Элективный курс
Элективный курс по биологии 8, 9 классы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Озерная средняя общеобразовательная школа № 9
Согласованно: Утверждаю:
заместитель директора по УВР Директор МБОУ Озерная СОШ № 9 ___________Янгулова О.О. _________Сафонова О.И.
« »________2015г.
Приказ № от .2015г.
Рабочая программа
по факультативному курсу «Биология»
для 8 класса
(Основное общее образование)
2015 – 2016 учебный год
Составитель: учитель биологии
Тарасова Е.П.
Рабочая программа рассмотрена
и обсуждена на заседании
ШМО естественнонаучного цикла
Протокол №______от ______2015г.
Руководитель_________.
с.Черное Озеро,
2015г.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание образовательной программы 5
3. Практические занятия по предмету 6 4.Требования к уровню подготовки обучающихся 7
7. Источники информации 8
7. Средства обучения 8
8.Приложение
1. Календарно – тематическое планирование 9
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии представлена:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный компонент государственного стандарта.
- Образовательная программа Озерной СОШ № 9.
5.Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приказ № 96 от 16.06.2015 г.
Биология является компонентом образовательного учреждения.
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Данная программа предназначена для углубления изучения предмета биологии для качественной подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, общая биология. Данный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы по этим направлениям биологии, систематизировать материал и извлекать необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ОГЭ.
В учебниках по биологии 6 – 8 классов материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 9 классе. Отдалённость сдачи экзамена за курс основной школы также является источником потери некоторого количества знаний по изученным ранее дисциплинам.
Цели изучения биологии:
Углубить и расширить знания о живых организмах, опираясь на науки ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология.
Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Задачи изучения биологии:
Образовательные: обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.
Развивающие: развитие у учащихся навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей
Воспитывающие: воспитание культуры труда
Логические связи биологии с другими предметами с химией при изучении крови и жидкостей в организме, с историей при изучении ученых биологов, с физикой при изучении локтевого и коленного сустава на примере рычагов, с МХК при изучении анатомических рисунков Леонардо Да винчи.
Классный коллектив состоит из 9 учеников 2 ученика являются отличниками по биологии Артем П, Лена Б.
Ударников 5 Наташа Т., Марина С., Сережа К., Женя С., Надя Г.
Ученики занимающиеся на удовлетворительно Артем О., Сергей Г.
В целом класс достаточно ссыльный на всех уроках работают активно и заинтересованно.
Национально – региональный компонент реализуется через темы:
Грибы Республики Хакасия, растения республики Хакасия, животные республики Хакасия.
Содержание образовательной программы
№ п/п Темы раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1. | «Царства Бактерий и Грибов» | Царство Прокариоты. Архебактерии. Настоящие бактерии. Оксифотобактерии Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология Грибы Хакасии | 4 часа |
2. | Царство Растения | Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение. Низшие растения Водоросли Мохообразные и папоротникообразные Семейства Покрытосеменных растений Голосеменные | 6 часов |
3. | Царство Животные | Общая характеристика. Простейшие животные Типы Беспозвоночных животных Тип Членистоногие Тип Хордовые: Класс рыбы Тип Хордовые: Класс рыбы Классы Земноводные Земноводные Хакасии Класс Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся Хакасии Класс Птицы Птицы Хакасии Класс Млекопитающие. Млекопитающие Хакасии | 13 часов |
4. | Анатомия | Опорно-двигательная система Пищеварительная и выделительная системы | 8 часов |
Органы чувств. Нервная система и органы чувств Головной и спинной мозг. Отделы нервной системы. Мочевыделительная система. Половая система. | |||
5. | Цитология | Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке. Строение и функции клетки. Контрольная работа. | 3 |
Практические занятия по предмету
п/п | Название темы | Вид практического занятия темы | Кол-во |
1. | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | 1. |
Требования к подготовке обучающихся 8 – го класса
обучающиеся должны знать: особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека
основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;
типы деления клеток, их роль в организме;
особенности строения тканей, органов, систем органов растительных и животных организмов;
основные жизненные функции растительных и животных организмов;
характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания;
уметь:
распознавать органоиды клетки;
узнавать основные формы цветкового растения;
распознавать органы и системы органов изученных организмов;
составлять простейшие цепи питания;
размножать комнатные растения вегетативным способом;
пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
Источники информации
1. Биология кроссворды для школьников. Ярославль «Академия развития», Е.Н. Анашкина 1997 г.
2. Биология (в таблицах). Москва «Лист». С.С.Акимов.1996 г.
3. Биология. Подготовка к ГИА. Ростов – на – Дону «Легион» , А.А. Кириленко 2010 г.
Средства обучения
п/п | Наименование средства обучения |
1. | Таблица «Строение клетки |
2. | Таблица «Ткани». |
3. | Таблица «Строение корня» |
4. | Натуральные ветки черемухи. |
5. | Таблица «Цветок», модель цветка |
6. | Таблицы «Пищеварительная система курицы». |
7. | Схема цепи питания |
8. | Таблица «Дыхание растений» |
9. | Таблица «Пищеварительная система курицы». |
10. | Микропрепараты крови лягушки и человека микроскоп. |
11. | Таблица «Выделительная система кролика». |
12. | Натуральная кость барана |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Вид практического занятия контроля | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
| Царство Прокариоты. Архебактерии. | 04.09.2015 | ||
Настоящие бактерии. Оксифотобактерии | 11.09.2015 | |||
Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология | 18.09.2015 | |||
Грибы Хакасии | 25.09.2015 | |||
Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение. | 02.10.2015 | |||
Низшие растения | 09.10.2015 | |||
Водоросли | 16.10.2015 | |||
Мохообразные и папоротникообразные | 23.10.2015 | |||
Голосеменные | 30.10.2015 | |||
Семейства Покрытосеменных растений | 13.11.2015 | |||
Общая характеристика. Простейшие животные | 20.11.2015 | |||
Типы Беспозвоночных животных | 27.11.2015 | |||
Тип Членистоногие | 04.12.2015 | |||
Тип Хордовые: Класс рыбы | 11.12.2015 | |||
Классы Земноводные | 18.12.2015 | |||
Земноводные Хакасии | 25.12.2015 | |||
Класс Пресмыкающиеся | 15.01.2016 | |||
Пресмыкающиеся Хакасии | 22.01.2016 | |||
Класс Птицы | 29.01.2016 | |||
Птицы Хакасии | 05.02.2016 | |||
Класс Млекопитающие. | 12.02.2016 | |||
Млекопитающие Хакасии. | 19.02.2016 | |||
Опорно-двигательная система | 26.02.2016 | |||
Пищеварительная и выделительная системы | 04.03.2016 | |||
Органы чувств. | 11.03.2016 | |||
Нервная система и органы чувств | 18.03.2016 | |||
Головной и спинной мозг. | 01.04.2016 | |||
Отделы нервной системы. | 08.04.2016 | |||
Кровеносная система | 15.04.2016 | |||
Мочевыделительная система. | 22.04.2016 | |||
Половая система. | 29.04.2016 | |||
Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке. | 06.05.2016 | |||
Строение и функции клетки. | 13.05.2016 | |||
Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа | 20.05.2016 |
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание образовательной программы 4
3. Требования к уровню подготовки обучающихся 5
7. Источники информации 6
7. Средства обучения 6
8.Приложение
1. Календарно – тематическое планирование 7
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии представлена:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный компонент государственного стандарта.
- Образовательная программа Озерной СОШ № 9.
5. Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приказ № 96 от 16.06.2015 г.
Биология по биологии является компонентом образовательного учреждения.
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.
Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии.
Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Для решения данной цели поставлены задачи:
Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;
В 9 классе обучается 15 человек в классе 5 ударников по биологии, остальные учащиеся занимаются удовлетворительно даже слабо.
Региональный компонент реализуется на уроках «Факторы, влияющие на здоровье человека», «Химические загрязнения и здоровье человека»,
Содержание образовательной программы
№ п/п Темы раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1. | Введение | 1 ч. | |
2. | I Место человека в органическом мире | I Место человека в органическом мире | 1 ч. |
3. | Факторы, влияющие на здоровье человека | Факторы, влияющие на здоровье человека | 8 ч. |
4. | Встречают по одежке | Встречают по одежке | 2 ч. |
5. | Правильное питание – залог здоровья! | Правильное питание – залог здоровья! | 2 ч. |
6. | Мой дом – моя крепость! | Мой дом – моя крепость! | 2 ч. |
7. | V. Суд над вредными привычками! | V. Суд над вредными привычками! | 2 ч. |
8. | Познай самого себя | Познай самого себя | 2 ч. |
9. | Природа и человек | Природа и человек | 2 ч. |
10. | Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!– | Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! – | 2 ч. |
11. | Заключение | 3 ч. | |
12. | Защита проектов | 5 часов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке «Основные требования к знаниям и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки домашнего задания.
Учащиеся узнать:
- основные приемы по определению уровня здоровья;
- основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
- основные способы сохранения и укрепления здоровья;
- методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся научатся:
- применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
- объяснять действия факторов среды на человека;
- обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
- уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
- уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.
Источники информации
Средства обучения
1.Компьютер
2. Интерактивная доска.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Вид практического занятия контроля | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
| Введение | 02.09.2015 | ||
Место человека в органическом мире | 08.09.2015 | |||
Факторы, влияющие на здоровье человека | 15.09.2015 | |||
ЗОЖ | Определение своего образа жизни, биологического возраста. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». | 22.09.2015 | ||
ЗОЖ | Определение своего образа жизни, биологического возраста. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». | 30.09.2015 | ||
ЗОЖ | Определение своего образа жизни, биологического возраста. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». | 06.10.2015 | ||
Защита проектов | 13.10.2015 | |||
Химические загрязнения и здоровье человека | 20.10.2015 | |||
Биологические загрязнения и здоровье человека | 27.10.2015 | |||
Физические факторы среды и самочувствие человека | 10.11.2015 | |||
Ландшафт как фактор здоровья | 17.11.2015 | |||
Проблемы адаптации человека | Определение своего типа адаптации | 24.11.2015 | ||
Встречают по одежке | Анализ своей повседневной одежды | 01.12.2015 | ||
Встречают по одежке | Анализ своей повседневной одежды | 08.12.2015 | ||
Защита проектов | 15.12.2015 | |||
Правильное питание - залог здоровья | Составление рациона и режима питания | 22.12.2015 | ||
Правильное питание - залог здоровья | Составление рациона и режима питания | 29.12.2015 | ||
Защита проекта | 12.01.2016 | |||
Мой дом - моя крепость | Комплексная оценка своего жилища Комплексная оценка школьного здания | 19.01.2016 | ||
Мой дом - моя крепость | Комплексная оценка своего жилища Комплексная оценка школьного здания | 26.01.2015 | ||
Мой дом - моя крепость | Комплексная оценка своего жилища Комплексная оценка школьного здания | 02.02.2016 | ||
Суд над вредными привычками | Деловая игра для учащихся школы | 09.02.2016 | ||
Суд над вредными привычками | Деловая игра для учащихся школы | 16.02.2016 | ||
Защита проектов | 23.02.2016 | |||
Познай самого себя | Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления | 01.03.2016 | ||
Познай самого себя | Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления | 08.03.2016 | ||
Природа и человек | Оценка условия своей местности | 15.03.2016 | ||
Природа и человек | Оценка условия своей местности | 05.04.2016 | ||
Защита проектов | 12.04.2016 | |||
Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай | Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи. | 19.04.2016 | ||
Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай | Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи. | 26.04.2016 | ||
Защита проекта | 10.05.2016 | |||
Итоговое занятие | 17.05.2016 | |||
Повторение | 24.05.2016 |
Содержание изучаемого курса
Введение
Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.
Практическая работа:
Место человека в органическом мире
Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян.
Факторы, влияющие на здоровье человека
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,
Практическая работа: Определение своего образа жизни
Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».
Определение своего типа адаптации
Встречают по одежке…
Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;
Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;
Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.
Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.
Исследование и анализ своей повседневной одежды.
Правильное питание – залог хорошего здоровья!
Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.
Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;
Сколько едим? – нормы питания;
Когда едим? – режим питания;
Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.
Мой дом – моя крепость…
Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;
Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;
Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.
Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.
Комплексная оценка здания школы.
Суд над вредными привычками – деловая игра.
Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек.
Познание самого себя…
Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.
Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия;
Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.
Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.
Человек и природа
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения.
Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!
Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.
Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях.
Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного.
Оказание первой доврачебной помощи.
Итоговое занятие.
Исследование «Оценка состояния моего здоровья».
Защита проектных работ.