Мои публикации

На этой опубликованы мои статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tarasova.docx21.64 КБ
Файл tarasova_e.p._formirovanie_navyka_chteniya.docx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Е.П., учитель биологии химии МБОУ «Озерная средняя школа № 9»,

Ширинский район tarasova.ekaterinataras@yandex.ru

Оценка метапредметных результатов на уроках биологии.

Evaluation of meta-subject results in biology lessons.

Аннотация.

            Статья содержит информацию о оценке метапредметных результатов при обучении биологии. В статье рассматриваются такие УУД как познавательные, регулятивные, коммуникативные. В статье представлены методы оценивания первичного контроля, промежуточного контроля, оценки лабораторных и практических работ, оценка итогового контроля а также оценки индивидуального проекта.  

Annotation.

      The article contains information on the evaluation of meta-subject results in biology teaching. The article discusses such UMS as cognitive, regulatory, and communicative. The article presents methods for evaluating primary control, intermediate control, evaluation of laboratory and practical work, evaluation of final control and evaluation of an individual project.

     Ключевые слова: метапредметность, универсальные учебные действия, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Первичное оценивание, лабораторная и практическая работа, индивидуальный проект, итоговая контрольная работа.

        Keywords: meta-subject, universal educational actions, cognitive, regulatory, communicative. Initial assessment, laboratory and practical work, individual project, final control work.

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено

                                           усилием своей мысли, а не памяти.

                                                                                                                                      Л.Н.Толстой

         В федеральном образовательном стандарте метапредметность обозначает надпредметную сущность получения новых знаний. Метапредметность формируется не на одном школьном предмете, а в комплексе всего обучения. Метапредметность  это один из способов формирования практического и теоретического мышления, приобщает к коммуникативным, познавательным и регулятивным способам деятельности.

         Метапредметный подход в образовании был разработан для ликвидации разобщенности и оторванности школьных дисциплин, между собой.  Сейчас главная задача учителя научить ребенка связывать свои знания с системой знаний других учебных дисциплин.

         Учебные предметы помогают достигать метапредметные результаты:

Регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий – это основные объекты метапредметных результатов. Основная цель метапредметности умственные действия обучающихся которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты - способы деятельности. Универсальные учебные действия, применимые  в рамках образовательного процесса это умения для решения проблем в реальных жизненных ситуациях.

К метапредметным результатам относят следующие умения: 

Познавательные: Уметь осознанно искать информацию. Формулировать вопросы для учителя и одноклассников. Проектная и исследовательская деятельность также относится к познавательным умениям. Это умственные действия, направленные на планирования и осуществления познавательной деятельности.

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог для поддержания учебной беседы, умение передавать окружающим содержание материала с опорой на модель.

Регулятивные: Постановка и определение целей, составление плана действия. Моделировать ситуации поведения в группе, участвовать в оценке деятельности других учащихся, самоконтроле.

        Биология относится к естественнонаучным циклу, куда относятся: химия физика география. Все науки так или иначе связаны между собой. Биология связана с географией на примере распространении ареалов обитания растений и животных. С историей в объяснении хода эволюции. Биология изучает жизнь и научные открытия ученых биологов. Биология и химия – смежные науки. Они объединены химическими веществами и реакциями между ними. Так, структурные единицы организмов – клетки – состоят из различных химических веществ, а внутри клеток происходят химические реакции, поддерживающие нормальную жизнедеятельность организма.

        Основные ориентиры универсальных учебных действий это применение знаний в повседневной жизни, полученные знания не для хорошей оценки, а для себя.

Далее в статье я покажу как можно оценить метапредметные связи на уроках биологии. И какие есть приемы для данной оценки.

Оценка метапредметных связей:

  1. Первичное (стартовое) оценивание.
  2. Промежуточный контроль

Лабораторные работы

Практические работы

  1. Итоговый контроль (контрольная работа).
  2. Итоговый проект.

Метапредметные результаты оцениваются по следующему алгоритму:

В ходе первичного (стартового) оценивания, оценки метапредметных результатов, в 5 классе я провожу входящую контрольную работу,  с целью проверки достижения планируемых результатов учащихся по курсу «Окружающий мир» за 1 – 4 классы, а также выявляю уровень учебной подготовки в 5 классе.  В 6 - 9 классах входящую контрольную работу провожу с целью, выявления обучающимися достижения планируемых результатов, и усвоения программы за предыдущий класс.

Промежуточный контроль оценивания метапредметных результатов при проведении

лабораторных и практических работ.

       В промежуточный контроль оценивания промежуточных результатов по программе подразумевает проведение лабораторных и практических работ. А также анализ биологических текстов, чтение биологической литературы, биологический диктант.

Лабораторные и практические работы помогают определить усвоение УУД:

Познавательные универсальные учебные действия — это общеучебные действия, оценивается умение формулировать и ставить перед собой цель, уметь искать информацию и делать анализ информации из разных источников, уметь моделировать ситуацию, структурировать свои знания. 

Регулятивные универсальные учебные действия на лабораторных и практических работах оцениваются в целеполагании, прогнозировании, планировании, контроле, коррекции, оценки и саморегуляции.

Коммуникативные универсальные учебные действия оцениваются в  умении, вести диалог, а также в письменных высказываниях. Это и оценка своих действий, это и смысловое мотивированное чтение, формулирование проблемы.
   

         При проведении лабораторных работ в 5 классе я стараюсь расширить область распространения знаний биологии. В 5 - 6 классах при проведении практической работы учащиеся знакомятся с лабораторным оборудование и признаками химических реакций, эти знания им пригодятся на последующих уроках биологии и химии.

         Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» наглядно показывает действие химических реакций, учит превращению веществ. Данные знания пригодятся при изучении органической химии в 10 классе.

         Лабораторные работы в 8 классе «Изучение видов переломов и оказание первой медицинской помощи при переломах и «Измерение массы и роста своего организма», пересекаются с медициной.

         Лабораторная работа в 10 классе «Решение генетических задач и составление родословных» и «Построение вариационной кривой (размеры семени фасоли)» показывают связь биологии с математикой, учат логике, сопоставлению.

          Оценка метапредметных результатов при проведении лабораторных и практических работ оценка сформированности у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

1. способность обучающегося выявлять учебную цель при проведении лабораторных и практических работах, уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью, искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

2. уметь осуществлять информационный поиск, уметь выбирать информацию из различных источников информации;

3. уметь использовать знаково-символические средства для составления схем таблиц и диаграмм, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

5. уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками при решения учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценивание  деятельности при  работе с текстом на  уроках биологии.

        Как показывает практика ребята не читают, и не любят этого делать. Для приобщения обучающихся к чтению, применяю практику смыслового чтения на уроках биологии. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста. В заданиях ВПР, ГИА, ЕГЭ много различных текстов требующих анализа содержания, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные обучающиеся допускают ошибки при формировании вопросов или суждений.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество с учителями и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание

Пример задания на смысловое чтение для 7 класса.

Кедр или сосна сибирская.

         Многие из нас знают что кедры растут в Сибирской тайге, что кедровые орешки очень вкусны и что еще есть такие птицы - кедровки.

         Да, действительно, орешки кедра - очень вкусны и птицы такие существуют, но кедры в Сибири не растут. В России кедром в разговорной речи называют сосну сибирскую.

         А настоящий кедр  - это кедр ливанский. Он растет в горах Турции, Ливане и Сирии.Это дерево упоминается в священной христианской книге – Ветхом завете. За ним снаряжал экспедиции царь Соломон, чтобы из его прочной и ароматной древесины построить храм. Русские люди, которые осваивали Сибирь, читали ветхий завет, но никогда не видели кедра. Увидев огромные деревья С «пушистой» хвоей, они решили, что это и есть кедр.

          Ботаники знают 4 вида кедра: ливанский, атласский (растет в Северной Америке), кипрский (растер в горах на острове Кипр) и гималайский (растет в Гималаях, северной Индии, в горах Пакистана и Афганистана).

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Назовите ареал обитания кедра и сосны сибирской.
  3. Назовите, царя который снарядил экспедицию чтобы найти кедр.
  4. В каком веке до н.э. жил царь Соломон.
  5. Распределите кедр по таксономическим единицам.

      Данное задание позволяет определить умение смыслового чтения,  оценить метапредметные знания, по истории и географии.

Оценка метапредметных результатов на заданиях смыслового чтения, это оценка умений детей в умении анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.


Предварительный просмотр: