБАЛЬНЫЕ ШТАМПЫ; СЛОВАРЬ ОГРАНИЧЕН; ВЫРАЖЕННАЯ БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ; ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ; НЕГРУБЫЕ АГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ; МНОЖЕСТВЕННЫЕ ГРУБЫЕ АГРАММАТИЗМЫ.
Логопедическое заключение